Подрядные работы для государственных нужд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 22:26, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Довольно часто в выполнении каких-либо видов строительных работ нуждается государство, создающее свои целевые программы по строительству жилья для малообеспеченных слоев населения, созданию объектов жизнеобеспечения, социального обслуживания и т.п. А потому разработано специальное законодательство о подрядных работах для государственных нужд.

Содержание

Введение………………………………….…………….…………....….………3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА ПОДРЯДА
ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД………………………………………..6
1.1. Понятие подряда и его особенности……………………………………6
1.2. Предмет и содержание договора подряда
для государственных нужд…………………………………………………..9
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ПО ДОГОВОРУ ПОДРЯДА ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД………15
2.1. Условия заключения договора подряда
для государственных нужд…………………………………………….……15
2.2. Ответственность сторон. Прекращение и изменение договора….…..21
Заключение……………………………….….…....…...….............…................25
Список литературы………………………….………….….......….….….....…27

Вложенные файлы: 1 файл

подрядные работы для госнужд - курсовая.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

Если же юридическое  лицо наделено лишь специальной правоспособностью, то оно может выполнять функции  подрядчика в соответствии с теми видами деятельности, которые предусмотрены  в его уставе или относящемся  к нему положении, что особенно важно учитывать, когда речь идет о некоммерческих организациях.

По государственному контракту на выполнение подрядных  работ для государственных нужд подрядчик обязуется выполнить  строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (п. 2 ст. 763 ГК РФ).

К подрядным работам для государственных нужд применяются нормы ГК РФ о соответствующих видах подряда (строительного, на выполнение проектных или изыскательских работ), а также «Основные положения порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1993 года № 812 (в ред. Постановления от 18 февраля 1998 года № 216).

К числу источников правового регулирования государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд могут быть отнесены следующие федеральные законы:

- Федеральный закон  "О поставках продукции для  федеральных государственных нужд";

- Федеральный закон "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".

- Федеральный закон "О государственном оборонном заказе";

Отдельные положения, относящиеся  к государственным контрактам, имеются  и в Бюджетном кодексе. В частности, согласно ст. 71 БК закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда должны осуществляться исключительно на основе государственных и муниципальных контрактов.4

Среди источников правового  регулирования отношений по выполнению подрядных работ для государственных нужд можно назвать и ряд правовых актов, принятых (утвержденных) указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. К их числу относятся следующие правовые акты:

- Основные положения порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации;

- Положение об организации  закупки товаров, работ и услуг  для государственных нужд;

- постановление Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. N 1222 "О продукции, закупаемой для государственных нужд без проведения торгов (конкурсов)";

-Положение о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансирования за счет средств федерального бюджета.

В связи с этим нельзя не согласиться с выводом М.И. Брагинского: "Названные выше и  ряд других таких актов, изданных в разное время и содержащих нередко  коллидирующие решения, делают настоятельно необходимым скорейшее принятие закона о подряде для государственных нужд - одного из немногих, прямо поименованных в ГК законов, которые до сих пор не приняты".

Большое число разнообразных  нормативных актов, которые зачастую фрагментарно регулируют отдельные  вопросы, связанные с выполнением подрядных работ для государственных нужд, конечно же, не могут обеспечить комплексное регулирование соответствующих отношений.

Предметом государственного контракта являются результаты строительных, проектных, изыскательских и иных связанных  со строительством и ремонтом работ. При заключении контракта в нем конкретно определяются объем и виды предстоящих работ при необходимости с их разбивкой по годам и иным периодам.

Сторонами государственного контракта являются государственный  заказчик и подрядчик. Заказчиком может выступать государственный орган, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, или организация, наделенная правом распоряжаться такими ресурсами. При передаче функций государственного заказчика хозяйствующим субъектам в договорах с ними предусматриваются обязательства по выполнению переданных им функций, эффективному использованию выделенных средств, а также ответственность сторон за нарушение обязательств.5 Подрядчиком по государственному контракту может быть любое юридическое или физическое лицо, обладающее статусом предпринимателя и имеющее необходимую лицензию на выполнение соответствующего вида работ. К выполнению государственных контрактов наравне с российскими предпринимателями привлекаются иностранные организации. Государственные заказчики обеспечиваются финансовыми ресурсами в объеме, установленном соответствующими бюджетами. Выбор конкретного подрядчика производится на конкурсной основе путем подрядных торгов.

ГК РФ содержит специальную  правовую норму, закрепляющую систему генерального подряда. Положения этой нормы распространяются на все виды договоров подряда (бытовой подряд, строительный подряд и т. д.).

Характер предмета подряда  позволяет отграничить это обязательство от договоров об оказании услуг, что нередко имеет существенное практическое значение, поскольку, например, в налоговом и ином специальном законодательстве в целом ряде случаев по-разному определяется правовая судьба доходов, полученных по таким различным правовым основаниям, как подрядные договоры или договоры об оказании услуг.

Содержание договора подряда – совокупность условий, в которых определяются будущие права и обязанности его участников. Основная обязанность подрядчика – выполнение указанных в договоре работ и сдача их результата заказчику. Предметом договоров об оказании услуг является деятельность, предметом же подрядных договоров – выполнение работ и результат этих работ. Следует отметить, что нередко существенное значение имеет технология выполнения работ, время их производства, применяемые материалы и другие условия, характеризующие требования, обращенные к предмету договора. Все эти требования, относящиеся к предмету договора, должны быть согласованы сторонами. Условие о предмете является существенным для договора подряда.

Срок выполнения работы также является существенным условием. В договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ПО ДОГОВОРУ ПОДРЯДА ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД

2.1. Условия заключения договора подряда для государственных нужд

Основания и порядок  заключения государственного контракта определяются в соответствии с положениями статей 527 и 528 ГК РФ (ст.765 ГК РФ).  Государственный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон (п.1 ст. 766 ГК РФ).

Эти работы осуществляются на основе государственных контрактов на выполнение подрядных работ для  государственных нужд.

По договору подряда  для государственных нужд выполняются строительные, проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения потребностей Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов и небюджетных источников. Государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд - отдельный вид договора подряда (см. п. 2 ст. 702 ГК). В то же время, исходя из содержания (характера) работ, составляющих предмет договора (строительные или проектные и изыскательские), он представляет собой разновидность соответственно договора строительного подряда или договора на выполнение проектных и изыскательских работ Потребности Российской Федерации (или федеральные государственные нужды), в том числе перечень федеральных целевых программ, предусматриваются в федеральном законе о федеральном бюджете на планируемый период.

Договор заключается  в простой письменной форме по результатам обязательных подрядных  торгов (проведение торгов на строительство  для федеральных нужд обязательно). Договор подряда на работы для государственных нужд является консенсуальным, взаимным и возмездным.

Кроме того, выполнение подрядных работ осуществляется на добровольной основе, но в исключительных случаях, предусмотренных законом (например, в отношении предприятий монополистов) и при условии возмещения возможных затрат, допускается принуждение. В законодательстве установлены специальные гарантии возмещения потерь подрядчика, связанных с прекращением финансирования соответствующих работ, изменением условий государственных контрактов. Государственный (муниципальный) заказчик несет ответственность за несвоевременную передачу оборудования для монтажа, если это обязательство по контракту возложено на него. Размер санкций устанавливается при заключении контракта.

Цена контракта определяется на основе проведенного конкурса (подрядных  торгов) в пределах исходных условий. Специфический характер финансирования работ, выполняемых по государственным (муниципальным) контрактам, обусловил включение специального правила об обязанности сторон изменить условия контракта, если уменьшился объем средств, выделяемых из соответствующего бюджета для финансирования данного заказа. В этих случаях следует изменять сроки, а при необходимости - иные условия контракта.

Существенным условием договора подряда на работы для государственных  нужд является цены, без ее согласования договор считается не заключенным. При этом подрядчик может требовать от заказчика возмещения лишь тех убытков, которые возникли в связи с изменением срока выполнения работ.6

Еще одним существенным условием данного вида подряда является способ, обеспечивающий исполнение сторонами своих обязательств (п.1 ст. 766 ГК РФ). В зависимости от источника средств финансирования работ обязательства заказчика гарантируются органом управления соответствующего субъекта РФ или Правительством РФ. Возможно также обеспечение банковской гарантией, поручительством, неустойкой, а также их сочетание.

Основной способ размещения государственных заказов состоит  в проведении открытых или закрытых торгов (конкурсов). В этом случае заключение государственного контракта с подрядчиком, объявленным победителем конкурса, для государственного заказчика является обязательным. Обязательно в договоре должны быть определены начальный и конечный сроки проведения работ, а также (по согласованию сторон) промежуточные сроки. Подрядчик вправе требовать от государственного заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ.

Однако не исключается  и возможность прямого доведения  государственных заказов до подрядчиков. Так, постановлением Правительства  РФ от 26 сентября 1997 г. N 1222 "О продукции, закупаемой для государственных нужд без проведения торгов (конкурсов)" установлен исчерпывающий перечень работ, контракты на проведение которых могут заключаться без проведения конкурса. В частности, в указанный перечень включены работы по поддержанию производственных мощностей. В этом случае необходимо, чтобы подрядчик принял государственный заказ к исполнению. И только в исключительных случаях, устанавливаемых законом, заключение государственного контракта является для подрядчика обязательным при том условии, что ему со стороны государственного заказчика будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены подрядчику в результате выполнения государственного контракта (за исключением подрядчика - казенного предприятия).

Особенным основанием заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд служит Перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд, который ежегодно формируется Министерством экономического развития и торговли и подлежит утверждению Правительством РФ.7

Статьей 528 ГК предусмотрен дифференцированный порядок заключения государственного контракта в зависимости  от способа размещения государственного заказа на выполнение работ для государственных  нужд. При проведении конкурса государственный  контракт с подрядчиком, победившим на конкурсе, должен быть заключен государственным заказчиком не позже чем через 20 дней со дня проведения конкурса. В противном случае подрядчик-победитель конкурса вправе обратиться в арбитражный суд с иском о понуждении государственного заказчика к заключению государственного контракта и потребовать возмещения убытков, вызванных уклонением последнего от заключения государственного контракта.

В случаях, когда государственный  контракт оформляется на основе доведенного  до подрядчика и принятия последним государственного заказа на выполнение подрядных работ для государственных нужд, действует следующий порядок его заключения. Сначала проект государственного контракта разрабатывается государственным заказчиком и направляется подрядчику, который должен рассмотреть и подписать его в 30-дневный срок со дня его получения и возвратить один подписанный экземпляр государственному заказчику. Если подрядчика не устраивают отдельные условия проекта государственного контракта, он в тот же срок должен возвратить государственному заказчику подписанный проект государственного контракта вместе с протоколом разногласий по отдельным его условиям. В тот же 30-дневный срок подрядчик может уведомить государственного заказчика о своем отказе от заключения государственного контракта.

Информация о работе Подрядные работы для государственных нужд