Подрядные работы для государственных нужд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 22:26, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Довольно часто в выполнении каких-либо видов строительных работ нуждается государство, создающее свои целевые программы по строительству жилья для малообеспеченных слоев населения, созданию объектов жизнеобеспечения, социального обслуживания и т.п. А потому разработано специальное законодательство о подрядных работах для государственных нужд.

Содержание

Введение………………………………….…………….…………....….………3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА ПОДРЯДА
ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД………………………………………..6
1.1. Понятие подряда и его особенности……………………………………6
1.2. Предмет и содержание договора подряда
для государственных нужд…………………………………………………..9
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ПО ДОГОВОРУ ПОДРЯДА ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД………15
2.1. Условия заключения договора подряда
для государственных нужд…………………………………………….……15
2.2. Ответственность сторон. Прекращение и изменение договора….…..21
Заключение……………………………….….…....…...….............…................25
Список литературы………………………….………….….......….….….....…27

Вложенные файлы: 1 файл

подрядные работы для госнужд - курсовая.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

Государственному заказчику  предоставляется 30 дней для рассмотрения полученного от подрядчика протокола  разногласий к государственному контракту. В течение указанного срока государственный заказчик может сообщить подрядчику о принятии его редакции спорных условий либо об отклонении протокола разногласий. В последнем случае, а также при истечении 30-дневного срока разногласия по государственному контракту могут быть переданы контрагентом стороны, обязанной заключить государственный контракт, в срок не позднее 30 дней на рассмотрение арбитражного суда. Если же сторона, для которой заключение государственного контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона может обратиться в арбитражный суд с иском о понуждении к заключению государственного контракта.

Однако соблюдения формального  порядка и сроков действий сторон по оформлению договорных отношений  еще недостаточно для признания  государственного контракта заключенным. Необходимо, чтобы сторонами было достигнуто соглашение по всем существенным условиям государственного контракта (п. 1 ст. 432 ГК). Для государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд в ст. 766 ГК предусмотрен перечень его существенных условий, к которым отнесены следующие условия:

- о размере и порядке финансирования и оплаты работы;

- о сроках начала  и окончания работы;

- об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы; - о способах обеспечения исполнения обязательств сторон.8

Кроме того, в случае, когда государственный контракт заключается по результатам конкурса на размещение заказа на подрядные работы для государственных нужд, его условия определяются в соответствии с объявленными условиями конкурса и представленным на конкурс предложением подрядчика, признанного победителем конкурса (п. 3 ст. 766 ГК).

Например, круг условий, составляющих содержание государственного контракта (в том числе и существенных условий), расширяется специальным законодательством. В силу п. 3 ст. 72 БК в государственный контракт должно быть включено "обязательное условие" о выплате неустойки на случай нарушения исполнителем своих обязательств (впрочем, данное требование корреспондирует положению ст. 766 ГК о необходимости предусматривать в государственном контракте условия о способах обеспечения исполнения обязательств сторон). Федеральным законом "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" предусмотрена возможность включения в государственный контракт условий, обеспечивающих контроль со стороны государственного заказчика (без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика) за ходом работ, а также условий о консультативной и иной помощи подрядчику, оказываемой государственным заказчиком.

Поэтому, говоря о содержании государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд, не следует забывать о том, что в соответствии с п. 1 ст. 763 ГК предмет государственного контракта могут составить подрядные строительные работы (ст. 740 ГК) и (или) проектные и изыскательские работы (ст. 758 ГК). Определяя круг условий (в том числе существенных) такого государственного контракта, необходимо учитывать также правила, регулирующие соответственно договор строительного подряда и договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ с учетом общих положений о договоре подряда, применяемых к названным договорам.

Например, если государственным  контрактом предусматривается выполнение строительных работ для государственных  нужд, то помимо условий, предусмотренных  ст. 766 ГК, такой государственный контракт обязательно должен включать условие о составе и содержании проектно-технической документации, а также о порядке и сроке ее подготовки (п. 2 ст. 743 ГК). Если же по государственному контракту подлежат выполнению проектные и изыскательские работы, такой государственный контракт не может обойтись без условий, конкретизирующих порядок и сроки передачи подрядчику задания на проектирование и иных исходных данных, необходимых для составления проектно-технической документации (ст. 759 ГК).9

Стоимость работ по контракту определяется на основе проведенного конкурса (подрядных торгов) в пределах исходных условий.

Цена выступает в  качестве существенного условия  государственного контракта, поскольку  в соответствии с п. 1 ст. 766 ГК РФ в  нем должны быть конкретно оговорены стоимость предстоящей работы, а также размер и порядок финансирования и оплаты работ. В ходе работ их стоимость по договоренности сторон может быть уточнена в связи с действием объективных обстоятельств. Окончательный расчет производится в 6-месячный срок после принятия объекта в эксплуатацию в целом или его очереди (отдельных зданий и сооружений), если иной срок расчетов не предусмотрен в контракте.

 Выделение дополнительных  финансовых средств на увеличение  стоимости работ производится государственным заказчиком по согласованию с органом, выделившим эти средства. Государственный заказчик обычно выделяет подрядчику в установленном порядке аванс, обеспечивает своевременное и непрерывное финансирование работ. Размер, сроки перечисления аванса, порядок его погашения, а также условия промежуточных расчетов за выполненные работы в пределах 95% их стоимости устанавливаются при заключении контракта.

 

2.2. Ответственность  сторон. Прекращение и изменение  договора

К числу существенных условий государственного контракта относится также условие о способах, обеспечивающих исполнение сторонами их обязательств (п. 1 ст. 766 ГК РФ). Обязательства государственного заказчика по оплате подрядных работ гарантируются Правительством РФ или органом управления субъекта РФ в зависимости от того, за счет каких средств финансируются соответствующие работы.

Определенными особенностями  обладает ответственность сторон за нарушение принятых по государственному контракту обязательств. Во-первых, при несоблюдении установленных контрактом сроков выполнения работ или их отдельных этапов бюджетное финансирование и льготное государственное кредитование их выполнения приостанавливается органом, выделившим соответствующие средства. Решение о дальнейшей судьбе строительства принимается в установленном порядке по предложению государственного заказчика, согласованному с заинтересованными органами государственного управления. Во-вторых, «Основными положениями» установлено, что в случае нарушения сроков строительства подрядчик уплачивает штраф в размере одной тысячной части договорной стоимости за каждый день просрочки до фактического завершения строительства. Однако указанная ответственность наступает лишь при виновном нарушении подрядчиком принятых обязательств.

Условия контракта могут изменяться по различным причинам. Изменения условий осуществляются по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законом. Однако п. 1 ст. 767 ГК РФ особо выделяется порядок изменения контракта, вызванного уменьшением средств, выделенных на финансирование подрядных работ. Уменьшение производится соответствующим государственным органом в установленном порядке. При уменьшении средств стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ. Подрядчику предоставлено право требовать от заказчика возмещения убытков, вызванных изменением сроков выполнения работ.

Не предусмотрены ГК и какие-либо специальные правила  об ответственности государственного заказчика и подрядчика за нарушение  государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд. Некоторые положения о такой ответственности содержатся в специальном законодательстве. При нарушении со стороны подрядчика предусмотренных государственным контрактом сроков ввода в эксплуатацию предприятий, зданий, сооружений, пусковых комплексов и очередей, а равно отдельных объектов, бюджетное финансирование и льготное государственное кредитование приостанавливаются, а с виновного подрядчика взыскивается неустойка (штраф) в размере одной тысячной части договорной стоимости за каждый день просрочки завершения строительства.10

В ст. 767 ГК предусмотрено, что в случае уменьшения соответствующими государственными органами в установленном  порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны государственного контракта должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ. При этом подрядчику предоставлено право требовать от государственного заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ. Таким образом, изменение государственного контракта возможно лишь при наличии определенных законом обстоятельств.

Во-первых, основанием для  обязательного внесения изменений  в государственный контракт может  служить лишь правомерное уменьшение бюджетного финансирования подрядных работ для государственных нужд. Если такое изменение бюджетного финансирования произведено без предусмотренных законодательством оснований и с нарушением установленного порядка, государственный контракт не подлежит изменению, а государственный заказчик должен нести ответственность перед подрядчиком за нарушение своих обязательств по финансированию и оплате подрядных работ.

Во-вторых, правомерное  уменьшение бюджетного финансирования является обязательным основанием изменения государственного контракта в части сроков проведения подрядных работ, а при необходимости и иных условий. Следовательно, если подрядчик или государственный заказчик не пожелают вносить такие изменения, их контрагент вправе предъявить требование об изменении государственного контракта в судебном порядке (п. 2 ст. 450 ГК). В-третьих, приведенное правило включает в себя и определенное средство защиты законных интересов подрядчика в виде возможности возмещения за счет государственного заказчика убытков, причиненных изменением сроков производства подрядных работ.

Заинтересованной стороной на рассмотрение арбитражного суда могут  быть переданы и разногласия, касающиеся отдельных условий соглашения об изменении государственного контракта.

Если иное не предусмотрено законом, изменения государственного контракта, не связанные с уменьшением бюджетного финансирования подрядных работ, осуществляются по соглашению сторон. Таким образом, по общему правилу исключается возможность изменения государственного контракта как по требованию одной из сторон в судебном порядке, так и путем односторонних действий даже в том случае, если право соответствующей стороны на одностороннее изменение условий обязательства предусмотрено в государственном контракте (п. 3 ст. 450 ГК).

Вряд ли это может  быть признано разумным, имея в виду то значение, которое имеют государственные  контракты на выполнение подрядных  работ для государственных нужд в деле обеспечения потребностей государства. Расторжение государственного контракта допускается всеми известными способами: по соглашению сторон; по требованию одной из сторон; путем одностороннего отказа от договора в связи с существенным изменением обстоятельств.

 

 

 

Заключение

Договоры подряда представлены в общегражданском законодательстве такими разновидностями, как строительный и бытовой подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ и подрядные работы для государственных нужд.

 

Как следует из анализа  представленных в ГК видов договоров  подряда, все они могут быть отнесены к кругу предпринимательских договоров, если принять во внимание субъектный состав этих обязательств.

Подряд занимает значительное место среди предпринимательских договоров и относится к одному из самых древних видов договоров. Недостаточность специального регулирования подряда для государственных нужд вызвана особенностями отношений, возникающих при реализации государственных интересов в условиях рыночной экономики. В отношении подряда для государственных нужд устанавливается специальный правовой режим, характеризующийся рядом особенностей, к которым прежде всего относится следующее:

- во-первых, объектом правоотношений являются не любые подрядные отношения, а лишь отношения, связанные со строительными, проектными и изыскательскими работами, направленными на удовлетворение государственных потребностей и финансирующиеся за счет государственных средств, что означает специальное предметное действие рассматриваемых в § 5 гл. 34 ГК норм;

- во-вторых, рассматривая действие указанных норм по кругу лиц, можно говорить о специальном субъекте правоотношений - государственном заказчике;

- в-третьих, в целях компенсации подрядчику ограничения принципа свободы договора устанавливаются специальные льготы и гарантии для подрядчиков;

- в-четвертых, размещение заказов на выполнение подрядных работ для государственных нужд производится, как правило, путем проведения конкурсов.

Подряд является самостоятельной  разновидностью договоров. Подряд для государственных нужд - один из наиболее распространенных в сфере предпринимательской деятельности договоров. Он опосредует возмездное создание материальных благ для нужд государства, без которого немыслимо нормальное функционирование экономики.

Договор подряда можно  считать традиционно российским предпринимательским договором, поскольку уже в середине XVIII века он специально регулировался отечественным правом, и практически не имел аналогов в зарубежных законодательствах того периода.

В условиях отставания нормативной  базы от меняющихся условий современного рыночного хозяйства возрастают требования, предъявляемые к заключаемым между хозяйствующими субъектами договорам, и в частности к договору подряда. Своевременно и четко оформленные документы - необходимое условие рациональной и прибыльной предпринимательской деятельности. Договор подряда для государственных нужд по процедуре заключения, механизму исполнения, элементному составу представляет собой сложную юридическую конструкцию и требует от сторон отличного знания специальных положений гражданского законодательства.

Информация о работе Подрядные работы для государственных нужд