Подсудность и подведомственность в уголовном и гражданском процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 22:00, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы обусловлена высокой значимостью проблем судебной власти и правосудия в современной России, той важной ролью, которая возложена на суды общей юрисдикции в общественно-политической жизни страны в сфере судебной защиты конституционных прав и свобод. Утверждающееся в последние годы глубокое осознание, прежде всего государственной властью на федеральном уровне, необходимости в едином правовом пространстве для успешного, эффективного развития государства и его экономики начинает способствовать значительно более полному использованию потенциала судебной власти, заложенного в Конституции РФ 1993 г., как реальной влиятельной силы, способной осуществлять контроль не только за сферой правоприменения, но и за сферой правотворчества.

Содержание

Введение …………………………………………………………………3-5
Глава 1. Законодательство о судах общей юрисдикции и их судебная система …………………………………………………………………..6-13
Глава 2. Основные полномочия судов общей юрисдикции. Цели и задачи деятельности судов общей юрисдикции ……………………………14-15
2.1.Цели и задачи деятельности судов общей юрисдикции
Глава 3. Подсудность и подведомственность в уголовном и гражданском процессе …………………………………………………………………16-21
Заключение ………………………………………………………………22-23
Список использованной литературы ……………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

2 КУРСОВИК.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 Введение …………………………………………………………………3-5

Глава 1. Законодательство о судах общей юрисдикции и их судебная система …………………………………………………………………..6-13

Глава 2. Основные полномочия судов общей юрисдикции. Цели и задачи деятельности судов общей юрисдикции ……………………………14-15

2.1.Цели и задачи деятельности  судов общей юрисдикции

Глава 3.  Подсудность и подведомственность в уголовном и гражданском процессе …………………………………………………………………16-21

Заключение ………………………………………………………………22-23

Список использованной литературы ……………………………….24-25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    Актуальность темы курсовой работы обусловлена высокой значимостью проблем судебной власти и правосудия в современной России, той важной ролью, которая возложена на суды общей юрисдикции в общественно-политической жизни страны в сфере судебной защиты конституционных прав и свобод.  Утверждающееся в последние годы глубокое осознание, прежде всего государственной властью на федеральном уровне, необходимости в едином правовом пространстве для успешного, эффективного развития государства и его экономики начинает способствовать значительно более полному использованию потенциала судебной власти, заложенного в Конституции РФ 1993 г., как реальной влиятельной силы, способной осуществлять контроль не только за сферой правоприменения, но и за сферой правотворчества.

     Одновременно со становлением правового государства и независимого правосудия в нашей стране постепенно, но неуклонно растет уровень осведомленности граждан о своих правах и о том, с какими требованиями они могут выступать. Граждане и организации начинают прибегать к еще сравнительно новым для них возможностям судебной формы защиты права.  
    Отмеченные процессы сопровождаются значительным числом трудностей как практического, так и теоретико-правового плана, дефицитом комплексных исследований, посвященных проблемам судебной власти в целом, а также конкретно судам общей юрисдикции. Судебная власть традиционно получает меньше внимания науки, чем другие ветви государственной власти. 

     Наиболее обширная сфера судебной деятельности в отечественной судебной системе приходится на суды общей юрисдикции.

    Ежегодно ими рассматривается в первой инстанции (включая мировых судей) свыше 1,5 млн. уголовных и свыше 5,5 млн. гражданских дел, что на порядок превосходит количество всех других судебных дел. Общие суды несут, таким образом, основное бремя по обеспечению конституционного права на судебную защиту. Вместе с тем, состав законодательной базы, регулирующей вопросы статуса и деятельности этих судов до сих пор остается не обновленным в соответствии с требованиями Конституции РФ и современного правового развития в достаточной степени. Эволюция компетенции общих судов сопровождается серьезными дискуссиями относительно содержания отдельных ее параметров. На этом фоне суды общей юрисдикции принимают самое активное участие в обеспечении единого правового пространства.  
    Степень разработанности темы курсовой работы. Настоящая работа опирается на понятийный аппарат, положения и деятельности судов общей юрисдикции, взаимодействия общих судов с другими судами в процессе осуществления правосудия. 
    Объектом исследования курсовой работы является понятие и состав системы судов общей юрисдикции.

   Предметом исследования  курсовой работы являются полномочия , а также правовые нормы, регулирующие осуществление судами общей юрисдикции правосудия и судебного контроля, организации их деятельности. 

  Цели и задачи курсовой работы. На основании теоретических работ и законодательства проанализировать  и изучить структуру судов общей юрисдикции, определение места и роли судов общей юрисдикции в организации судебной власти.

 

     Достижению поставленной цели способствовало решение следующих основных задач:  - определить место и роль судов общей юрисдикции в правовом механизме организации судебной власти в России;  
- дать общую характеристику структуры судов общей юрисдикции и распределения полномочий в сфере осуществления правосудия и судебного контроля между судами общей юрисдикции разных уровней,  определить уровневую систему судов общей юрисдикции;

- дать понятие подсудности и  подведомственности в гражданском  и уголовном процессе.

    Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами наступающего исследования и состоит из 3 глав, введения, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Законодательство о судах общей юрисдикции их судебная система

    Полномочия, порядок образования и деятельности судов общей юрисдикции устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», настоящим Федеральным конституционным законом, иными федеральными конституционными законами.

    Порядок осуществления правосудия в судах общей юрисдикции устанавливается федеральным процессуальным законодательством, а в части, касающейся осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях, может устанавливаться также законодательством субъекта Российской Федерации 1

    Законодательство о судах общей юрисдикции - это совокупность нормативных правовых актов разной юридической силы, призванных регламентировать деятельность судов общей юрисдикции.

 

1.1. Система законодательства о судах общей юрисдикции:

  1. Глава 7 Конституции Российской Федерации
  2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
  4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
  5. ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»
  6. Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»
  7. ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»
  8. ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации

1.2. Система судов общей юрисдикции.

    Термин «суд общей юрисдикции»  в современном российском законодательстве впервые появился после принятия 12 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации.

    Суд общей юрисдикции - государственный орган отнесенный к судебной ветви власти, осуществляющий правосудие по гражданским, уголовным делам и делам возникающих из административных правонарушений, а также иным делам подсудным судам общей юрисдикции.

    Суды общей юрисдикции подразделяются на: федеральные суды, к которым относятся: Верховный Суд РФ, верховные суды республик, суды краев, областей, городов, автономной области и автономных округов, районные (городские) суды, военные и специализированные суды; суды субъектов Российской Федерации, к которым относятся мировые судьи.

    Система судов общей юрисдикции - совокупность судов, осуществляющих правосудие по гражданским, уголовным делам и делам возникающих из административных правонарушений, а также иным делам подсудным судам общей юрисдикции.

Система судов общей юрисдикции:

  1. Верховный суд Российской Федерации.  Верховный Суд РФ в соответствии со 126 Конституции Российской Федерации является высшим судебным органом по всем делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных законом пределах судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Военная коллегия Верховного суда Российской Федерации.

  1. Суды субъектов Российской Федерации (верховные суды республик, краевые, областные суды, суды автономных округов, автономной области, городские суды городов федерального подчинения) Суды общей юрисдикции среднего звена являются высшими органами судебной власти,  действующими на территории субъектов РФ. Суды общей юрисдикции среднего звена занимают промежуточное положение в единой судебной системе РФ. Они являются судами апелляционной инстанции для районных судов и надзорной инстанцией для мировых судей.
  2. Военные (флотские) окружные суды. Гарнизонные военные суды. Военной суды в РФ - совокупность судов единой судебной системы РФ, в компетенцию которых входит рассмотрение дел, связанных с деятельностью Вооруженных Сил Российской Федерации, а также иных органах, где предусмотренная воинская служба. Военные суды в РФ входят в систему судов общей юрисдикции РФ и выполняют те же задачи, с поправкой на свою компетенцию. Регулирование деятельности Военных судов в РФ осуществляется правовыми нормами ФКЗ «О военных судах  Российской Федерации».
  3. Городские и районные суды. Районный суд – основное звено судебной системы Российской Федерации. Он является судом общей юрисдикции. В соответствии со ст. 21 Закона о судебной системе, районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй (апелляционной) инстанций, а также осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом. Районный суд является непосредственной вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. 
    Районный суд в РФ - орган государственной власти, отнесенный к судебной ветви власти; являющийся федеральным судом общей юрисдикции и занимающий положение среднего звена. Образуются в районах, районах городов.
  4. Мировые суды РФ: понятие и место в судебной системе. Мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему РФ. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией, Законом о судебной системе, иными федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов РФ. Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом, а в части, касающейся осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях, может устанавливаться также законами субъектов РФ.

    Систему судов общей юрисдикции можно представить и несколько иначе, разбив ее на три звена:

1) основное звено - районные (городские) суды;

2) среднее звено - верховные суды  республик, краевые, областные суды, городские суды федерального подчинения в Москве и Санкт-Петербурге, суды автономной области и автономных округов;

3) высшее звено - Верховный Суд  РФ. Мировые судьи по мере их  образования, вероятно, будут дополнять  основное звено2

1.3. Организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции

     Под организационным  обеспечением деятельности судов  общей юрисдикции понимаются  мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного  и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

     Организационное обеспечение  деятельности Верховного Суда  Российской Федерации осуществляется  аппаратом этого суда.

     Организационное обеспечение  деятельности верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

    Организационное обеспечение  деятельности мировых судей осуществляется  органами исполнительной власти  соответствующего субъекта Российской  Федерации в порядке, установленном  законом соответствующего субъекта  Российской Федерации. 

 

 

 

             1.4. Аппарат суда общей юрисдикции

     Организационное обеспечение  деятельности федерального суда  общей юрисдикции по осуществлению  правосудия осуществляет аппарат  этого суда. Руководство деятельностью аппарата федерального суда общей юрисдикции осуществляется председателем соответствующего суда.

     Общая численность  работников аппаратов федеральных  судов общей юрисдикции (без персонала  по охране и обслуживанию зданий, транспортного хозяйства) устанавливается  федеральным законом о федеральном  бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Структура, численность работников и штатное расписание аппарата федерального суда общей юрисдикции (за исключением Верховного Суда Российской Федерации) определяются председателем соответствующего суда по согласованию с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации в пределах общей численности работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год и плановый период.

    Численность работников  аппарата Верховного Суда Российской  Федерации устанавливается федеральным  законом о федеральном бюджете  на очередной финансовый год  и плановый период. Структура  и штатное расписание аппарата  Верховного Суда Российской Федерации устанавливаются Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.

    Работники аппарата федерального  суда общей юрисдикции являются  федеральными государственными  гражданскими служащими и замещают  должности федеральной государственной  гражданской службы. Работники аппарата федерального суда общей юрисдикции также могут замещать должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы.

 

     Права и обязанности  работников аппарата федерального  суда общей юрисдикции, являющихся федеральными государственными гражданскими служащими, и порядок прохождения ими федеральной государственной гражданской службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной службе. Им присваиваются классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации.

    Права и обязанности  работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, устанавливаются трудовым законодательством.

    Деятельность мирового  судьи обеспечивается его аппаратом. Структура и штатное расписание  аппарата мирового судьи устанавливаются  в порядке, предусмотренном законом  субъекта Российской Федерации. Работники аппарата мирового судьи являются государственными гражданскими служащими соответствующего субъекта Российской Федерации.

1.5. Функции аппарата суда общей юрисдикции

1. Аппарат суда общей юрисдикции:

1) принимает и выдает документы;

2) удостоверяет копии судебных документов;

3) производит вручение документов, уведомлений и вызовов;

4) контролирует уплату пошлин  и сборов;

5) осуществляет организационно-подготовительные  действия в связи с назначением  дел к слушанию;

6) оказывает помощь судьям в  привлечении присяжных заседателей к осуществлению правосудия;

7) обеспечивает ведение протоколов  судебных заседаний;

8) ведет учет движения дел  и сроков их прохождения в  суде;

Информация о работе Подсудность и подведомственность в уголовном и гражданском процессе