Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 10:41, курсовая работа
В соответствии с Законом «О судебной системе Российской Федерации» в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые суди субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.
К федеральным судам относятся:
Конституционный Суд Российской Федерации;
Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
Введение…………………………………………………………………………….…….....…3
I. Пожизненное содержание судей………...….…...………….………..…………….…..…......4
1.1. Общие положения ежемесячного пожизненного содержания судей………………......4
1.2. Назначение ежемесячного пожизненного содержания судей………………....……….7
1.3. Определение стажа работы при исчислении содержания судей....................................9
1.4. Определение размера ежемесячного пожизненного содержания судей………………10
1.5. Источники и порядок выплаты ежемесячного пожизненного содержания…………..11
1.6. Прекращение выплаты ежемесячного пожизненного содержания……………………12
1.7. Судебная деятельность……………………………………………………………………13
1.8. Независимость судей……………………………………………………………………...14
1.9. Гарантия независимости судей…………………………………………………………...15
1.10. Факторы независимости и самостоятельности судей……………..…………………...18
1.10. Материальное обеспечение судей……………………………………………………….20
II. Судебная практика пожизненного содержания судей………..……………………….…22
2.1. Назначение пожизненного содержания судей………………………………………….22
2.2. Разъяснения Совета судей РФ по применению закона «О статусе судей в РФ»…….28
Заключение……………………………………………………………………………….........41
В заявку включаются все судьи, проживающие на соответствующей территории и получающие ежемесячное пожизненное содержание, независимо от места его назначения.
Выплата ежемесячного пожизненного содержания бывшему судье, находящемуся на пенсии, начинается после фактического прекращения получения им пенсии. При этом, если заявление о назначении ежемесячного пожизненного содержания было подано раньше, то начисляется подлежащая выплате сумма со дня поступления заявления за исключением общей суммы пенсии, полученной за этот период.
Выплата ежемесячного пожизненного содержания судье, пребывающему в отставке, не приостанавливается на период временного исполнения им обязанностей судьи.
Ежемесячное пожизненное содержание выплачивается в суде по последнему месту работы либо в суде по месту жительства или управлении (отделе) Судебного департамента субъекта Российской Федерации.
По заявлению получателя ежемесячное пожизненное содержание может выплачиваться по месту жительства через предприятие связи. При этом расходы по переводу пожизненного содержания по почте и доставка его на дом осуществляются за счет средств получателя этого содержания.
Выплата ежемесячного пожизненного содержания производится один раз в месяц в срок выдачи заработной платы судьям.
Аналогичный порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячного пожизненного содержания распространяется на работающих судей, имеющих право на получение 50 процентов ежемесячного пожизненного содержания в соответствии с Федеральным Законом "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" от 10.01.96г. №6-ФЗ.
Принятие новой Инструкции не влечет за собой пересмотра назначенного ранее судье ежемесячного пожизненного содержания, если это не ухудшает материальное положение судьи.
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики с участием Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в своем письме от 01.09.2009 N03-05-04-01/70 разъяснил вопрос об освобождении от уплаты налога на имущество физических лиц, пребывающих в отставке судей и получающих ежемесячное пожизненное содержание.
Согласно заключению Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации ежемесячное пожизненное содержание не является пенсией, однако фактически относится к государственному пенсионному обеспечению судей. В связи с этим полагаем, что пребывающие в отставке судьи, получающие ежемесячное пожизненное содержание, имеют право на освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц в соответствии со статьей 4 Закона.
При этом основанием для предоставления льготы по налогу на имущество физических лиц судьям, пребывающим в отставке и получающим ежемесячное пожизненное содержание, служит документ (справка), выданный на основании соответствующего запроса органом, назначившим ежемесячное пожизненное содержание (управление (отдел) Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации по месту жительства судьи или суд по последнему месту работы в должности судьи) и подтверждающий статус пребывающего в отставке судьи и получение им ежемесячного пожизненного содержания.
1.6. Прекращение
выплаты ежемесячного
Ежемесячное пожизненное содержание осуществляется за счет средств, вы-деляемых из федерального бюджета.
Выплата ежемесячного пожизненного содержания прекращается:
В случае поступления лиц, получающих ежемесячное пожизненное содержание, на оплачиваемую работу, кроме перечисленных в статье 3 Закона "О статусе судей в Российской Федерации", выплата пожизненного содержания прекращается со дня его приема на эту работу, при этом излишне полученные суммы подлежат возмещению судьей добровольно или в судебном порядке.
Квалификационная
коллегия судей по месту прежней
работы или постоянного местожительств
Квалификационная коллегия судей по месту прежней работы или постоянного местожительства бывшего судьи, не пребывающего в отставке, принимая решение о нарушении бывшим судьей условий получения ежемесячного пожизненного содержания применительно к обстоятельствам, влекущим прекращение отставки, также сообщает об этом управлению (отделу) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации или суду9.
При восстановлении
решением Верховного Суда РФ статуса
судьи, пребывающего в отставке, а
также в случае отмены обвинительного
приговора или решения квалифик
При возникновении спорных ситуаций вопрос о назначении ежемесячного пожизненного содержания выносится на рассмотрение комиссии, которая состоит из представителей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
Порядок и сроки рассмотрения возникших спорных ситуаций определяются Положением о комиссии.
Решение комиссии вводится в действие соответственно приказом Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
1.7. Судебная деятельность.
Главное в судебной деятельности не исчерпывает всей деятельности по осуществлению судебной власти. Сказанному не противоречит часть 2 статья 118 Конституции Российской Федерации, согласно которой судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
В этом положении не раскрываются составные элементы судебной власти, ее содержание, а лишь устанавливается форма ее реализации - процессуальная. Сообразно высказанным соображениям главное, что определяет правовое положение судьи при осуществлении правосудия - это его процессуальные права и обязанности, установленные Законом о Конституционном Суде, Уголовно-процессуальным, Гражданским процессуальным, Арбитражным процессуальным кодексами и административным законодательством России.
При этом объем процессуальных прав судьи в определенной степени зависит от того, в какой инстанции он осуществляет свои полномочия, в каком составе. Однако при всех условиях все судьи:
Считая независимость судей важнейшим фактором судебной деятельности и гарантией осуществления правосудия, законодатель это принципиальное положение провозгласил на высшем нормативном уровне – в Конституции Российской Федерации. В развитие этого конституционного положения в статье 5 Закона о судебной системе указано: «Судьи, присяжные, народные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом».
Провозглашение важнейшего принципа правосудия в Конституции страны и в Федеральном конституционном законе само по себе является существенным фактором. Но законодатель этим не ограничился, а принял меры к правовому обеспечению его реального действия, установив запрет на издание в России законов и иных нормативных актов, отменяющих или умаляющих самостоятельность судов, независимость судей.
Законом о судебной системе, кроме того, установлено, что подлежат ответственности, предусмотренной федеральным законом, лица, виновные:
Названный Закон предписал: присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом. Согласно Закону о статусе судей независимость судьи обеспечивается:
1.8. Независимость судей.
Независимость судей означает, прежде всего, создание такого порядка судопроизводства, который бы оградил судей от вмешательства. С этой целью установлено правило, исключающее возможность при вынесении решений присутствовать, кому бы то ни было, кроме судей, в совещательной комнате, запрещающее телефонные переговоры с судьями при их совещании, не допускающее разглашения судьями сведений о ходе совещания.
В связи с этим в отечественной литературе обычно принято ссылаться на установление особого правила- обеспечения тайны совещания судей. Но нередко при этом подчеркивается лишь один аспект, хотя и важнейший, - ограждение судей от влияния извне, со стороны.
Не менее важно обеспечить независимость каждого судьи внутри судейской коллегии. И здесь следует обратить внимание не только на установление запрета разглашать сведения о ходе совещания судей, о позиции каждого из них. Не менее важно обратить внимание на порядок совещания судей, который в совокупности с тайной совещания гарантирует независимость судей друг от друга. Суть этого порядка сводится к следующему:
- наличие запрета
судьям воздерживаться от
- установление правила, предписывающего председательствующему подавать свой голос последним.
Эти правила относятся к каждому вопросу, поставленному на обсуждение в совещательной комнате. Тем самым обеспечивается свобода высказывания каждым из судей своего мнения. На обеспечение независимости судей нацелено и положение части 2 статьи 10 Закона о статусе судей, в соответствии с которым судья никому не обязан давать какие-либо объяснения по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, за исключением случаев, предусмотренных процессуальным законом.
Например, правом ознакомления с материалами рассмотренного уголовного дела наделены прокурор, осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители.
Судьи, члены их семей и их имущество находятся под особой зашитой государства. В развитие этого положения принят специальный Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».
В свою очередь, министр внутренних дел Российской федерации принял приказ, специально посвященный мерам по реализации указанного Федерального закона, утвердил инструкцию о порядке обеспечения государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов до создания специальных подразделений в органах внутренних дел по обеспечению безопасности защищаемых лиц.
Основанием для принятия мер безопасности является наличие достаточных данных, свидетельствующих о реальности угрозы безопасности защищаемого лица.
1.9. Гарантия независимости судей.
Существенной
гарантией обеспечения