Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 08:07, курсовая работа
Целью курсовой работы выступает изучение правового регулирования основных политических свобод и прав гражданина Российской Федерации.
Задачами курсовой работы являются:
- раскрытие понятия «основные свободы гражданина» как категории права;
- рассмотрение политических права и свободы граждан РФ;
- изучение концепции прав человека и ее отражение в Конституции РФ;
Введение………………………………………………………………………3
1.Понятие политических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации……………………………………………. ……….5
2.Система и конституционно-правовое закрепление политических прав и свобод в России……………………………………………………………. .7
3.Механизм и проблемы реализации политических прав и свобод человека в Российской Федерации……………………………………….. 11
Заключение…………………………………………………………………23
Список литературы…………………………………………………………24
- Нормативные правовые акты субъектов РФ. Среди нормативных правовых актов субъектов РФ высшей юридической силой обладают уставы субъектов и конституции республик, которые должны соответствовать Конституции РФ и федеральным законам. В соответствии с п. «в» ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся: регулирование и защита прав человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств. В совместном ведении РФ и ее субъектов, согласно п. «б» ч.1. ст.72 Конституции РФ, находятся те же основные вопросы. Это сделано для того, что бы создать определенный общефедеральный стандарт прав и свобод человека на всей территории Российской Федерации..
Система политических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации состоит из широкого перечня этих прав и свобод, который имеет законодательное закрепление в международных нормативных актах, ратифицированных Российской Федерацией и, следовательно, носящих общеобязательный характер; в Конституции Российской Федерации (а именно в ст. 30-33), в федеральном законодательстве, а также в нормативно правовых актах и иных актах федеральных органов исполнительной власти.
3. Механизм и проблемы реализации политических прав и свобод человека в Российской Федерации.
Вопрос о механизме реализации политических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, а также о проблемах реализации данного механизма, стоит рассматривать в частном порядке.
- Свобода слова, печати и информации. Первоосновой свободы печати и информации, как это вытекает из ч. 4 ст. 29 Конституции, является право каждого человека искать и получать информацию. Это означает, что государство в лице любых его органов, а также и общественные организации обязаны предоставлять интересующимся сведения о своей деятельности, если эти сведения не являются согласно закону государственной тайной.[9] Частью 5 этой же статьи гарантируется свобода массовой информации и недопустимость цензуры. Данные конституционные положения получили продолжение в Законе РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 г. (в ред. от 09.02.2009г.) (далее – закон о СМИ). В ст. 1 закона о СМИ установлено, что в Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о СМИ.
Статья 3 Закона РФ «О СМИ» содержит норму, согласно которой цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, – не допускается. Так же не допускается создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации. Настоящая статья раскрывает содержание цензуры применительно к действующему российскому законодательству.
Широкое использование компьютерных технологий и сети Интернет породило развитие правовых отношений в этой области, которые также необходимо регулировать, и 27 июля 2006 года был принят ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», который закрепил свободу поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом. Данный закон запрещает требовать от гражданина предоставления информации о его частной жизни, личной или семейной тайне.
В рамках закрепления свободы на получение информации закон содержит оговорку о необходимости соблюдения государственной тайны. Данное положение определяется и обеспечивается его реализации ФЗ «О государственной тайне» от 21.07.1993 г. (в ред. от 18.07.2009 г.). Перечень сведений, относящихся к государственной тайне, утверждается Указом Президента РФ.
- Право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, и гарантированная свобода деятельности общественных объединений. Свобода объединения включает в себя право лица объединять других лиц, присоединяться к уже существующему объединению и выходить из него, участвовать в деятельности объединения, требовать признания правового статуса созданного объединения, прежде всего со стороны государства и также всеми другими лицами, независимо от формы, вида.
Данные положения были развиты в следующих федеральных законах: ФЗ «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г.; ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г.; ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г.; ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.; «О политических партиях» от 11 июля 2001 г. и др.
Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица - общественные объединения (ст. 18, 19 ФЗ «Об общественных объединениях»). Не могут быть признаны субъектами права на объединение, государства, государственные органы и образования и муниципальные образования.
В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об общественных объединениях» граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления и право вступать в общественные объединения. Государственная регистрация осуществляется в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08 августа 2001 г. В соответствии со ст. 23 ФЗ «Об общественных объединениях» отказ в государственной регистрации общественного объединения по мотивам нецелесообразности его создания не допускается.
В соответствии со ст. 6 ФЗ «Об общественных объединениях» учредителями общественного объединения являются физические лица и юридические лица – общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы. Учредители общественного объединения имеют равные права и обязанности.
В ст. 7-12.2 ФЗ «Об общественных объединениях» установлены организационно-правовые формы общественных объединений: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия.
С принятием ФЗ «О политических партиях» политические партии были выделены из числа общественных объединений. В соответствии со ст.36 данного закона, политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти.
Согласно ст. 3 ФЗ «О политических партиях» политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов РФ; руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации и др.
В соответствии со ст. 14 ФЗ «Об общественных объединениях», общественные объединения в России делятся на: общероссийские - осуществляют свою деятельность на территории более половины субъектов РФ; межрегиональные - осуществляют свою деятельность на территории менее половины субъектов РФ; региональные - осуществляют деятельность в пределах одного субъекта РФ; местные - осуществляют деятельность в пределах территории органа местного самоуправления.
Основными принципами деятельности общественных объединений являются принципы: добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности, при выполнении функций, предусмотренных их уставами.
Согласно российскому законодательству взаимоотношения государства и общественных объединений строятся на основе взаимного невмешательства в их деятельность, за исключением случаев, предусмотренных законом. Обязательность членства в общественных объединениях без добровольного волеизъявления недопустима[8].
В российском законодательстве предусматривается ответственность партий и иных общественных объединений в России, и согласно ему предусматривается три вида санкций: предупреждение, приостановление деятельности, ликвидация по решению суда.[9]
Согласно ст. 2 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г. профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Государство обязано обеспечивать свободу деятельности профсоюзов в целях надлежащего представительства и защиты социально-трудовых прав граждан.[10]
- Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Свобода публичных собраний, митингов, закреплённая ст. 31 Конституции РФ, заключается в праве граждан РФ собираться добровольно и мирно, без оружия для выражения общественного мнения в отношении к политическим, социальным проблемам, защиты своих прав и свобод, обсуждения общественно значимых проблем и путей их разрешения.
Данное положение Конституции получило развитие на федеральном уровне в ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 г. Также свобода собраний, митингов закреплена в следующих законах: ФКЗ «О референдуме РФ» от 28 июня 2004 г. (в частности в ст. 60); ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12 июня 2002 г (ст. 53); ФЗ «О выборах Президента РФ» от 10 января 2003 г. (ст. 54); ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 18 мая 2005 г (ст. 60) и в некоторых других.
Право на объединение - это субъективное право. С точки зрения конституционного содержания объединение граждан – это основанные на автономии воли сообщества физических лиц, преследующие достижение полезных целей в различных областях человеческой деятельности.[11]
Субъектами права мирно собираться могут быть как физические, так и юридические лица. Государство, государственные органы и учреждения, муниципальные образования могут быть субъектами права на проведение собраний. Согласно ст. 5 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - ФЗ о собраниях) организаторами публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан РФ, политические партии, общественные объединения.
Участниками публичного мероприятия признаются в соответствии со ст. 6 вышеуказанного ФЗ граждане, члены общественных объединений и религиозных организаций, добровольно участвующие в нем.
В ст. 2 ФЗ о собраниях выделяется пять форм публичных мероприятий: собрание, митинг, демонстрация, шествие, пикетирование.
Мирные собрания в закрытых помещениях не требуют уведомления, так же как пикетирования, проводимые одним участником. Для митингов, шествий, демонстраций необходимо подать не менее чем за 10 дней уведомление, а при пикетировании - не менее чем за 3 дня в органы исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления (ст. 7 ФЗ о собраниях).
Говоря о порядке проведения публичных мероприятий, стоит выделить 3 типа: разрешительный, уведомительный, явочный. В соответствии с п. 5 ст. 5 ФЗ о собраниях запрещается проводить публичное мероприятие без согласования места и времени. ФЗ о собраниях п. 2 ч. 1 ст. 12 предоставляет возможность органу исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления предложить организатору мероприятия изменить его место и время. Если предложение о переносе места и времени мероприятия не является лишь предлогом для его фактического запрета, а проводится в интересах реального согласования целей его участников и третьих лиц, то такое ограничение свободы собраний соответствует конституционно значимым целям и общепризнанным принципам международного права.
Основаниями прекращения публичного мероприятия в соответствии со ст. 16 ФЗ о собраниях являются создание угрозы для жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, совершение участниками публичного мероприятия противоправных действий и умышленное нарушение организатором требований ФЗ о собраниях.
Следует помнить о том, что уведомительный порядок проведения публичных мероприятий не предполагает возможности «несогласования» органом власти уведомления об их проведении.
- Право участвовать в управлении делами государства. Конституционное право граждан на участие в управлении делами государства является непосредственно действующим и обеспечивается всем правовым механизмом защиты. Данное право реализуется в конкретных формах, через отдельные конституционные права:
- избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;
- участвовать в референдуме;
- иметь равный доступ к государственной службе, т. е. право граждан на занятие любой государственной должности без всякой дискриминации;
- участвовать в отправлении правосудия, что означает право граждан занимать должность судьи, быть присяжным заседателем или народным заседателем. [12]
Информация о работе Политические права и свободы гражданина РФ