Политические права и свободы гражданина РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 08:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы выступает изучение правового регулирования основных политических свобод и прав гражданина Российской Федерации.
Задачами курсовой работы являются:
- раскрытие понятия «основные свободы гражданина» как категории права;
- рассмотрение политических права и свободы граждан РФ;
- изучение концепции прав человека и ее отражение в Конституции РФ;

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1.Понятие политических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации……………………………………………. ……….5
2.Система и конституционно-правовое закрепление политических прав и свобод в России……………………………………………………………. .7
3.Механизм и проблемы реализации политических прав и свобод человека в Российской Федерации……………………………………….. 11
Заключение…………………………………………………………………23
Список литературы…………………………………………………………24

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по КП полит свободы и права гражданина РФ.docx

— 56.31 Кб (Скачать файл)

- Право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Закрепив ряд базовых положений в сфере непосредственного народовластия, Конституция РФ предусматривает необходимость их детализации нормами федеральных законов: ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12 июня 2002 г. (далее ФЗ О гарантиях избирательных прав); ФКЗ «О референдуме РФ» от 28 июня 2004 г.  (далее ФЗ о референдуме); ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 18 мая 2005 г. и др.

Избирательные права и право на участие в референдуме в силу ч. 2 и 3 ст. 3 и  ч. 1 и 2 ст. 32 Конституции РФ относятся к основным политическим правам, определяющим правовой статус гражданина РФ, важнейшую форму его участия в управлении делами государства.

Субъектами активного избирательного права являются дееспособные граждане РФ, достигшие возраста 18 лет и не содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Субъектами пассивного избирательного права являются: гражданин РФ, не моложе 35 лет может быть избран Президентом РФ (ч. 2 ст. 81); гражданин, достигший на день голосования 21 года может быть избран депутатом Государственной Думы (ч. 1 ст. 97); граждане, не имеющие гражданства иностранного государства или какого-либо документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства; не являющиеся осужденными к лишению свободы за совершение тяжких, особо тяжких преступлений, преступлений экстремистской направленности, предусмотренных УК РФ.

Референдумы по способам реализации их решений делятся на императивные и факультативные, однако в России законодательно закреплены исключительно императивные референдумы. Конституционное Собрание может вынести разработанный им проект новой Конституции на всенародное голосование (ч. З ст. 135 Конституции РФ).

Право граждан РФ на референдум состоит из следующих групп прав: 1) право граждан на выдвижение инициативы проведения референдума и его реализации; 2) права, связанные с участием в референдуме; 3) права связанные с реализацией принятого на референдуме решения.

Согласно ст. 6 ФКЗ о референдуме, на референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией РФ к ведению Федерации, а также к совместному ведению РФ и её субъектов. Определен перечень вопросов, которые не могут выноситься на референдум; вопрос, выносимый на референдум, не должен противоречить Конституции РФ, ограничивать, отменять или умалять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.

- Право равного доступа к государственной службе. Не может быть демократического государства без права граждан на службу в аппарате управления, составляющего одну из основ конституционного строя РФ и осуществления принадлежащей народу власти.

Равенство доступа к государственной службе - равенство конституционное, а не фактическое или формально юридическое. Такое равенство вполне соотносится с положениями Международного пакта о гражданских и политических правах (п. «с» ст. 25).

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственную гражданскую службу (ст. 3 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27 июля 2004 г.); военную службу - особый вид федеральной государственной службы, определённый в ст. 2 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г.; правоохранительную службу.

Нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта РФ - соответствующий субъект РФ.

По отношению к гражданам, претендующим на занятие определенной должности, законодатель вправе устанавливать особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, которые обеспечили бы их способность исполнять возложенные обязанности[13].

- Право участвовать в отправлении правосудия. Роль и возможности граждан (заседателей) ограничиваются участием в отправлении правосудия совместно с судьей. Такое участие является также одной из форм общественного контроля за отправлением правосудия, призванной способствовать повышению доверия к судебной власти. Кроме того, согласно ч. 2 ст. 8 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г., участие граждан в отправлении правосудия является их гражданским долгом.

В соответствии с ч. 4 ст. 123 Конституции РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. 

Требования к лицам, имеющим право участия в рассмотрении дел в качестве присяжных заседателей, установлены п. 2 ст. 3 ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ» (далее – ФЗ о присяжных заседателях) от 20 августа 2004 г, согласно которым присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица: не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет; имеющие непогашенную или неснятую судимость; признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности; состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

Возможности участия граждан в отправлении правосудия в статусе арбитражных заседателей ограничены по сфере действия практикой рассмотрения арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений (п. 1 ст.1 ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ» от 30 мая 2001 г.). Арбитражные заседатели, привлекаемые к рассмотрению дел по ходатайству стороны, принимают участие в рассмотрении дела и принятии решения наравне с профессиональными судьями; при осуществлении правосудия они пользуются правами и несут обязанности судьи, независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону (ч. 2, 4 ст. 1 ФЗ об арбитражных заседателях).

- Право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02 мая 2006 г.  (далее - ФЗ о рассмотрении жалоб) субъектами права на обращения являются: граждане РФ; иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории РФ; государственные органы и органы местного самоуправления; должностные лица. ФЗ о рассмотрении жалоб не конкретизирует правовой статус лица, выступающего субъектом обращения в органы власти. Ст. 6 ФЗ о рассмотрении жалоб содержит гарантии безопасности гражданина, направившего обращение в орган власти. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия.

Согласно ст. 4 ФЗ о рассмотрении жалоб, возможны следующие виды обращений: предложение; заявление; жалоба.

В соответствии со ст. 10 ФЗ о рассмотрении жалоб каждый государственный орган, орган местного самоуправления, рассматривая поступившее обращение, должен принимать меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина.

Согласно ст. 33 Конституции РФ граждане имеют «право обращаться лично, а также направлять индивидуальные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Это право имеют как граждане, лично и коллективно, так и общественные организации, союзы и т.д. в целях защиты своих прав и интересов.

Ещё одним из необходимых условий развития демократического гражданского общества является всестороннее развитие гражданской законодательной инициативы населения, так как именно данный институт - одна из существенных форм непосредственного выражения народом своей власти, и развитии этого института в законодательстве позволит гражданам РФ более полно реализовать свои политические права и свободы.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Политические права и свободы имеют огромное значение для человека и общества в целом. Сущность политических прав и свобод во многом зависит от специфики взаимоотношений между человеком и государством. Именно с помощью политических прав гражданин становится участником политического процесса, получает возможность оказывать влияние на политическую жизнь общества, участвовать в формировании и осуществлении государственной власти.

Ряд авторов обозначает проблемную сторону вопроса закрепления и реализации политических прав весьма остро, и в основном подходит к данной проблеме с критической точки зрения. Тем самым затрагивается вопрос истинности утверждения о построении в России правового государства. И это объяснимо, так как процесс демократизации в нашей стране находится в стадии формирования, и все демократические институты, в том числе институт прав и свобод человека и гражданина еще не сформировались и не укоренились в сознании людей. А в силу этого зачастую наблюдается пренебрежение со стороны граждан нашей страны своими правами, особенно политическими – что является проявлением правового нигилизма.

Изучение права, его институтов, в том числе – прав и свобод человека и гражданина позволяет развить правовую грамотность, разумно и в полной мере пользоваться своими правами и свободами, и, следовательно, помогает ускорению становления демократизма в стране, формированию правового государства и гражданского общества внутри страны. Очень важно, что бы все граждане знали основные положения Конституции, которые касаются прав и свобод человека и гражданина. Знание своих конституционных прав не только поможет ими пользоваться, но и заложит в сознании людей чувство ответственности и долга перед государством в участии в политической жизни страны.

 

 

Список литературы:

1. Конституция Российской  Федерации

2. Международные акты  о правах человека: Сборник документов // Сост.    В.А. Карташин, Е.А. Лукашева. ИГ НОРМА-ИНФРА. М, 1999.

3. Всеобщая декларация  прав человека

4. Международный Пакт  «О гражданских и политических  правах» 

5. Конвенция о защите  прав человека и основных свобод

6. Федеральный конституционный  закон от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном  Суде Российской Федерации»

7. Федеральный конституционный  закон от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной  системе Российской Федерации» 

8. Федеральный конституционный  закон от 28.04.1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных  судах в Российской Федерации» 

9. Федеральный конституционный  закон от 28.06.2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме  Российской Федерации» 

10. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»

11. Федеральный закон от 17.12.1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»

12. Федеральный закон от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

13. Федеральный закон от 30.05.2001 г. № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации»

14. Федеральный закон от 11.07.2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях»

15. Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

16. Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»

17. Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

18. Федеральный закон от 06.10.2003 г № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

19. Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»

20. Федеральный закон от 20.08.2004 г № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».

21. Федеральный закон от 18.05.2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

22. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

23. Федеральный закон от 27.07. 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

24. Федеральный закон » от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (в ред. от 09.02.2009г.)

25. Постановление  от 03.04.1998г. № 10-П / http://base.garant.ru/12111229/

26. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов – 9-е изд, изм. и доп. – М.: Норма, 2011- 768 стр.

27. Ершов В.А. Основы избирательного права Российской Федерации: Учебное пособие для студентов вузов, М.: «ГроссМедиа», «РОСБУХ», 2008.

28. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – 4-е изд., доп. – М.: Проспект, 2011

29. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.: "Проспект", 2010 г.

30. Комментарий к Конституции РФ. Зорькин В.Д., Лазарева Л.В., «ЭКСМО», 2010.

Информация о работе Политические права и свободы гражданина РФ