Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 20:23, реферат
Авторское право — настолько могущественный механизм, настолько могущественный генератор потенциальных неприятностей, что задуматься должный каждый. Именно каждый, поскольку этот генератор неприятностей встроен во все, что непосредственно или косвенно связано с авторским правом и интеллектуальной собственностью. Это прямо связано с перечнем исключительных прав, принадлежащих автору в отношении его произведения. Это и право на воспроизведение, и право на распространение, и право на переработку, и создание, и использование производных произведений.
Введение
Сегодня можно говорить о том, что большинство компаний, которые прямо связанны с использованием объектов авторского права: кинокомпании, звукозаписывающие фирмы, книжные издательства и др. в большей своей части, осознали важность заключения грамотных договоров об использовании объектов авторского права. Они уже поняли, что авторские договоры — это не дополнение к их бизнесу: это и есть их бизнес. Для них отсутствие профессионально составленных договоров — гарантия убытков и серьезных неприятностей.
В свою очередь, лучше свои права стали осознавать и авторы. Причем, если с финансовой точки зрения присуждаемые компенсации как и раньше, к сожалению, очень скромные, то авторам, по крайней мере, стало очевидным то обстоятельство, что неудачно составленный авторский договор (либо вообще его отсутствие) открывает перед автором широкие возможности по давлению на пользователя.
Авторское право — настолько могущественный механизм, настолько могущественный генератор потенциальных неприятностей, что задуматься должный каждый. Именно каждый, поскольку этот генератор неприятностей встроен во все, что непосредственно или косвенно связано с авторским правом и интеллектуальной собственностью. Это прямо связано с перечнем исключительных прав, принадлежащих автору в отношении его произведения. Это и право на воспроизведение, и право на распространение, и право на переработку, и создание, и использование производных произведений. Автор вправе требовать компенсации с любого лица, которое нарушает любое из этих прав. Если Вы используете производное произведение, которое было основано на произведении автора, без разрешения автора исходного произведения (при этом не Вы осуществляли переработку, а заключили договор с автором переработки), Вы все равно нарушаете права автора исходного произведения. Автор вправе выбирать, к кому предъявлять иск.
В соответствии со ст. 440 п. 2 ГК Украины имущественным правом автора признается исключительное право автора на разрешение использования своего произведения. В соответствии со ст. 15 п. б). Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» автор имеет исключительное право на разрешение или запрещение использования произведения иными лицами. Имущественные права автора могут быть переданы иному лицу, при этом данное лицо становится субъектом авторского права. На основании ст. 31 указанного закона автор может передавать свои имущественные права любому другому лицу полностью либо частично путем заключения авторского договора. Закон также указывает о необходимости определения имущественных прав при заключении авторского договора, причем по общему правилу считается, что имущественные права прямо не определенные по договору, считаются не переданными.
1. Понятие авторского договора
В цивилистической литературе гражданско-правовой договор рассматривается как взаимная сделка или как соглашение сторон, направленное на возникновение, изменение или прекращение гражданского правоотношения.
В литературе можно встретить подобные определения договора. Так, по мнению М.И. Бару, договор — это волевой акт, основанный на взаимном соглашении сторон, направленный на возникновение, изменение или прекращение юридических отношений. Аналогичное определение дает Ф.И. Гавзе, с той лишь разницей, что он называет цель договора: наилучшее удовлетворение потребностей всего общества и отдельных его членов.
Договоры, связанные с созданием и использованием произведений интеллектуального творчества, составляют самостоятельную группу гражданско-правовых договоров. Одни из них заключаются организациями (издательствами, театрами, радио-, киностудиями и т.д.) и авторами по поводу создания и использования произведений творчества, другие возникают в связи с деятельностью культурных учреждений, распространяющих и использующих произведения авторов. Возможны договоры между гражданами на создание и использование произведения для удовлетворения личных потребностей. Причем сегодня не обязательно выходить напрямую на обладателя авторских прав. На мировом творческом рынке существует множество посредников. Начинают появляться они и у нас.
Понятие авторского договора формировалось постепенно. Поскольку издательский договор был одним из наиболее распространенных авторских договоров, достаточно проследить подходы к его определению.
Итак, авторский договор-это двусторонняя сделка, в соответствии, с которой автор передает или обязуется передать приобретателю свои права на использование произведения в пределах и на условиях, согласованных сторонами. Все права прямо не переданные по авторскому договору, являются не переданными.
Авторский договор выступает
основной правовой формой, в рамках
которой автор имеет
ГК Украины в ст. 1107 установил, что распоряжение имущественными правами интеллектуальной собственности осуществляется на основании таких договоров:
1) лицензия на использование
объекта права
2) лицензионный договор;
3) договор о создании
по заказу и использование
объекта права
4) договор о передаче
исключительных имущественных
5) иной договор относительно распоряже
2. Классификация авторских договоров
Как было указано выше ГК Украины в ст. 1107 определяет основные виды авторских договоров.
В литературе предлагается следующая классификация авторских договоров:
1. В зависимости от
вида произведения по поводу
которого заключается договор
можно выделить следующие
2. В зависимости от предмета договора:
а) Договор на готовое произведение.
б) Договор на создание произведения. В соответствии со ст. 1112 ГК Украины по договору о создании на заказ и использовании объекта права интеллектуальной собственности одна сторона (автор - писатель, художник и т.п.) обязуется создать объект права интеллектуальной собственности в соответствии с требованиями второй стороны (заказчика) и в установленный срок. Договор о создании по заказу и использовании объекта права интеллектуальной собственности должен определять способы и условия использования этого объекта заказчиком. Оригинал произведения изобразительного искусства, созданного по заказу, переходит в собственность заказчика. При этом имущественные права на это произведение остаются за его автором, если иное не установлен договором. Условия договора о создании по заказу и использовании объекта права интеллектуальной собственности, ограничивающие права автора являются недействительными.
3. В зависимости от объема передаваемых прав:
а) Договор о передаче неисключительных прав. Права, приобретаемые в таком договоре покупателем, являются относительными: они действуют только по отношению к продавцу и не дают покупателю никаких прав по пресечению использования произведения третьими лицами. Поскольку авторский договор может предусматривать передачу разных видов имущественных прав, следует учитывать, что некоторые из них могут передаваться как исключительные, другие - как неисключительные.
б) Договор о передаче исключительных прав. По договору о передаче исключительных имущественных прав интеллектуальной собственности одна сторона (лицо, имеющее исключительные имущественные права) передает второй стороне частично или в полном объеме эти права в соответствии с законом и на определенных договором условиях. Условия договора о передаче исключительных имущественных прав интеллектуальной собственности, ухудшающие положение автора по сравнению с правами, предусмотренными законодательством, а также ограничивающие права автора на создание иных объектов, являются недействительными. Сравнивая эти два вида авторских договоров, можно сделать следующие практические выводы:
- наиболее предпочтительным
для автора произведения
- наиболее предпочтительным
для пользователя является
Большое практическое значение имеет подразделение авторских договоров в зависимости от способа использования произведения. Наиболее распространенным видом авторского договора является издательский договор, в соответствии с которым стороны осуществляют издание и переиздание любых произведений, которые могут быть зафиксированы на бумаге, т.е. произведений литературы (научных, художественных, учебных и т.п.), драматических, сценарных, музыкальных произведений и т.д.
Распространенность
Нередки случаи, когда основным способом использования произведения является его публичное исполнение, здесь возникает вопрос о заключении постановочного договора. Его предметом могут быть драматические произведения, музыка или либретто оперы, балета, оперетты и т.п., которые используются театрально-зрелищными организациями (театрами, филармониями, цирками и т.д.), путем постановки на сцене. Особый акцент следует сделать на том, что произведения, в отношении которых заключается постановочный договор, могут быть как необнародованными, так и уже известными публике.
В области кино и телевидения действуют сценарные договоры, которые возможно разделить, основываясь на виде произведения: кинофильм художественный, документальный, научно-популярный, видовой и др. Суть сценарного договора определяется тем, что отношения, которые он регламентирует, порождаются необходимостью использования текста, по которому снимается кинофильм, телефильм, делается радио или телепередача, проводится массово-зрелищное мероприятие и т.д.
Сценарный договор близок к постановочному, однако думается, что их главным отличием является то, что литературный сценарий дополняется, изменяется и перерабатывается, для того, чтобы быть максимально приближенными к нуждам кинематографа. В то время как постановочный договор регулирует отношения возникающие между сторонами при публичном исполнении произведения.
3. Права и обязанности сторон по договору
Участники договорного процесса согласовывают условия, которые характерны для разных стадий договора: заключения, исполнения и прекращения. Каждая из этих стадий порождает для обеих сторон договора определенные права и обязанности.
Когда автор и организация договариваются о создании произведения, на автора возлагается обязанность выполнить заказанное ему произведение в соответствии с условиями договора и передать произведение организации в установленный срок и в обусловленном порядке. Издательство получит произведение для издания и переиздание, театр — для публичного исполнения, телекомпания — для постановки по литературному сценарию телефильма и т.д.
Обязанности автора по созданию произведения
должна сочетаться с другой его обязанностью
— по выполнению требований, которые
заявляет организация к различного
рода произведениям. При этом должен
соблюдаться объем
К произведению, заказанному автору театром, существуют свои требования. Оно должно соответствовать творческой заявке автора, утвержденной театром. При заключении договора-заказа фрагменты будущего произведения могут признаваться равнозначными творческой заявке.
При достижении согласия о создании произведения для театра стороны определяют жанр произведения, число актов, уставное название. Сроки и порядок представления законченного произведения театр согласовывает с автором. При подготовке литературного сценария для художественного телевизионного фильма автор должен исходить из творческой заявки, утвержденной телекомпанией. В ней излагаются основная идея, сюжетный замысел, характеристика главных действующих лиц будущего сценария. Сценарий должен содержать полное и последовательное описание действия, диалоги, титры, т.е. представлять собой законченное драматургическое произведение. При написании сценария автор не может превышать объем, который исчисляется количеством страниц машинописного текста на каждую часть телефильма, и должен учитывать производственно-экономические показатели при постановке данного фильма (число объектов, съемок на натуре и т.д.).