Понятие законодательной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 17:46, реферат

Краткое описание

Понятие законодательная власть имеет несколько значений. Законодательная власть — это:
1)полномочия издавать общеобязательные нормативно-правовые акты, принадлежащие народу, либо делегированные народом своим представителям в парламенте;
2)носитель народного суверенитета, выражение воли народа, интересов народа;

Вложенные файлы: 1 файл

Otvety.docx

— 121.38 Кб (Скачать файл)

Федеральное Собрание является единым парламентским организмом, но это не означает, что его палаты действуют во всех случаях совместно. Напротив, Конституция Российской Федерации устанавливает, что Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно только в трёх установленных Конституцией Российской Федерации случаях:

для заслушивания посланий президента Российской Федерации;

для заслушивания посланий Конституционного Суда Российской Федерации;

для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств.

18.  Правовой статус парламентария. Член общенационального законодательного органа государственной власти, парламента по сложившемуся парламентскому обыкновению именуется парламентарием, или членом парламента. В Федеральном Собрании - парламенте Российской Федерации парламентариями, соответственно, являются депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации.

 

Конституционно-правовой статус парламентария представляет совокупность закрепленных Конституцией, федеральными законами и регламентными нормами его прав и обязанностей (государственно-властных полномочий), обеспеченных соответствующими гарантиями. Депутаты Государственной Думы избираются гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Депутат Государственной Думы не может одновременно являться членом Совета Федерации, депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Статус депутата Государственной Думы определяется Конституцией РФ, Федеральными законами «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» (1994 г.) с многочисленными изменениями и дополнениями, «О выборах депутатов Государственной Думы» и др. Конституционно-правовой статус депутата характеризуют три элемента: 1) депутатский мандат; 2) права и обязанности депутата; 3) гарантии депутатской деятельности.

Статус парламентариев в двухпалатном парламенте имеет свои особенности. Депутат Государственной Думы работает на профессиональной постоянной основе. Он не может находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работники органов прокуратуры, избранные депутатами Государственной Думы, приостанавливают свою службу в ранее занимаемых должностях на период осуществления депутатских полномочий. Срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня избрания депутата и прекращается с момента начала работы Государственной Думы нового созыва. Каждому депутату выдается удостоверение депутата - документ, дающий право беспрепятственно посещать все органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения, воинские части и общественные объединения. Кроме того, каждому депутату выдается нагрудный знак.

Членом Совета Федерации является избранный народом представитель законодательных или исполнительных органов государственной власти субъекта Федерации, уполномоченный осуществлять законодательную власть и иные полномочия в Совете Федерации. Срок полномочий члена Совета Федерации определяется сроком его полномочий в качестве главы законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, главы исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Полномочия члена Совета Федерации начинаются с момента принятия Советом Федерации решения о признании его полномочий. Порядок принятия такого решения определяется Регламентом палаты. Главы законодательного и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ представляют в Совет Федерации документы, подтверждающие их полномочия как главы соответствующего органа государственной власти субъекта РФ в течение 7 дней со дня их избрания на эти должности. Прекращение полномочий члена Совета Федерации определяется решением палаты. В случае прекращения полномочий главы соответствующего органа государственной власти субъекта РФ автоматически прекращаются его полномочия как члена Совета Федерации.

В предусмотренных законом случаях возможно досрочное сложение депутатом Государственной Думы (членом Совета Федерации) своих полномочий. Полномочия депутата Государственной Думы прекращаются досрочно в случаях: утраты гражданства РФ; письменного заявления о сложении своих полномочий; избрания депутатом иного представительного органа власти (если в течение месяца со дня избрания от него не поступило заявления о сложении полномочий такого органа); поступления на государственную службу; занятия другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; роспуска Государственной Думы; смерти. Досрочно полномочия члена Совета Федерации прекращаются в случаях: утраты гражданства РФ, вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена Совета Федерации, признания недееспособным в судебном порядке, объявления судом умершим, смерти.

Императивный и свободный мандаты. В конституционном праве понятие мандата (от лат. mandatum - поручение) трактуется в двух значениях: 1) как документ, который подтверждает полномочия депутата, предоставленные ему избирателями, интересы которых он представляет, и 2) как основы, на которых базируются взаимоотношения между депутатом и избирателями. В сущности депутатский мандат может быть императивным и свободным.

Императивный мандат определяет такую форму взаимоотношений депутата и избирателей, при которой депутат, ответственный перед избирателями, совмещает свою депутатскую деятельность с основной работой на предприятии, в учреждении, организации. Сущность императивного мандата в том, что каждый депутат обязан выражать волю избирателей, ответственен перед ними, может быть отозван ими. Основная характеристика императивного мандата заключается в том, что депутат связан наказами избирателей - поручениями общественно значимого характера, которые депутат обязан положить в основу своей деятельности. Как правило, такие наказы вносились в период избирательной кампании во время встреч кандидатов в депутаты с избирателями. Наказы, не имея юридической силы, передавались кандидатом в исполнительный комитет местного Совета или Президиум Верховного Совета, которые обобщали все поступившие наказы и составляли план мероприятий по их реализации. Они имели обязательное значение для избранного депутата, депутат (Совет депутатов) не вправе был отказаться от их исполнения. Реформа избирательной системы конца 90-х гг. привела к отказу от обязательности наказов. Сейчас если такие наказы (пожелания, просьбы) и вверяются депутату, то они носят рекомендательный характер. В то же время законодательные акты отдельных субъектов РФ признают императивный характер мандата депутатов законодательного (представительного) органа власти и представительного органа местного самоуправления.

Депутатский мандат может быть «императивным» и «свободным». Сущность первого заключается в том, что каждый депутат обязан выражать волю избирателей, ответственен перед ними, может быть отозван ими. В Российской Федерации императивный мандат характеризует статус депутатов представительных органов местного самоуправления.

Свободный (общенациональный) мандат отображает такую форму взаимоотношений депутата с его избирателями, при которой депутат юридически не связан наказами избирателей и не может быть ими отозван. Свободный, или общенациональный, мандат означает неответственность депутата перед избирателями, отсутствие у последних права отзыва депутата. По смыслу Закона «О статусе депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы» депутаты Государственной Думы обладают свободным депутатским мандатом.

 

19.  Основные черты законодательного процесса в Российской Федерации. Законодательный процесс является одной из составляющих законотворчества, отражая процессуальную сторону этого явления. Законодательный процесс в разных странах имеет ряд особенностей, которые могут быть предметом отдельного исследования. Однако, несмотря на существующие отличия, можно выделить следующие общие признаки законодательного процесса:

1) состоит из нескольких этапов (стадий), последовательность и обязательность  которых установлены, как правило, законами и иными принятыми в соответствии с ними нормативными актами;

2) осуществляется специальными  субъектами;

3) результатом является создание  акта высшей юридической силы  — закона. Структурное содержание правотворческого процесса складывается из двух частей. Первая включает в себя организационные вопросы правотворчества, не связанные с юридически значимыми действиями (подготовка проекта нормативного акта, его обсуждение в соответствующей государственной или общественной организации, трудовом коллективе и т.д.), вторая - опирается на правовые начала, а точкой отсчета ее функционирования служит решение о подготовке проекта нормативного акта.

 

20.  Подготовка законопроекта. Процедуры подготовки могут предусматривать:

 

- планирование законопроектной  работы, что позволяет рационально  распределять усилия по созданию  нормативных актов высшей юридической  силы. Законотворческие планы, в  свою очередь, могут быть текущие (на определенные промежутки времени: на месяц, квартал, полугодие, год) и  перспективные (на срок до трех  лет и более дальний срок);

- разработку концепции законопроекта  как выражения сути будущих  предписаний, служащей для определения  целей законодательного акта, изложения  принципов построения, ожидаемого  эффекта, социальной и экономической  целесообразности принятия и  исполнимости;

- экспертизу законопроекта как  требующего специальных познаний  и квалификации его исследования, проводимого с целью установления  возможности для его усовершенствования  и устранения недостатков. Экспертизы  могут быть юридическая, техническая, лингвистическая и пр.;

- обсуждение текста законопроекта  в порядке заседания специальных  комиссий и/или слушаний;

- согласования законопроекта (по  времени внесения в парламент, принятия и/или вступления в  юридическую силу);

- доработку законопроекта после  внесения возможных дополнений  и изменений.

 

21. Понятие и особенности законодательной инициативы в Российской Федерации. Стадия законодательной инициативы – это начальная парламентская процедура, означающая официальное внесение законопроекта в компетентный орган парламента управомоченным субъектом.

Согласно ст. 104 Конституции РФ законопроекты вносятся в Государственную Думу. Правом законодательной инициативы обладают:

Президент России;

Совет Федерации;

члены Совета Федерации;

депутаты Государственной Думы;

Правительство;

законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации;

Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды - по вопросам их ведения.

Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную Думу проектов законов РФ, законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы либо о признании этих законов утратившими силу, поправок к законопроектам.

На субъекта законодательной инициативы возлагается обязанность представления законопроекта в строгом соответствии с установленными правилами. При этом законодательный орган вправе потребовать соблюдения данного условия, а при его несоблюдении - возвратить законопроект инициатору.

К вносимому в Государственную Думу законопроекту предъявляются следующие требования. Законопроекты о введении или отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, а также законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства. Данная позиция закреплена в ст. 104 Конституции РФ и ст. 105 Регламента Государственной Думы.

При внесении законопроекта необходимы следующие документы:

а) пояснительная записка к законопроекту (изложение концепции предлагаемого законопроекта);

б) текст законопроекта с указанием на титульном листе субъекта права законодательной инициативы;

в) перечень актов федерального законодательства, которые должны быть признаны утратившими силу, приостановлены, изменены, дополнены или приняты в связи с принятием данного закона;

г) финансово-экономическое обоснование (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует материальных затрат);

д) заключение Правительства РФ (в случаях, определенных ст. 104, ч. 3, Конституции).1

В текст законопроекта должны быть включены положения:

а) о сроке и порядке вступления в силу вносимого закона или его положений;

б) о признании утратившими силу и о приостановлении действия ранее принятых законов и других нормативных правовых актов или отдельных их положений в связи с принятием данного закона;

в) о приведении Президентом и Правительством России своих правовых актов в соответствие с принятым федеральным законом.

Основная обязанность законодательного органа состоит в том, чтобы принять законопроект к рассмотрению, включив его в повестку дня своего заседания. Ей соответствуют правомочия инициатора: требовать постановки вопроса о рассмотрении внесенного им законопроекта на голосование сессии законодательного органа, отстаивать положения законопроекта при его предварительном рассмотрении комитетом, отозвать законопроект до начала обсуждения на заседании парламента.

В литературе выработалось два подхода к вопросу о том, что считать фактическим началом стадии законодательной инициативы. Большинство юристов ограничивают законодательную инициативу действиями, осуществляемыми исключительно в рамках официального прохождения законопроекта в законодательном органе, считая началом законодательной инициативы внесение законопроекта на рассмотрение законодательного органа.

22.  Субъекты права законодательной инициативы. Проблемы расширения круга субъектов права законодательной инициативы. Субъекты законодательной инициативы – Государственные институты и инстанции, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации наделены правом вносить законопроекты.

В статье 104 часть 1 определен круг субъектов, которые наделяются законодательной инициативой.

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Информация о работе Понятие законодательной власти