Понятие и правовое регулирование социальных пенсий по законодательству Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 23:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в комплексном изучении понятия и видов социальной пенсии.
Исходя из поставленной цели задачами работы являются:
-изучение понятия, виды социальных пенсий;
-рассмотрение категорий граждан, имеющие право на получение социальных пенсий;
-размеры социальных пенсий.

Содержание

Введение ………………………………………………………………..
Глава 1. Общая характеристика социальных пенсий ….…………
1.1. Понятие и правовое регулирование социальных пенсий по законодательству РФ ………………………………………….
1.2. Круг лиц, обеспечиваемых социальной пенсией…………
Глава 2. Виды социальных пенсий…………………………………
2.1. Социальная пенсия по старости …………………………………
2.2. Социальная пенсия по потере кормильца ………………………
2.3. Социальная пенсия по инвалидности……………………………
Заключение ……………………………………………………………….
Список использованных нормативных актов, специальной литературы…………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Prosvirkina (1).docx

— 56.82 Кб (Скачать файл)

диспропорциональных карликов и инвалидов по зрению, имеющих ограничение способностей к трудовой деятельности III степени, - не ранее:

мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 40 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 15 и 10 лет14.

             Признание гражданина инвалидом, установление времени наступления и периода инвалидности, а также степени ограничения способности к трудовой деятельности и причины инвалидности осуществляются Государственной службой медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания гражданина инвалидом утверждаются Правительством Российской Федерации.

             В соответствие со ст. 5 Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" условиями признания гражданина инвалидом являются:

а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма,

обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможностиосуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

            Наличие одного из указанных в пункте 5 Правил, установленных в Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом", условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

            В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория "ребенок-инвалид". При установлении гражданину группы инвалидности одновременно определяется в соответствии с классификациями и критериями, предусмотренными пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом", степень ограничения его способности к трудовой деятельности (III, II или I степень ограничения) либо группа инвалидности устанавливается без ограничения способности к трудовой деятельности. Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год.

            Степень ограничения способности к трудовой деятельности (отсутствие ограничения способности к трудовой деятельности) устанавливается на такой же срок, что и группа инвалидности.

            Категория "ребенок-инвалид" устанавливается на 1 или 2 года либо до достижения гражданином возраста 18 лет.

            В случае признания гражданина инвалидом датой установления инвалидности считается день поступления в бюро заявления гражданина о проведении медико-социальной экспертизы. Инвалидность устанавливается до 1-го числа месяца, следующего за месяцем, на который назначено проведение очередной медико-социальной экспертизы гражданина (переосвидетельствования).

              Без указания срока переосвидетельствования инвалидность устанавливается в случае выявления в ходе осуществления реабилитационных мероприятий невозможности устранения или уменьшения степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма.

               В случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также иные причины, установленные законодательством Российской Федерации.

            При отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание. В этом случае гражданину оказывается содействие в получении указанных документов. При представлении в бюро соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного освидетельствования инвалида.

 Социальная пенсия по инвалидности устанавливается в фиксированном размере пропорционально базовой части трудовой пенсии15:

-инвалидам, имеющих ограничение  способности к трудовой деятельности II степени (за исключением инвалидов  детства), - 100% размера базовой части  трудовой пенсии по старости  для граждан, достигших общего  пенсионного возраста, согласно  п. 1 ст. 14 Федерального закона от 17 декабря 2009 г. N 173-ФЗ "О трудовых  пенсиях в Российской Федерации" -900 рублей в месяц;

-инвалидам с детства имеющих  ограничение способности к трудовой  деятельности III и II степени, инвалидам, имеющим ограничение способности  к трудовой деятельности III степени, детям инвалидам - 100% размера базовой  части трудовой пенсии по инвалидности, предусмотренной подп. 1 п. 1 ст. 15 Федерального  закона от 17 декабря 2009 г. N 173-ФЗ "О  трудовых пенсиях в Российской  Федерации", а именно 1800 рублей  в месяц;

-инвалидам, имеющих ограничение  способности к трудовой деятельности I степени, - 85% размера базовой части  трудовой пенсии по возрасту  для граждан, достигших общего  пенсионного возраста, т.е. 765 рублей  в месяц.

             При этом вышеперечисленные размеры пенсий, для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, определяемых Правительством Российской Федерации, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных граждан в указанных районах (местностях). При выезде граждан из этих районов (местностей) на новое постоянное место жительства размер пенсии определяется без учета районного коэффициента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

             Пенсионное обеспечение является базовой и одной из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения, а количество этого населения составляет свыше 25 - 30% населения любой страны. Также этот вопрос косвенно касается и всего трудоспособного населения. Для России этот вопрос в данное время является очень актуальным, так как в нашей стране проживают в настоящий момент свыше 38,5 миллиона престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца.  Общим и безусловным требованием для любой пенсионной системы является вопрос создания государством правовых, организационных и экономических условии, обеспечивающих сохранение (согласно общественному договору) приобретенных работниками прав на пенсию такого размера, который был бы приемлемым как для их получателей, так и для плательщиков взносов.

            Вызов, перед которым в настоящее время стоит Россия в области реформирования пенсионной системы, заключается в необходимости создания принципиально иных институтов пенсионного обеспечения - призванных упразднить нищету (унижающую человеческое достоинство) и удовлетворяющих общество как по размерам пенсий, так и по механизмам их финансового обеспечения.

            Важно подчеркнуть, что формирование новой пенсионной системы призвано не только повысить уровень социальной защиты населения, но и восстановить уважение и доверие к государственным структурам власти, повысить социальное согласие в обществе, создать оптимальные пропорции в финансовых механизмах по самоответственности трудозанятых граждан и солидарной ответственности всех социальных субъектов (работодателей, работников и государства) за материальное обеспечение по старости, болезни.

            Установление государственных гарантий трудовых прав и пенсионного обеспечения дает возможность достижения адекватности материального положения работающего и его будущего содержания по завершении трудовой деятельности. В целях усиления мотивации к труду пенсионным законодательством устанавливается жесткая зависимость будущего размера пенсии от результатов работы в течение всего трудового периода деятельности человека, при этом снижаются ограничения с суммы заработка (дохода), учитываемого при определении размера пенсии.

Пенсионная реформа должна быть осуществлена с тщательной подготовкой, проведения научных исследований, анализа последствий принятых управленческих решений, в условиях положительной её оценки большинством специалистов, научной общественностью, многими депутатами и общественными организациями.

            Итак, социальная пенсия назначается по случаю потери кормильца нетрудоспособным гражданам, а также пожилым гражданам и инвалидам. Право на социальную пенсию имеют те нетрудоспособные, которые по каким-либо причинам не приобрели права на трудовые пенсии. В частности, право на трудовую пенсию отсутствует, если у гражданина нет необходимого страхового стажа (либо его не имел умерший - при решении вопроса о назначении пенсии по случаю потери кормильца).

            Социальная пенсия предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с нетрудоспособностью.

             По мере стабилизации экономических отношений в России роль социальных пенсий будет возрастать, а круг их получателей расширяться, поскольку государство с социально ориентированной экономикой не может оставить нетрудоспособных граждан.   Разработчики пенсионной реформы исходят из того, что социальные пенсии будут предоставляться с учетом прожиточного минимума и обеспечивать материальные условия жизни при наступлении установленных социально значимых случаев независимо от участия в трудовой или иной общественной деятельности и уплаты взносов на пенсионное страхование.

             Однако это не значит, что размер социальной пенсии удовлетворит прожиточные нужды всех пенсионеров. Для удовлетворения индивидуальных потребностей некоторых из них (например, инвалидов) необходимо будет избирательно предоставлять социальную помощь сверх социальной пенсии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с последующими изм. от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Российская газета. – 25 декабря 1993 г. – № 237; 23 июля 2014 г. – № 163.
  2. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Российская газета. – 31 декабря 2013 г. – № 296.
  3. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (с последующими изм. от 21 июля 2014 г. № 216-ФЗ) // Российская газета. – 23 июля 1999 г. – № 142; 25 июля 2014 г. – № 166.
  4. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (с последующими изм. от 21 июля 2014 г. № 216-ФЗ) // Российская газета. – 31 декабря 2006 г. – № 297; 25 июля 2014 г. – № 166.
  5. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с последующими изм. от 21 июля 2014 г. № 267-ФЗ) // Российская газета. – 2 декабря 1995 г. – № 234; 12 августа 1998 г. – № 153-154; 30 июля 2014 г. – № 169.
  6. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с последующими изм. от 21 июля 2014 г. № 216-ФЗ) // Российская газета. – 20 декабря 2001 г. – № 247; 21 июля 2014 г. – № 166.
  7. Федерального закона от 30 апреля 1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (с последующими изм. от 5 апреля 2009 г. № 40-ФЗ) // Российская газета. – 12 мая 1999 г. – № 90; 7 апреля 2010 г. – № 72.
  8. Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (с последующими изм. от 4 сентября 2012 г. № 882) // Российская газета. – 28 февраля 2006 г. – № 40; Интернет-портал «Российской Газеты». – 11 сентября 2012г.
  9. Указ Президента РФ от 1 августа 2005 года. «О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы» // Собрание законодательства РФ. – 2005. – №32. – Ст. 3271.

 

Специальная литература

  1. Васильева, Ю.В. Пенсионное право Российской Федерации : учебное пособие по спецкурсу / Ю.В.Васильева. – М.: КНОРУС, 2010. – 102с.
  2. Волкова, Ю.В. ЕСН и обязательное пенсионное страхование. – М:  Главбух, 2005. – 112 с.
  3. Галаганов, В. П. Право социального обеспечения : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.П. Галаганов. – 8-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2014. – 448 с.
  4. Галаганов, В. П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации: учебник / В. П. Галаганов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Кнорус, 2012. – 152 с. 
  5. Ерошенков, С. Изменения в пенсионной системе и социальная стабильность в стране. // Человек и труд. – 2004. – № 1. – С. 50-52.
  6. Копасева, С. «Пенсионное будущее» российской молодежи: современный взгляд на проблему. // Проблемы теории и практики управления. – 2011г. –№12. – С. 110
  7. Мачульская, Е.Е. Право социального обеспечения : учебное пособие для ссуза. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Книжный мир, 2006. – 75с.
  8. Михайленко, Ю.А. Все о пенсиях: виды, условия назначения, размер. – М: Омега-Л, 2010. – 102с.
  9. Новгородов, П.А. Финансовая устойчивость негосударственных пенсионных фондов: сегодня и завтра. // ЭКО. – 2011. – №3. – С5.
  10. Пансков, В. Г. Пенсионная система Российской Федерации : Учебник для вузов. Изд. 3-е доп. и перераб. – М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2007. – 80с.
  11. Рэдх, Эд. К. Пенсии в Российской Федерации. М.: Знание, 2008.
  12. Роик, В.В. Пенсионная система России: трудный путь становления страховых институтов // ЭКО. – 2011. – №3. – С.69.
  13. Смирнов,С.Н. Пенсионная система: неудобность изменений // ЭКО. – 2011. – №3. – 22с.
  14. Федорова,Т.А. Основы пенсионного обеспечения. – М.: Наука, 2005. – 44с.
  15. Широв, А.А., Потапенко, В.В. Прогноз развития пенсионной системы России на период до 2030 года. // ЭКО. – 2011. – №3. – С 24.

Информация о работе Понятие и правовое регулирование социальных пенсий по законодательству Российской Федерации