Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:13, курсовая работа
Деятельность людей в органах местного самоуправления, именуемая муниципальной службой, понимается как один из видов платной общественно полезной активности, состоящей в управлении, его обслуживании (делопроизводственном, техническом и др.) или социально-культурном обслуживании людей. Это профессиональная деятельность, осуществляемая на постоянной основе на муниципальных должностях, не являющихся выборными.
1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
1.1 Понятие и признаки муниципальной службы
Деятельность людей в
органах местного самоуправления, именуемая
муниципальной службой, понимается
как один из видов платной общественно
полезной активности, состоящей в
управлении, его обслуживании (делопроизводственном,
техническом и др.) или социально-культурном
обслуживании людей. Это профессиональная
деятельность, осуществляемая на постоянной
основе на муниципальных должностях,
не являющихся выборными. Муниципальная
служба осуществляется в интересах
жителей муниципального образования,
для организации и
Модель местного самоуправления, принятая в современной России и закрепленная в Конституции России 1993 года, исходит из того, что его органы не являются структурными подразделениями государственного управления.
8 января 1998 года вступает
в силу Федеральный закон от
N 8-ФЗ "Об основах муниципальной
службы в Российской Федерации"
(в настоящее время утратил
силу с 1 июня 2007 г.) Дальше в
ходе общего реформаторства
Понятие «муниципальной службы»
сравнительно новое для нашего законодательства.
Понятие, виды, содержание муниципальной
службы напрямую связанны с пониманием
и законодательным
После принятия в 90-х годах новых законов, устанавливающих систему местного самоуправления, встает вопрос и о служащих, работающих в органах местного самоуправления, об их правовом статусе и особенностях функционирования и прохождения службы. Принимаемые органами местного самоуправления нормативно-правовые акты фиксируют и правовой статус муниципальных служащих.
До перехода к организации
местной власти на началах самоуправления
и становления местного самоуправления
в качестве самостоятельной формы
осуществления власти народа понятие
«муниципальная служба» в законодательстве
не использовалось, ибо в нем не
было необходимости: служащие местных
органов государственной власти
местных Советов и
Таким образом, муниципальная служба не входит в систему государственной службы, не является ее структурной частью и требует своего правового регулирования.
Муниципальная служба является
сложным социально-правовым институтом.
Этот институт представляет собой систему
правовых норм, регламентирующих права
и обязанности, ограничения, запреты,
стимулирование, ответственность служащих,
порядок возникновения и
В соответствии со Статьей 2. Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
В объективном смысле муниципальная служба - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с зачислением на должность, поощрением, прохождением, отставкой ит.д. В этом смысле муниципальная служба рассматривается как комплексный правовой институт. В субъективном смысле муниципальная служба - это осуществляемая в соответствии с законодательством профессиональная деятельность лиц, занимающих оплачиваемые невыборные должности в органах местного самоуправления и реализующих принадлежащие муниципальному образованию обязанности и права.
Таким образом, муниципальная служба, во-первых, профессиональная деятельность соответствующего лица, во-вторых, осуществляется на постоянной основе, в-третьих, предполагает занятие одной из должностей муниципальной службы, в-четвертых, замещается лишь на основании договора (контракта).
Только наличие всех перечисленных условий в совокупности позволяет считать лицо муниципальным служащим и отличать его по статусу от лиц, занимающих муниципальную должность (например, член избирательной комиссии с правом решающего голоса находится на муниципальной должности, но не по контракту (трудовому договору), а в силу решения представительного органа об утверждении состава комиссии; депутат, перешедший на работу в представительный орган на постоянной основе, делает это также не по контракту, трудовому договору, а на основании решения представительного органа; в то же время работник аппарата избирательной комиссии или аппарата представительного органа занимает свою должность по трудовому договору и является муниципальным служащим).
Муниципальной службе присущи следующие отличительные черты и признаки, которые предопределяются конституционным статусом местного самоуправления, его местом и ролью в системе народовластия.
Муниципальная служба учреждается
и функционирует в сфере
Муниципальная служба имеет свои специфические задачи, связанные с обеспечением полномочий местного самоуправления. К ним относится прежде всего обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения, что предполагает наличие системы эффективного функционирования демократических институтов управления, позволяющих выражать интересы и волю местного населения.
Система правового регулирования муниципальной службы имеет три уровня: федеральный, субъектов Федерации и муниципальный.
Вопросы формирования личного состава муниципальной службы, аттестации муниципальных служащих, а также некоторые другие решаются муниципальными образованиями самостоятельно на основе законодательства о муниципальной службе и ее собственных нормативных правовых актов.
Правовой статус муниципального
служащего и правовой статус государственного
служащего имеют общие черты:
стаж муниципальной службы приравнивается
к стажу государственной
Финансирование муниципальной
службы осуществляется за счет средств
местного бюджета. При этом минимально
необходимые расходы
Законодательными основами муниципальной службы являются:
1. Конституция Российской
Федерации. В ст. 4 Федерального
закона «Об основах
2. Федеральный закон Российской
Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ
"Об общих принципах
3. Федеральный закон Российской
Федерации от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ
«О муниципальной службе в
Российской Федерации» как раз
и является тем законом, на
котором основана
4. Законодательство субъектов
Российской Федерации.
5. Нормативные правовые
акты органов местного
Муниципальная служба в Российской Федерации осуществляется не только в соответствии с правовыми нормами федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации и местного уровня. Среди источников муниципального права есть и международно-правовые акты. Это прежде всего Европейская хартия местного самоуправления. Относительно муниципальной службы в Хартии предусмотрено следующее положение: «Статус персонала органов местного самоуправления должен обеспечивать подбор высококвалифицированных кадров, основанный на принципах учета личных достоинств и компетентности; для этого необходимо обеспечить соответствующие условия профессиональной подготовки, оплаты труда и продвижения по службе».
1.2 Принципы, цели и задачи муниципальной службы
Функционирование
1. Принцип верховенства
Конституции РФ, федеральных законов
и законов субъектов федерации
над иными нормативными
2. Принцип приоритета
прав и свобод человека и
гражданина, их непосредственного
действия. В Конституции РФ (ст. 2)
установлено, что человек, его
права и свободы являются
3. Принцип самостоятельности органов местного самоуправления в пределах их полномочий. Конституция РФ (ст. 12) признает и гарантирует местное самоуправление, его самостоятельность. Муниципальная служба не входит в систему государственной службы, не является ее структурной частью. Это самостоятельный институт местного самоуправления. Органы государственной власти не вправе вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, которые закон относит к ведению муниципальных образований. Решения органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены лишь органами и должностными лицами их принявшими, либо признаны недействительными решением суда.
Самостоятельность местного
самоуправления призвана обеспечить возможность
муниципальным образованиям, «не
нарушая более общих
4. Принцип профессионализма
и компетентности