Понятие и признаки муниципальной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:13, курсовая работа

Краткое описание

Деятельность людей в органах местного самоуправления, именуемая муниципальной службой, понимается как один из видов платной общественно полезной активности, состоящей в управлении, его обслуживании (делопроизводственном, техническом и др.) или социально-культурном обслуживании людей. Это профессиональная деятельность, осуществляемая на постоянной основе на муниципальных должностях, не являющихся выборными.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по ПОРГ.docx

— 49.38 Кб (Скачать файл)

5. Принцип ответственности   муниципальных служащих за неисполнение  или ненадлежащее исполнение  своих должностных обязанностей, призванный обеспечить дисциплину  в деятельности муниципальных служащих, формирование чувства их личной ответственности за порученное дело.

6. Принцип равного доступа  граждан к муниципальной службе  в соответствии с их способностями  и профессиональной подготовкой.  Он основан на конституционных  положениях о равноправии граждан:  граждане Российской Федерации  имеют равные права на осуществление  местного самоуправления, в том  числе и право на равный  доступ к муниципальной службе  независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного  и должностного положения, отношения  к религии, убеждений, принадлежности  к общественным объединениям. В  настоящее время ст. 32 Конституции   устанавливает право равного   доступа лишь к государственной  службе, но ни слова не говорится  о действии данного принципа  в контексте муниципальной службы, что является, пробелом в законе  концептуального значения.

7. Принцип единства основных  требований, предъявляемых к муниципальной  службе в Российской Федерации,  а также учета исторических  и иных местных традиций, предполагающий  единство основ правового статуса  муниципальных служащих: общие перечни  ограничений, связанных с муниципальной  службой, гарантий и т.д. 

8. Принцип правовой и социальной защищенности муниципальных служащих, призванный обеспечить стабильность кадров в органах местного самоуправления, а также  обеспечить независимость муниципальных служащих от политической конъюнктуры, от произвола руководителя, гарантировать муниципальному служащему достойные условия работы, пенсионное обеспечение, помощь семье муниципального служащего в случае его смерти, связанной с исполнением им должностных обязанностей и т.д.

9. Принцип внепартийности  муниципальной службы, цель которого  — не допустить перехода муниципальной  службы под контроль политических  организаций.

В число принципов организации  и функционирования муниципальной  службы следует также включить: открытость муниципальной службы и ее доступность  общественному контролю; стабильность муниципальной службы, объективное  информирование населения о деятельности муниципальных служащих; защита муниципальных  служащих от неправомерного вмешательства  в их профессиональную деятельность государственных и муниципальных  органов и должностных лиц, физических и юридических лиц.

Содержание, цели, задачи и  функции, разнообразие структур муниципальной  службы определены законодательством  о местном самоуправления в РФ. Принадлежность муниципальной службы к системе органов местного самоуправления определяет самостоятельность муниципальной службы в системе власти РФ и различия между государственной и муниципальной службами.

Основные цели муниципальной  службы:

- муниципальная служба  должна стать эффективной структурой  социального обслуживания, ответственной  перед государством и подотчетной  населению;

- муниципальная служба  может успешно функционировать  на нижних уровнях управления, не дожидаясь команд с "верхних  этажей", в соответствии с принципом  оперативности управления;

- муниципальная служба  способна эффективнее разрабатывать  природные, экономические, человеческие  ресурсы муниципального образования  посредством самоорганизации местных  коллективов и профессионального  управления.

Основными задачами муниципальной  службы являются:

- обеспечение наряду с  государственной службой прав  и свобод человека и гражданина  на территории муниципального  образования;

- обеспечение самостоятельного  решения населением вопросов  местного значения;

- подготовка, принятие, исполнение  и контроль решений в пределах  полномочий органов местного  самоуправления;

- защита прав и законных  интересов муниципального образования.

Более того, с точки зрения задач, эта служба представлена

- в социальном аспекте:  это профессиональное осуществление  по поручению государства общественно  полезной деятельности лицами;

- в политическом: как деятельность  по реализации государственной  политики, достижение целей и  задач в обществе и государстве,  то есть от ее стабильности  и эффективности зависит устойчивость  общественных отношений;

- в правовом: юридическое установление служебных отношений, при реализации которых и достигается практическое выполнение должностных обязанностей, полномочий служащих.

Вообще, если говорить о функциях, то исполнительная и распорядительная деятельность направлена на все сферы  муниципального образования.

Прежде всего это финансовая сфера, то есть разработка проекта местного бюджета, отчет об его исполнении, а так же непосредственное обеспечение местного бюджета.

Далее, разработка и организация  социально-экономических программ развития территории и обеспечение  их реализации; разработка нормативно-правовых актов по вопросам местного значения; управление и распоряжение муниципальной  собственностью.

Не менее важная функция - это руководство муниципальным  здравоохранением, эксплуатация муниципального жилищного фонда, объектов коммунального  и дорожного хозяйства и другими  муниципальными предприятиями, организациями, учреждениями.

Наконец, важнейшая функция: осуществление полномочий органов  государственной власти, переданные федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации с  одновременной передачей необходимых  материальных и финансовых средств.

Итак, под функциями муниципальной  службы следует понимать основные направления  практической реализации правовых норм института муниципальной службы, способствующие достижению соответствующих  целей правового регулирования  служебных отношений и выполнению муниципальной службой своей  социальной роли и государственно-правового  назначения.

Каждый подинститут муниципальной службы, выполняет наряду с общими также специфические функции. Например, для подинститута аттестации муниципальных служащих характерны функции оценки, контроля, информирования и т.д. Главная функция права муниципальной службы состоит прежде всего в том, что бы обеспечить детальное, точное и определенное нормативное регулирование муниципально-служебных отношений.

1.3 Муниципальная служба как особый вид труда

Муниципальная служба –  уникальная профессиональная деятельность, отличная от государственной и иной службы рядом особенностей в правовом регулировании труда служащих. Но данная деятельность имеет все признаки трудовой, и муниципальный служащий осуществляет трудовые функции, а не власть местного самоуправления.

Дело в том, что каждый в отдельности муниципальный  служащий не может выполнять и  не выполняет функцию муниципального образования в целом. Функции  муниципального образования по решению  вопросов местного значения, как это  вытекает из содержания ст. 3, 130, 132 Конституции  РФ, ФЗ № 131-ФЗ и ФЗ «О муниципальной  службе», выполняют соответствующие  органы местного самоуправления.

Муниципальное образование  для реализации возложенных на него публичных функций принимает (нанимает) на работу граждан, имеющих соответствующее  профессиональное образование. При  этом муниципальный служащий наделяется определенным кругом служебных обязанностей в соответствии с занимаемой им должностью, то есть фактически выполняет в этом органе соответствующую трудовую функцию, которая согласно ст. 15 ТК РФ определяется как работа по определенной специальности, квалификации или должности. Выполнение регулярной оплачиваемой работы физическим лицом предполагает наличие трудовых правоотношений.

Принципиального (сущностного) различия между трудовой деятельностью  работника и профессиональной деятельностью  муниципального служащего, позволяющего говорить о специальном роде деятельности, отличной от трудовой, не существует. Имеет место некоторая специфика, заключающаяся в том, что трудовая деятельность муниципального служащего причастна (связана) к реализации функций муниципального образования. И только совокупность отдельных трудовых функций муниципальных служащих того или иного органа местного самоуправления может рассматриваться как деятельность по реализации соответствующей функции муниципального образования. Специфическим содержанием функционирования муниципальной службы в целом, а значит, и специфической сферой реализации статуса муниципальных служащих, являются цели и задачи местного самоуправления, интересы муниципальных образований. Отсюда выстраивается организация и система правового обеспечения муниципальной службы, природа которой проистекает из демократических основ данной системы социального управления.

Определяя статус муниципального служащего, закон устанавливает  права и обязанности применительно  к индивидуальному субъекту –  гражданину, поступившему на муниципальную  службу, а не к некой их абстрактной  совокупности. Властные решения, обязательные для неопределенного круга лиц, принимает не каждый отдельный муниципальный  служащий от своего имени, а руководитель от имени соответствующего органа местного самоуправления.

Муниципальная служба является особым видом трудовой деятельности. Специфичность ее проявляется в  том, что муниципальный служащий имеет двойной отраслевой статус. С одной стороны, он выступает  как обычный гражданин, поступающий  на службу и выполняющий за вознаграждение свою трудовую функцию. С другой, занимая  должность муниципальной службы, он участвует в осуществлении  функций местного самоуправления, и  потому действует как агент публичной  власти, способный повлиять на издаваемые властные обязательные решения. Соответственно, статус муниципального служащего как  работника определяется нормами  трудового права, а его статус как агента публичной власти обусловливается  частью публичного права – муниципальным  правом. Данная точка зрения нашла свое отражение в Конвенции 1978 г. о трудовых отношениях на государственной службе, принятой Генеральной конференцией Международной организации труда 27 июня 1978 г. Статья 9 Конвенции предусматривает, что государственные служащие пользуются, как и другие трудящиеся, гражданскими и политическими правами, но при единственном условии: соблюдении обязательств, вытекающих из их статуса и характера выполняемых ими функций.

1.4 Муниципальная должность понятие и виды

 

Необходимым элементом любой  управленческой структуры, в том  числе и структуры местного самоуправления является должность. Служебная деятельность в органах государственной власти и местного самоуправления осуществляется на основе замещения должности. В соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. М8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» 2  (в ред. от 25 июля 2002 г.) муниципальная должность – это должность предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Федерации, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за осуществление этих обязанностей.

Муниципальная должность  характеризуется следующими признаками:

1) устанавливается уставом  муниципального образования и  иными нормативными правовыми  актами органов местного самоуправления  в соответствии с законом субъекта  Федерации;

2) предполагает ответственность  за исполнение связанных с  ней обязанностей;

3) замещается на постоянной  основе, в порядке установленном законом;

4) наличие определенного  комплекса обязанностей и соответствующих  им прав, необходимых для осуществления  задач и функций местного самоуправления.

В зависимости от характера  полномочий, способа замещения должности  все лица, работающие в органах  местного самоуправления, делятся на две группы - выборные и невыборные должностные лица. Это следует  из концепции Федерального закона «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации». Поэтому в Федеральном  законе «Об основах муниципальной  службы в Российской Федерации» выделяют два вида муниципальных должностей:

1) выборные муниципальные  должности, замещаемые в результат  муниципальных выборов (депутаты, члены выборного органа местного  самоуправления, выборные должностные  лица местного самоуправления), а  также замещаемые на основании  решений представительного или  иного выборного органа местного  самоуправления в отношении лиц,  избранных в состав указанных  органов в результате муниципальных  выборов;

2) иные муниципальные  должности, замещаемые путем заключения  трудового договора.

Информация о работе Понятие и признаки муниципальной службы