Понятие и признаки муниципальной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:13, курсовая работа

Краткое описание

Деятельность людей в органах местного самоуправления, именуемая муниципальной службой, понимается как один из видов платной общественно полезной активности, состоящей в управлении, его обслуживании (делопроизводственном, техническом и др.) или социально-культурном обслуживании людей. Это профессиональная деятельность, осуществляемая на постоянной основе на муниципальных должностях, не являющихся выборными.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по ПОРГ.docx

— 49.38 Кб (Скачать файл)

Муниципальные должности  муниципальной службы устанавливаются  нормативными правовыми актами органов  местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации. На его основе каждое муниципальное  образование устанавливает для  себя муниципальные должности. Реестр — это единый унифицированный  перечень муниципальных должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, классифицированных по категориям и группам. К утверждению данного документа в субъектах Российской Федерации существует два подхода. Первый заключается в том, что законом субъекта Российской Федерации утверждается единый реестр муниципальных должностей (в том числе выборных). Другой подход к форме документа, устанавливающего перечень должностей, заключается в том, что составляются два реестра: один - реестр выборных муниципальных должностей, второй — реестр муниципальных должностей муниципальной службы. Каждый субъект РФ своим законом утверждается реестр должностей муниципальной службы в субъекте. Далее в соответствии с этим законом должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами. При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте РФ.

Реестр муниципальных  должностей предусматривает муниципальные  должности трех категорий: «А», «Б»  и «В».

1. Должности категории  «А» - муниципальные должности,  устанавливаемые уставом муниципального образования для непосредственного исполнения полномочий органов местного самоуправления. К категории «А» относятся: глава муниципального образования; председатель, его заместитель и депутаты представительного органа при условии, что они работают на постоянной основе. Депутаты, работающие на общественных началах, но в остальном их правовое положение приравнивается к «депутатам на должности». Лица, занимающие должности по категории «А», муниципальными служащими не являются. Муниципальные служащие — это лица категорий «Б» и «В».

2. Должности категории «Б» - муниципальные должности муниципальной службы, учреждаемые в установленном уставом муниципального образования порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих муниципальные должности категории «А» (глава муниципального образования, председатель представительного органа местного самоуправления, работающий на постоянной основе, помощники руководителей комитетов и комиссий муниципального представительного органа, младшие должности различные

специалисты, юристы, экономисты и др.).

3. Категория «В» - муниципальные  должности муниципальной службы, учреждаемые органами местного самоуправления для обеспечения и исполнения их полномочий. К ним относятся: глава местной администрации (назначенный), его заместители, начальники управлений и отделов администрации, их заместители, консультанты, специалисты.

Соответственно, муниципальными должностями муниципальной службы являются должности категорий «Б»  и «В».

В соответствии с Федеральным  законом  Российской Федерации от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной  службе в Российской Федерации» должности  муниципальной службы подразделяются на следующие группы:

1) высшие должности муниципальной  службы;

2) главные должности муниципальной  службы;

3) ведущие должности муниципальной  службы;

4) старшие должности муниципальной  службы;

5) младшие должности муниципальной  службы.

Развивая положения федерального законодательства, акты субъектов РФ и муниципальных образований  включают в группу высших должностей муниципальной службы первого заместителя  и заместителей главы муниципального образования, главу местной администрации, не являющегося главой муниципального образования и занявшего должность  по контракту, первого заместителя  и заместителей главы местной  администрации, руководителя контрольного органа, глав территориальных администраций. По уровню к ним приравнивается председатель избирательной комиссии муниципального образования, хотя это муниципальная должность, а не должность муниципальной службы.

Группу главных должностей составляют руководители комитетов, департаментов  и тому подобных самостоятельных  структурных подразделений органов  местного самоуправления.

Группа ведущих должностей состоит из советников, помощников глав муниципального образования и  местной администрации, их пресс-секретарей и референтов, а также руководителей  отделов, управлений в составе комитетов  и департаментов, главного бухгалтера, его заместителей и др.

Группа старших должностей включает начальника сектора, службы, группы, бюро в составе департамента, комитета, главных и ведущих специалистов администрации, юрисконсультов, заместителя  руководителя территориального отделения  администрации муниципального образования.

К группе младших должностей относят специалистов первой и второй категорий администрации муниципального образования, департамента, комитета, управления, аппарата представительного  органа муниципального образования, а  также специалистов территориальной  администрации.

2 МУНИЦИПАЛЬНЫЙ  СЛУЖАЩИЙ И ЕГО ПРАВОВОЙ СТАТУС

2.1 Понятие и  классификация муниципальных служащих

Согласно ст. 7 Федерального закона «Об основах муниципальной  службы в Российской Федерации» муниципальным  слу¬жащим является гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными за¬конами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Главным признаком муниципального служащего является то, что он занимает должность муниципальной службы, исполняет обязанности по этой должности. К муниципальным должностям муниципальной  службы относятся должности в  органах местного самоуправлении, замещаемые путем заключения трудового договора, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

К числу муниципальных  служащих относятся лица, замещающие иные муниципальные должности. Поэтому  депутаты, главы муниципальных образований, лица, замещающие иные выборные муниципальные  должности, в это число не входят. Не являются муниципальными служащими  лица, которые эпизодически помогают органам  местного самоуправления (консультанты, эксперты, специалисты и другие помощники), а также лица, исполняющие в  органах местного самоуправления обязанности  по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления.

Другой признак муниципального служащего - исполнение и обеспечение  полномочий органов местного самоуправления. Эта деятельность является профессиональной, осуществляется на постоянной основе и в порядке, определяющимся уставом  муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Еще одним признаком муниципального служащего является то, что денежное вознаграждение за исполнение своих  обязанностей он получает из средств  местного бюджета.

Классификация муниципальных  должностей устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с  реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом субъекта РФ.

Должности муниципальной  службы подразделяются на четыре основные категории:

1) руководители;

2) помощники (советники);

3) специалисты; 

4) обеспечивающие специалисты. 

Руководители — должности  руководителей и заместителей руководителей  отраслевых (функциональных) и территориальных  подразделений (органов) местного самоуправления, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничений срока  полномочий. Представляется уместным рассматривать эту категорию  более широко, включая в нее  выборных должностных лиц, в том  числе глав муниципальных образований, депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе.

Помощники (советники) —  должности, учреждаемые для содействия должностным лицам местного самоуправления в реализации их полномочий, замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц. В данную категорию входят, в частности, должности  помощника главы муниципального образования, советника (консультанта) главы муниципального образования, пресс-секретаря главы муниципального образования. Выделение этих должностей в отдельную категорию связано  с особым характером отношений между  замещающими их служащими и главой муниципального образования. Закон  исходит из права главы назначать на эти должности лиц, нужных ему в силу каких-либо обстоятельств. Вновь избранный глава свободен в подборе кандидатов на названные должности. С уходом прежнего главы муниципального образования истекает и срок полномочий служащих, назначенных им на указанные должности.

Специалисты — должности, учреждаемые для профессионального  обеспечения осуществления органом  местного самоуправления своих задач  и функций и замещаемые без  ограничения срока полномочий.

Обеспечивающие специалисты  — должности, учреждаемые для  организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности органов местного самоуправления и  замещаемые без ограничения срока  полномочий.

Такая дробная классификация  определена необходимостью специализации, мобильности в работе муниципального аппарата, его иерархичностью. Она  также необходима для стимулирования профессионального роста муниципальных  служащих и четкого задания его  направленности и ступеней.

Муниципальных служащих можно  подразделить с учетом их квалификационных разрядов. Сама по себе классификация  должностей недостаточна для стимулирования профессионального роста муниципальных  служащих, поскольку она основное внимание уделяет не исполнителю, не лицу, а самой организационной  структуре с ее ячейками-должностями. Классификацию должностей необходимо подкреплять перечнем званий или  квалификационных разрядов, обозначающих не само по себе место гражданина в  должностной иерархии, а уровень  его управленческого мастерства.

Квалификационные разряды, порядок их присвоения и сохранения при переводе или поступлении  муниципальных служащих на так называемые иные муниципальные должности муниципальной службы либо государственные должности государственной службы субъектов РФ, а также при увольнении их с муниципальной службы устанавливаются законами субъектов РФ в соответствии с федеральными законами.

Здесь акцент делается на исполнителе, учитываются его образование, стаж работы, квалификация, личные заслуги. Имея определенный разряд (звание, чин, класс), исполнитель — муниципальный  служащий может претендовать на определенную должность, и руководство обязано  считаться с этими претензиями.

Квалификационные разряды  присваиваются муниципальным служащим по результатам квалификационного  экзамена или аттестации и указывают  на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым  к муниципальным должностям муниципальной  службы в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

2.2 Правовой статус муниципального служащего

Различают три статуса  муниципального служащего: социальный, организационный и правовой. Социальный статус определяет положение муниципального служащего в системе общественных отношений; организационный статус показывает его место и роль в  структуре аппарата органа местного самоуправления; правовой статус муниципального служащего совокупно включает ряд элементов:

- нормативное (законодательное)  понятие "муниципальный служащий" и его сущностные характеристики;

- права и обязанности  (служебные полномочия) муниципального служащего;

- ограничения по службе;

- социальные гарантии;

- ответственность муниципального  служащего за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей.

Непосредственно правовой статус муниципального служащего (как и  в целом правовая регламентация муниципальной службы) определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта РФ и Федеральным законом о муниципальной службе.

Правам муниципальных  служащих посвящено обширное законодательство. В обобщенном виде классификация  основных прав муниципального служащего  содержится в ст. 11 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации". Рассмотрим основные права.

1. Муниципальный служащий имеет право на:

1) ознакомление с документами,  устанавливающими его права и  обязанности по замещаемой должности  муниципальной службы, критериями  оценки качества исполнения должностных  обязанностей и условиями продвижения  по службе;

Информация о работе Понятие и признаки муниципальной службы