Понятие и содержаниеоснов конституционного строя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 17:42, курсовая работа

Краткое описание

Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и т.д. Совокупность этих черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства или о государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится его конституционным строем. Таким образом, конституционный строй – это определенная форма или определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции.
Однако имеется и другое понятие конституционного строя, заложенное, в частности, в Конституции Российской Федерации и относящееся не ко всякому государству, а лишь к такому, форма или способ организации которого характеризуется строго определенными чертами, позволяющими считать его конституционным государством.

Содержание

Введение
1. Понятие конституционного строя. Принципы конституционного строя, их развитие
2. Политические основы конституционного строя Российской Федерации
3. Экономические основы конституционного строя Российской Федерации
4. Социальные основы конституционного строя в Российской Федерации
5. Российская Федерация – светское, федеративное, суверенное государство.
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие и содержаниеоснов конституционного строя.docx

— 50.24 Кб (Скачать файл)

Запрещаются общественные объединения, пропагандирующие расовую, национальную, религиозную, иную вражду и ненависть, насилие и войну, призывающие к насильственному изменению или ниспровержению конституционного строя Российской Федерации, созданию параллельных структур власти.

Государство – единственная нормативно-регулирующая инстанция для всех без исключения религиозных объединений. Иначе говоря, только от государства могут исходить обязательные нормы, определяющие исходный статус и основные правила «нахождения» в государстве и обществе любых вероисповедальных организаций.

Светский характер государства не препятствует ему в интересах обеспечения прав религиозных меньшинств оказывать их церквам и религиозным общинам материальную помощь из государственного бюджета.

Федеративная природа российской государственности отличается следующими признаками:

  1. Российская Федерация имеет Конституцию, принятую путем всенародного голосования, что придает ей особую юридическую силу.
  2. Российская Федерация обладает своей территорией, которая включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.
  3. Российская Федерация характеризуется наличием единого общероссийского гражданства. Принципы гражданства РФ и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством РФ, основания, условия и порядок приобретения и прекращения российского гражданства определены Федеральным законом от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации».
  4. Российская Федерация имеет общие для всей страны высшие органы государственной власти. Акты, принимаемые федеральными органами законодательной, исполнительной и судебной власти, являются обязательными для каждого субъекта РФ и действуют на их территории.
  5. Российская Федерация имеет единую денежную, кредитную системы, единый государственный бюджет и единую систему налогов.

Российская Федерация – суверенное государство. Суверенитет РФ – свойство государственной власти на основе воли многонационального народа России самостоятельно и независимо от других государств реализовывать внутренние и внешние функции государства.

Суверенитет РФ получил свое правовое закрепление и воплощение в Конституции РФ 1993 г. В ее нормах провозглашается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ст. 3), суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию (ст. 4), Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России (ст. 4), Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне (ст. 67).

Суверенитет РФ характеризуется тремя неотъемлемыми чертами: самостоятельностью государственной власти, ее независимостью при осуществлении внутренних и внешних функций государства, дифференцированным содержанием государственной власти, осуществляемой на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Самостоятельность государственной власти заключается в том, что она реализует свое назначение без вмешательства в ее деятельность негосударственных структур.

Независимость государственной власти означает, что она по своему усмотрению, без вмешательства других государств, осуществляет внутренние и внешние функции Российской Федерации.

Дифференциация государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную имеет принципиальное значение, ибо она устраняет ее узурпацию со стороны соответствующих структур государства или должностных лиц и придает незыблемый характер конституционному положению, согласно которому носителем суверенитета в РФ является ее многонациональный народ.

Свобода вероисповедания означает беспрепятственную возможность каждого принадлежать к какой-либо религии, церкви, конфессии и свободную деятельность образуемых верующими религиозных объединений.

Политико-правовое содержание свободы совести и свободы вероисповедания, гарантированных ст. 28 Конституции РФ, заключается в праве каждого исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные или иные убеждения.

Граждане, придерживающиеся материалистических убеждений, вправе создавать соответствующие объединения согласно законодательству об общественных объединениях, а также беспрепятственно осуществлять свою деятельность.

Наказываются по закону нарушения равноправия граждан по признаку отношения их к религии (ст. 136 УК РФ), нарушение свободы совести и вероисповедания и организация религиозных и общественных объединений, посягающих наличность и права граждан (ст. 239 УК РФ).14

 

 

Заключение

 

Человек, гражданин, народ – таковы главные действующие лица, которыми и во имя которых создается конституционный строй.

К основам конституционного строя, согласно Конституции Российской Федерации, относятся, прежде всего, основы, присущие каждому конституционному государству. В их число входят демократизм, выражающийся в народном суверенитете, разделении властей и политическом многообразии, в признании и гарантировании местного самоуправления, а также правовое государство, воплощением которого и является конституционное государство. Основу конституционного государства составляют признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; социальное рыночное хозяйство, в рамках которого главным образом осуществляются производство и распределение товаров и благ; социальное государство, главной задачей которого является претворение в жизнь закрепленных правом принципов социального равенства; и светское государство, дополняющее принцип политического многообразия многообразием духовным; федерализм, суверенность Российского государства и республиканская форма правления.

Закрепление основ конституционного строя в конституционной форме имеет большое значение. Она обеспечивает провозглашение этих основ от имени народов России их государственной волей. Тем самым подчеркивается особая значимость основ конституционного строя, их верховенство и обязательность для всех субъектов правоотношений, активное воздействие на правовое регулирование всей системы общественных отношений. Поэтому закрепленные в Конституции основы конституционного строя образуют фундамент всего правового регулирования государственной и общественной жизни России, определяют в юридической форме те важнейшие, качественные связи, которые свойственны ее организации.

Список используемой литературы

 

1.Конституция Российской Федерации: офиц. текст : с поправками от 30 декабря 2008 года // Рос. газ. - 2009. - 21 янв. - № 7.

2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. (ред. от 25.12.2012 г.) (с изм. и доп., вступающими в силу с 27.01.2013 г.)

3. Бутусова Н.В. Основы конституционного строя Российской Федерации как правовой институт и предмет конституционно-правового регулирования //Вестник Московского университета. Серия 11 Право. 2003. – № 6.

4. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М.: Изд. группа: ИНФРА. М-НОРМА, 1997г.

5. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2004.

6. Кашанина Т.В. Основы российского права: Учебник для вузов. 2-е изд., пересмотр. / Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин – М: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА–ИНФРА, 2009. – 784 с.

7. Прудников А.С. Конституционное право России: учебник для студентов вузов / [А.С. Прудников и др.]; под ред. А.С. Прудникова, В.И. Авсеенко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007- 114 с.

8. Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право России: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2006.

 

 

1 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.,2004. – 121 с.

2 Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право России: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2006. – 131 с.

3 Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право России: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2006. – 132 с.

                4 Кашанина Т.В. Основы российского права: Учебник для вузов. 2-е изд., пересмотр. / Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин – М: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА–ИНФРА, 2009. – 784 с.

 

5 Бутусова Н.В. Основы конституционного строя Российской Федерации как правовой институт и предмет конституционно-правового регулирования //Вестник Московского университета. Серия 11 Право. 2003. № 6. – 29 с.

    5 Прудников А.С. Конституционное право России: учебник для студентов вузов / [А.С. Прудников и др.]; под ред. А.С. Прудникова, В.И. Авсеенко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007- 114 с.

 

6 Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право России: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2006. – 146 с.

7 Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России – М., Юрист, 1994. – 48 с.

8 Научно-практический комментарий к Конституции РоссийскойФедерации / коллектив авторов / под. Ред. В.В. Лазарева. – М.: Издательство «Спарк», 1997 г. – 34 с.

9 Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право России: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2006. – 150 с.

10 Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М.: Изд. группа: ИНФРА. М-НОРМА, 1997г. – 125 с.

11 Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М.: Изд. группа: ИНФРА. М-НОРМА, 1997г. – 110 с.

12 Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право России: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2006. – 163 с.

13 Федеральный закон РФ от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях», правовая система Гарант.

14 Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право России: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2006. – 168 с.

 


Информация о работе Понятие и содержаниеоснов конституционного строя