Понятие и сущность управления природопользованием и охраной окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 23:59, контрольная работа

Краткое описание

Природопользование - один из самых сложных объектов управления, оно находится на стыке взаимодействия естественных и общественных процессов. В широком смысле под управлением понимается руководство чем-либо (или кем-либо).1 Отсюда - чрезвычайно важная роль научного обоснования управленческих решений на всех уровнях управления природопользованием.
Управление природопользованием и охраной окружающей природной среды призвано обеспечить реализацию экологического законодательства. Общественная ценность права в целом и права граждан на благоприятную окружающую среду представляется, прежде всего, в процессе реализации соответствующих правовых предписаний. Управление выступает как средство формирования реальных общественных эколого-правовых отношений, образующих само право окружающей среды.

Вложенные файлы: 1 файл

Экологическое право.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

Отраслевое (ведомственное) управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется министерствами, государственными комитетами, федеральными службами в пределах своей отрасли или сферы деятельности, если такая деятельность связана с природопользованием или вредным воздействием на окружающую среду. Как и при производственном управлении, содержание отраслевого управления определяется спецификой отрасли или сферы деятельности, характером предприятий, входящих в ее систему, масштабами и видами воздействий на природу.

В природоохранительной практике России сохраняется резерв для повышения эффективности общественного, производственного и отраслевого управления. Он касается развития сотрудничества общественных формирований и граждан, предприятий и отраслевых министерств с государственными специально уполномоченными органами управления природопользованием и охраной окружающей среды. Основа сотрудничества – единство целей деятельности в данной сфере. Такое сотрудничество, несомненно, способствовало бы повышению эффективности и государственного управления.

В масштабах государства наибольшая ответственность за последовательное исполнение экологического законодательства лежит на органах, осуществляющих государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды. Конституционной основой их деятельности является ст. 10 Конституции РФ, закрепившая принцип разделения единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви.

Государственное управление в области природопользования и  охраны окружающей среды – составная  часть государственного Управления в целом.

Роль государственного управления в этой сфере определяется значением государственных органов в механизме охраны окружающей среды. В триаде субъектов – гражданин, организация (предприниматель) и государство – государственные органы занимают особое место. Они обладают особыми правовыми и административными средствами для обеспечения реализации экологических требований законодательства, имея возможность прибегнуть при необходимости к государственному принуждению. Прежде всего на них возложена ответственность за обеспечение охраны окружающей среды в рамках экологической функции государства. Прежде всего с них граждане вправе спрашивать за несоблюдение их экологических прав и законных интересов и законодательства об окружающей среде в целом.

Государственное управление природопользованием и охраной  окружающей среды осуществляется на основе ряда методов. Под методами управления понимаются способы государственного воздействия на поведение и деятельность управляемых. Методы делятся на административные (прямой приказ, обеспечиваемый возможностью государственного принуждения), экономические (создание условий экономической заинтересованности организаций и трудовых коллективов в выполнении требований законодательства и управленческих решений) и моральные (награждение государственными наградами, присвоение почетных званий и т.п.).

С учетом роли государственного управления в данной области в  сравнении с другими видами управления его содержание наиболее широко.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Задание  №2.

  1. Администрацией государственного природного заповедника было принято решение о строительстве на его территории развлекательного комплекса, предусматривающего последующий массовый туризм. Свои действия Администрация обосновала тем, что территория заповедника большая и имеются площади, не включающие особо ценные экологические системы и объекты, а прибыль, получаемую от функционирования развлекательного комплекса, планируется направить на развитие заповедника.

Законны ли действия Администрации государственного природного заповедника. Какими нормативными актами регулируется порядок создания и деятельности государственных природных заповедников. Дайте характеристику правового статуса данной особо охраняемой природной территории. Опишите задачи государственных природных заповедников.

 

 

Решение:

Действия  Администрации государственного природного заповедника не законны. Согласно статье 9 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"(с изменениями и дополнениями):

1. На территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике.

А основными задачами согласно ст.7 являются:

а) осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;

б) организация и проведение научных исследований, включая ведение  Летописи природы;

N 331-ФЗ подпункт "в" статьи 7 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступившей в силу с 1 января 2012 г.

в) осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);

Информация об изменениях:Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 365-ФЗ в подпункт "г" статьи 7 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст подпункта в предыдущей редакции

г) экологическое просвещение и развитие познавательного туризма;

е) содействие в подготовке научных кадров и специалистов в  области охраны окружающей среды.

Так же нормативной базой  может служить Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ, «Об охране окружающей среды»; 
постановление Правительства РСФСР от 18 декабря 1991 г. N 48.Согласно ему: Статья 6. Общие положения

1. На территории государственных  природных заповедников полностью  изымаются из хозяйственного  использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

Государственные природные  заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими  учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы:

1.Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ, «Об охране окружающей среды»//СП Гарант.

2. Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"//СП Гарант

3. Алехин А.П., Козлов  Ю.М. Административное право Российской Федерации. Ч. 1, 2. - М., 2008. - С.25.

4. Шемшученко Ю.С. Правовые проблемы экологии. С. 129.М.,2007

5. Четвериков В.С. Административное  право: Учеб. пособие. - 5-е изд., перераб.  и доп. - М.: ИНФРА-М, 2008. - С.128

6. Экологическое право. Бринчук М.М. - Учебник  - 2009 г.

 

 

1 Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Ч. 1, 2. - М., 2008. - С.25.

2 Четвериков В.С. Административное право: Учеб. пособие. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2008. - С.128.

3 Экологическое право. Бринчук М.М. - Учебник  - 2009 г.

4 Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Часть 1 и 2. М., 1995.

5 Шемшученко Ю.С. Правовые проблемы экологии. С. 129.М.,2007




Информация о работе Понятие и сущность управления природопользованием и охраной окружающей среды