Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 16:55, курсовая работа
Поэтому, исходя из вышесказанного, целью настоящей работы будет являться определение понятия договора перевозки как одного из элементов общей системы гражданско-правовых договоров, применяемых в транспортной сфере; рассмотрение отдельных видов как составных частей договора перевозки.
Для реализации данной цели необходимо решить такие задачи как:
- определить правовую основу, регулирующую договор перевозки;
- дать понятие и юридическую квалификацию договора перевозки
Введение……………………………………………………………………………2
Основная часть:
Понятие и юридическая квалификация договора перевозки…………….3
Виды и содержание договора перевозки…………………………………..8
Особенности заключения, изменения или расторжения договора
перевозки……………………………………………………………………13
Ответственность за нарушение условий договора перевозки……………21
Заключение…………………………………………………………………………33
Список использованных источников……………………………………………..34
На морском транспорте различают перевозки в малом каботаже, в большом каботаже и в заграничном сообщении. Под малым каботажем понимают перевозку грузов между российскими портами одного и того же моря. К большому каботажу относятся перевозки груза, осуществляемые между российскими портами разных морей, даже если судно при этом проходит через иностранные воды. Перевозка из российских портов в иностранные порты или обратно признается перевозкой в заграничном сообщении.
Воздушный кодекс не
подразделяет перевозки на
Перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами. Кроме того, перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок, которые не должны противоречить общим правилам воздушных перевозок и ухудшать уровень обслуживания пассажиров.13
Железная дорога
обязана доставить груз в
Содержание договора перевозки составляет совокупность его условий, которые определяют права и обязанности его участников, обеспечивающих своевременную доставку грузов к месту назначения и выдачу их получателю в сохранности.
Предмет данного договора — транспортные услуги. Особенность услуг вообще и транспортных, в частности, заключается в том, что они оказываются не в вещественной форме, а в форме деятельности.
Необходимо различать предмет договора перевозки (транспортные услуги) и предмет (объект) перевозки.
Предмет перевозки — грузы, т.е. различные вещи — строительные материалы, продовольственные товары и др., доставляемые от отправителя получателю перевозчиком.
Предмет перевозки определяется следующими признаками: наименование груза, его масса (вес), количество мест тарных и штучных грузов, способ определения веса, вид тары (упаковки), особые свойства груза. Эти пункты договора в качестве существенных определены императивными нормами, действующими на соответствующих видах транспорта, а также служат обязательными реквизитами типовых форм транспортных накладных.
Субъектами обязательства по перевозке являются перевозчик, грузоотправитель, а также грузополучатель.
Перевозчиками грузов могут быть лишь коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, которые в соответствии с действующим законодательством вправе осуществлять деятельность, связанную с перевозкой грузов. Функции грузоотправителей и грузополучателей могут выполнять как физические, так и юридические лица. Термины "перевозчик", "грузоотправитель", "грузополучатель" используются практически на всех видах транспорта, а также в нормативных актах, регулирующих отношения на транспорте. Однако на морском транспорте используется и другая терминология. Грузоотправителя там иногда называют фрахтователем, а договор перевозки - договором фрахтования. Поскольку указанная терминология специфична для морских перевозок и притом применяется не всегда, то субъекты обязательства по перевозке в данной работе будут называться "перевозчики", "грузоотправители", "грузополучатели".15
Существенным условием договоров перевозки является транспортабельность груза, т.е. качественное состояние груза, тары, упаковки, обеспечивающее его сохранность в процессе перевозки.
Грузы, нуждающиеся в таре и упаковке для обеспечения их полной сохранности при перевозках, должны предъявляться для перевозок в исправной таре и упаковке. Тара и упаковка, на которые установлены государственные стандарты или для которых установлены технические условия, должны соответствовать им. Такие требования применяются также и к предъявляемым отправителем контейнерам.16
Перевозчик вправе отказаться от принятия к перевозке груза в нетранспортабельном состоянии. Транспортабельность скоропортящихся грузов подтверждается специальным документом — удостоверением о качестве, которое отправитель представляет перевозчику вместе с транспортной накладной. При наличии на станции отправления государственного инспектора по качеству состояние скоропортящегося груза может быть проверено этим инспектором с выдачей сертификата, который прилагается к накладной взамен удостоверения о качестве.
Существенным условием договора является также срок, в который груз должен быть доставлен и выдан получателю. Срок доставки груза — срок исполнения обязательства при перевозке. В соответствии со ст. 792 ГК РФ сроки доставки устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами; при отсутствии в законодательстве норм о сроках перевозки выполняются в разумный срок, в том числе определяемый соглашением сторон. По соглашению сторон сроки устанавливаются при перевозках грузов морем, например в заграничном сообщении, а если соглашением они не предусмотрены, грузы доставляются в обычно принятые сроки, т.е. по нормам «обычного» права.
Сроки доставки зависят от вида транспорта, расстояния перевозки, скорости. Срок доставки багажа, грузобагажа определяется временем следования поезда, которым отправлены багаж, грузобагаж, до железнодорожной станции назначения. Дата отправления багажа, грузобагажа указывается перевозчиком в перевозочных документах. В случае, если багаж подлежит перегрузке в пути следования, срок его доставки определяется временем следования по данному пути следования согласованных поездов, в состав которых включены вагоны, предназначенные для перевозки багажа, грузобагажа, с прибавлением одних суток на каждую перегрузку багажа. Перегрузка багажа с одной железнодорожной станции на другую железнодорожную станцию с использованием автомобилей осуществляется по соглашению между пассажиром и перевозчиком за дополнительную плату. При такой перегрузке багажа срок его доставки исчисляется с прибавлением двух суток на перегрузку.17
Общий срок доставки грузов в прямом смешанном сообщении определяется исходя из совокупности сроков доставки их транспортными организациями всех видов транспорта, принимавшими участие в перевозке груза, и рассчитывается на основании правил исчисления сроков доставки грузов, действующих на соответствующих видах транспорта.18
Вместе с тем, если перевозка груза осуществляется в прямом смешанном сообщении с участием внутреннего водного транспорта, в обязанности смежного перевозчика, заключившего договор перевозки с грузоотправителем, входит доставка груза в порт (пункт перевалки) с соблюдением сроков начала приема грузов внутренним водным транспортом от транспорта других видов в пунктах перевалки при открытии навигации и сроков окончания приема грузов при закрытии навигации.
Провозная плата (тариф за услуги) определяется соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом и иными правовыми актами.19
По публичному договору перевозки груза, являющемуся одновременно договором присоединения (договором, условия которого определены одной стороной, а именно перевозчиком, в стандартных формах и принимаются другой стороной путем присоединения к предложенному договору), условия договора, в том числе и тариф, содержатся в разработанной перевозчиком стандартной форме договора, т.е. тариф устанавливается самим перевозчиком (за исключением регулируемых тарифов), и они одинаковы для всех грузоотправителей. Обычно провозная плата вносится грузоотправителем до начала перевозки груза. Окончательный расчет по причитающимся перевозчику платежам производится с грузополучателем. При этом перевозчику предоставлено право удержания груза в обеспечение причитающейся ему платы, если иное не установлено законодательством или договором.20
Особенности заключения, изменения или прекращения договора перевозки
Как отмечалось ранее, договор перевозки пассажира относится к консенсуальным договорам, т.е. он считается заключенным с момента достижения его сторонами (пассажиром и перевозчиком) соглашения по всем существенным условиям указанного договора. Вместе с тем порядок заключения договора перевозки пассажира отличается большим своеобразием.
Во-первых, транспортные организации,
обеспечивающие большинство перевозок
пассажиров, относятся к так называемому
транспорту общего пользования и по этой
причине являются субъектами публичного
договора. Поэтому заключение договора
перевозки пассажира со всяким обращающимся
к ним гражданином для таких транспортных
организаций является обязательным. Кроме
того, основные условия договора перевозки
для всех пассажиров, которые приобрели
соответствующие провозные билеты, должны
быть одинаковыми.21
Во-вторых, по способу
заключения договор перевозки пассажира
относится к числу договоров присоединения:
его условия определяются в стандартных
формах, разрабатываемых транспортными
министерствами и ведомствами на основе
правовых актов; указанные условия могут
быть приняты пассажиром не иначе как
путем присоединения к предложенному
договору в целом.
Как правило, условия договора перевозки
пассажира содержатся в тексте, помещаемом
на проездном билете, который приобретается
пассажиром. Возможны и другие ситуации,
когда условия договора перевозки пассажира
публикуются в средствах массовой информации
либо содержатся в правилах пользования
соответствующим видом транспорта, которые
вывешиваются в местах приобретения проездных
билетов либо заменяющих их абонементов,
жетонов и иных аналогов.
В-третьих, само предложение заключить
договор, исходящее от транспортных организаций,
носит характер публичной оферты, поскольку
представляет собой содержащее все существенные
условия договора предложение, из которого
усматривается воля лица, делающего предложение,
заключить договор на указанных в предложении
условиях с любым, кто отзовется. Со стороны
же гражданина (пассажира), приобретающего
билет, акцепт оферты совершается в форме
конклюдентных действий по выполнению
условий договора перевозки, содержащихся
в оферте (уплата стоимости билета, т.е.
провозной платы). В тех же случаях, когда
для осуществления перевозки не требуется
приобретения проездного билета, конклюдентные
действия гражданина выражаются в иных
формах: проход через турникеты метро,
осуществление платежа магнитной картой
или жетоном, посадка пассажира в такси
и т.д. Однако с правовой точки зрения ситуация
не меняется: и в этих случаях всегда присутствует
публичная оферта (известные условия перевозки,
в частности размер провозной платы) и
ее акцепт, совершаемый определенными
действиями пассажира, свидетельствующими
о согласии последнего с предложенными
условиями перевозки.
Транспортным законодательством подробно
регулируются отношения, связанные с приобретением
пассажирами проездных билетов, что, по
сути, удостоверяет заключение договора
перевозки пассажира.
Железная дорога обязана оформить выдачу пассажирам проездных документов (билетов) при наличии свободных мест в поездах до указанных пассажирами железнодорожных станций назначения согласно установленному тарифу с учетом предусмотренных законодательством льгот и преимуществ для граждан определенных категорий.22 Лица, имеющие право проезда со скидкой, пользуются этим правом в поездах и вагонах всех категорий, а лица, имеющие право бесплатного проезда, - в жестких вагонах с четырехместными купе скорых поездов и в вагонах и поездах более низких категорий, если иное не предусмотрено законодательством. Железная дорога вправе отказать в продаже билета (за исключением пригородных поездов) лишь при отсутствии свободных мест в поезде.
Приобретение проездного документа
(кроме билетов на пригородные поезда)
производится на основании сведений о
документе, удостоверяющем личность пассажира
(паспорт, военный билет, удостоверение
или иной документ, а для детей до 14 лет
- свидетельство о рождении). При оформлении
проездного билета на поезда дальнего
и местного следования указание фамилии
пассажира и номера документа, удостоверяющего
личность, является обязательным.
Пассажиру, который приобрел проездной
билет, а стало быть, заключил договор
перевозки, предоставлено право в определенных
рамках в дальнейшем изменять условия
заключенного договора перевозки. В частности,
пассажир вправе: провозить с собой бесплатно
одного ребенка в возрасте не старше пяти
лет, если он не занимает отдельного места;
делать остановку в пути следования с
продлением срока действия билета не более
чем на 10 суток; продлевать срок действия
проездного билета в случае болезни в
пути следования на время болезни, подтвержденной
документами лечебных учреждений, и в
случае непредоставления пассажиру места
в поезде на время до отправления следующего
поезда; выезжать поездом, отходящим ранее
того поезда, на который приобретен билет;
возобновить действие билета на другой
поезд при условии доплаты стоимости плацкарты
вследствие опоздания на поезд в течение
трех часов либо вследствие болезни или
несчастного случая в течение трех суток
с момента отправления поезда, на который
приобретен билет, а в случае отказа от
поездки получить обратно деньги в размере
стоимости проезда за вычетом стоимости
плацкарты; переоформить проездной билет
для выезда первым отходящим поездом,
в котором будут свободные места; продлить
срок действия билета на поезда дальнего
и местного следования при неиспользовании
вовремя бесплатных или льготных проездных
документов.23
На морском
транспорте заключение договора морской
перевозки пассажира также удостоверяется
билетом, а сдача пассажиром багажа - багажной
квитанцией.24
Информация о работе Понятие и юридическая квалификация договора перевозки