Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 16:55, курсовая работа
Поэтому, исходя из вышесказанного, целью настоящей работы будет являться определение понятия договора перевозки как одного из элементов общей системы гражданско-правовых договоров, применяемых в транспортной сфере; рассмотрение отдельных видов как составных частей договора перевозки.
Для реализации данной цели необходимо решить такие задачи как:
- определить правовую основу, регулирующую договор перевозки;
- дать понятие и юридическую квалификацию договора перевозки
Введение……………………………………………………………………………2
Основная часть:
Понятие и юридическая квалификация договора перевозки…………….3
Виды и содержание договора перевозки…………………………………..8
Особенности заключения, изменения или расторжения договора
перевозки……………………………………………………………………13
Ответственность за нарушение условий договора перевозки……………21
Заключение…………………………………………………………………………33
Список использованных источников……………………………………………..34
Заключение договора перевозки грузов требует наличия определенных организационных предпосылок.
Выполнение действий, связанных с организацией перевозок грузов, невозможно без предварительного их согласования с перевозчиками и грузоотправителями. Это достигается в процессе организации выполнения обязательств по перевозке и выражается в определенных правовых формах, в результате чего конкретизируются объемы перевозок грузов и уточняются сроки.
С учетом особенностей перевозок грузов на различных видах транспорта документы, регулирующие организацию перевозки грузов, имеют различную правовую форму: при перевозках в прямом сообщении - это заявка (заказ), договор об организации перевозок грузов; при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении - ежесуточная заявка, недельный календарный план, месячный график подачи судов.
Заявка является
важнейшим средством
Заявка на перевозку
грузов представляется
Особенностью в порядке подачи заявки на железнодорожном транспорте является установление оснований, когда перевозчик имеет право отказать в согласовании заявки на перевозку грузов.
Такой отказ возможен в случаях:
- введения согласно ст.29
Устава прекращения или
- отказа владельца
- обоснованного отсутствия технических и технологических возможностей осуществления перевозки;
- в ином случае, предусмотренном Уставом, иными нормативными правовыми актами.26
В этих случаях перевозчик
возвращает заявку на
Владелец инфраструктуры рассматривает представленные перевозчиком заявки на перевозку грузов и в срок не более чем пять дней при перевозках грузов в прямом железнодорожном сообщении и не более чем десять дней при перевозках в прямом и непрямом международном сообщениях, прямом и непрямом смешанном сообщении возвращает заявку на перевозку грузов перевозчику с отметкой о результате согласования.27
Аналогичный порядок установлен на речном транспорте; отличие состоит только в сроках подачи декадной заявки: заявка на этом виде транспорта подается за пять дней до наступления декады.
На автомобильном транспорте
заявка представляется в
Случаи непредставления
грузоотправителями заявок в
срок, предусмотренный нормами трансп
К такому отказу
Статья 798 ГК
РФ предусматривает, что перевозчики
и грузовладельцы при
Основная цель подобных договоров на различных видах транспорта - урегулировать в ходе перевозочного процесса такие взаимоотношения сторон, которые не получили достаточного нормативного разрешения, а также способствовать выполнению перевозочного процесса на данный период. Благодаря заключению долгосрочного договора об организации перевозок обеспечивается четкая координация деятельности всех участников транспортного процесса: грузоотправителя, перевозчика, грузополучателя.
Установление в долгосрочном договоре каких-либо положений по поводу специфических условий перевозки грузов освобождает стороны на весь период действия этого договора от необходимости вновь согласовывать эти условия при заключении конкретного договора перевозки. Таким образом, долгосрочный договор способствует достижению устойчивости в отношениях перевозчика и клиентуры, устраняет ненужные разногласия между ними при заключении и исполнении конкретных договоров перевозки. В то же время следует иметь в виду, что заключение долгосрочных договоров об организации перевозок не является обязательным для сторон. Стороны - перевозчик и грузовладелец - лишь при обоюдном согласии могут заключить подобный договор. Поэтому при отказе одной из сторон заключить такой договор другая сторона не вправе через суд требовать его заключения. В случае подачи искового заявления о принуждении заключить договор или заявления о рассмотрении разногласий по нему, когда стороны не заключили письменного соглашения о передаче спора на разрешение арбитражного суда, последний должен отказать истцу в принятии заявления.30 Эта точка зрения изложена в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 ноября 1998 г. N 18 "О некоторых вопросах судебной практики арбитражных судов в связи с введением в действие Транспортного устава железных дорог Российской Федерации". Данная точка зрения изложена в отношении ранее действующего Транспортного устава, однако она имеет весьма существенное значение, т.к. касается отношений, которые не претерпели изменений в новом Уставе.31
Долгосрочный договор
об организации перевозок
Доставкой и выдачей груза, поступившего в адрес грузополучателя, завершается исполнение перевозочного обязательства. В зависимости от того, исполнено обязательство в точном соответствии с его условиями или нет, либо оно прекращается (исполнением), либо изменяется его содержание, возникает обязанность перевозчика возместить ущерб.
Момент выдачи груза определяется в зависимости от места, где эта операция выполняется, и от того, кем осуществляется выгрузка.
При перевозках грузов
в контейнерах на отдельных
видах транспорта при
На автомобильном транспорте выдача груза в контейнере завершается в момент передачи его на складе грузополучателя. При централизованном вывозе грузов в контейнерах (на железнодорожном, речном и морском транспорте) выдача груза получателю завершается в момент передачи контейнера шоферу автотранспортного предприятия на складе грузополучателя.
При поступлении грузов в вагонах на подъездной путь грузополучателя выдача груза завершается в момент передачи этого вагона приемосдатчиком грузополучателю и его росписи в приемке. При поступлении грузов в порты, пристани, на пути общего пользования - в момент передачи груза представителю получателя и его росписи в транспортных документах.
Все транспортные уставы и кодексы устанавливают, что обстоятельства, которые могут служить основанием для материальной ответственности транспортной организации, грузоотправителей и грузополучателей, удостоверяются составляемыми перевозчиками коммерческими актами или актами общей формы.
В тех случаях,
когда груз поступил в пункт
назначения испорченным или пов
Экспертиза должна проводиться
по инициативе транспортной
Ответственность за нарушения условий договора перевозки.
В случаи неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по договору перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашениями сторон.32 Причем всякие соглашения транспортных организаций с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках грузов предусмотрена транспортными уставами и кодексами.
Согласно ст. 795 ГК за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздания прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающих жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. В случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату.
Как видим, при подготовке и принятии ГК предполагалось, что новые транспортные уставы и кодексы будут содержать соответствующие нормы, конкретизирующие положения ГК в части размера и порядка взыскания установленной им законной неустойки за данное нарушение. Все вновь принятые после введения в действие части второй ГК транспортные уставы и кодексы (ВК, ТУЖД, УЖТ РФ и КТМ) включают в себя правила, касающиеся ответственности перевозчика за задержку отправления пассажира. Правда, в некоторых случаях указанные правила не в полной мере соответствуют положениям ГК.33
Так, ВК предусмотрено, что за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере 25% установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика (ст. 120 ВК).
Указанная норма исключает из числа оснований применения соответствующего штрафа такое нарушение договора перевозки пассажира со стороны перевозчика, как задержку отправления транспортного средства, что может иметь принципиальное значение в ситуации, когда пассажир отказывается от перевозки из-за длительной задержки отправления самолета. При таких обстоятельствах пассажир в соответствии с п. 2 ст. 795 ГК вправе требовать возврата уплаченной провозной платы. Представляется, однако, что и в данном случае перевозчик не может быть освобожден от уплаты законной неустойки, установленной ГК, в размере, предусмотренном ст. 120 ВК.
Большей точностью отличается редакция нормы об ответственности перевозчика за задержку отправления пассажира. За задержку отправления поезда или за опоздание поезда на железнодорожную станцию назначения, за исключением перевозок в пригородном сообщении, железная дорога уплачивает пассажиру штраф в размере трех процентов стоимости проезда за каждый час задержки, но не более чем в размере стоимости проезда, если не докажет, что задержка или опоздание поезда имели место вследствие непреодолимой силы, устранения угрожающей жизни и здоровью пассажира неисправности транспортных средств или иных не зависящих от железной дороги обстоятельств.34
За задержку отправления судна, перевозящего
пассажира, или прибытие судна с опозданием
в пункт назначения перевозчик уплачивает
пассажиру штраф в размере до 50% платы
за проезд пассажира и платы за провоз
его багажа, если не докажет, что задержка
отправления судна или прибытие его с
опозданием произошли вследствие обстоятельств,
не зависящих от перевозчика.35
Что касается
оснований освобождения перевозчика от
ответственности за задержку отправления
пассажира, то в этой части нормы, содержащиеся
в новых транспортных уставах и кодексах,
не расходятся с соответствующим положением
ГК. В юридической литературе предпринимались
попытки определить возможные параметры
практики применения указанных норм.
В соответствии
со ст. 796 ГК перевозчик несет
ответственность за несохраннос
Воздушный кодекс
РФ использует иную формулировку обстоятельств,
которые могут служить основанием для
освобождения перевозчика от ответственности
за несохранность перевозимого багажа.
Воздушный перевозчик несет ответственность
за утрату, недостачу или повреждение
(порчу) багажа после принятия его к воздушной
перевозке и до выдачи получателю в случае,
если не докажет, что им были приняты все
необходимые меры по предотвращению причинения
вреда или такие меры невозможно было
принять.36
Перевозчик несет ответственность за утрату багажа пассажира или повреждение его багажа, если происшествие, вследствие которого причинен ущерб, произошло во время перевозки пассажира и его багажа по вине перевозчика, его работников или агентов, действовавших в пределах своих обязанностей (полномочий).37 Утрата багажа пассажира или повреждение его багажа включает в себя ущерб, причиненный тем, что багаж не выдан пассажиру в разумный срок после прибытия судна, на котором багаж перевозился или должен был перевозиться. Однако согласно п. 3 ст. 197 КТМ указанные правила об ответственности перевозчика за утрату или повреждение багажа и об ограничении такой ответственности не применяются при его перевозке в каботаже, т.е. они рассчитаны исключительно на регулирование правоотношений, вытекающих из договора морской перевозки в заграничном сообщении.
Информация о работе Понятие и юридическая квалификация договора перевозки