Понятие и юридическая квалификация договора перевозки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 16:55, курсовая работа

Краткое описание

Поэтому, исходя из вышесказанного, целью настоящей работы будет являться определение понятия договора перевозки как одного из элементов общей системы гражданско-правовых договоров, применяемых в транспортной сфере; рассмотрение отдельных видов как составных частей договора перевозки.
Для реализации данной цели необходимо решить такие задачи как:
- определить правовую основу, регулирующую договор перевозки;
- дать понятие и юридическую квалификацию договора перевозки

Содержание

Введение……………………………………………………………………………2
Основная часть:
Понятие и юридическая квалификация договора перевозки…………….3
Виды и содержание договора перевозки…………………………………..8
Особенности заключения, изменения или расторжения договора
перевозки……………………………………………………………………13
Ответственность за нарушение условий договора перевозки……………21
Заключение…………………………………………………………………………33
Список использованных источников……………………………………………..34

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_po_GP.doc

— 192.50 Кб (Скачать файл)

          Ответственность перевозчика за утрату или повреждение автомашины, в том числе багажа, перевозимого в ней или на ней, не должна превышать 10 тыс. расчетных единиц за автомашину в отношении перевозки в целом. Ответственность перевозчика за утрату или повреждение иного багажа не должна превышать 2,7 тыс. расчетных единиц на пассажира в отношении перевозки в целом.38 Однако и эти нормы КТМ рассчитаны на перевозки в заграничном сообщении, когда перевозчик и пассажир не относятся к числу организаций и граждан Российской Федерации. При каботажной перевозке, а также перевозке в заграничном сообщении, когда в качестве перевозчика и пассажира выступают субъекты российского права, ответственность перевозчика определяется в соответствии с правилами гражданского законодательства Российской Федерации, т.е. на основании п. 2, 3 ст. 796 ГК.

   Соглашения об  ограничении или устранении установленной  законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений предусмотрена транспортными уставами и кодексами.39 К примеру, ст. 175 КТМ допускает заключение соглашения об освобождении перевозчика груза от ответственности или уменьшении ее пределов с момента принятия груза до его погрузки на судно и после выгрузки груза до его сдачи, если договор перевозки не оформлен коносаментом. Если же перевозка груза осуществляется на основании коносамента или коносамента, который выдан в соответствии с чартером и регулирует отношения между перевозчиком и держателем коносамента, не являющимся фрахтователем, соглашение об освобождении перевозчика от ответственности или уменьшении ее пределов ничтожно.

       Ответственность по договору перевозки груза имеет ряд признаков, отличающих ее от общих правил об ответственности за нарушение обязательств, установленных гл. 25 ГК.

      К особенностям ответственности перевозчика относят то, что он, являясь субъектом предпринимательской деятельности, отвечает по принципу вины.

Другой особенностью является то, что эта ответственность имеет ограниченный характер. Ограничения ответственности могут выражаться в установлении исключительной неустойки за определенные виды нарушений, например за просрочку доставки груза, а также в ограничении размера ответственности возмещением прямого ущерба, без учета упущенной выгоды, к примеру, при несохранности груза.40

       Неисполнение обязанности по обеспечению сохранности груза имеет место при его утрате, а ненадлежащее исполнение — в случае недостачи, порчи или повреждения. Под утратой груза понимается невозможность выдачи груза получателю в течение установленных сроков. Груз признается утраченным, если он не выдан получателю в течение установленного транспортными уставами и кодексами срока: на железнодорожном, внутреннем водном и морском транспорте — 30 дней с момента истечения сроков доставки, на воздушном — в течение 10 дней.

       Порча груза — ухудшение его качества вследствие изменения химических свойств, повреждение — вследствие изменения физических свойств. Порча или повреждение груза, при которых исключается использование его по назначению, приравнивается к утрате груза (п. 2 ст. 796 ГК).41

          Транспортные уставы и кодексы предусматривают примерный перечень обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности при условии, если он докажет наличие этих обстоятельств и причинную связь между ними и несохранностью груза. К таким обстоятельствам относятся обычно вина грузоотправителя или получателя; недостатки тары или упаковки, которые перевозчик не мог заметить по наружному виду при приеме груза к перевозке; особые естественные свойства самих грузов, сдача грузов к перевозке без указания в транспортных документах их особых свойств, требующих особых условий или мер предосторожности при их перевозке и хранении: сдача к перевозке груза, влажность которого превышает установленные нормы.42

       На морском транспорте, где при перевозках груз в наибольшей степени подвержен воздействию различных опасностей и случайностей, специфических для этого вида транспорта, перечень таких обстоятельств шире. В частности, к ним относятся также опасности и случайности на море, воздействие которых, в отличие от непреодолимой силы, можно предотвратить, но только в данной конкретной ситуации их нельзя было предвидеть (например, посадка судна на мель, не обозначенную в лоции); меры по спасанию людей или разумные меры по спасанию имущества на море; пожар, возникший не по вине перевозчика; военные действия и народные волнения; забастовки в портах, вызвавшие невозможность доставки и выдачи груза получателю; навигационная ошибка при международных перевозках.43

         Приведенные в транспортных уставах и кодексах перечни оснований являются примерными, не носят исчерпывающего характера. Следовательно, для освобождения от ответственности перевозчик должен доказать не только наличие соответствующего обстоятельства, но и то, что он принял все, необходимые меры для предотвращения вреда или что такие меры принять было невозможно.

Если перевозчик принял к перевозке нетранспортабельный груз, хотя недостатки груза, тары, упаковки заметил или мог заметить по наружному осмотру, он отвечает перед получателем совместно с отправителем. Такая совместная, с учетом степени вины отправителя и перевозчика, ответственность наступает по разным правовым основаниям: отправитель-поставщик отвечает по правилам об ответственности по договору, в соответствии с которым у него существовала обязанность передать товар грузополучателю (например, по договору поставки), перевозчик несет ответственность за ненадлежащее исполнение договора перевозки.

В некоторых транспортных нормативных актах устанавливаются случаи, когда бремя доказывания вины перевозчика перелагается на грузовладельца. В этих случаях железная дорога несет имущественную ответственность за несохранность груза, если предъявитель претензии докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли по вине железной дороги.

        Данные положения не должны применяться, так как они противоречат ст. 796 ГК, устанавливающей презумпцию вины перевозчика и не предусматривающей каких-либо изъятий из этого правила. Не допускается установление таких изъятий и иными нормативными актами.

      Размер ответственности перевозчика по договору перевозки ограничен действительной стоимостью груза. Если отправитель сдал к перевозке груз с объявленной ценностью, перевозчик возмещает убытки в размере объявленной стоимости.44

      Гражданский кодекс не устанавливает ответственности за нарушение сроков доставки груза. Такая ответственность предусматривается транспортными уставами и кодексами. Ответственность за просрочку доставки груза наступает независимо от наличия или отсутствия убытков у грузовладельца. На воздушном транспорте перевозчик уплачивает за просрочку штраф в размере 25% минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более 50% провозной платы.45 Согласно ст. 116 КВВТ за несоблюдение сроков доставки груза перевозчик уплачивает по требованию грузополучателя пени в размере 9% провозной платы за каждые сутки просрочки, но не более чем 50% провозной платы, если не докажет, что несоблюдение сроков доставки груза произошло вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.46

         От имущественной ответственности по договорам морской перевозки груза и перевозки внутренним водным транспортом необходимо отличать распределение между участниками обязательства по перевозке убытков, которые возникли вследствие намеренно и разумно произведенных чрезвычайных расходов или пожертвований в целях спасения судна, фрахта и перевозимого груза от общей для них опасности. Такие убытки называются общей аварией.47 Они распределяются между судовладельцем, перевозчиком и грузовладельцами соразмерно стоимости судна, груза и фрахта. Условиями, при которых убытки признаются общей аварией, являются: а) наличие общей опасности для судна, груза, фрахта: б) намеренность действий капитана и лиц судового экипажа, т.е. направленность их на спасение судна и груза; в) чрезвычайность расходов и пожертвований; г) разумность этих расходов и пожертвований. В остальных случаях будет иметь место частная авария, не дающая права на распределение убытков. Обязанность доказывания наличия общей аварии возлагается на сторону, требующую распределения убытков.48

          К общей аварии относятся, в частности, причиненные при совершении в целях общей безопасности и продолжения рейса убытки в результате как выбрасывания груза за борт судна, проникновения воды в трюм через открытые для выбрасывания груза люки или другие сделанные для этого отверстия; тушения пожара на судне, в том числе выбрасывания судна на берег или затопления горящего судна; намеренной посадки судна на мель, независимо от того, могло ли судно быть вынесено на мель само; повреждения двигателей, других машин или котлов судна при снятии судна с мели и т.д.

          Наличие общей аварии устанавливается и расчет по ее распределению (диспаша) составляется лицами, обладающими знаниями и опытом в области морского права, — диспашерами.49

       Лица, между которыми распределена общая авария, могут оспорить диспашу в суде в течение шести месяцев со дня ее получения с обязательным извещением об этом диспашера посредством направления ему копии искового заявления.

На сумму расходов и другие суммы, возмещаемые в порядке распределения общей аварии (убытки), начисляются 7% годовых в течение трех месяцев после даты составления диспаши.50

      Ответственность грузоотправителя и грузополучателя. Ответственность грузоотправителя может наступить в случае неправильного указания в транспортной накладной или иных перевозочных документах наименования груза, его особых свойств, за отправление груза, запрещенного к перевозке, а также за нарушение обязанности по внесению провозной платы и иных причитающихся перевозчику платежей.

           В отношении каждого вида правонарушений устанавливаются специальные меры ответственности. Так, за неправильное указание в транспортной железнодорожной накладной наименования груза, особых отметок или необходимых при перевозке груза мер предосторожности, за отправление запрещенного для перевозки груза либо за неправильное указание свойств груза устанавливается штрафная неустойка в размере пятикратной платы за перевозку такого груза на все расстояние перевозки.51    

        Грузополучатель отвечает за несвоевременное получение и вывоз грузов с железнодорожных станций, портов, аэропортов: с него может быть взыскана плата за хранение грузов сверх срока бесплатного хранения в указанных пунктах.

       За несвоевременную выгрузку, а также задержку вывоза груза предусматривается ответственность грузополучателя в виде штрафа либо увеличения размера сборов и тарифов.

      Невостребованные получателем в надлежащие сроки грузы передаются перевозчиком соответствующим организациям для реализации. Полученные от реализации таких грузов суммы, за вычетом причитающихся перевозчику платежей и сборов, перечисляются получателю, а если его банковские реквизиты неизвестны, то в доход бюджета РФ.

          В отношении предъявления требований к перевозчику, связанных с ненадлежащим исполнением или неисполнением договора перевозки груза, действуют специальные правила.

        До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.

        Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.

Таким образом, в отношении требований к перевозчику сохранен обязательный претензионный порядок урегулирования спора. Лишь в случае неудовлетворения претензии, удовлетворения ее не в полном объеме либо отказа в ее рассмотрении требования грузоотправителя или грузополучателя могут быть предъявлены в суд.

      Уставы и кодексы предусматривают различные сроки предъявления претензий в зависимости от основания предъявления претензии, а в некоторых случаях — и в зависимости от вида объекта перевозки (груз, почта). Так, согласно ст. 126 ВК претензия к перевозчику при внутренних воздушных перевозках может быть предъявлена в течение шести месяцев. Указанный срок исчисляется следующим образом:

1) о возмещении вреда в случае  недостачи или повреждения (порчи) груза или почты, а также в  случае просрочки их доставки — со дня, следующего за днем выдачи груза, а в отношении почты — с даты составления коммерческого акта;

2) о возмещении вреда в случае  утраты груза — через десять  дней по истечении срока доставки;

3) о возмещении вреда в случае  утраты почты — по истечении срока доставки;

4) о возмещении вреда во всех  остальных случаях — со дня  наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.52

          По общему правилу, обстоятельства, являющиеся основанием для имущественной ответственности перевозчиков, грузоотправителей, грузополучателей при осуществлении соответствующих перевозок, удостоверяются коммерческими актами или актами общей формы, составляемыми перевозчиками по заявлениям грузоотправителей, грузополучателей. Формы коммерческого акта и акта общей формы, а также правила их составления устанавливаются правилами перевозок грузов.53

          Отказ от составления коммерческого акта или оформление его с нарушением установленных требований могут быть обжалованы в порядке, установленном правилами перевозок грузов.

Информация о работе Понятие и юридическая квалификация договора перевозки