Понятие, признаки и содержание государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 10:18, реферат

Краткое описание

Реализация принципа разделения властей является, безусловно, основным признаком построения правового государства.
С другой стороны, разделение властей - это политико-правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий в основе организации власти любого демократического государства.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………1
Понятие, признаки и содержание государственной власти……………..2
Теория разделения властей как политико-правовой принцип и научная
теория…………………………………………………………………….....6
Структура государственной власти……………………………………….11
Законодательная власть……………………………………………..13
Исполнительная власть……………………………………………...15
Судебная власть……………………………………………………...22
Заключение ……………………………………………………………………..27
Список использованной литературы ……………………………………….....28

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 410.50 Кб (Скачать файл)

  

 

 

 

 

    1. Исполнительная власть

 

После принятия ныне действующей  Конституции РФ, закрепившей принцип  разделения властей, в нормативную практику вошло понятие «исполнительная власть». Оно заменило собой термин «государственное управление». Все органы государственного управления независимо от их уровня стали именоваться органами исполнительной власти.

 Конституция РФ  ставит во главу всей системы  исполнительной власти Правительство  РФ. Она фактически вы- вела его  из подчинения Государственной  думе. Последняя лишена существовав- шей ранее возможности осуществлять функции исполнительной власти. Вместе с тем конституционными нормами, Федеральным конституционным законом «О правительстве РФ» от 17 декабря 1997 года, рядом федеральных законов и нормативных президентских указов закреплена активная роль президента в руководстве правительством и исполнительной властью в целом, хотя формально Президент РФ стоит над всеми ветвями власти, осуществляя взаимодействие между ними.

 Рабочим аппаратом президента является его Администрация. Высказывавшиеся со второй половины 90-х годов предположения многих исследователей - государствоведов об Администрации Президента РФ как действующей на правах государственного органа управления, осуществляющей контроль за исполнением указов и проводящей президентскую политику полностью нашли подтверждение в последнем указе Президента РФ от 25 марта 2004 года «Об Администрации Президента Российской Федерации». В нем она названа «…государственным органом, обеспечивающим деятельность Президента Российской Федерации и осуществляющим контроль за исполнением решений Президента Российской Федерации».

Указ от 25 марта 2004 года упростил структуру президентской Администрации. Вместо прежних четырех главных управлений (государственно - правового, контрольного, внутриполитического и территориального) и шестнадцати управлений (внешнеполитического, организационного, экспертного, канцелярии, кадровой политики, по государственным наградам, территориального, по вопросам помилования, протокола, прессы, взаимодействия с партиями, информации, по работе с обращениями граждан, референтного, по вопросам казачества, по вопросам гражданства) создано 18 самостоятельных подразделений:

 

1. Аппарат Совета Безопасности  РФ (на правах управления)

2. Аппараты полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах (на правах управления)

3. Аппарат советников  Президента РФ;

4. Государственно-правовое управление Президента РФ

5. Канцелярия Президента РФ (на правах управления)

6. Контрольное управление Президента РФ (на правах управления)

7. Референтура Президента  РФ (на правах управления)

8. Секретариат руководителя Администрации Президента РФ (на правах управления)

9. Управление Президента РФ по внешней политике

10. Управление Президента РФ по внутренней политике

11. Управление Президента РФ по кадровым вопросам и государственным на- градам

12. Управление Президента РФ по вопросам государственной службы

13. Управление Президента  РФ по обеспечению конституционных  прав граждан 

14. Управление информационного  и документационного обеспечения Президента РФ

15. Управление Президента  РФ по работе с обращениями  граждан 

16. Управление пресс-службы  и ин- формации Президента РФ 

17. Протокольно-организационное  управление Президента РФ 

18. Экспертное управление Президента РФ.

 

 Одно из самых  заметных мест в со- ставе президентской  Администрации занимает Совет безопасности — постоянно действующий консультационный орган, возглавляемый президентом страны. Он отвечает за подготовку решений президента по ключевым вопросам жизнеобеспечения государства, его защиты от внутренних и внешних угроз. К его основным функциям относится контроль за реализацией органа- ми исполнительной власти Федерального уровня и субъектов федерации государственной стратегии в области внутренней, внешней и военной политики.

 От имени президентской  власти в качестве координирующей  силы вы- ступают полномочные  представители Президента РФ  в федеральных округах. Они призваны осуществлять взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с аналогичными органами в субъектах Федерации, а также с органами местного самоуправления и общественными объединениями. Полномочные представители наделены и контрольными функциями в отношении исполнения федерального законодательства, указов и распоряжений главы государства, постановлений и распоряжений Правительства РФ. При обнаружении в местных нормативно- правовых актах положений, противоречащих Конституции РФ и федеральному законодательству, полномочные представители вносят свои представления президенту о приостановлении их действия.

 Как должностные  лица, подотчетные непосредственно  президенту страны, полномочные  представители получили и прямые рычаги воздействия на местные администрации. Под их кураторством действуют окружные отделения Главного контрольного управления Президента РФ и контрольные инспекции для осуществления комплексных проверок субъектов Федерации. В поле зрения этих органов находятся прежде всего вопросы экономического развития регионов, использования федерального имущества и средств федерального бюджета в округах.

 

 О высокой роли  Президента РФ в структуре исполнительной власти говорит тот факт, что Министерство иностранных дел и три силовых министерства — обороны, внутренних дел и Федеральная служба безопасности — были подчинены непосредственно президенту по указу Б. Ельцина от 11 января 1994 года. Затем этот список пополнили Министерство по делам гражданской обороны, Министерство по чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральные службы внешней разведки, охраны и пограничная. Президенту подчинена часть агентств (таких как Федеральное агентство правительствен- ной связи и информации), два федеральных надзора и две федеральных ко- миссии.

 Указ Президента РФ от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» существенно упростил эту систему, сделав ее трехзвенной: министерства – службы — агентства.

 В меньшей степени изменения коснулись ведомств, руководимых президентом. Самым заметным преобразованием стало добавление к числу министерств президентского подчинения Министерства юстиции.

 Ниже представлены федеральные органы исполнительной власти, находящиеся в ведении президента.

 В гораздо большей степени изменения коснулись федеральных ведомств, подчиненных правительству. Прежде всего они затронули министерский уровень. Из 18 прежде существовавших министерств осталось только девять. Причем прежние названия и облик сохранили только два министерства — сельского хозяйства и природных ресурсов.

 Схематично представим произошедшие преобразования по четырем условным блокам бывших министерств.

 Вместо прежних шести вице-премьеров в составе нового правительственного кабинета предусмотрена лишь должность одного вице-премьера (им стал А. Д. Жуков). Правда, по мнению некоторых аналитиков, фактически еще одним вице- премьером стал бывший первый заместитель Администрации Президента РФ Д. Н. Козак, возглавивший Аппарат федеральных министров (в составе прежнего кабинета существовала должность главы Аппарата правительства).

 При новых девяти министерствах образована сеть федеральных служб (в количестве 20) и агентств (их насчитывается 25). Кроме того, еще две федеральные службы находятся в непосредственном подчинении Правительства РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ (установлена указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 года)

 

Министерство  здравоохранения и социального развития Российской Федерации

 Федеральная служба  по надзору в сфере защиты  прав потребителей

 и благополучия  человека

 Федеральная служба  по надзору в сфере здравоохранения  и социального развития

 Федеральная служба  по труду и занятости

 Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию

 Федеральное агентство  по физической культуре, спорту  и туризму

 Министерство культуры  и массовых коммуникаций Российской  Федерации

 Федеральное архивное  агентство

 Федеральное агентство  по культуре и кинематографии

 Федеральное агентство  по печати и массовым коммуникациям

Министерство  образования и науки Российской Федерации

 Федеральная служба  по интеллектуальной собственности,  патентам и товарным знакам

 Федеральная служба  по надзору в сфере образования и науки

 Федеральное агентство  по науке

 Федеральное агентство  по образованию

 

Министерство  природных ресурсов Российской Федерации

 Федеральная служба  по надзору в сфере экологии  и природопользования

 Федеральное агентство  водных ресурсов

 Федеральное агентство лесного хозяйства

 Федеральное агентство  по недропользованию

Министерство  промышленности и энергетики Российской Федерации

 Федеральная служба  по атомному надзору

 Федеральная служба  по техническому регулированию  и метрологии

 Федеральная служба по технологическому надзору

 Федеральное агентство  по атомной энергии

 Федеральное космическое  агентство

 Федеральное агентство  по промышленности

 Федеральное агентство  по строительству и жилищно-коммунальному  хозяйству

 Федеральное агентство  по энергетике

 

Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации

 Федеральная служба  по ветеринарному и фитосанитарному  надзору

 Федеральное агентство  по рыболовству

 Федеральное агентство  по сельскому хозяйству

 

Министерство  транспорта и связи Российской Федерации

 Федеральная служба  по надзору в сфере связи

 Федеральная служба  по надзору в сфере транспорта

 Федеральное агентство  воздушного транспорта

 Федеральное дорожное  агентство

 Федеральное агентство  железнодорожного транспорта

 Федеральное агентство морского и речного транспорта

 Федеральное агентство  связи

 

Министерство  финансов Российской Федерации

 Федеральная налоговая  служба

 Федеральная служба  страхового надзора

 Федеральная служба  финансово-бюджетного надзора

 Федеральная служба  по финансовому мониторингу

 Федеральное казначейство (федеральная служба)

 

Министерство  экономического развития и торговли Российской Федерации

 Федеральная служба  государственной статистики

 Федеральная таможенная  служба

 Федеральная служба  по тарифам

 Федеральное агентство по государственным резервам

 Федеральное агентство  кадастра объектов недвижимости

 Федеральное агентство  по управлению федеральным имуществом

 Федеральные органы  исполнительной власти,

 находящиеся в ведении  Правительства Российской Федерации

 Федеральная антимонопольная служба

 Федеральная служба  по финансовым рынкам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Судебная власть 

 

          Судебная власть в Российской  Федерации состоит из трех  ветвей.

 

 Конституционный суд РФ - специализированный орган правовой охраны Конституции, деятельность которого в данной области имеет контрольный характер. Это определяется  прежде  всего тем, что он наделен правом  отмены актов, не соответствующих Конституции Российской Федерации.                                                                     Более чёткое   определение Конституционного суда дано в статье 1 федерального закона "О Конституционном Суде Российской Федерации”: "Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства, подробно и всесторонне регулирующий его организацию и деятельность. Четко определен статус Конституционного Суда как составной части судебной власти, как специализированного органа конституционного контроля.

      Согласно  статье 125 части 1 Конституционный Суд состоит из 19 судей, которые назначаются на должность Советом федерации по представлению Президента РФ. Каждый судья назначается на должность в индивидуальном порядке путем тайного голосования.

 Основными принципами деятельности Конституционного Суда является независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправность сторон.

Часть вторая статьи 125 Конституции РФ регулирует наиглавнейшее полномочие Конституционного Суда - контроль за соответствием Конституции РФ различных правовых актов. К субъектам возбуждения такого рода дел в Конституционном Суде отнесется: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

      Отправной  точкой в сфере конституционного  контроля является Конституция  России. Именно она обладает наивысшей  юридической силой по отношению  ко всем остальным правовым  актам.

Информация о работе Понятие, признаки и содержание государственной власти