Понятие, признаки и содержание государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 10:18, реферат

Краткое описание

Реализация принципа разделения властей является, безусловно, основным признаком построения правового государства.
С другой стороны, разделение властей - это политико-правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий в основе организации власти любого демократического государства.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………1
Понятие, признаки и содержание государственной власти……………..2
Теория разделения властей как политико-правовой принцип и научная
теория…………………………………………………………………….....6
Структура государственной власти……………………………………….11
Законодательная власть……………………………………………..13
Исполнительная власть……………………………………………...15
Судебная власть……………………………………………………...22
Заключение ……………………………………………………………………..27
Список использованной литературы ……………………………………….....28

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 410.50 Кб (Скачать файл)

      Определены  также объемы конституционного контроля, при этом дан исчерпывающий перечень правовых актов, которые подлежат рассмотрению Конституционным Судом с точке зрения их соответствия Конституции. Их можно разделить на четыре группы: к первой группе относятся акты федерального уровня - федеральные законы и нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; вторую группу составляют акты субъектов Федерации; третья группа - внутригосударственные или внутри-федеральные договоры России; к четвертой группе относятся международные договоры России.

      В части  третей статьи 125 дана характеристика  полномочий Конституционного Суда  РФ, которую следует определить  как разрешение споров, имеющих  конституционное значение. Такого рода споры, как показывает мировой опыт и опыт нашей страны, имеют важное значение для государства, его социально-экономической, политической системы и для каждого гражданина.

      Конституция  России наделяет Конституционный  Суд правом разрешать в данной области споры о компетенции между федеральными органами всех видов государственной власти: между органами всех видов государственной власти РФ и органами всех видов государственной власти субъектов РФ и между высшими государственными органами субъектов Федерации.

      В части  четвертой статьи 125 закрепляется  полномочие Конституционного Суда  проверять конституционность закона, применённого или подлежащего  применению в конкретном деле, в отношение которого поступили  жалобы на нарушение прав граждан.

      В части  пятой статьи 125 впервые в отечественной  практике за специализированным  органом конституционного контроля  закреплено право толкования  российской Конституции. Эта функция  обусловлена самой природой данного  органа. Без нее невозможен реальный и эффективный конституционный контроль, однако в соответствии с частью пятой статьи 125 давать толкование Конституции по своей инициативе Конституционный Суд не может. Эту деятельность он осуществляет лишь по запросу ряда государственных органов и должностных лиц. Толкование Конституции Конституционным Судом, проведенное в таком порядке, имеет официальный и общеобязательный характер для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

      В части  шестой статьи 125 прописаны положения  об обязательном соответствии  правовых и иных актов, а  также международных договоров  Конституции РФ. Акты и договоры, признанные неконституционными, утрачивают свою силу.

      В части  седьмой статьи 125 определены полномочия  Конституционного Суда, связанные  с процедурой отрешения Президента  РФ от должности. Именно этот  орган рассматривает дела о  даче заключения о соблюдении  установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Данные действия Конституционный Суд совершает по запросу Совета Федерации.

Придание Верховному Суду РФ статуса высшего судебного органа не имеет абсолютного характера, оно ограничено сферой осуществления его компетенции, т.е. делам, подсудным судам общей юрисдикции. Следовательно, по делам о проверке конституционности законов и иных нормативных актов, а также по делам об экономических спорах Верховный Суд не является высшим судебным органом, поскольку эти дела рассматривают соответственно Конституционный Суд РФ и арбитражные суды. Перечень дел, в отношении которых Верховный Суд выступает в качестве суда высшей инстанции, не является исчерпывающим. Помимо гражданских, уголовных и административных дел, в нем могут быть рассмотрены и другие дела.  

 В настоящее время  Верховный Суд РФ действует  в составе Пленума, Президиума, Судебной коллегии по гражданским  делам, Судебной коллегии по  уголовным делам и Военной коллегии. Полномочия Верховного Суда определены Законом РСФСР от 8 июля 1981 г. "О судоустройстве РСФСР", Гражданским процессуальным и Уголовно-процессуальным кодексами РСФСР и Российской Федерации. Он рассматривает дела в качестве суда первой инстанции в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Последние три вида производства и есть деятельность, выполняя которую Верховный Суд, как указано в статье 126, "осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор". Длительно считалось бесспорным, что Пленум Верховного Суда РСФСР на основе изучения и обобщения судебной практики и статистики дает руководящие указания, обязательные для судов (статья 56 Закона "О судоустройстве РСФСР"). При этом игнорировался тот факт, что обязательность руководящих разъяснений подрывает принцип независимости судей и подчинения их только закону, ибо судьи не могут не подчиниться разъяснениям, которые являются для них руководящими и обязательными. Статья 126 Конституции, оберегая независимость судей, изменила прежнее двусмысленное их положение: разъяснения Верховного Суда больше не характеризуются как руководящие и нет указания, что они обязательны для судей.

 

В России, как и в  других странах СНГ, судебная власть в сфере, относящейся к гражданским и административным делам, осуществляется двумя самостоятельными судебными системами: судами общей юрисдикции и арбитражными судами, возглавляемыми Высшим Арбитражным Судом РФ.

 Такой дуализм не известен большинству государств "дальнего зарубежья". Его можно объяснить существованием длительное время (свыше шестидесяти лет) в бывшем СССР самостоятельных, независимых от общих судов органов по разрешению хозяйственных споров - государственных и ведомственных арбитражей, входивших в систему союзных органов государственного управления. Организация и деятельность арбитражных судов определяются в настоящее время Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 4 июля 1991 г. "Об арбитражном суде" (действует с 1 октября 1991 г. и от 7 июля 1993 г.), а также Арбитражном процессуальным кодексом (принят Верховным Советом РФ 5 марта 1992 г., действует с 15 апреля 1992 г.). Система арбитражных судов РФ включает в себя краевые, областные, городские арбитражные суды, арбитражные суды автономной области и арбитражные суды автономных округов.

      Высший  Арбитражный Суд выполняет следующие  функции: разрешает отнесенные  к его ведению экономические  споры и иные дела, действуя  в качестве суда первой и  второй инстанции в порядке, предусмотренном для всех арбитражных судов; осуществляет судебный надзор, т.е. проверку законности и обоснованности вступившей в законную силу решений и определений арбитражных судов; дает разъяснение по вопросу судебной практики.

      К ведению Высшего Арбитражного Суда отнесено разрешение только тех экономических споров и иных дел, которые прямо предусмотрены Арбитражным процессуальным кодексом РФ (от 14 июня 2002 г.) и иными законодательными актами РФ, а также межгосударственными соглашениями и международными договорами.

 В статье 127 говорится  об иных делах, рассматриваемых  Высшим Арбитражным Судом. Прежде  всего это споры в сфере  управления. Арбитражный процессуальный  кодекс относит к ведению Высшего  Арбитражного Суда лишь те  споры в сфере управления, которые возникают с участием государственных и иных органов РФ.

      Статья 127 Конституции возложила на Высший  Арбитражный Суд судебный надзор  за деятельностью арбитражных  судов, который должен осуществляться  в предусмотренных федеральным законом процессуальных, а не административных формах, так как арбитражные суды независимы и не находятся в административном подчинении Высшего Арбитражного Суда. Сущность судебного надзора состоит в проверке законности и обоснованности вступивших в законную силу решений всех арбитражных судов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итоги проведенному исследованию, отметим, что принцип  разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную) создает  механизмы, минимизирующие произвол со стороны властных органов и должностных лиц.

Главное требование принципа разделения властей было выдвинуто  еще Дж.Локком и Ш.Л.Монтескье  в период борьбы буржуазии с феодализмом, и заключается в том, что для  утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную, исполнительную и судебную.

При этом каждая из них, являясь  самостоятельной и взаимосдерживающей властью, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах.

В настоящее время  в Российской Федерации в Основном Законе страны – Конституции РФ, закреплен принцип разделения властей. Органы государственной власти делятся на законодательные, исполнительные и судебные.

В то же время, нельзя не отметить такой негативный факт, как  неравномерное распределение власти между тремя ветвями власти.

К примеру, излишнее наделение  властью Президента и исполнительных структур не уравновешивает их с законодательной и судебной властями, нарушает систему взаимных сдержек и противовесов.

Кроме того, в адекватной правовой форме нуждаются и принципы разделения государственной власти Федерации и ее субъектов, поскольку такие принципы не могут устанавливаться одной стороной федеративных отношений – федеральным центром.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

  1. Конституция Российской Федерации. – М.: Известия - 1993.
  2. Конституция Российской Федерации - 2009 г.
  3. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти в субъектах Российской Федерации: №184-ФЗ от 06.10.1999 г. в ред. от 04.07.2003 г. // Собрание законодательства РФ – 1999. – № 42. – Ст. 5005.
  4. Устав Приморского края: №14-КЗ от 06.10.1995 г. //
  5. Добрынин Н.М. Конституционализм в новейшей истории России: потенциал и возможности// Государство и право. – 2009. – №2. – с.8.
  6. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник// Изд.4, перераб. и доп. – М. – 2006. – с.608.
  7. Стародубцева И.А. Коллизии в регулировании организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации// Конституционное и муниципальное право. – 2007. – №12. – с.26.
  8. Тадевосян Э. В. К вопросу о характере государственной власти субъекта Федерации // Государство и право. – 2002. – № 3. – с.17-18.
  9. Туманов В.А., Чиркин В.Е., Юдин Ю.А. Конституция Российской Федерации. Энциклопедический словарь// изд. Большая Российская энциклопедия, Юристъ. – 2007. – с.320.



Информация о работе Понятие, признаки и содержание государственной власти