Понятие, структура и виды семейных правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 22:19, контрольная работа

Краткое описание

Семейное право регулирует группу общественных отношений, которые хотя и называются семейными, но по своей сути представляют собой разновидность отношений, входящих в предмет гражданского права. Указанные отношения достаточно многочисленны и разнообразны, однако само их выделение в особую группу свидетельствует о наличии у них определенных общих черт, благодаря которым они отграничиваются от других отношений, регулируемых гражданским правом. Но прежде чем говорить о присущих им особенностях, необходимо хотя бы в общих чертах определить круг тех отношений, которые обычно именуются семейными.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по семейному праву.docx

— 43.57 Кб (Скачать файл)

относительные семейные правоотношения, не обладающие абсолютным характером защиты (к ним относятся личные неимущественные отношения между супругами и алиментные отношения, где конкретно определены управомоченные и обязанные лица и право управомоченного лица может быть нарушено только определенным лицом, участвующим в данном правоотношении). [2, c.17-21]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и значение опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства.

 

Судьи в установленном законодательством  порядке освобождаются от призыва на срочную военную службу, службу в резерве и прохождения воинских сборов. [1, c.5-10]

В   Республике  Беларусь  органами  опеки  и  попечительства являются местные исполнительные и распорядительные органы.

     Осуществление функций  по опеке  и  попечительству  в  отношении несовершеннолетних    лиц   возлагается   на   управления   (отделы) образования, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, на  комиссии  по  делам  несовершеннолетних  районного  (городского) исполнительного комитета,  местной администрации,  в отношении  лиц, признанных     недееспособными,    -    на    управления    (отделы) здравоохранения,  в  отношении  дееспособных  лиц,   нуждающихся   в попечительстве  по  состоянию здоровья,  - на управления (отделы) по труду, занятости  и  социальной  защите  местных  исполнительных   и распорядительных органов.

Задачами органов опеки и  попечительства являются:

выявление и учет лиц,  нуждающихся в  опеке  и  попечительстве;

устройство детей,   оставшихся   без  попечения  родителей,  на воспитание;

оказание материальной  и иной необходимой помощи детям;

осуществление  деятельности  по  профилактике безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних; защита личных  и имущественных прав и законных интересов детей, нуждающихся  в  государственной   защите   и   (или)   в   опеке   и попечительстве,     совершеннолетних     лиц,    признанных    судом недееспособными  вследствие  психического   расстройства   (душевной болезни   или   слабоумия),   ограниченных  судом  в  дееспособности вследствие  злоупотребления  спиртными   напитками,   наркотическими средствами   либо   психотропными   веществами   и  совершеннолетних дееспособных лиц, нуждающихся в установлении над ними патронажа;       

 установление опеки     над     лицами,     признанными    судом недееспособными  вследствие  психического   расстройства   (душевной болезни или слабоумия);

установление попечительства над лицами,  ограниченными судом в дееспособности   вследствие   злоупотребления  спиртными  напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами;

установление патронажа   над   совершеннолетними  дееспособными лицами,  которые  по  состоянию  здоровья  не  могут  самостоятельно осуществлять  и  защищать свои права и исполнять обязанности,  по их просьбе. [3, c.1-5]

  Термин «опека и попечительство» не однозначен. Его можно рассматривать:

во-первых, как правовой институт, объединяющий нормы права, регулирующие соответствующие отношения по опеке  и попечительству;

во-вторых, как деятельность органов  опеки и попечительства по устройству безнадзорных детей, назначению опекунов и попечителей и осуществлению  контроля за выполнением ими своих  функций;

в-третьих, это правоотношения опекунов и попечителей по защите прав и  интересов лиц, которые в силу ряда причин (например, болезни) сами не в состоянии их осуществлять.

Цели опеки и попечительства закреплены в [4, cт.142]. Опека и попечительство устанавливаются для воспитания несовершеннолетних тетей, которые вследствие смерти родителей, лишения их родительских прав, болезни или по другим  им причинам остались без родительского попечения, а также для защиты личных и имущественных нрав и интересов них тетей.

Опека и попечительство устанавливаются  также для защиты личных и имущественных  прав и интересов совершеннолетних лиц, которые признаны судом недееспособными  вследствие душевной болезни пли  слабоумия, ограничены судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами.

Институт опеки и попечительства основан на нормах гражданскою, семейного, административного права и по своей сути является комплексным. Так, например, в Гражданском кодексе содержатся нормы, регулирующие вопросы дееспособности граждан, представительства, обязательства, возникающего вследствие причинения вреда и др. В Кодексе Республики Беларусь о браке и семье имеется глава 14 «Опека и попечительство», которая регулирует опеку и попечительство как форму устройства и воспитания несовершеннолетних, оставшихся без родительскою попечения. Кроме того, КоБС определяет права и обязанности опекунов и попечителей в отношении несовершеннолетних, находящихся под опекой или попечительством. А деятельность исполнительных и распорядительных органов, выполняющих функции по опеке и попечительству, регулируется нормами административного права.

Органами опеки и попечительства являются местные исполнительные и распорядительные органы. [4, cт.143]                       

Непосредственное осуществление  функций по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних возлагается на управления (отделы) образования, в отношении недееспособных и ограниченных в дееспособности лиц - на управления (отделы) здравоохранения, в отношении дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья, - на управления (отделы) социальной защиты местных исполнительных и распорядительных органов.

Опека устанавливается над лицами, не достигшими 14 лет (малолетними), а также над лицами, признанными судом недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия. [4, cт.144]                       

Попечительство устанавливается  над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также над лицами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами. [4, cт.145]                       

Опека и попечительство устанавливаются  решением местных исполнительных и распорядительных органов по месту жительства лица, подлежащего опеке и попечительству, или по месту жительства опеку на попечителя если мо отвечает' интересам ребенка[4, cт.146,147]                       

Основанием установления опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми является факт утраты ими родительскою попечения в случаях:

а) смерти родителей или объявления их умершими в судебном порядке;

б) лишения родителей родительских прав или ограничения в родительских правах;

в) признания родителей недееспособными;

г) признания родителей безвестно отсутствующими;

д) болезни или длительного отсутствия родителей;

е) уклонения родителей от воспитания детей либо отказа родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных и других аналогичных учреждений.

В целях безотлагательного устройства детей, оставшихся без родительского попечения, [4, cт.117] возложены обязанности на учреждения и лица, которым станет известно о несовершеннолетних, оставшихся без родителей, немедленно сообщать об этом органам опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

По получению сведений о несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, орган опеки и попечительства обязан немедленно произвести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения родителей обеспечить временное устройство несовершеннолетнего до разрешения вопроса об установлении опеки или попечительства[4, cт.117].                   Так, например, органы дознания, следствия, прокурор или суд обязаны сообщать органам опеки и попечительства о необходимости устройства детей лица, заключенного под стражу или осужденного к лишению свободы; органы ЗАГС - при регистрации смерти родителя несовершеннолетнего ребенка. Суд, вынесший решение о признании лица недееспособным или ограниченно дееспособным, обязан в течение 3 дней со времени вступления решения в законную силу сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту жительства таких лиц для установления над ними опеки или попечительства. [4, cт.150]                       

Для непосредственного осуществления  обязанностей по опеке и попечительству орган опеки и попечительства назначает опекуна или попечителя.

Опекун или попечитель может  быть назначен только с его согласия. Опекун или попечитель назначаются  не позднее месячного срока с  момента, когда органам опеки и попечительства стало известно 6 необходимости установления опеки или попечительства [4, cт.151]. На основании решения органа опеки и попечительства ему выдается опекунское удостоверение на право представления интересов подопечного.

Семейное законодательство содержит ряд требований к характеристике лица, которое может быть назначено опекуном пли попечителе! Согласно[4, cт.152], при выборе опекуна или попечителя должны бы приняты во внимание его личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения существующие между ним, членами его семьи и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а также, если это возможно, желание подопечного. Поэтому опекунами или попечителями в большинстве случаев назначаются родственники подопечного: дедушка, бабушка, брат, дядя и т.д.

В [4, cт.153] определено, что опекунами и попечителями мог быть совершеннолетние лица обоего пола, а также несовершеннолетние приобретшие в соответствии со ст. 26 ГК полную дееспособность. Вместе с тем указанная статья содержит перечень лиц, которые не мог быть назначены опекунами и попечителями. К ним относятся:

-лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

лица которые по состоянию здоровья не могут осуществлять и выполнять обязанности опекуна, попечителя;

-лица, лишенные судом родительских  прав;

лица, бывшие усыновителями, если усыновление было отменено вследствие ненадлежащего выполнения усыновителем своих обязанностей;

лица, отстраненные от обязанностей опекуна  или попечителя за  надлежащее выполнение возложенных на них обязанностей.

Не назначаются опекуны и  попечители над несовершеннолетними воспитание которых осуществляется полностью детскими интернатными учреждениями. Обязанности опекунов и попечителей в этом случае выполняет администрация соответствующего учреждения.

Совершеннолетние граждане при  необходимости помещаются в дом престарелых и инвалидов, администрация которых выполняет обязанности по опеке и попечительству.

Обычно одно и то же лицо осуществляет опеку или попечительство над подопечным и одновременно над его имуществом. Если же у ли над которым установлена опека или попечительство имеется имущество находящееся в другой местности, то охрана «этого имущества возлагаеся на орган опеки и попечительства по месту нахождения имущества. В случае необходимости этот орган может назначить опекуна имуществом или передать имущество подопечного на хранение. [2, c.122-125]              

Органы   опеки   и   попечительства,   а    также    органы, осуществляющие   функции   по   опеке   и   попечительству  в  своей деятельности  руководствуются  Конституцией   Республики   Беларусь, Гражданским   кодексом   Республики  Беларусь,  Кодексом  Республики Беларусь о браке и семье,  настоящим  Положением,  а  также  другими актами законодательства Республики Беларусь.

Руководство  и  контроль  за  деятельностью  органов опеки  и попечительства  и  органов,  осуществляющих  функции  по   опеке   и попечительству,  возлагаются  на вышестоящие органы государственного управления в соответствии с их компетенцией.

Органы  опеки  и  попечительства  и  органы,  осуществляющие функции по опеке и попечительству,   по  вопросам,  отнесенным к  их компетенции,  принимают решения, которые имеют обязательную силу для физических и юридических лиц всех форм собственности. [3, c.9-11]                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАЧА

Светлана Л., жительница г. Минска и  студентка 3-го курса технологического университета, познакомилась с курсантом военного училища Кириллом Н. Кирилл Н. предложил Светлане Л. выйти за него замуж. Она согласилась, но сказала, что в данный момент не может уехать из Минска к месту его назначения г. Брест, поскольку ей нужно закончить университет. Однако после окончания университета Светлана не поехала к мужу, а устроилась на работу по специальности в Минске. Кирилл Н., приехав в отпуск в Минск, стал настаивать на том, чтобы Светлана уволилась с работы и уехала с ним. Светлана дорожила местом работы и не хотела уезжать. Кирилл считал, что если она вышла замуж за военного человека, то обязана следовать за ним к месту его службы и жить вместе с ним. Светлане это не казалось обязательным, она полагала, что можно жить в разных городах и ездить друг к другу во время отпуска.

  1. Правомерно ли заявление Кирилла Н. о том, что Светлана Л., как его жена, обязана следовать за ним к месту его службы и проживать вместе с ним?
  2. Правомерно ли заявление Светланы Л. о том, что они с мужем могут жить в разных городах?

Решение:

Согласно [4, cт.22] о праве супругов на свободный выбор занятий, профессии и места жительства супруги свободны в выборе занятий, профессии и места жительства. Следовательно, заявление Кирилла Н. о том, что Светлана Л., как его жена, обязана следовать за ним к месту его службы и проживать вместе с ним не правомерно. Создание семьи предполагает совместное проживание мужчины и женщины. Однако семейное законодательство предоставляет супругам право свободно определять свое место жительства. Это означает, что не существует обязанности одного супруга следовать за другим при перемене места жительства. Следовательно, заявление Светланы Л. о том, что они с мужем могут жить в разных городах правомерно.

Информация о работе Понятие, структура и виды семейных правоотношений