Понятие, сущность и основные черты Конституции как Основного Закона государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 17:44, контрольная работа

Краткое описание

В юридической литературе можно встретить понятие «процесс законотворчества», которое не тождественно понятию «законодательный процесс», поскольку не сводится к регламентам и процедурным правилам, а представляет собой познавательный процесс со своими трудностями в выборе объекта и методов законодательного регулирования. Законодательный процесс является одной из составляющих законотворчества, отражая процессуальную сторону этого явления.
С формальной точки зрения законодательный процесс представляет собой сложную систему организационных действий (процедур), результатом которых является создание закона.

Содержание

1. Законодательный процесс: понятие и стадии. Понятие законодательной компетенции Федерального Собрания Российской Федерации 3
2. Способы толкования нормативных правовых актов с примерами по
каждому из них 15
3. Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Конституционное право.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

Перед Государственной Думой несет парламентскую ответственность Правительство РФ – к ведению именно этой палаты относится решение вопроса о доверии ему. Государственная Дума также принимает участие в привлечении к ответственности Президента РФ в случае совершения им государственной измены или иного тяжкого преступления: она выдвигает обвинение против Президента РФ для отрешения его от должности.

К ведению Государственной Думы относится, кроме того, объявление амнистии. Естественно, что каждая из палат также обладает и правами по решению вопросов своей внутренней организации. По вопросам, отнесенным к ведению палат, они принимают постановления.

Законодательный процесс в Российской Федерации имеет свои особенности, он урегулирован непосредственно Конституцией Российской Федерации. При этом установлен строго определенный круг субъектов законодательной инициативы. В законодательном процессе участвуют органы всех ветвей власти при ведущей роли Государственной Думы Федерального Собрания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Способы  толкования  нормативных  правовых  актов

Понятие

Пояснение

Пример

1

Грамматическое толкование

выражается в толковании с помощью языковых (филологических) средств, с помощью правил грамматики, орфографии и др.

Статья 7 Закона о средствах массовой информации. Грамматический анализ официального текста показал, что использование законодателем окончания в единственном числе – «не проживающее постоянно» – относит право на учреждение газеты только к лицу без гражданства, а никак не к «гражданину другого государства».

2

Систематическое толкование

состоит в уяснении смысла нормы путем ее сопоставления с другими нормами и установлении связей между ними.

покушение на поджог и приготовление к нему были предусмотрены специально в ст. 1610 и 1611; но при решении вопроса о том, относятся ли эти постановления ко всем видам поджога, предусмотренным в главе о зажигательстве, или только к некоторым, нельзя было не принять во внимание, что так как эти статьи помещены не в конце главы, а в середине, вслед за ст. 1606—1609, трактующими о тягчайших случаях поджога, то из самого места, занимаемого ст. 1610 и 1611 среди постановлений о поджоге, следовало сделать заключение, что они относятся только к поджогу, предусмотренному ст. 1606—1609.

3

Историко-политическое толкование

представляет собой уяснение их целей и задач на основе анализа исторической обстановки, в которых они были приняты.

в ст.  421  ГК  РСФСР  1922  года употребляется термин  предмет  роскоши.  Содержание  этого  термина  претерпело  серьезные изменения в силу возросшего материального благосостояния  людей,  и  поэтому теперь он толкуется несколько иначе, чем в двадцатые годы, когда был  принят Гражданский кодекс.

4

Логический способ толкования

состоит в использовании законов и правил логики для понимания действительного смысла правовой нормы.

Ст. 558 Х т. 1 ч. гласит: “владение, на которое нет притязаний от посторонних лиц, называется бесспорным; в противном случае оно почитается спорным”. Следующая 559 ст. разъясняет эту норму: “притязания посторонних лиц на имущество тогда только делают владение спорным, когда поступили в судебные места не только явочные, но и исковые прошения”.

5

Функциональный способ толкования

основан на факторах и условиях реализации права. Функциональный способ зависит от применяемых подходов (статика или динамика) толкования.

Корректировка, приспособление законов к новым условиям жизни на основе принципов новой политики, правосознания, морали, на основе учета конкретно-исторической обстановки становятся неизбежными. Так, согласно Декрету о суде № 1 советские суды могли руководствоваться законами свергнутых правительств, если они не отменены революцией и не противоречат революционной совести, революционному правосознанию, политике рабоче-крестьянского правительства. Декрет, следовательно, прямо ставил применение этих законов в зависимость от их оценки с точки зрения революционной морали и революционного правосознания и предусматривал возможность их исправления на основе принципов пролетарской морали и правосознания.

6

Специально-юридический способ

означает толкование с помощью раскрытия содержания юридических терминов, используемых в законодательстве.

Специально-юридический способ толкования позволяет формализовать системные отношения между отраслями, институтами и отдельными нормами права, выработать определенные стандарты применения норм права, на основе типичных приемов раскрытия содержания юридических терминов.

7

Телеологический способ толкования

означает толкование с помощью установления целей принятия нормативно-правового акта.

Иногда законодатель определяет цели принятого нормативного акта непосредственно в его тексте. Так, в преамбуле указа Президента РФ от 7 марта 1996 г. «О реализации конституционных прав граждан на землю» закреплено, что данный акт принят «в целях обеспечения защиты конституционных прав граждан на землю». С учетом названных целей субъекты права и должны толковать (и применять) положения указа, исходя из приоритетной защиты интересов граждан (а не государственных органов либо сельскохозяйственных организаций).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания» от 14.06.1994 № 5-ФЗ (ред. от 22.10.1999) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - №8. - Ст. 801.

2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридичесикх вузов и факультетов. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2006. - 752 с.

3. Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.: Юрист, 2004. - 312 с.

4. Енгибарян Р.В., Тадевасян Э.В. Конституционное право. - М.: Юрист, 2000. - 691 с.

5. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право РФ. - М.: НОРМА, 2007. -651 с.

6. Сырых В.М. Теория государства и права. Учебник для вузов. - М.: Издательство «Былина», 2007. - 512 с.

7. Комментарий к Конституции РФ / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. - М.: Фонд «Правовая культура», 2006. - 276 с.

8. Марченко М.Н. Теория государства и права. - М.: Юрист, 2006. - 495 с.

9. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрист, 2006. - 472 с.

10. Общая теория права: Учебное пособие для юридических вузов. Изд. 2-е / Под ред. А.С. Пиголкина. - М.: Юрист, 2005. - 343 с.

11. Теория государства и права: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. А.И. Косарева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2005. - 207 с.

12. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М.: Издательская группа Норма-Инфра-М, 2005. - 570 с.

 

 


Информация о работе Понятие, сущность и основные черты Конституции как Основного Закона государства