Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 23:55, контрольная работа
Разновидностью срочного трудового договора является контракт, который заключается на срок не менее 1 года и не более 5 лет. Порядок и условия заключения контракта регулируется декретом президента РБ от 25.07.1999г. Срочный трудовой договор заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения. Вместе с тем контракт может быть заключен и для выполнения работы, которая носит постоянный характер. Законодательством РБ предусмотрены и другие виды срочных трудовых договоров (на время выполнения оплачиваемых общественных работ).
Согласно теории экологического права компонент природной среды, природный объект, чтобы быть признанными объектами экологического правоотношения, должны обладать следующими юридически значимыми признаками: а) естественное происхождение; б) естественная связь с окружающей средой; в) выполнение жизнеобеспечивающих человека функций.
В отдельных нормативных правовых актах
объект отношений определяется без учета
признака естественной связи с окружающей
средой. Так, к животному миру в соответствии со ст.1 Закона Республики
Беларусь «О животном мире» наряду с дикими
животными, постоянно обитающими на территории
Республики Беларусь или временно ее населяющими,
отнесены и дикие животные, находящиеся
в неволе; в соответствии со ст. 36 Закона
Республики Беларусь «Об особо охраняемых
природных территориях» в категорию памятников
природы включены ботанические сады. Такой
подход не согласуется со сложившимися
в теории экологического права взглядами,
не позволяет точно определить объект
экологического правоотношения, порождает
коллизию между нормами гражданского
и экологического права. Включение в объект
экологического правоотношения объектов,
не обладающих признаком нахождения
в цепи экологических связей природной
среды, делает невозможным применение
к ним целого ряда эколого-правовых норм.
Например, к животным, находящимся в неволе
– норм об охране, регулировании численности,
мониторинге, охране среды обитания и
т. д.;
к ботаническим садам – положений законодательства
о контроле
в области охраны окружающей среды, управлении
особо охраняемыми природными территориями,
эколого-правовой ответственности.
Признак выполнения природным объектом жизнеобеспечивающих функций, на наш взгляд, следует считать факультативным, поскольку далеко не все части природы выполняют утилитарные функции жизнеобеспечения человека. Самый красноречивый пример – это животные и растения, которые с целью охраны включены в Красную книгу. По правовому положению виды, занесенные в Красную книгу, не подлежат использованию. Конечно, находясь в цепи экологических связей, эти виды также участвуют в образовании окружающей среды, но непосредственно не обеспечивают жизнедеятельность человека. Выделение последнего признака, сложившегося на этапе становления природоресурсного законодательства, свидетельствует об антропоцентристском перекосе в отношении окружающей среды, т. е. во взгляде на нее только как на объект утилитарных жизненных потребностей человека.
Естественные признаки компонентов природной среды и природных объектов, как правило, определены в соответствующем природоресурсном законодательстве.
Недра согласно ст. 1 Кодекса о Недрах — часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Воды согласно ст. 1 Водного Кодекса — вся вода, находящаяся в водных объектах.
Лес, согласно Лесного Кодекса, — совокупность естественной и искусственно созданной древесно-кустарниковой растительности (насаждений), напочвенного покрова, животных и микроорганизмов, образующая лесной биоценоз и используемая в хозяйственных, рекреационных, оздоровительных, санитарно-гигиенических, научно-исследовательских и других целях.
Животный мир в соответствии с действующим Законом Республики Беларусь «Об охране и использовании животного мира» — дикие животные (млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, а также моллюски, насекомые и другие), обитающие в состоянии естественной свободы на суше, в воде, атмосфере и почве, постоянно или временно населяющие территорию республики.
Растительный мир по Закону Республики Беларусь «О растительном мире» — совокупность произрастающих дикорастущих растений, образованных ими популяций, растительных сообществ и иных насаждений.
Атмосферный воздух согласно Закону Республики «Об охране атмосферного воздуха» — охраняемый природный объект, представляющий собой газовую оболочку нашей планеты.
Озоновый слой на основании Закона Республики Беларусь
«Об охране озонового слоя» — слой атмосферного
озона, расположенный
в стратосфере, который поглощает биологически
опасное ультрафиолетовое солнечное излучение.
Из приведенных определений видно, что естественные признаки компонентов природной среды, как правило, приведены в нормативных правовых актах, устанавливающих их правовой режим. Однако в Кодексе о Земле понятие земель не раскрывается. Определение земли как объекта экологических правоотношений дано на международно-правовом уровне. Согласно Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке, земля означает земную биопродуктивную систему, включающую в себя почву, воду, растительность, прочую биомассу, а также экологические и гидрологические процессы, происходящие внутри системы.
На международном уровне в качестве объекта правовой охраны рассматривается биологическое разнообразие, которое в соответствии с Конвенцией о биологическом разнообразии определено как «вариабельность живых организмов из всех источников, включая, среди прочего, наземные, морские и иные водные экосистемы и экологические комплексы, частью которых они являются. Это понятие включает в себя разнообразие в рамках вида, между видами и разнообразие экосистем».
Вовлеченные в хозяйственную деятельность компоненты природной среды рассматриваются экологическим законодательством в качестве природных ресурсов, т. е. веществ, полезные свойства которых используются в качестве продуктов производства, предметов потребления, источников энергии и которые имеют потребительскую ценность. Деление компонентов природной среды на природные ресурсы позволяет выделять виды либо категории внутри самого компонента и осуществлять целевое их использование.
Так, в соответствии с основным целевым назначением и независимо от форм собственности все земли подразделяются на категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов (городов,
поселков городского типа и
сельских населенных пунктов), садоводческих
товариществ и дачного
3) земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения;
4) земли природоохранного, оздоровительного,
рекреационного и историко-
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
Основными ресурсами недр согласно Кодекса о Недрах признаются полезные ископаемые, т. е. твердые, жидкие и газообразные природные образования земной коры, используемые или пригодные для использования во всех сферах человеческой деятельности. По правовому критерию (различный режим предоставления и использования) полезные ископаемые подразделяются на общераспространенные и необщераспространенные. Общераспространенные полезные ископаемые представляют собой полезные ископаемые, запасы которых свидетельствуют об относительной достаточности их для удовлетворения потребностей народного хозяйства на перспективу и в случае их истощения могут быть заменены однотипными полезными ископаемыми. В законодательстве определен перечень общераспространенных полезных ископаемых.
Водные ресурсы согласно ст. 1 Водного Кодекса — запасы поверхностных и подземных вод данной территории. Среди водных ресурсов законодатель выделяет воду минеральную лечебную (как природную подземную воду, обладающую биологически активными свойствами и оказывающую физиологическое воздействие на человеческий организм вследствие повышенного содержания химических компонентов, в том числе радиоактивных, органических веществ, газов или вследствие повышенной температуры), и воду питьевую (питьевого качества) – воду, которая по органолептическим свойствам, микробиологическому и химическому составу соответствует действующим санитарным нормам и правилам.
Лесные ресурсы — запасы древесины, других компонентов и продуктов жизнедеятельности леса в сочетании со средообразующими, водоохранными, защитными, санитарно-гигиеническими, рекреационными и иными функциями леса (ст.1 Лесного Кодекса).
Ресурсы растительного мира согласно Закону «О растительном мире» — объекты растительного мира или их свойства, которые используются или могут быть использованы при осуществлении юридическими лицами или гражданами Республики Беларусь экономической и иной деятельности и имеют потребительскую ценность.
Биологические ресурсы включают генетические ресурсы, организмы или их части, популяции или любые другие биотические компоненты экосистем, имеющие фактическую или потенциальную полезность или ценность для человечества.
Атмосферный воздух и озоновый слой рассматриваются законодательством Республики Беларусь только в качестве объектов правовой охраны, но не использования (что вытекает из названий законов, устанавливающих их правовой режим). Хотя ст. 39 Закона «Об охране атмосферного воздуха» регулирует потребление атмосферного воздуха для производственных нужд.
Как самостоятельный объект отношений в области охраны окружающей среды выступает климат. Выделение климата в качестве объекта правовой охраны предпринято в связи с подписанием Республикой Беларусь Рамочной конвенции ООН об изменении климата. В приведенном международном документе, равно как и в национальном законодательстве, понятие «климат» не определено. Конвенция дает понятие «климатическая система», рассматривая ее как совокупность атмосферы, гидросферы, биосферы и геосферы и их взаимодействие. Климат подлежит охране от антропогенно обусловленного изменения в составе глобальной атмосферы, которое накладывается на естественные колебания климата.
Компоненты природной среды, сохранившие свои природные свойства, объединяются в природный объект — естественную экологическую систему, или природный комплекс — функционально и естественно связанные между собой природные объекты, объединенные географическими и иными соответствующими признаками (ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»).
Окружающая среда как объект правовой охраны представляет собой совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов (ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»). Это сложный природно-социальный комплекс, который возникает в процессе взаимодействия общества с природной средой и который испытывает на себе всю нагрузку хозяйственной деятельности.
Как объект правовой охраны окружающая среда обладает следующими особенностями:
1) в отличие от естественной природной среды окружающая среда представляет собой качественно новую структуру, в которой соединяются естественные природные элементы с результатами человеческой деятельности;
2) если качество природной среды обеспечивается самой природой, то качественное состояние окружающей среды достигается средствами ее защиты, охраны и оздоровления;
3) в области естественной природной среды центральный объект охраны — экосистема природы, в сфере окружающей среды объект охраны — экологическое благополучие человека, а охрана окружающей среды – средство его достижения.
Следует обратить внимание на наличие в составе окружающей среды
не только объектов, имеющих естественное
происхождение, таких, как компоненты
природной среды и природные объекты (комплексы),
но и объектов, которые таким признаком
не наделены, но которые, находясь в составе
окружающей среды, подлежат эколого-правовому
регулированию — природно-антропогенные
объекты
и антропогенные объекты.
Согласно Закону Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» природно-антропогенный объект — природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.
Антропогенный объект рассматривается как объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов. Включенные в состав окружающей среды, они рассматриваются как элементы, которые воздействуют и изменяют состояние самой окружающей среды.
Среди объектов отношений в области охраны
окружающей среды Закон выделяет «особо охраняемые природные
территории, типичные и редкие природные
ландшафты, естественные экологические
системы, иные природные объекты». Названные
объекты экологических правоотношений
могут быть объединены понятием «природный
комплекс», рассматриваемый как «функционально
и естественно связанные между собой природные
объекты, объединенные географическими
и иными соответствующими признаками».
Законодатель раскрывает это понятие
через другое — природный объект, рассматриваемый
как естественная экологическая система,
природный ландшафт и составляющие их
компоненты природной среды, сохранившие
свои природные свойства, которое, в свою
очередь, определяется через понятие естественная
экологическая система — объективно существующая
часть природной среды, имеющая пространственно-
Правовое регулирование природных комплексов в большей степени обусловлено их уникальным природным характером, позволяющим выделять их в качестве особо охраняемых природных территорий.
В качестве одного из объектов отношений в области охраны окружающей среды ст. 5 Закона называет околоземное космическое пространство. Правовой режим космического пространства регулируется космическим правом – отраслью международного публичного права. Статья I Договора о запрещении ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой, не давая понятия «космическое пространство», определяет его как пространство, находящееся за пределами атмосферы. Договор о принципах деятельности государства по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, устанавливает, что исследование и использование космического пространства осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития, и являются достоянием всего человечества. Космическое пространство открыто для исследования и использования всеми государствами без какой бы то ни было дискриминации, на основе равенства и в соответствии с международным правом, при свободном доступе во все районы небесных тел. Космическое пространство свободно для научных исследований. Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами. Государства—участники Договора осуществляют деятельность по исследованию и использованию космического пространства, в том числе Луны и других небесных тел, в соответствии с международным правом, включая Устав Организации Объединенных Наций, в интересах поддержания международного мира и безопасности и развития международного сотрудничества и взаимопонимания. Государственная юрисдикция и контроль распространяются только на космические объекты. Понятие «космический объект» в международных документах не дано, но анализ их содержания позволяет сделать вывод о том, что космический объект — это техническое устройство, поскольку включает «составные части космического объекта, а также средство его доставки и его части». Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, устанавливает абсолютную ответственность запускающего государства в виде выплат компенсации за ущерб, причиненный космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете.