Понятия избирательного права и избирательной системы, их соотношение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 17:32, курсовая работа

Краткое описание

Принцип всеобщего избирательного права, означает, что каждый гражданин России, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям имеет право избирать и быть избранным.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и принципы избирательного права в Российской Федерации. 6
§. 1. Понятие избирательного права 6
§. 2. Основные принципы и ограничения избирательного права 9
Глава 2. Избирательная система в Российской Федерации: понятие и виды 15
§. 1. Понятие избирательной системы 15
§. 2. Виды и основная характеристика избирательных систем в Российской 18
Глава 3. Соотношение избирательного права и избирательной системы в Российской Федерации 23
Заключение 26
Библиографический список 28

Вложенные файлы: 1 файл

избирательного права.docx

— 58.95 Кб (Скачать файл)

2) Всеобщим признается такое избирательное право, при котором все граждане имеет право избирать, быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Специальные условия, которые ограничивают это право, называются цензами.

В Российской Федерации активное избирательное  право предоставляется гражданам, достигшим 18 лет, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов РФ, гражданин может быть избран в органы государственной власти и местного самоуправления (возрастной ценз). Федеральными законами могут устанавливаться дополнительные условия реализации пассивного избирательного права, не позволяющие занимать выборную должность более установленного количества сроков подряд (ценз предыдущего избрания). Пребывание гражданина вне места его постоянного или преимущественного проживания во время проведения на этой территории выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта РФ или органы местного самоуправления. Иностранцы могут избирать и быть избранными только в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором РФ. Что же касается пассивного избирательного права, то оно основывается на дополнительных условиях, установленных Конституцией РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Так, Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет (ценз оседлости). Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Субъектам Федерации, которые вправе принимать собственные избирательные законы, федеральным законом предписано, что при выборах в их законодательные (представительные) органы государственной власти минимальный возраст кандидата составляет 21 год, а при наделении полномочиями главы исполнительного органа государственной власти (Президента, губернатора) — 30 лет. При выборах главы местного самоуправления требуемый федеральным законом минимальный возраст равен 21 году.

Конституцией  РФ (ч. 3 ст. 32) установлено одно общее  ограничение активного и пассивного избирательного права. Не имеют права  избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными (ценз дееспособности), а также граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (ценз судимости). Однако после отбытия наказания по приговору суда гражданину возвращаются избирательные права в полном объеме.

Также требованием к кандидатам на замещение государственных должностей является то, что кандидат должен не иметь гражданства иностранного государства, вида на жительство или иного документа, позволяющего постоянно проживать на территории иностранного государства.

Ограничения пассивного избирательного права были расширены Федеральным законом  "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской  Федерации" и Гражданский процессуальный Кодекс”8 от 5 декабря 2006 г. Теперь не имеют права быть избранными также граждане с неснятой или непогашенной на день выборов судимостью за совершение тяжких и особо тяжких преступлений и преступлений экстремистской направленности. Закон лишает права быть избранными лиц, в отношении которых судебным решением установлен факт нарушения некоторых положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

3) Равное  избирательное право. Относительно определения данного принципа на данный момент не существует единого мнения. Можно выделить следующие точки зрения: некоторые авторы считают, что принцип равного избирательного права устанавливает равенство прав и обязанностей9, другие считают, что он устанавливает равные основания привлечения к юридической ответственности10, третьи же, что равную избирательную правосубъектность индивидуальных и коллективных участников избирательного процесса11.

Рассмотрев  различные точки зрения, я пришел к выводу что более точным будет  определение полученное из анализа  положений ст. 3 Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных  прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 г., который позволяет сделать вывод, что принцип равного избирательного права означает установление равных правовых возможностей граждан участвовать как в голосовании, так и в отдельных избирательных действиях.12

4) Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидата (списки кандидатов) непосредственно. Прямые выборы позволяют гражданам без каких-либо посредников вручать свой мандат тем лицам, которых они знают и которым они данный пост доверяют. Этим прямые выборы отличаются от косвенных или многостепенных, когда избиратели путем выборов образуют некую коллегию выборщиков или орган, которые в свою очередь избирают какого-либо депутата или должностное лицо.

5) Тайное голосование — обязательный атрибут демократической системы выборов, абсолютная привилегия избирателей. Избиратель проявляет свою волю без всякого контроля за ним, давления или запугивания, а также с сохранением своего гарантированного права никому и никогда не сообщать о своем выборе того или иного кандидата. Избирательные бюллетени не подлежат нумерации, и никто не вправе пытаться идентифицировать использованный бюллетень, т. е. установить личность избирателя.

6) Добровольность участия граждан в выборах. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Гражданин РФ, проживающий за пределами ее территории, обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти РФ. Дипломатические представительства, консульские учреждения РФ обязаны оказывать содействие гражданину РФ в реализации избирательных прав.

7) Обязательность и периодичность проведения выборов означает что, выборы органов государственной власти и местного самоуправления являются обязательными и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов. Если соответствующим органом выборы не назначаются, то это вправе сделать соответствующая избирательная комиссия.

 

 

Глава 2. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

§. 1. Понятие  избирательной системы

В современной  юридической литературе нет единой точки зрения на понятие "избирательная  система". Рассмотрим точки зрения различных авторов.

Так М. В. Баглай выделяет понятие “избирательная система” в широком и узком смысле. В широком смысле понятие избирательной системы складывается из всей совокупности правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов и определения результатов голосования. В узком же смысле он употребляется применительно к порядку определения результатов голосования. При рассмотрении категории избирательной системы в широком смысле прослеживается сращивание данной категории с категорией избирательного права в целом13.

А.В. Иванченко также рассматривает понятие "избирательная система" в широком и узком смыслах. В широком она представляет собой систему общественных отношений, связанных с выборами публичной власти. В свою очередь, в узком смысле избирательная система представляет собой способ определения того, кто из баллотировавшихся кандидатов избран на должность или в качестве депутатов14.

По мнению А.С. Автономова и Ю.А. Веденеева, под  избирательной системой следует  понимать установленный законом или иным нормативным актом способ определения результатов голосования и порядок распределения мандатов между партиями или кандидатами15.

А.Е. Постников, Л.Г. Алехичева полагают, что избирательная  система может применяться как  в узком, так и в широком смысле. В первом смысле, по мнению авторов, это понятие означает способ выдвижения кандидатов, голосования за них и определения результатов выборов. В узком смысле об избирательной системе говорят, когда выделяются мажоритарная, пропорциональная и смешанная избирательные системы.16

Козлова Е.И. и Кутафин О.Е. рассматривают  определение избирательной системы  только в широком смысле: «Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации”17.

Анализируя  термин “избирательная система” необходимо также обратится к рассмотрению ее функций. Так В.С. Елистратова к общедемократическим функциям избирательной системы государства относила следующие:

1) осуществление  народного суверенитета, дающего  право народу на полноту власти;

2) реализация  права каждого гражданина на  участие в управлении обществом  и государством;

3) реализация  прав каждого гражданина на  равный доступ к государственной  и муниципальной службе;

4) легитимация  государственной власти и иных  государственных институтов;

5) влияние  (формирование, поддержание, модификация)  на политику государства;

6) сменяемость  управляющих (ограничение доминирования  элит);

7) разрешение  конфликта между управляющими  и управляемыми.18

Функциональная  составляющая избирательной системы  государства не исчерпывается ее общедемократическими функциями. Так, следует согласиться с позицией Е.Е. Скосаренко, согласно которой избирательная  система выполняет и ряд факультативных функций: влияние на политическое структурирование выборного коллегиального органа, влияние  на эффективность и стабильность правительства, влияние на становление  и развитие уровня многопартийности в государстве, достижение соответствия состава выборного органа реальному  соотношению различных слоев  общества в государстве (представительность)19.

Проанализировав данные понятия можно понять, что  избирательная система в широком  смысле имеет дело с осуществлением выборов публичной власти. В узком же смысле избирательная система представляет собой - это способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей.

 

 

 

§. 2. Виды и  основная характеристика избирательных  систем

в Российской Федерации

Традиционное  выделение видов избирательных  систем базируется на использовании  узкого аспекта понимания избирательной  системы, в основе которого лежит  способ определения победителя на выборах  в органы государственной власти посредством распределения мандатов между кандидатами (списками кандидатов) в зависимости от результатов  выборов. Общими для различных избирательных  систем является то, что принципы их применения фиксируются в конституциях и избирательных законных государств. О.Н.Булаков считает, что «одним из показателей уровня развития демократии в стране, признаком, характеризующим  степень притязаний государства  на качественную его характеристику как правового, является тип избирательной  системы»20.

Выделяют  три основных типа избирательных  систем:

-мажоритарная,

-пропорциональная,

-смешанная.

Мажоритарная  система – это система, при которой избранным считается тот кандидат, который набрал установленное законом большинство голосов. Она является наиболее распространенной на выборах и практически единственно возможная при выборах одного должностного лица. Если она применяется для выборов коллегиального органа власти, избирательные округа создаются одномандатные, т.е. в каждом из них должен быть избран один депутат.

Международная практика проведения выборов по мажоритарной системе выделяет три их разновидности. В зависимости от количества набранных  победителем голосов выделяются:

- мажоритарная  система относительного большинства  – самая простая система, при  которой кандидату для избрания требуется собрать относительное или простое большинство голосов, т.е. число голосов больше, чем у оппонента. Мажоритарная система относительного большинства - одна из наименее демократических. Единственным преимуществом рассматриваемой избирательной системы является проведение голосования в один тур.

- мажоритарная  система абсолютного большинства  - система, при которой кандидату  для избрания необходимо получить  более половины голосов (50 % + 1 голос). В качестве базы для  подсчета выступает число избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования. При системе абсолютного большинства, чем больше в избирательном округе кандидатов, тем меньше вероятность, что кто-то из них получит абсолютное большинство голосов. Поэтому выборы по данной системе часто оказываются нерезультативными. Преодолевается нерезультативность перебаллотировкой кандидатов, собравших определенную долю голосов. Это так называемый второй тур выборов (повторное голосование). Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" предусматривает перебаллотировку двух кандидатов, получивших наибольшее число голосов в первом туре. Для избрания во втором туре достаточно относительного большинства голосов.

Информация о работе Понятия избирательного права и избирательной системы, их соотношение