Понятия избирательного права и избирательной системы, их соотношение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 17:32, курсовая работа

Краткое описание

Принцип всеобщего избирательного права, означает, что каждый гражданин России, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям имеет право избирать и быть избранным.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и принципы избирательного права в Российской Федерации. 6
§. 1. Понятие избирательного права 6
§. 2. Основные принципы и ограничения избирательного права 9
Глава 2. Избирательная система в Российской Федерации: понятие и виды 15
§. 1. Понятие избирательной системы 15
§. 2. Виды и основная характеристика избирательных систем в Российской 18
Глава 3. Соотношение избирательного права и избирательной системы в Российской Федерации 23
Заключение 26
Библиографический список 28

Вложенные файлы: 1 файл

избирательного права.docx

— 58.95 Кб (Скачать файл)

- мажоритарная  система квалифицированного большинства  - система, при которой кандидату для избрания необходимо получить на выборах квалифицированное большинство голосов. Квалифицированное большинство устанавливается законом и всегда превышает абсолютное большинство.

Пропорциональная  избирательная система - избирательная система, при которой каждая партия получает в парламенте число мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за ее кандидатов на выборах. Голосование при пропорциональной системе проводится по многомандатным избирательным округам, в которых соперничают списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями и движениями. Избиратель выбирает не между персонами, как при мажоритарной системе, а между партиями (движениями) и голосует за список кандидатов.

К числу  плюсов данной системы относят то, что система пропорционального  представительства позволяет каждой политической партии получить число  мест пропорционально числу голосов. Вот почему эта система может  показаться более справедливой, чем  мажоритарная система. Так же при  открытых списках данная система  позволяет избирателям выбирать и кандидата, и политическую партию, и таким образом уменьшается  влияние партий на персональный состав своих представителей в парламенте. При этой системе избиратели более склонны голосовать за кандидатов, близких к их собственной позиции, а не за кандидатов, которые имеют больше шансов быть избранными.

К недостаткам пропорциональной избирательной системы можно отнести то, что, например, коалиционное правительство, если оно состоит из идеологических противников, будет не в состоянии провести какие-либо крупные реформы, а в регионах, где имеются многочисленные разнородные группы избирателей, может появиться большое число мелких партий, и таким образом будет затруднено создание работоспособной коалиции. Однако использование избирательных квот может уменьшить эту проблему.

Также недостатком  является возможность  использования  при закрытых списках «технологии  паровоза», когда во главу избирательного списка ставятся популярные личности, которые затем отказываются от своих  мандатов, в результате чего в парламент  попадают никому не известные личности из конца списка («вагоны»).

В России пропорциональная избирательная  система применяется на выборах  в Государственную Думу (с 2007 года) и на выборах в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

Чтобы избежать дробности Государственной  Думы, вводится избирательный порог, т.е. устанавливается минимальный  процент голосов, который партийный  список кандидатов должен собрать для  участия в пропорциональном распределении  мандатов. Федеральный закон от 18.05.2005 г. "О выборах депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации" устанавливает, что к  распределению мандатов допускаются  федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил семь и более  процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании  по федеральному избирательному округу, при условии, что таких списков  было не менее двух и за все эти  списки подано в совокупности более 60 % голосов избирателей, принявших  участие в голосовании по федеральному избирательному округу. В этом случае иные федеральные списки кандидатов к распределению мандатов не допускаются. Но, если за федеральные списки кандидатов, преодолевших семипроцентный барьер, подано в совокупности 60 % или менее  процентов голосов избирателей, к распределению мандатов допускаются  последовательно в порядке убытия числа полученных голосов списки кандидатов, собравшие менее 7 % голосов, пока общее число голосов избирателей  не превысит в совокупности 60 % голосов  избирателей.

Смешанная избирательная система. Смешанная избирательная система - это система формирования представительных органов власти, при которой часть депутатов избирается на персональной основе по мажоритарным округам, а другая часть - на партийной основе по пропорциональному принципу представительства. О смешанной избирательной системе говорят в том случае, если при выборах одной и той же представительной палаты применяются различные системы. При этом стремятся соединить преимущества различных систем и по возможности исключить или компенсировать их недостатки.

Так, выборы в Государственную Думу Федерального Собрания РФ до 2007 года проводились  именно по смешанной системе. Половина (225) депутатов Думы избиралась по мажоритарной системе в 225 одномандатных избирательных  округах. Избрание происходило на основе относительного большинства: избранным  считался кандидат, получивший голосов  больше, чем другие кандидаты при  условии, что голосов против всех кандидатов подано меньше, чем за победившего  кандидата. При этом выборы признавались состоявшимися при условии явки более 25% избирателей округа. Вторая половина депутатов Государственной  Думы РФ избиралась по пропорциональной системе на основе партийного представительства  в едином общефедеральном 225-мандатном  избирательном округе. Политические партии выдвигали составленные в  порядке приоритета (ранжированные) списки своих кандидатов, за которые  предлагалось проголосовать избирателям  всей страны. Соответственно, правом участвовать  в таких выборах предоставлялось (на определенных условиях) только общефедеральным  партиям или избирательным блокам, включающим в себя такие партии. Право участвовать в пропорциональном распределении мандатов получали партии (избирательные блоки), набравшие  в целом по стране более 5% голосов  избирателей.

 

 

Глава 3. СООТНОШЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА И ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Данный  вопрос в современной российской юридической науке на данный момент не имеет однозначного ответа и остается дискуссионным. Поэтому для рассмотрения вопроса о соотношении понятий “избирательное право” и “избирательная система” обратимся к мнениям современных российских ученых.

Так М. В. Баглай выделяет понятие “избирательная система” в широком и узком  смысле. В широком смысле понятие избирательной системы складывается из всей совокупности правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов и определения результатов голосования. В узком же смысле он употребляется применительно к порядку определения результатов голосования.

Понятие избирательного права он также рассматривает  в широком и узком смысле. В  широком смысле это опять же вся  совокупность норм и правил, регулирующих избирательный процесс от начала и до конца, и в этом смысле оно  образует обширный институт конституционного права, а в узком смысле — нормы, регулирующие порядок предоставления права участия в выборах 

При рассмотрении категории избирательной системы  в широком смысле прослеживается сращивание данной категории с категорией избирательного права в целом, что  является не совсем точным, так как  эти понятие нетождественные.

Но все  же, на мой взгляд, мнение тех ученых, которые определяют понятия “избирательное право” и “избирательная система”, как самостоятельные, но при этом тесно взаимосвязанные, представляется более правильным и более точно соответствующим объективной реальности.

В этом плане  интересным представляется определение  Б.А.Страшуна:

«В широком  смысле избирательная система –  это система общественных отношений, связанных с выборами органов  публичной власти. Сфера этих отношений  весьма широка. В нее входят вопросы  и определения круга избирателей  и инфраструктуры выборов (создание избирательных органов и др.) и  отношений, складывающихся на каждой стадии избирательного процесса вплоть до его  завершения. Регулируется избирательная  система нормами избирательно права, понимаемого как система правовых норм, представляющая собой подотрасль конституционного права»21.

Итак, рассмотрев различные позиции  российских ученых я пришел к выводу, что избирательная система представляет собой явление более полное   и детальное, чем избирательное  право, охватывает многообразные общественные отношения, складывающиеся на выборах, оказывает значительное влияние  на развитие законодательства о выборах  в органы государственной власти и местного самоуправления. На основе изучения фактических сложившихся  отношений законодатель имеет возможность  обнаружить пробелы в действующем  праве, определить степень важности тех или иных общественных отношений  и необходимость их правового  регулирования, а затем уже выявить  в практике выборов наиболее рациональные и эффективные решения поставленных самой жизнью задач и закрепить  их в законе. Фактически общественные отношения избирательной системы  выступают применительно к избирательному праву в качестве движущей силы совершенствования  законодательства.

Совершенно  очевидно, что избирательная система  как совокупность общественных отношений, связанных с выборами в органы государственной власти и органы местного самоуправления, и избирательное  право как совокупность обеспечивающих их проведение юридических норм выступают  в качестве взаимозависимых, но не идентичных явлений. Первое относится к фактической  стороне организации публичной  власти, а второе связано с ее конституционно-правовыми проявлениями, включающими в себя юридические  характеристики субъекта и объекта  политического избирательного процесса, содержание и структуры политических избирательных отношений, обретающих вследствие этого форму правоотношений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Избирательная система России на современном этапе  развивается на основе признанных мировым  сообществом критериев проведения свободных демократических выборов, которые наиболее полно определены в Документе Копенгагенского  совещания Конференции по человеческому  измерению, проходившей с 5 по 29 июня 1990 года.

«Воля народа, выраженная свободно и честно в ходе периодических и подлинных выборов, являются основой власти и законности любого правительства. Государство  должно уважать право своих граждан  принимать участие в управлении страной непосредственно или  через своих представителей, избранных  ими свободно в ходе честного избирательного процесса»22.

Стержнем  для формирования избирательной  системы в РФ стало обеспечение  политической свободы каждого гражданина, его права избирать и быть избранным. Эта политическая свобода не могла быть достигнута без закрепления соответствующих норм избирательного права.

В современной  российской действительно не так  давно была проведена избирательная  реформа, а это значит, что новым  положениям избирательного права предстоит  пройти “обкатку” в процессе реального  правоприменения. Эта “обкатка” есть потребность проверки соответствия введенных норм реалиям современной жизни. И чем больше будет таких проверок, тем более органичными будут нормы избирательного права.

Но эта  органичность также невозможна и  без того, чтобы российские ученые дали единые определения таким базовым  понятиям как “избирательное право” и “избирательная система”. Ведь без  точного определения сущности понятий  невозможно и точное определение  соотношения между данными понятиями. Эта неопределенность влечет за собой  несовершенство юридической техники  наших законодателей, что в свою очередь приводит к несовершенству в законодательстве и к правовым коллизиям.

Все это  позволяет сделать вывод, что  состояние исследуемого вопроса  далеко от идеального. Это в свою очередь отдаляет нас от создания правового государства. Поэтому во исполнение декларативной нормы Конституции о правовом государстве российским ученым-правоведам и правоприменителям следует совершенствовать как теоретическую базу избирательного права, так и практическую.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Конституция Российской Федерации / Рос. газ. — 2009. — 21 января.
  2. Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 г. //  http://medialaw.asia/document/-2165.
  3. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации : Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ // СЗ РФ. — 2002. — № 24. — Ст. 2253.
  4. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации : Федеральный закон от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ // СЗ РФ. — 2005. — № 21. — ст. 1919.
  5. О выборах Президента Российской Федерации : Федеральный закон от 10 января 2003 года N 19-ФЗ // СЗ РФ. — 2003. — № 2. — Ст. 171.
  6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены формы голосования против всех кандидатов (против всех списков кандидатов) : Федеральный закон от 12.07.2006 N 107-ФЗ // Рос. газ. — 2006. — 5 июля.
  7. О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон Российской Федерации от 5 декабря 2006 г. N 225-ФЗ – Рос. газ. – 2006 – 7 декабря.
  8. Об обеспечении избирательных прав военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и работников органов прокуратуры Российской Федерации : Указ Президента Российской Федерации // СЗ РФ. — 1997. — N 22. — ст. 2572.
  9. О мерах по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации полномочий при подготовке и проведению выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Президента Российской Федерации : Постановление Правительства Российской Федерации // Рос. газ. — 2007. — 26 сентября.
  10. Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению от 29 июня 1990 года // http://www.zaki.ru/pagesnew.php?id=1229
  11. Авакьян С. А. Конституционное право России. Учебный курс: учеб. пособие в 2 т / С. А. Авакьян . — 4 - е изд. , перераб.  и доп. — М.: Норма ИНФРА - М, 2010. – 556с.
  12. Автономов А.С. Сравнительное избирательное право: Учеб. Пособие / А.С. Автономов, Ю.А. Веденеев — М, 2003.
  13. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М.В. Баглай —– 8 - е изд. , изм. и доп. — М. : Норма, 2009. – 800 с
  14. Булаков О.Н. Институт выборов в условиях становления в Российской Федерации демократического правового государства (федеральный уровень): дис. … канд. юрид. наук: 12.00.02. / Олег Николаевич Булаков – М.: РГБ, 1995. – 172с.
  15. Воробьев Н.И. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации / Н.И. Воробьев, В.В. Никулин — Тамбов: ТГТУ, 2005.
  16. Выдрин И.В. Избирательное право Российской Федерации / И.В. Выдрин — М., 2004.
  17. Дмитриев Ю.А. Избирательное право: учебник / Ю.А. Дмитриев, В.Б. Исраелян — "ЗАО Юстицинформ", 2008 г.
  18. Елистратова В.С. Еще раз о понятии избирательной системы // Конституционное и муниципальное право – 2008. - № 9.
  19. Ершов В.А. Основы избирательного права Российской Федерации: учебное пособие для студентов вузов / В.А. Ершов — М., 2008.
  20. Зиновьев А.В. Избирательная система России / А.В. Зиновьев, И.С. Полякова — СПб., 2003.
  21.   Иванченко А. В. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учеб. для вузов /А.В. Иванченко — М., 1999.
  22. Козлова Е.И. Конституционное право России: учебник для студентов высших учебных заведений / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2004.
  23. Крылов Б.С. Проблемы равноправия и равенства в российском конституционном праве // Журнал российского права —  2001. — N 11.
  24. Постников А.Е. Путеводитель по избирательному праву России: Пособие для кандидатов и членов избирательных комиссий / А.Е. Постников, Л.Г. Алехичева — М., 2003.
  25. Скосаренко Е.Е. Избирательная система в политической жизни России: конституционно-правовые аспекты: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 / Екатерина Евгеньевна Скосаренко — М., 2006. – 187с.
  26. Страшун Б.А. Понятие и виды избирательных систем / Б.А. Страшун – М.: НОРМА, 2006.

1 Конституция Российской Федерации / Рос. газ. — 2009. — 21 января.

2 Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации : Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ // СЗ РФ. — 2002. — № 24. — Ст. 2253.

3 О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации : Федеральный закон от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ // СЗ РФ. — 2005. — № 21. — ст. 1919.

4 О выборах Президента Российской Федерации : Федеральный закон от 10 января 2003 года N 19-ФЗ // СЗ РФ. —  2003. — № 2. — Ст. 171.

5 Об обеспечении избирательных прав военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и работников органов прокуратуры Российской Федерации : Указ Президента Российской Федерации // СЗ РФ. — 1997. — N 22. — ст. 2572.

6 О мерах по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации полномочий при подготовке и проведению выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Президента Российской Федерации : Постановление Правительства Российской Федерации // Рос. газ. — 2007. — 26 сентября.

7 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены формы голосования против всех кандидатов (против всех списков кандидатов) : Федеральный закон от 12.07.2006 N 107-ФЗ // Рос. газ. — 2006. — 5 июля.

8 О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон Российской Федерации от 5 декабря 2006 г. N 225-ФЗ – Рос. газ. – 2006 – 7 декабря.

9 Выдрин И.В. Избирательное право Российской Федерации / И.В. Выдрин - М., 2004.  С. 14.

10 Зиновьев А.В. Избирательная система России / А.В. Зиновьев, И.С. Полякова -  СПб., 2003. С. 79.

11 Крылов Б.С. Проблемы равноправия и равенства в российском конституционном праве // Журнал российского права -  2001. - N 11. С. 19.

12 Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 г. //  http://medialaw.asia/document/-2165

13 Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М.В. Баглай – 8 - е изд. , изм. и доп. - М. : Норма, 2009. – 800 с. С. 405-406.

14 Иванченко А. В. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учеб. для вузов /А.В. Иванченко -  М., 1999. С. 104.

Информация о работе Понятия избирательного права и избирательной системы, их соотношение