Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 01:00, контрольная работа
Институт президентской власти имеет сравнительно короткую историю в развитии российской государственности. В России вопрос об учреждении поста Президента решался более, сложно. Съезд народных депутатов РСФСР высказался против его введения, и по инициативе одной трети депутатов был назначен всероссийский референдум, в соответствии, с результатами которого указанный пост и был учрежден. В Конституцию РСФСР 1978 года были включены статьи, закрепившие принцип разделения властей, глава о Президенте; были приняты законы о Президенте Российской Федерации, о выборах Президента и некоторые другие нормативные правовые акты.
Введение 3
Понятие главы государства 5
Порядок выборов Президента РФ, реализация принципа народного представительства 9
Зависимость объема функций и полномочий Президента РФ от порядка его избрания. 21
Заключение 24
Список литературы 26
Кандидат, выдвинувший свою кандидатуру, не позднее чем через 20 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации обращается в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации с ходатайством в письменной форме о регистрации группы избирателей. При проведении досрочных выборов Президента Российской Федерация указанный в настоящем пункте срок не применяется7. Выдвижение кандидата на должность Президента Российской Федерации в порядке самовыдвижения проводится путем сбора подписей под его заявлением о выдвижении кандидатом. Сбор подписей проводится по месту работы, службы, учебы и жительства. Администрация и трудовые коллективы организаций всех форм собственности обязаны оказывать содействие в создании равных условий для выдвижения кандидатов. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом, в том избирательном округе, где осуществляется выдвижение кандидата. Инициатива сбора подписей под заявлением кандидата о его выдвижении может исходить от любого избирателя либо избирателей. О своей инициативе он либо они уведомляют избирательную комиссию, в которой будет осуществляться регистрация кандидата. Кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные федеральным законодательством, после поступления в соответствующую избирательную комиссию уведомления и заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу. В этом заявлении указываются сведения биографического характера (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), адрес места жительства, вид, серия и номер документа, удостоверяющего личность, наименование или код органа, выдавшего данный документ, и дата его выдачи, сведения о судимостях кандидата, гражданство, в том числе гражданство иностранного государства с указанием даты и оснований его приобретения) и дается обязательство в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом Президента Российской Федерации. Кандидат вправе заявить о своей принадлежности не более чем к одному общественному объединению, зарегистрированному в установленном законом порядке, и о своем статусе в этом общественном объединении при условии представления документа, подтверждающего указанные сведения и заверенного постоянно действующим руководящим органом общественного объединения8.
Выдвижение кандидата политической партией производится после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации. Политическая партия вправе выдвинуть только одного кандидата. Политическая партия вправе выдвинуть кандидатом гражданина Российской Федерации, не являющегося членом данной политической партии. Решение о выдвижении кандидата политической партией принимается на съезде политической партии в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" и уставом политической партии. Решение съезда политической партии о выдвижении кандидата оформляется протоколом (иным документом), в котором должны быть указаны: 1) число зарегистрированных участников съезда; 2) число участников, необходимое для принятия решения в соответствии с уставом политической партии; 3) решение о выдвижении кандидата с указанием его фамилии, имени и отчества, даты и места рождения, основного места работы или службы, занимаемой должности (в случае отсутствия основного места работы или службы - рода занятий), адреса места жительства, гражданства, срока проживания на территории Российской Федерации и итоги голосования по этому решению; 4) решение о назначении уполномоченных представителей политической партии; 5) дата принятия решения.
Решение съезда политической
партии о выдвижении кандидата заверяется
подписью руководителя политической партии
и печатью политической партии. Уполномоченные
представители политической партии, не
позднее чем через 25 дней со дня официального
опубликования (публикации) решения о
назначении выборов Президента Российской
Федерации представляют в Центральную
избирательную комиссию Российской Федерации
решение съезда политической партии о
выдвижении кандидата. При проведении
досрочных выборов Президента Российской
Федерации указанный в настоящем пункте
срок не применяется.
Уполномоченный
представитель политической партии одновременно
с решением съезда политической партии
о выдвижении кандидата представляет
в Центральную избирательную комиссию
Российской Федерации следующие документы:
1) нотариально удостоверенную копию устава
политической партии и документа, подтверждающего
факт внесения записи о политической партии
в единый государственный реестр юридических
лиц; 2) список уполномоченных представителей
политической партии с указанием сведений
о них, перечисленных в пункте 3 статьи
32 ФЗ «О выборах президента». Одновременно
с документами кандидат представляет
в Центральную избирательную комиссию
Российской Федерации: 1) свое заявление
о согласии баллотироваться 2) нотариально
удостоверенную доверенность на уполномоченного
представителя (нотариально удостоверенные
доверенности на уполномоченных представителей)
по финансовым вопросам кандидата; 3) сведения
о размере и об источниках доходов кандидата
и его супруга за четыре года, предшествующие
году назначения выборов Президента Российской
Федерации, об имуществе, принадлежащем
кандидату и его супругу на праве собственности
(в том числе совместной собственности),
о вкладах в банках, ценных бумагах, об
обязательствах имущественного характера
кандидата и его супруга. 4) если кандидат
одновременно выдвинут на других выборах,
- письменное уведомление о его выдвижении
на других выборах.
Документы, указанные
выше, кандидат обязан представить в Центральную
избирательную комиссию Российской Федерации
лично, за исключением случаев, когда он
болен, находится в местах содержания
под стражей подозреваемых и обвиняемых
(при этом подлинность подписи кандидата
на заявлении должна быть нотариально
удостоверена либо письменно заверена
администрацией стационарного лечебно-профилактического
учреждения, в котором кандидат находится
на излечении, администрацией учреждения,
в котором он содержится под стражей в
качестве подозреваемого или обвиняемого).
Если кандидат вправе не представлять
лично указанные документы в Центральную
избирательную комиссию Российской Федерации,
то эти документы представляются уполномоченным
представителем политической партии,
выдвинувшей кандидата.
Документы принимаются
Центральной избирательной комиссией
Российской Федерации при предъявлении
кандидатом своего паспорта или документа,
заменяющего паспорт гражданина (если
документы представляются уполномоченным
представителем политической партии,
- при предъявлении нотариально удостоверенной
копии паспорта кандидата или документа,
заменяющего паспорт гражданина). Кандидат
(уполномоченный представитель политической
партии) также предъявляет документы,
подтверждающие указанные в заявлении
о согласии баллотироваться сведения
об образовании, основном месте работы
или службы, о занимаемой должности (роде
занятий), а также о том, что кандидат является
депутатом. Кандидат может дать согласие
баллотироваться только одной политической
партии. Политической партией не может
быть выдвинут кандидат, выдвинувший свою
кандидатуру в порядке самовыдвижения.
Центральная избирательная
комиссия Российской Федерации обязана
в день поступления документов, представленных
в соответствии с настоящей статьей, выдать
кандидату, уполномоченному представителю
политической партии подтверждение в
письменной форме получения указанных
документов.
Центральная избирательная комиссия Российской
Федерации в течение пяти дней со дня поступления
документов, представленных в соответствии
с настоящей статьей, принимает решение
о регистрации уполномоченных представителей
политической партии либо мотивированное
решение об отказе в их регистрации. Основаниями
для отказа в регистрации уполномоченных
представителей политической партии могут
служить отсутствие, неполный набор либо
ненадлежащее оформление документов,
указанных в законе. В случае отказа в
регистрации мотивированное решение Центральной
избирательной комиссии Российской Федерации
об отказе выдается уполномоченному представителю
политической партии не позднее дня, следующего
за днем принятия данного решения. Данное
решение может быть обжаловано в Верховный
Суд Российской Федерации, который обязан
рассмотреть жалобу не позднее чем в пятидневный
срок. Сбор подписей избирателей в поддержку
выдвижения кандидата: Кандидат, выдвинутый
в порядке самовыдвижения, в свою поддержку,
а политическая партия в поддержку выдвинутого
ею кандидата обязаны собрать не менее
двух миллионов подписей избирателей.
При этом на один субъект Российской Федерации
должно приходиться не более 50 тысяч подписей
избирателей, место жительства которых
находится на территории данного субъекта
Российской Федерации. Если сбор подписей
избирателей осуществляется среди избирателей,
постоянно проживающих за пределами территории
Российской Федерации, общее количество
этих подписей не может быть более 50 тысяч.
Политическая партия, федеральный список
кандидатов которой допущен к распределению
депутатских мандатов на последних, предшествующих
данным выборам Президента Российской
Федерации выборах депутатов Государственной
Думы Федерального Собрания Российской
Федерации, вправе не собирать подписи
избирателей в поддержку выдвинутого
ею кандидата при условии, что официальное
опубликование результатов указанных
выборов состоялось до представления
в Центральную избирательную комиссию
Российской Федерации документов, необходимых
для регистрации кандидата9. Сбор подписей избирателей
в поддержку выдвижения кандидата начинается
со дня, следующего за днем регистрации
уполномоченных представителей политической
партии, выдвинувшей кандидата, группы
избирателей. До регистрации уполномоченных
представителей сбор подписей избирателей
не допускается. Подписные листы изготавливаются
по форме согласно приложениям 1 и 2 к настоящему
Федеральному закону. При сборе подписей
избирателей в подписном листе указываются
фамилия, имя и отчество, дата рождения,
основное место работы или службы кандидата,
занимаемая им должность (в случае отсутствия
основного места работы или службы - род
занятий); если кандидат является депутатом
и осуществляет свои полномочия на непостоянной
основе, - сведения об этом с указанием
наименования соответствующего представительного
органа, наименование субъекта Российской
Федерации, района, города, иного населенного
пункта, где находится место жительства
кандидата, а также наименование политической
партии, выдвинувшей кандидата, либо делается
запись: "Самовыдвижение". В случае
наличия у кандидата неснятой или непогашенной
судимости в подписном листе должны указываться
сведения о судимости кандидата. В случае
наличия у кандидата помимо гражданства
Российской Федерации гражданства иностранного
государства в подписном листе должно
быть указано гражданство иностранного
государства с указанием наименования
этого государства, даты и оснований приобретения
гражданства. В подписном листе также
должно быть указано наименование субъекта
Российской Федерации, в котором проводится
сбор подписей избирателей, а если сбор
подписей избирателей - граждан Российской
Федерации проводится за пределами территории
Российской Федерации, - наименование
соответствующего иностранного государства.
Этот момент и раскрывает сущность народного
представительства. В подписном листе
указываются принадлежность кандидата
к политической партии или иному общественному
объединению и его статус в ней (нем), если
членство в этой политической партии или
ином общественном объединении он указал
в заявлении о согласии баллотироваться
в соответствии с пунктом 8 статьи 34 либо
подпунктом 1 пункта 11 статьи 35 Федерального
закона.
Участие органов государственной
власти, органов местного самоуправления,
органов управления организаций всех
форм собственности, учреждений, членов
избирательных комиссий с правом решающего
голоса в сборе подписей избирателей не
допускается. Запрещается в процессе сбора
подписей принуждать избирателей ставить
свои подписи и вознаграждать их за это
в любой форме, а также осуществлять сбор
подписей на рабочих местах, в процессе
и местах выдачи заработной платы, пенсий,
пособий, стипендий, иных социальных выплат,
оказания благотворительной помощи.
Право сбора подписей избирателей
принадлежит дееспособному гражданину
Российской Федерации, достигшему на момент
сбора подписей возраста 18 лет. Кандидат
вправе заключить с лицом, осуществляющим
сбор подписей избирателей, договор о
сборе подписей. Все расходы, связанные
с изготовлением подписных листов и со
сбором подписей, производятся только
через избирательный фонд кандидата. Кандидат,
политическая партия, выдвинувшая кандидата,
обязаны составить список лиц, осуществлявших
сбор подписей избирателей, по форме, установленной
Центральной избирательной комиссией
Российской Федерации10. В списке указываются сведения
о каждом лице, осуществлявшем сбор подписей
избирателей: фамилия, имя и отчество,
дата рождения, адрес места жительства,
серия, номер и дата выдачи паспорта или
документа, заменяющего паспорт гражданина,
наименование или код выдавшего его органа,
а также ставится подпись лица, осуществлявшего
сбор подписей избирателей. Сведения о
лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей,
и подписи этих лиц в указанном списке
удостоверяются нотариально.
Сбор подписей избирателей в поддержку
выдвижения кандидатов может осуществляться
по месту учебы, жительства и в других
местах, где сбор подписей и проведение
предвыборной агитации не запрещены федеральными
законами.
Избиратель
вправе ставить подпись в поддержку выдвижения
различных кандидатов, но только один
раз в поддержку выдвижения одного и того
же кандидата. Избиратель ставит в подписном
листе свою подпись и дату ее внесения,
а также указывает свои фамилию, имя и
отчество, год рождения (в возрасте 18 лет
на день голосования - дополнительно день
и месяц рождения), адрес места жительства,
указанный в паспорте или документе, заменяющем
паспорт гражданина, серию, номер и дату
выдачи паспорта или документа, заменяющего
паспорт гражданина. Подпись в поддержку
выдвижения кандидата и дату ее внесения
избиратель ставит собственноручно. Данные
об избирателе, ставящем в подписном листе
свою подпись и дату ее внесения, могут
вноситься в подписной лист по просьбе
избирателя лицом, осуществляющим сбор
подписей избирателей. Указанные данные
вносятся только от руки, при этом использование
карандашей не допускается.
При сборе подписей
избирателей допускается заполнение подписного
листа на лицевой и оборотной стороне.
При этом оборотная сторона является продолжением
лицевой стороны с единой нумерацией подписей,
а заверительные подписи и сведения о
лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей,
об уполномоченном представителе политической
партии, выдвинувшей кандидата, о кандидате,
выдвинутом в порядке самовыдвижения,
или его доверенном лице ставятся на оборотной
стороне подписного листа непосредственно
после последней подписи избирателя11. Подписной лист заверяется
лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей,
которое собственноручно указывает свои
фамилию, имя и отчество, дату рождения,
адрес места жительства, указанный в паспорте
или документе, заменяющем паспорт гражданина,
серию, номер и дату выдачи паспорта или
документа, заменяющего паспорт гражданина,
с указанием наименования или кода выдавшего
его органа, ставит свою подпись и дату
ее внесения, уполномоченным представителем
политической партии, выдвинувшей кандидата,
либо кандидатом, выдвинутым в порядке
самовыдвижения, или его доверенным лицом,
которые напротив своих фамилии, имени,
отчества собственноручно ставят свою
подпись и дату ее внесения. После окончания
сбора подписей избирателей уполномоченный
представитель политической партии, выдвинувшей
кандидата, кандидат, выдвинутый в порядке
самовыдвижения, или его доверенные лица
подсчитывают количество собранных подписей
по каждому субъекту Российской Федерации,
где осуществлялся их сбор, количество
собранных подписей избирателей, проживающих
за пределами территории Российской Федерации,
а также общее количество подписей избирателей.
По результатам подсчета составляется
протокол об итогах сбора подписей избирателей,
который подписывается уполномоченным
представителем политической партии либо
кандидатом, выдвинутым в порядке самовыдвижения,
или его доверенным лицом.
В случае проведения досрочных или повторных
выборов Президента Российской Федерации
количество подписей избирателей, указанное
в пункте 1ст.36 ФЗ «О выборах президента
РФ», сокращается наполовину.
Подводя итог данному
параграфу необходимо сказать то, что
порядок выборов Президента РФ является
строгим, регламентированным российским
законодательством, процессом. Который
реализует в свою очередь принцип народного
представительства. Президент Российской
Федерации избирается на 6 лет, с возможностью
повторного избрания на тот же срок. Президентом
РФ может быть гражданин Российской Федерации,
достигший возраста от 35 до 65 лет, если
у него отсутствует непогашенная судимость,
либо кандидат не имеет двойного гражданства.
3. Зависимость объема функций и полномочий Президента РФ от порядка его избрания.
Президент как глава государства
выступает в различных качествах в зависимости
от разновидности республиканской формы
правления. В парламентской республике
он является таким главой государства,
которому министры не подчинены и перед
ним не ответственны (Индия, Италия, ФРГ
и др.), в президентской республике он глава
государства, которому подчинены министры,
не составляющие (США, Филиппины, Бразилия)
или составляющие совет (кабинет) министров.
При первом варианте президентской республики
нет должности премьер-министра, его полномочия
выполняет сам президент, по существу
нет коллегиального правительства, есть
кабинет президента. Во втором случае
есть должность премьер - министра, но
это так называемый административный
премьер, фактически руководителем правительства
(Совета министров) является сам президент.
Премьер - министр в основном выполняет
лишь оперативные задачи по координации
деятельности правительства, да и заседания
правительства он обычно проводит в каждом
отдельном случае по указанию или с разрешения
президента (Египет, Перу)12. Таким образом, в парламентской
республике президент лишь по конституции
обладает исполнительной властью или
ее элементами, а иногда конституции об
этом и не говорят (Италия, Молдова, ФРГ).
Это - «слабый» президент. Свои конституционные
полномочия он выполняет «по совету и
с согласия» правительства. Полномочия,
представленные конституциями президентам,
весьма обширны. Прежде всего, президент
является представителем государства
вовне и внутри страны. В качестве первого
он назначает дипломатических представителей,
при нем аккредитуются иностранные дипломатические
представители, заключает международные
договоры, в ряде стран ратифицирует международные
соглашения. Как представитель государства
внутри страны он выступает с согласительными
процедурами при разногласиях некоторых
государственных органов, субъектов федерации
(в условиях федеративного государства),
от имени государства награждает государственными
наградами, присваивает почетные звания
и т.д.
Президент обладает
полномочиями, относящимися к деятельности
органов законодательной власти. Он назначает
дату выборов в парламент, созывает его
на сессии, он может досрочно распустить
парламент с обязательным назначением
новых выборов (в предусмотренных конституциями
случаях), он санкционирует и промульгирует
законы, обладает правом вето - возвращение
закона на второе рассмотрение парламента.
Как правило, президент имеет право законодательной
инициативы (в США - не имеет), вправе обращаться
с посланием к парламенту, которые, однако,
не подлежат обсуждению13. У президента обширные полномочия
по формированию других высших органов
государства и назначению высших должностных
лиц. Юридически правительство даже в
парламентской республике назначает президент
- он создает соответствующий акт. Президент
во многих странах назначает судей, формирует
полностью или частично органы конституционного
контроля (как на примере Российской Федерации
– в компетенцию президента с 2009 года
входит назначение Председателя Конституционного
Суда РФ), представляет парламенту кандидатуры
для назначения высших должностных лиц
- генерального прокурора, членов счетной
палаты и т.д. Уже говорилось о нормотворческой
деятельности президента. Он издает нормативные
и ненормативные акты, в том числе имеющие
силу закона. Нормативные акты издаются
на основе делегирования полномочий парламентом
правительству (подписывает их президент)
и на базе предусмотренной конституциями
регламентарной власти. В парламентской
республике акты президента действительны
только при контрасигнатуре. В президентской
республике, где существует жесткое разделение
властей, президент издает только «исполнительные
приказы», но на деле они могут иметь силу
закона.
В большинстве
стран, где введена президентская система
правления, выборы президента проходят
на всеобщих прямых выборах. Правда, исключение
составляют США - это своего рода классическая
президентская республика. В США проводятся
всеобщие президентские выборы, но президента
выбирают коллегией выборщиков. Прямые
президентские выборы присущи и многим
странам с полупрезидентской системой
правления, таким, как Франция, Португалия,
Польша, Румыния, Монголия, Республика
Корея и др. Что же касается парламентарных
республик, то для них также наиболее характерно
избрание президента путем голосования
в парламенте, как это происходит, например,
в ФРГ, Италии, Швейцарии, Венгрии, Латвии.
В целом прослеживается достаточно большая
зависимость типа президентских выборов
от формы государственной системы правления.
Важным элементом
систем президентских выборов является
продолжительность срока, на который избирается
президент. В разных странах предусмотрены
различные сроки полномочий главы государства.
Не менее уникальным для современной эпохи
является конституционно оформленное
пожизненное президентство. На сегодняшний
день только в одной стране мира. Это -
африканское государство Малави, глава
которого Х.К. Банда занял пост президента
в 1966 году14. И, наконец, во многих странах
для кандидатов в президенты установлен
тот или иной возрастной ценз. Наиболее
распространенной является норма, согласно
которой президентом можно стать по достижении
35-летнего возраста. Такой возрастной
ценз для главы государства установлен
в Российской Федерации, США, Мексике,
Австрии, Венгрии, Португалии, Ирландии,
Исландии, Индии. Для президентов ФРГ и
Греции этот возрастной порог выше и составляет
40 лет.
Подводя итог вышеизложенному сравнению современных институтов президентства, следует сказать то, что на полномочия, функции и вообще в целом на определение статуса президента государства в огромной степени влияет форма правления данного государства.
Российская Федерация – президентская республика. Конституционно – правовой статус Президента РФ очень велик. Он не относится ни к одной из ветвей власти, но зато обладает огромными полномочиями в любой из них. Выступает координирующим, связующим и контролирующим звеном в системе государственных органов РФ. Президент Российской Федерации избирается с помощью прямых выборов, что реализует принцип народного представительства. Срок его полномочий с 2011 года будет составлять 6 лет с возможностью повторного избрания на тот же срок.
В процессе написания работы были решены следующие задачи: дано определение понятию «президент», рассмотрена история развития законодательства о выборах Президента, рассмотрена связь формы правления в России с институтом президентства, общие положения современного Российского законодательства о выборах Президента Российской Федерации, основные этапы проведения выборов Президента Российской Федерации и место президента в системе разделения властей Рассмотренные положения в заключении позволяют обосновать следующие выводы, являющиеся итогом работы:
«Президент» - это выборный глава государства, политический лидер, гражданин, замещающий государственную должность Президента и опирающийся на поддержку политической элиты. Форма правления в основном определяется каким образом к власти приходит политический лидер этой страны: путем выборов или наследственно. Соответственно институт президентства в Российской Федерации, закрепленный в конституционных и иных нормах права, взаимоотношения президента с иными ветвями государственной власти позволяют определить Россию как президентскую республику.
Последние годы постоянно происходит внесение изменений в избирательное законодательство в общем и в ФЗ «О выборах президента РФ» в частности; при выборах президента гражданам России предоставлено активное избирательное право – это право избирать, и пассивное – право быть избранным; процедура проведения выборов должным образом регламентирована законодательством Российской Федерации и отвечает современным международным стандартам, предъявляемым к нормативному обеспечению выборов президента.
Также необходимо отметить, что форма правления государств значительно сказывается на статус президентов данных стран. Российская Федерация – президентская республика. Конституционно – правовой статус Президента РФ очень велик. Он не относится ни к одной из ветвей власти, но зато обладает огромными полномочиями в любой из них. Выступает координирующим, связующим и контролирующим звеном в системе государственных органов РФ. Срок его полномочий с 2011 года будет составлять 6 лет с возможностью повторного избрания на тот же срок. Влияние и статус президента в Российской Федерации с каждым днем все больше усиливается, что проявляется в добавлении новых властных полномочий в его перечень.
Информация о работе Порядок выборов Президента Российской Федерации