Права и обязанности субъектов семейно-правовых отношений опеки (попечительства) над несовершеннолетними

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 21:25, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы: исследование опеки и попечительства как основной правовой формы защиты прав несовершеннолетних.
Поставленная цель решается посредством следующих задач:
- Проанализировать законодательно закрепленные порядок и условия установления и прекращения опеки и попечительства;
-- Изучить права и обязанности субъектов семейно-правовых отношений опеки (попечительства) над детьми
Объектом исследования является опека и попечительство над несовершеннолетними как способ их устройства на воспитание в семью.
Предметом исследования институт опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Осуществление опеки и попечительства над несовершеннолет-ними………………………………………………………………...……5
Понятие и сущность опеки и попечительства над несовершеннолетними……………………………………………..5
Порядок установления опеки и попечительства…………...……6
Прекращение опеки и попечительства над несовершеннолет-ними………………………………………..…………………..…10
2. Права и обязанности субъектов семейно-правовых отношений опеки (попечительства) над несовершеннолетними……………...…………………..12
2.1. Основные задачи органов опеки и попечительства……….……12
2.2. Права и обязанности опекунов………………………..……….14
2.3. Права и обязанности подопечных……………………………… 16
Заключение…………………………………………………………….20
Список используемой литературы………………………………….21

Вложенные файлы: 1 файл

Актуальность исследования.docx

— 47.92 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….3

  1. Осуществление  опеки и попечительства над несовершеннолет-ними………………………………………………………………...……5
    1. Понятие и сущность опеки и попечительства над несовершеннолетними……………………………………………..5
    2. Порядок установления опеки и попечительства…………...……6
    3. Прекращение опеки и попечительства над несовершеннолет-ними………………………………………..…………………..…10

          2. Права и обязанности субъектов семейно-правовых отношений опеки (попечительства) над несовершеннолетними……………...…………………..12

   2.1. Основные задачи органов опеки и попечительства……….……12

2.2. Права  и обязанности опекунов………………………..……….14

2.3. Права и обязанности подопечных……………………………… 16

Заключение…………………………………………………………….20

Список используемой литературы………………………………….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  исследования. Современное социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором несовершеннолетние должны находиться в привилегированном положении. Значение этой группы населения определяется не столько масштабами, сколько ролью, которую она играет в жизни общества. В детском подростковом возрасте закладывается фундамент личности, формируются ее основные качества: физическое и психическое здоровье, культурный, нравственный и интеллектуальный потенциал. Определяющую роль в развитии и формировании личности играет воспитание. Только с помощью воспитания реализуется социальная программа развития человека и формируются его личностные качества.

 И так, как несовершеннолетние практически не способны самостоятельно защищать свои права и отстаивать собственные интересы, то, следовательно, нуждаются в особой, усиленной защите со стороны общества и государства, формы и методы которой оформляются в виде государственной политики по отношению к этой социально-демографической группе населения. Как известно, защиту интересов детей закон возлагает на родителей. Однако возможны случаи, когда это право может принадлежать иным лицам, например опекунам и попечителям.

Целью данной работы: исследование опеки и попечительства как основной правовой формы защиты прав несовершеннолетних.

 Поставленная цель решается посредством следующих задач:

- Проанализировать законодательно закрепленные порядок и условия установления и прекращения опеки и попечительства;

-- Изучить права и обязанности  субъектов семейно-правовых отношений опеки (попечительства) над детьми

Объектом исследования является опека и попечительство над несовершеннолетними как способ их устройства на воспитание в семью.

Предметом исследования институт опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Осуществление  опеки и попечительства над несовершеннолет-ними

1.1. Понятие и сущность опеки и попечительства над несовершеннолетними

 

Конституция РФ (ст. 7) гласит: «РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Это означает, что для него является приоритетом проведение мер по достижению целей ориентированных на оптимальное и устойчивое развитие личности, в направлении существенного улучшения условий жизнедеятельности, быстрой социализации личности и формировании у несовершеннолетних желательных для общества социальных  установок. А так же защите прав и свобод тех социально—демографических слоях общества, которые не в состоянии по каким-то причинам самостоятельно

Одна из форм заботы гражданского и семейного законодательства о  гражданах, нуждающихся в специальных мерах правовой защиты своих интересов являются опека и попечительство

Согласно гл. 1 ст. 2 ФЗ РФ «Об  опеке и попечительстве»

Опека – форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;

Попечительство – форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со ст. 30 ГК РФ.

В соответствии со ст. 40 п. 2 ГК РФ по достижении малолетним подопечным 14 лет опека автоматически переходит в попечительство.

В семейном праве под опекой и попечительством над несовершеннолетними  понимается форма устройства детей-сирот  и детей, оставшихся по какой-то причине  без попечительства родителей, в  целях их содержания, образования  и воспитания, а так же для защиты их прав и интересов.

Основанием для установления опеки и попечительства над несовершеннолетними  является факт утраты ими попечения  родителей (например, в результате смерти или утраты родительских прав). Возможны также случай, когда родители сами просят установить над детьми опеку  или попечительство, в таком случае речь идет об установлении опеки или  попечительства по заявлению родителей  или единственного родителя. В  любом случае назначение опекуна  или попечителя производится органами опеки и попечительства в течение  месяца с того момента, когда возникла необходимость установления опеки  или попечительства. Пока опека или  попечительство над ребенком не установлена, обязанности опекуна и попечителя выполняются органами опеки и  попечительства.

 

1.2. Порядок установления опеки и попечительства

 

Выявлять детей, оставшихся без попечения родителей, - с тем, чтобы вести их учет и устраивать исходя из конкретных обстоятельств  в соответствии со ст.121 СК может  только орган опеки и попечительства (и никакое другое юридическое, физическое лицо). Но в то же время предусмотрена  обязанность должностных лиц (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных  учреждений, лечебных учреждений и  других учреждений) и иных граждан сообщать органам опеки и попечительства о ставших им известными случаях утраты детьми родительского попечения.

После получения информации о детях, оставшихся без попечения  родителей, органы опеки и попечительства обязаны в течение трех дней провести первичное обследование. В ходе обследования органы опеки и попечительства должны проверить достоверность полученной информации, ознакомиться с условиями, в которых проживает ребенок, выявить родственников, которые  смогут обеспечить временный уход за ребенком до решения вопроса о  его устройстве. Если у ребенка  нет родственников, в целях обеспечения  защиты его прав и интересов, он незамедлительно  должен быть определен в воспитательное учреждение до решения вопроса о  его устройстве. До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в  организации, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и  попечительства.

При невозможности устройства ребенка в семью по месту его  фактического нахождения в течение  месяца со дня установления факта утраты родительского попечения, сведения о нем направляются в орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого проживает ребенок, - в региональный банк данных - система учета детей, оставшихся без попечения родителей. Предназначена для того, чтобы обеспечить устройство детей не только в семьи граждан, проживающих на территории того субъекта РФ, где ребенок был выявлен, но и в семьи иных граждан. Кроме того, в государственном банке данных хранятся и сведения о лицах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи (ст. 7 Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»). Получив такие сведения, орган исполнительной власти субъекта РФ уже на всей своей территории принимает в течение месяца меры по устройству ребенка в семью. При невозможности устройства ребенка сведения о нем направляются в Министерство образования РФ, на которое возложены функции по осуществлению централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей, и оказанию содействия в устройстве ребенка в семью российских граждан на территории России.

При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии  и культуре, родной язык, возможность  обеспечения преемственности в  воспитании и образовании.

Обязанности, возлагаемые  на опекунов и попечителей, носят  весьма обременительный характер, именно поэтому их надлежащее исполнение (тем  более безвозмездное) невозможно без  осознанного намерения лица принять  на себя эти обязанности, и надлежащим образом их исполнять. Таким образом, успешная охрана прав, интересов подопечного  во многом зависит от желания опекуна  или попечителя заботиться о нем, готовности сделать все необходимое, чтобы облегчить его судьбу. Поэтому  опекун (или попечитель) должен выразить свое согласие на выполнение опекунских обязанностей в заявлении, адресованном в органы опеки и попечительства.

 Назначение опекуна  и попечителя оформляется административным  актом.

Граждане, желающие принять  ребенка на воспитание в свою семью, обращаются к региональным или федеральным  операторам, которые формируют банк данных о детях, оставшихся без попечения  родителей (органы местного самоуправления, исполнительные органы субъектов РФ, Министерство образования РФ).

При этом должны быть представлены следующие документы:

а) заявление гражданина о своем желании принять ребенка  на воспитание в свою семью и с  просьбой ознакомить его с находящимися в государственном банке данных о детях сведениями о детях, соответствующих его пожеланиям;

б) анкета гражданина, желающего  принять ребенка на воспитание в  свою семью;

в) заключение органа опеки  и попечительства о возможности  гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем.

В целях получения наиболее полных сведений о личности предполагаемого  опекуна или попечителя, орган  опеки и попечительства вправе потребовать  от гражданина, подавшего заявление, предоставления сведений о себе, а  так же запрашивать информацию о  нем в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских и иных учреждениях (п.2 ст.10).

Оператор в 10-дневный срок со дня получения документов рассматривает  их по существу и предоставляет гражданину для ознакомления анкеты ребенка  и фотографии детей, оставшихся без  попечения родителей, соответствующих  его пожеланиям. Затем в соответствии с пожеланием гражданина оператор выдает ему направление на посещение  ребенка. Сведения о ребенке, оставшемся без попечения родителей, на посещение  которого выдано направление одному гражданину, не могут быть одновременно сообщены другому гражданину. Гражданин  обязан в установленный для посещения  ребенка, оставшегося без попечения  родителей, срок проинформировать в  письменной форме соответствующего оператора о результатах посещения  этого ребенка и принятом им решении.

При отказе гражданина от приема на воспитание в свою семью предложенного  ему ребенка он получает направление  на посещение другого выбранного им ребенка.

Гражданин обязан письменно  проинформировать соответствующего оператора:

  1. О подаче им заявления в орган опеки и попечительства об установлении опеки (попечительства);
  2. Вынесении решения о передаче ребенка на воспитание в семью (о принятии решения органом местного самоуправления об установлении опеки (попечительства);
  3. Принятии им решения об отказе от поиска ребенка и прекращении учета сведений о нем в государственном банке данных.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Выявлять детей, оставшихся без попечения родителей, вести их учет и устраивать, исходя из конкретных обстоятельств, в соответствии с СК РФ может только орган опеки  и попечительства. После получения  информации о детях, оставшихся без  попечения родителей, органы опеки  и попечительства обязаны устроить ребенка в семью, а при невозможности  устройства в семью он должен быть определен в воспитательное учреждение.

Информация о работе Права и обязанности субъектов семейно-правовых отношений опеки (попечительства) над несовершеннолетними