Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 14:37, реферат
Актуальность темы исследования. История германского государства в период Веймарской республики - временное пространство между первой и второй мировыми войнами - до сих пор привлекает к себе внимание специалистов. Связано это с тем, что ряд постсоветских республик находится в состоянии, аналогичном Веймарской республике. Также как и Германия, СССР потерпел сокрушительное поражение в холодной войне. Также как и в Германии, произошёл слом старой государственной и правовой систем. Веймарский парламентарный строй существовал в условиях острого социально-политического кризиса. С подобными проблемами столкнулись Россия и Украина.
Введение
Глава 1. История создания Веймарской конституции
1.1 Социально-экономическая ситуация в Германии накануне создания Веймарской конституции
1.2 Основные шаги правительства Германии по созданию конституции
Глава 2. Веймарская конституция и проблемы государственного устройства Германии
2.1 Организация государственного единства Германии
2.2. Государственный строй Германии по Веймарской конституции
Глава 3. Права и свободы граждан по Веймарской конституции.
3.1 Веймарская конституция о правах и свободах граждан Германии
Заключение
Библиография
2.1 Организация
государственного единства
Процесс формирования конституционных основ единой Германии прошёл несколько этапов. Революция 1830 г. привела к созданию так называемых среднегерманских конституций. Вторая попытка была предпринята в 1848 г. Однако имперская конституция церкви св. Павла так и не вступила в законную силу. Конституция 1871 г. стала правовым основанием созданной сверху Бисмарком Германской империи. Оценивая конституционное детище «железного канцлера», критики указывали на слабые места Основного закона, который не наделял граждан правами участвовать в совершенствовании политической власти, делал индивида объектом господства со стороны государства.
Конституция 1919 г. также не была безупречной. Она провозгласила парламентскую республику современного типа, которая, однако, не была воспринята большинством населения. Назначение Гитлера рейхсканцлером как раз и продемонстрировало отсутствие внутреннего согласия с веймарской системой. Причины этого разнообразны. Республика родилась в атмосфере безнадёжного военного положения Германии к концу лета 1918 г. и отчасти (в представлении народа) явилась реакцией на неспособность правительства победоносно завершить войну. Фактически Веймарская конституция зафиксировала то, что давно стояло в повестке дня кайзеровской Германии, а именно: осуществить трансформацию государства в буржуазную республику. Поражение в войне и Ноябрьская революция свидетельствовали о неспособности правящей элиты понять необходимость буржуазного реформизма и принять его идеи.
«Подорвав основы Бисмарковской конституции в 1918 году, рабочий класс, требующий создания единой, неделимой Германии, натолкнулся на сопротивление реакционных сил». [1] Позицию либеральной буржуазии по данному вопросу четко сформулировал М. Вебер, который отмечал, что для выбора унитарного или федералистического решения вопроса о государственному устройстве, прежде всего, важна экономическая организация будущего государства. Капиталистическая система хозяйства вполне может примириться с федерализмом. Ф. Энгельс по данному вопросу отмечал: «С одной стороны, необходимо покончить с делением на мелкие государства.… С другой стороны, должна прекратить свое существование Пруссия, чтобы над Германией перестало тяготеть специфическое пруссачество».[2] Несмотря на разносторонние взгляды на проблему объединения Германии, многие партии объединял страх того, что любое радикальное преобразование усилит натиск прогрессивных сил против основ существующего строя. Лишь пролетарские революционеры были заинтересованы в полнейшей демократизации Германии и считали, что республика должна быть построена на основе широкого самоуправления с демократически избираемыми местными и областными органами власти. Поэтому с самого начала конституционных дебатов вопрос государственного устройства и территориального деления являлся предметом наибольших споров у членов буржуазно-юнкерской партии. Но это действительно была принципиальная проблема, которая была выдвинута революцией: сохранит ли Германия отдельные государства и федералистическую структуру, или будет создано единое (унитарное) государство. Решение этой проблемы связано с вопросом преодоления феодальной раздробленности и доведением до логического завершения буржуазно-демократических преобразований.
Постепенно установилась идея того, что Веймарская республика осталась «союзным государством», а земли были государствами, хотя и с ограниченным суверенитетом. Именно неравноправие ее членов, прежде всего, и характеризовало федералистическую структуру Веймарской республики. Земли, которые составляли Германскую республику, не являлись ни национальными, ни экономическими образованиями, несмотря на то, что население сохранило своеобразие местных обычаев, нравов, диалектов. Исторически эти земли складывались в результате цепи случайных обстоятельств, политики династий, захватов и войн. Некоторые карликовые земли не имели замкнутой территории, а небольшими частями входили в другие земли. Зато на территории Пруссии проживало почти 2/3 населения, здесь была широко развита промышленность и военная организация. Планы территориального переустройства Германии встречали ожесточенное сопротивление. Принятый комиссией проект, допускавший образование новых земель без обязательного согласия всех заинтересованных правительств вызвал недовольство. Это привело к принятию компромисса между империей и землями и ст.18 Конституции установила, что территориальные изменения существующих и создание новых земель в пределах Германской империи происходит путем имперского закона, изменяющего конституцию, что в прямом смысле означало, что никакое территориальное переустройство невозможно без согласия Пруссии. Неравноправие проявлялось и в представительстве земель в рейхстаге. Пруссия здесь получила 2/5 голосов и дело не могло изменить даже включение в конституцию «антипрусской оговорки», которая предусматривала, что половину прусских голосов должны иметь представители прусских провинциальных управлений, а не прусское правительство. Итак, из 66 голосов в рейхстаге Пруссия имела 26, Бавария – 11, Саксония – 7, Вюртемберг – 4, Баден – 3, Тюрингия, Гасен, Гамбург – по 2, остальные 9 земель по 1 голосу. Все это говорило о том, что ни одно решение не могло быть принято против воли Пруссии. Второй характерной чертой Веймарской федерации являлась недобровольность союза. Это видно из положения об «имперской экзекуции», элементы которой почти полностью были перенесены из конституции 1871 г. в Веймарскую конституцию.
В ст.48 абзаце 1 было
установлено, что если одна из земель не
выполняет обязанностей, возложенных
на нее конституцией или имперскими законами,
президент империи может принудить ее
к этому с помощью вооруженной силы.[3]
Это положение было направлено не против
реакционных сил, которые пытались отделиться
от Германии, а против революционного
народа.
Социал-демократы откровенно заявляли:
«Мы живем в переходное время… и ведь
случалось уже, что правительство одной
из земель… выступало против имперского
правительства, имперских законов и временной
конституции. Это требовало имперской
экзекуции». Все это говорило о том, что
приходилось считаться с применимостью
ст.48. «Имперская экзекуция» была применена
президентом Эбертом в марте-апреле 1920г.
против тюрингинских земель, в которых
возникла «угроза» перехода власти в руки
рабочих Советов. В октябре 1923г. были выдвинуты
вооруженные силы против рабочих Саксонии
и Тюрингии под предлогом использования
ими государственных средств не по назначению.
В Веймарской республики происходило
также усиление централизации государственной
власти и управления при сохранении федералистических
форм. Ст.5 определяла, что «государственная
власть осуществляется по общеимперским
делам органами империи на основании имперской
конституции, а по делам земель – органами
земель на основании их конституций».[4]
Однако здесь надо отметить, что ст.13 устанавливала,
что имперское право имеет преимущество
перед правом земель. К вопросам исключительного
ведения империи относились: внешние сношения,
вопросы гражданства и свободы передвижения,
организация обороны, монетное и таможенное
дело, почта, телеграф, телефон, т.е. все
жизненно важные вопросы. Это были вопросы,
связанные с торговлей, банковским и биржевым
делом, путями сообщения, правом и судопроизводством,
здравоохранением и страхованием, промышленностью
и горным делом, отчуждением и обобществлением
собственности, кино, дорожным строительством
и т.д. В следующую группу вопросов входили
те, по которым имперские власти издавать
общие директивы обязательные для органов
земель. Эти положения затрагивали положение
школ и религиозных обществ, прав чиновников,
землеустройства и т. д. (ст.10).[5] В ст.9 отдельно
оговаривалось право охраны общественного
порядка и безопасности.[6]
Значительное сопротивление со стороны капиталистов и землевладельцев южных земель, вызвала попытка ликвидировать резервные права Баварии, Саксонии, Бадена, Гессена и др. земель на сбор особых пошлин и налогов на предметы потребления. Этот вопрос был решен компромиссом, согласно которому сбор пошлин на потребление переходил в ведение имперского правительства, а оно было обязано «обеспечить землям охрану их особых интересов в сельском хозяйстве, торговле, ремесле и промышленности» (ст83).[7] Усилив централизацию законной власти, землям была предоставлена автономия в вопросах управления и администрации: «имперские законы приводятся в исполнение органами земель, если имперский закон не постановит иначе» (ст.14).
Усиление компетенции центральных органов империи и отмена ряда резервных прав государств, привело к тому, что Веймарская республика сделала значительный шаг в вопросе унитаризации государства, но решение данного вопроса не было доведено до конца. Буржуазные и социал-демократические деятели объясняли это тем, что Германия еще «не созрела» для полного единства. «Многие социал-демократические правители защищали, несмотря на все платонические поклоны перед идеей национального единства, партикулярные интересы с не меньшим рвением, чем это делали раньше династии».[8] Однако, во время, когда реакционные силы в первые недели ноябрьской революции пребывали еще в растерянности, была возможность добиться превращения Германии в унитарное государство.
Таким образом, по форме государственного устройства Германия являлась федерацией, состоявшей из 18 земель (15 республик и 3 вольных города), каждая из которых имела свою конституцию, свой законодательный орган - ландтаг.
Однако конституции земель должны были составляться с учетом имперской конституции, то есть они не должны были противоречить имперской конституции.
«Федеративность Веймарской Германии была по большей части строго дозированной. Все действительно важные вопросы - внешняя политика, армия и флот, монетное дело и таможни, связь, транспорт, гражданство и иммиграция, выдача преступников и т.д. - находились в ведении имперских властей».[9] Но в таких вопросах, как уголовное и гражданское законодательство, ландтаги могли конкурировать с рейхстагом, при том, что право империи имело во всех подобных случаях решающий перевес над партикулярным правом земель.
2.2. Государственный строй Германии по Веймарской конституции
Вопрос государственного устройства Веймарской республики долгое время оставался спорным для немецких юристов и историков.
Веймарская конституция закрепила парламентскую республику, положила начало правового государства с разделением властей, верховенством закона, многопартийностью, свободой средств массовой информации, отменой цензуры.
Конституция превратила Германию в буржуазную парламентскую республику с президентом во главе. Названием республики оставалось «Германская империя». Высшим представительским и законодательным органом Германии конституция объявила двухпалатный парламент. Нижней палатой считался рейхстаг. Он избирался на 4 года всеобщим, прямым и тайным голосованием. Конституция вводила пропорциональную систему выборов. Вся Германия делилась на 35 избирательных округов. Партии, принимавшие участие в выборах, выступали каждая со своим списком кандидатов. Депутатские места распределялись соответственно числу голосов, поданных за тот или иной список: больше голосов - больше мест.
Главной функцией рейхстага объявлялась законодательная деятельность. Статья 68 устанавливала, что «имперские законы издаются рейхстагом». [10] Для принятия закона было достаточно простого большинства, а для закона, изменявшего конституцию, требовалось квалифицированное большинство (2/3 голосов при участии в голосовании не менее двух третей депутатов). Однако власть рейхстага была существенно урезана другими высшими органами власти - прежде всего рейхсратом - верхней палатой - наследником бундесрата и преемником Комитета государств. Это был бюрократический орган, состоявший из членов правительств земель. Рейхсрат имел право «отсрочивающего вето» (suspensives veto) мог опротестовать законы, принятые рейхстагом, которые в этом случае поступали на вторичное рассмотрение и нуждались в квалифицированном большинстве. При несогласии палат, решение вопроса принадлежало президенту республики. «Он либо присоединялся к рейхсрату (и этим спор разрешался), либо поручал это решение народному референдуму. Рейхстаг также имел право добиваться проведения референдума, но в истории Веймарской республики это не было реализовано».[11] Влияние рейхстага на исполнительную власть, формально ему подотчетную, тоже было ограничено. Правда, согласно конституции, имперское правительство, состоящее из рейхсканцлера и министров, назначаемых и увольняемых президентом, нуждалось для своей деятельности в вотуме доверия со стороны большинства членов рейхстага. При внесении в рейхстаг законопроектов правительство обязано было предварительно согласовывать их с рейхсратом.
«Президент империи избирается всем немецким народом. Избран может быть каждый немец, которому исполнилось 35 лет».[12] Президент избирался на 7 лет с неограниченным правом переизбрания. В его обязанности входило представительство империи в международно-правовых отношениях, назначение правительства и министров, принятие их отставки. Преимущественное положение президента по отношению к рейхстагу заключалось прежде всего в праве президента распустить рейхстаг и назначить новые выборы.
Рейхстаг не имел возможности сместить президента, но мог поставить на народное голосование вопрос о досрочном переизбрании президента, а также возбудить перед государственным судом обвинение против президента в «преступном нарушении им законов и конституции», но для такого решения требовалось квалифицированное большинство.
Одним из важнейших источников силы президента было то, что он считался главой всей чиновничьей иерархии, имел право назначения и увольнения имперских чиновников и судей (ст.46). Другим источником его силы была армия, тоже подчиненная президенту, как верховному командующему всеми вооруженными силами республики (ст.47). Президент назначал также офицеров (ст.46).Но все же главные права президента были заключены в статье 48 конституции. Первая часть ее давала президенту право «союзной экзекуции», а вторая распространяла это право также и на действия против «внутренних врагов» буржуазного государства. Второй абзац ст.48 гласил: «Президент империи может, если в Германской империи общественная безопасность и порядок серьезно нарушены или подвергаются опасности, принять меры, необходимые для восстановлении общественной безопасности и порядка, а в случае необходимости – вмешаться с помощью вооруженной силы. Для этой цели он может временно, полностью или частично, отменять основные права, установленные статьями 114, 115, 117,118, 123, 124, 153».[13] Таким образом, президент мог одним росчерком пера отменить основные права граждан, гарантировавшиеся конституцией: свободу слова, печати, собраний и союзов, неприкосновенность личности, жилища, собственности и тайну переписки.
В положении президента и, особенно в его диктаторских правах ясно проявилась подлинная классовая сущность Веймарской конституции. Здесь вышло на поверхность то глубокое антагонистическое противоречие между отрицающим демократию империализмом и стремящимися к демократии массами, которое пронизывало всю конституцию. Необходимость считаться с борьбой народных масс заставляла авторов конституции прибегать к маскировке буржуазной диктатуры различными демократическими завесами, чтобы в «нормальных» условиях осуществлять ее скрытно. Но страх перед тем, что народ может использовать даже ограниченные и формальные свободы и права для борьбы против основ капиталистического строя, побудил законодателей предусмотреть возможность использования диктатуры и в открытом, обнаженном виде.
Создавая и рекламируя представление о том, будто Веймарская республика является образцом «правового государства» ее создатели ссылались обычно на «независимость» судебной власти. В действительности это была такая же фикция, как и утверждение о «народовластии». Конституция декларировала, что «судьи независимы и подчиняются только закону (ст.102)[14]. Фактически несменяемость судей означала не что иное, как конституционное закрепление их бесконтрольности и безответственности перед народом. Буржуазный суд республики лишь «изображал собою защиту порядка, а на самом деле был слепым, тонким оружием беспощадного подавления эксплуатируемых, отстаивающим интересы денежного мешка». [15]
Информация о работе Права и свободы граждан по Веймарской конституции