Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 17:18, реферат
Права человека — это охраняемая законом мера возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов человека.
Особенности данных прав:
— тесно связаны с личными правами, поскольку последние наполняют их конкретным содержанием (например, свобода манифестаций невозможна без права каждого индивида на свободу и личную неприкосновенность, свободу передвижения и т.п.; в то же время сами политические права выступают гарантией и условием реализации отдельных личных прав и свобод граждан);
— в отличие отличных прав, которые могут принадлежать каждому человеку как биосоциальному существу и члену гражданского общества, политические права, как правило, принадлежат только гражданам данного конкретного государства и могут быть реализованы в обществе, в объединении граждан друг с другом;
— самым
непосредственным образом связаны
с организацией и осуществлением
политической власти в государстве,
характеризуют положение
— являются способом привлечения каждого гражданина к политическому народовластию (на уровне участия в реализации как государственной власти, так и местного самоуправления).
К политическим правам граждан РФ относятся следующие права и свободы, закрепленные Конституцией РФ:
1) свобода мысли и слова (ст. 29);
2) право на информацию (ч. 2 ст. 24, ч. 4 ст. 29);
3) право на объединение (ст. 30);
4) право
на проведение публичных
5) право
на участие в управлении
6) право
на обращения в
Если
и говорить о победах реформ в
современной России, то в большей
мере они связаны с «прорывом»
в установлении и частичном осуществлении
политических прав и свобод. Главным
гарантом их наиболее полной реализации
должна стать формирующаяся новая
система политического
Экономические, социальные и культурные права представляют собой второе поколение прав человека, которое возникло на основе социалистических учений, в результате классовой борьбы трудящихся за улучшение своего положения. (Впервые они были закреплены в Конституции РСФСР 1918 г.)
Особенности данных прав:
— единство материального (экономического и социально-культурного) содержания;
— нередко
выступают как права и
— имеют общесоциальную направленность, так как выступают инструментами утверждения гуманизма и справедливости;
— требуют в отношении себя более детальной конкретизации в текущем (трудовом, жилищном, гражданском и т.д.) законодательстве;
— одни права претерпели существенное изменение ( право на труд, на образование и т.п.), другие оказались принципиально новыми для российской правовой системы (это прежде всего такие фундаментальные для развития рыночной экономики права, как право на свободу предпринимательской деятельности и право частной собственности).
В обобщенном плане все главные изменения в содержании экономических, социальных и культурных прав можно проследить на основе анализа общей системы данной группы прав и свобод, получающих закрепление в Конституции РФ 1993 г. Она позволяет представить социально-экономические права в виде системного единства (совокупности) следующих групп прав:
1) рыночно-экономические права и свободы, обеспечивающие свободу предпринимательской и иных форм экономической, трудовой деятельности:
— право частной собственности (ч. 1 ст. 35) и ее наследования (ч. 4 ст. 35);
— право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами (ст. 36);
— право на свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34);
— право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37);
— право на труд и на вознаграждение за труд (ч. 3 ст. 37);
2) социально-культурные
права и свободы,
— право на образование (ч. 1 ст. 43), на общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (ч. 2 ст. 43);
— право на бесплатное получение на конкурсной основе высшего образования (ч. 3 ст. 43);
— свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества (ч. 1 ст. 44);
— свобода преподавания (ч. 1 ст. 44);
— право на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ч. 2 ст. 44);
— право на охрану интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 44);
3) социальные права, гарантирующие человеку достойную жизнь, защиту от негативного воздействия рынка:
— право на гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч. 2 ст. 7);
— право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37);
— право на государственную защиту материнства, детства и семьи (ч. 1 ст. 38);
— право
на государственную поддержку
— право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст. 39);
— право на жилище (ч. 1 ст. 40), на получение жилища малоимущими гражданами бесплатно или за доступную плату (ч. 3 ст. 40);
— право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), включая бесплатную медицинскую помощь в государственных учреждениях здравоохранения (ст. 41);
4) социальные
права-гарантии, обеспечивающие нормальное
физиологическое развитие
— право на отдых (ч. 5 ст. 37);
— право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42);
5) социальные
права, способствующие
— право создавать профессиональные союзы, иные общественные объединения для защиты социальных и экономических интересов (ст. 13, 30);
— право на индивидуальные и коллективные трудовые споры", включая право на забастовку (ч. 4 ст. 37).
2. Реализация политических прав граждан в России
Политические
права являются одной из разновидностей
целой системы прав, принадлежащих
гражданину в России. Те права, которые
принято считать политическими,
были сформулированы еще в эпоху
буржуазно-демократических
Можно выделить целый ряд особенностей законодательного оформления политических прав граждан в России.
1. В
Конституции Российской
2. Признание
государством политических
3. Закрепление
политических прав в
4. Политические
права являются неотчуждаемыми.
Поэтому они не могут быть
ограничены государством без
указания оснований их
5. Политические
права являются
Гарантии,
которые содержатся в Конституции
по обеспечению политических прав российских
граждан, должны соответствовать реальным
социально-политическим условиям в
государстве. Гарантом обеспечения
политических прав граждан в России
выступает Президент Российской
Федерации, российский народ, Уполномоченный
по правам человека, избираемый среди
депутатов Государственной
На практике
политические права граждан часто
нарушаются. Особенно это касается
политического права избирать и
быть избранным, как в государственные,
так и в органы негосударственной
власти, а также право участия
в референдуме. Так, при проведении
кандидатами предвыборной агитации
наблюдается злоупотребление
В законодательстве
о выборах нет четких критериев"
для признания выборов
В средствах
массовой информации иногда можно встретить
утверждение, что к управлению государством
нельзя допускать всех граждан без
исключения. С правовой точки зрения
это утверждение является некорректным,
так как подразумевается
Для большинства
государственных служащих в силу
особенностей их политического менталитета
непривычно действовать, основываясь
на законе, тем более на Конституции,
которая, как правило, воспринимается
как «торжественная декларация». Для
многих российских граждан Конституция
также носит «декоративный» характер,
а для некоторых — изданием,
которое можно пролистать на досуге.
Проявлением подобного
Основным
гарантом совокупности политических прав
должна выступать такая система
политического народовластия, которая
бы органически сочеталась с особенностями
российского менталитета и
Список литературы
Дмитриев Ю.А., Черемных Г.Г. Судебная власть в механизме разделения властей и защите прав и свобод человека / / Государство и право. 1997. № 8.
Конституция Российской Федерации. М., 1993.
Коваленко А.И. Конституционное право России. М., 1997.
Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы: Учебное пособие. – М., 2000.