Правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 19:22, контрольная работа

Краткое описание

Правовое государство — многомерное развивающееся явление. С течением времени оно приобретало все новые признаки, наполнялось новым содержанием. Непреходящей оставалась лишь идея о связанности правового государства с правом. Правовое государство — это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.

Вложенные файлы: 1 файл

Правоведение. Правовое государство.doc

— 138.00 Кб (Скачать файл)

9. Наличие развитого  социального законодательства (законодательства  о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).

10. Закрепление формулы  «социальное государство» в конституции  страны (впервые это было сделано  в Конституции ФРГ в 1949 г.).

Говоря о функциях социального государства, следует  иметь в виду следующие обстоятельства:

а) ему присущи все  традиционные функции, обусловленные  его природой государства как  такового;

б) на содержание всех функций  социального государства налагает отпечаток его общее социальное назначение, то есть традиционные функции  как бы преломляются через призму целей и задач социального государства, и в этом плане можно вести речь о наличии у него общей социальной функции (общем социальном назначении);

в) в рамках общей социальной функции можно выделить специфические  направления деятельности социального государства - специфические функции. К последним, в частности, относятся:

- поддержка социально  незащищенных категорий населения;

- охрана труда и  здоровья людей;

- поддержка семьи,  материнства, отцовства и детства;

- сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы;

- поощрение благотворительной  деятельности (в частности, путем  предоставления налоговых льгот предпринимательским структурам, осуществляющим благотворительную деятельность);

- финансирование и  поддержка фундаментальных научных  исследований и культурных программ;

- борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости  населения, выплата пособий по безработице;

- поиск баланса между  свободной рыночной экономикой  и мерой воздействия государства  на ее развитие с целью обеспечения  достойной жизни всех граждан;

- участие в реализации  межгосударственных экологических,  культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем;

забота о сохранении мира в обществе.

Заключение

XXI век ставит новые  задачи в информационном пространстве  человечества, учитывая трансграничные  возможности информационных процессов.  Усилилось и воздействие этих  процессов на людей не только вследствие описания работы политиков (встречи, поездки, совещания и т. п.), но и путем описания жизни общества, самых разных людей. Большое значение приобрело описание многих малых воздействий, событий, приводящих к крупным потрясениям, переменам, которые происходят в обществе. Но ведь как часто в прошлом эти малые воздействия также были судьбоносными, приводили к социальным потрясениям, переменам, но отсутствие современной информационной технологии делало их малозаметными и малоизвестными.

Иное положение сейчас! По крайней мере, в России газеты, телевидение, радио полны сообщений  о таких фактах, обстоятельствах, которые послужили основаниями  кадровых перемен, политических решений, крупных социальных потрясений.

И такой признак правового государства как взаимодействие гражданина и государства также «работает» на гражданское общество. Взаимные права и обязанности гражданина и государства обеспечивают соблюдение как частных интересов, так и общих (общесоциальных, национальных, интересов крупных социальных групп и т. п.).

Переплетение этих интересов  создает такую пеструю ткань, окутывающую, обволакивающую жизнедеятельность  государства и личности, что приходится опять вспоминать о синергетических (самоорганизационных) процессах в  жизни гражданского общества. Здесь, как нигде более, торжествует жестокая синергетическая действительность.

На предыдущем этапе  отечественная теория государства  и права, описывая переплетения интересов, оперировала понятием «равнодействующей», которая якобы складывалась в этом внешне хаотическом массиве, главным образом, под влиянием социально-экономических классовых интересов, и организовывала, направляла общество в конечном счете по предопределенному пути к становлению нового строя, новых общественных отношений, новых процессах, и в конечном счете к коммунистическому будущему человечества. Пожалуй, от представлений о равнодействующей, т. е. об однозначном, однонаправленном общественном развитии, придется отказаться.

На смену идет иное мировосприятие действительности, как многовариантности, порой случайности, порой и вероятности бытия. Эти отчасти философские соображения в контексте современной теории государства и права по-новому обосновывают характер взаимодействия гражданина и государства. Но главное - именно в таком мире гражданин действительно свободен, может реализовать свои способности, достигать своих целей, удовлетворять свои интересы, а гражданское общество - процветать.

Таким образом, правовое государство может существовать только в паре, в связке с гражданским обществом, обеспечивая его функционирование. И коль скоро такое общество складывается, в той же степени складывается и правовое государство. В этом его смысл, социальное назначение, будущее правового государства в существовании и развитии гражданского общества.

Правовое государство  и гражданское общество складывается коэволюционно, синергетически. Поэтому  странным звучит вопрос «построили»  ли уже в России правовое государство, оправдана ли конституционная характеристика российского государства как  правового.

Характеристика оправданна, но только в том смысле, что такое  государство находится на этапе  становления, точно также как  на том же этапе находится и  гражданское общество (свобода личности, либерально-демократический режим, рыночная экономика, частная и иные формы собственности и т. д.).

Пожалуй, будущее российской государственности и заключено  в этих двух основных параметрах. Правовое государство является и фактором становления гражданского общества, точно также как гражданское  общество воздействует на формирование правового государства.

Идеал правового и  социального государства получает закрепление и в целом, и в  конкретных сферах жизнедеятельности  общества. Государство правовое и  социальное - последнее достижение научной юридической мысли конца XX века, величественная программа социально-экономической, политической, юридической деятельности, направленной на обеспечение свободы личности.

Именно человек в  концепции государства правового  и социального становится целью  все этой открывающейся многокрасочной панорамы государственно-правовой жизни общества.

Список литературы

Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. - М., 1996. – 400 с.

Венгеров А.Б. Теория государства  и права. - М., 1999. – 357 с.

Воротилин Е.А. Идеи правового  государства в истории политической мысли. Политология. Курс лекций. - М., 1997. – 245 с.

Гегель Г.В.Ф. Философия  права. - М., 1990. – 300 с.

Деев Н.Н. Государство  и право. - М., 1996. – 367 с.

Енгибарян Р.В. Теория государства  и права. - М., 1999. – 300 с.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. - М., 1994. - 254 с.

Проблемы теории государства  и права / Под ред. М.Н. Марченко. - М., 1999. – 450 с.

Протасов В.Н. Теория права  и государства. - М., 1999. - 350 с.

Спиридонов Л.И. Теория государства и права. - М., 1999. - 266 с.

Хропанюк В.Ч. Теория государства  и права. - М., 1993. - 400 с.

Четвернин В.А. Демократическое  конституционное государство: введение в теорию. - М., 1993. - 350 с.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ping.alfaspace.net

[1] Протасов В.Н. Теория  права и государства. - М., 1999. - С.197.

[2] Енгибарян Р.В. Теория  государства и права.  - М., 1999. - С.114.

[3] Воротилин Е.А. Идеи  правового государства в истории  политической мысли. Политология. Курс лекций. - М., 1997. - С.81.

[4] Воротилин Е.А. Идеи  правового государства в истории  политической мысли. Политология.  Курс лекций. - М., 1997. - С.85.

[5] Протасов В.Н. Теория  права и государства. - М., 1999. - С.198.

[6] Общая теория права  и государства / Под ред.В.В.Лазарева. - М., 1994. - С.297.

[7] Хропанюк В.Ч. Теория  государства и права. - М., 1993. - С.56-57.

[8] Гегель Г.Ф. Философия  права. - М., 1990. - С.227.

[9] Венгеров А.Б. Теория  государства и права. - М., 1999. - С.514.

[10] Проблемы теории государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. - М., 1999. - С.54.

[11] Проблемы теории  государства и права. Под ред.  М.Н. Марченко. - М., 1999. - С.56.

[12] Четвернин В.А. Демократическое  конституционное государство: введение  в теорию. - М., 1993. - С.42.

[13] Баглай М.В., Габричидзе  Б.Н. Конституционное право Российской  Федерации. - М., 1996. - С.20-21.

[14] Общая теория государства  и права. Академический курс. В  2 т. Т.1. Теория государства.-М., 1998.-С.45

[15] Протасов В.Н. Теория  права и государства. - М., 1999. - С.201.

[16] Протасов В.Н. Теория  права и государства. - М., 1999. - С. 204.


Информация о работе Правовое государство