Правовые отношения родителей и детей. Узаконение и усыновление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 14:20, курсовая работа

Краткое описание

Семья как элемент социальной организации сообщества проявляется в правовом регулировании в двух качествах: это союз мужчины и женщины и это наличие в семье детей. Для государственного признания семьи оба эти качества существенны и самостоятельны. Но по своему правовому содержанию это различные взаимосвязи, из них следуют различные по своей природе имущественные последствия и обязательства личного и материального свойства. В отделе частного права (jus quod ad personas pertinet - права, относящиеся к вещам, имущественные права, возникающие в связи с имущественным положением граждан), юрист Гай изложил вопросы отношений между лицами sui juris и лицами alieni juris: sequitur de jure person arum alia divisio.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. История семейных отношений. Правовые отношения в семье
1.1 История семейных отношений……………………………………………….…..5
1.2 Лица sui juris и лица alieni juris………………………………………………..….7
1.3 Римская семья……………………………………………………………………...8
1.4 Агнатическое и когнатическое родство…………………………………..…….11
1.5 Отношения между матерью и детьми…………………………………………..14
1.6. Отношения между отцом и детьми………………………………………….…15
1.7 Прекращение PATRIA POTESTAS……………………………………………..17
Глава 2. Узаконение и усыновление
2.1 Усыновление……………………………………………………………….……19
2.2 Узаконение……………………………………………………………………….20
2.3 Личное положение лиц alieni juris……………………………….......................20
2.4 Положение внебрачных детей……………………………………………….…22
Глава 3. Опека и попечительство
3.1 Понятие опеки и попечительства………………………………………………24
3.2 Опека над малолетними…………………..…………………………………….25
3.4 Другие виды попечительства…………………………………………………..31
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованных источников………………………………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

курсач РП.docx

— 72.30 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине "Римское право"

Правовые отношения родителей и детей. Узаконение и усыновление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1. История семейных отношений. Правовые отношения в семье

1.1 История семейных отношений……………………………………………….…..5

1.2 Лица sui juris и лица alieni juris………………………………………………..….7

1.3 Римская семья……………………………………………………………………...8

1.4 Агнатическое и когнатическое  родство…………………………………..…….11

1.5 Отношения между матерью и  детьми…………………………………………..14

1.6. Отношения между отцом и  детьми………………………………………….…15

1.7 Прекращение PATRIA POTESTAS……………………………………………..17

Глава 2. Узаконение и усыновление

2.1 Усыновление……………………………………………………………….……19

2.2 Узаконение……………………………………………………………………….20

2.3 Личное положение лиц alieni juris……………………………….......................20

2.4 Положение внебрачных детей……………………………………………….…22

Глава 3. Опека и попечительство

3.1 Понятие опеки и попечительства………………………………………………24

3.2 Опека над малолетними…………………..…………………………………….25

3.4 Другие виды попечительства…………………………………………………..31

Заключение………………………………………………………………………….32

Список использованных источников………………………………………………33

 

 

Введение

 

Семья как элемент социальной организации сообщества проявляется в правовом регулировании в двух качествах: это союз мужчины и женщины и это наличие в семье детей. Для государственного признания семьи оба эти качества существенны и самостоятельны. Но по своему правовому содержанию это различные взаимосвязи, из них следуют различные по своей природе имущественные последствия и обязательства личного и материального свойства. В отделе частного права (jus quod ad personas pertinet - права, относящиеся к вещам, имущественные права, возникающие в связи с имущественным положением граждан), юрист Гай изложил вопросы отношений между лицами sui juris и лицами alieni juris: sequitur de jure person arum alia divisio. Nam quaedam person ae sui juris sunt, quaedam alieno juri sunt subjectae. Изложение отношений между лицами sui juris и лицами alieni juris охватывало в основном три группы вопросов: во-первых, вопросы отношений между мужем и женой (брачное право); во-вторых, вопросы отношений между отцом как носителем patria potestas и детьми, т.е. лицами, находящимися под patria potestas (отцовское право); в-третьих, вопросы возмещения недостигшим дееспособности лицам sui juris, которые, в связи с возрастом, полом или психическими, моральными или физическими недостатками, были полностью или частично недееспособными (опекунское и попечительское право).

Объектом курсовой работы выступают отношения в семье. Отношения связанные между родителями и детьми.

Предметом - нормы права, закрепленные в римском праве, воздействующие на отношении внутри семьи. Узаконивание и усыновления, статус людей в их семье.

Целью работы служит исследование вопросов, касающихся отношений между родителями и детьми, и семьи в целом, как способа ее создания в древнем Риме.

Исходя из цели исследования, в работе решаются следующие основные задачи:

1. Правовые отношения родителей и их детей;

2. Статус лиц входящих в круг семейных отношений;

3. Статус усыновленных и узаконенных лиц.

В структурно-композиционном плане работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.

В курсовой работе присутствуют работы историков и их анализ на правовые отношения родителей и детей. При подготовке курсовой работы использовались частно-научные методы.

 

Глава 1. История семейных отношений. Правовые отношения в семье

 

1.1 История семейных отношений

 

Как отмечал И.А.Покровский, отношения между родителями и детьми на всем протяжении римской истории определялись идеей patria potestas, патриархальной и односторонней власти отца.1 Если в области отношений между супругами мы видели в римском праве полный разрыв с принципами старого патриархального строя, то в области отношений к детям эти патриархальные принципы сохранялись с гораздо большим упорством, чем даже в истории других народов. По собственному признанию римских юристов, такой власти над детьми, как римляне, не знал ни один доступный их наблюдению народ. Конечно, с течением времени эта власть значительно изменилась и ослабела, но многие патриархальные заветы сохранили свое значение до конца. Так, прежде всего, римское право знает только patria potestas - только власть отца, а не родителей вообще. Мать по отношению к своим детям от того же брака никаких родительских прав не имеет - не только при жизни мужа, но и после его смерти. При старом браке cum manu мать, как известно, находилась в положении сестры своих детей, после смерти мужа семья распадалась на новые самостоятельные семьи, по отношению к которым мать никаких прав власти не приобретала; она сама делалась теперь persona sui juris, но попадала под опеку своего ближайшего агната, чаще своего же собственного сына. При браке без manus, мать не была даже агнаткой своих детей: юридически она была для них чужой. Лишь с течением времени, с постепенным признанием родства когнатического, ее отношения к детям получают некоторую юридическую физиономию: мать и дети получают взаимные права наследования друг после друга. В период империи признается затем право на содержание (алименты), а также, - по крайней мере, в известных случаях, - и право матери быть опекуншей над своими детьми. Но этим все и исчерпывается: каких-либо прав, присущих patria potestas, например прав на пользование известными имуществами детей, она не имеет.

Юридические отношения между родителями и детьми мыслятся, далее, только на почве законного брака и законной семьи. Дети незаконные, внебрачные в древнейшем римском праве, построенном исключительно на принципе родства агнатического, стояли вообще вне всяких юридических связей: они были чужими не только своему естественному отцу, но и матери. С признанием родства когнатического положение их по отношению к матери и ко всем материнским родственникам изменилось: они получили права наследования наравне с детьми законными, так как cognatio, кровное родство, по римским представлениям, не зависит от наличности законного брака. Что же касается отца, то юридически у детей внебрачных его нет вовсе, хотя бы даже фактически он был всем известен. Ни он не имеет, поэтому, patria potestas, ни дети не имеют по отношению к нему никаких прав. Более льготное положение занимают только liberi naturales, дети от конкубината: они имеют право на alimenta и даже известное ограниченное право наследования после своего pater naturalis; но о patria potestas и здесь нет речи.  Таким образом, почти вся юридическая сторона отношений родителей к детям сводится к patria potestas. Но эта patria potestas в течение веков весьма существенно изменила свое содержание. В древнейшее время это была, как уже неоднократно упоминалось, абсолютная власть патриархального домовладыки, самодержца в своей семье. Она охватывала как саму личность детей, так и все их имущественные приобретения. В личном отношении от воли paterfamilias зависело, прежде всего, сохранить ли жизнь своему новорожденному ребенку или нет: он мог даже выбросить его. Отец имел право продавать своих детей или в полное рабство trans Tiberim, или внутри государства in mancipium (jus vendendi). Конечно, и здесь фактическое положение детей были иное, но юридически отец - неограниченный властелин самой личности дитяти. В имущественном отношении filius familias, как известно, есть persona alieni juris: он имеет гражданскую правоспособность, но только не для себя, а для своего отца. Все, что он приобретает, делается eo ipso собственностью отца; за обязательства же детей отец не отвечает; только за деликты отец несет ноксальную ответственность: он обязан или возместить причиненный детьми вред, или выдать их потерпевшему (noxae dedere).  В конце развития от patria potestas осталась только его тень в виде права пожизненного пользования отца некоторыми видами имуществ.  Правда, и эта тень имеет большое практическое значение; тем не менее имущественная самостоятельность детей признана. Вместе с тем, первоначальное юридическое единство семьи разрушено: семья теперь с юридической стороны не единство, а союз лиц, из которых каждое представляет самостоятельного субъекта прав, могущего иметь особое имущество, выступать стороною в процессе и заключать юридические сделки.

 

1.2 Лица sui juris и лица alieni juris

 

Основным различием римских граждан, в отношении status familiae или же правового положения в семье, было деление на лиц sui jures (лица со своим правом) и лиц alieni juris (лица с чужим правом). Уже по Законам XII таблиц лицами sui juris считались лица мужского и женского пола, имеющие status libertatis1 и status civitatis (статус римского гражданства), поскольку на них не распространялась власть отца или мужа (patria potestas, manus). И наоборот, лицами alieni juris считались лица, без учета пола и возраста, на которых распространялась власть главы семьи, была ли это власть мужа (manus) или же власть отца (patria potestas). Деление членов семьи на лиц sui juris и лиц alieni juris было одной из существенных черт римской патриархальной семьи, которая являлась законченным типом общественного объединения, основанного на самовластии pater familias, или главы семьи. Первые проявления такого деления возникли при создании патриархального рода при естественном разделении труда между мужчиной и женщиной, что привело к "историческому поражению женского пола". Именно при возникновении патриархального рода (позднее и консорциума) женщины утратили равноправие с мужчинами - они были признаны лицами, от которых требовалось всю жизнь проводить под защитой и руководством мужской части рода (и мужской части консорциума). Расширение группы зависимых лиц (лиц alieni juris) и мужских представителей римского народа привело к распаду консорциума на патриархальные семьи, как следствие развития частной собственности и новой структуры семьи. С того времени pater familias, как частный собственник орудий и средств производства, и следовательно, средств существования, в своем домашнем хозяйстве (domus, familia, familia pecuniae) обладал абсолютной и пожизненной властью (patria potestas). Pater familias в семье был единственным лицом sui juris, а все другие - мужчины и женщины, взрослые и дети - члены семьи были лицами alieni juris, или лицами с чужим правом, т.е. лицами, подчиненными pater familias.2

 

1.3 Римская семья

 

На протяжении римской истории появилось и сменилось три вида семьи: консорциум, патриархальная семья агнатов и когнатическая семья.

а) Consortium. - Consortium, или семейная община агнатов, предшествовал римской патриархальной семье и утвердился непосредственно после распада рода, когда для отдельных групп производителей, меньших чем прежние роды, появилась возможность жить и работать самостоятельно. "Anticum consortium", как называл эту общину Ауло Гелий, или "societas fratrum", как ее называл Гай, составляли свободные и равноправные агнатические сородичи.3 Как правило, их потомки вступали в брак между собой. Об организации и общественной роли римского консорциума почти нет сведений. Вероятнее всего, эта семейная организация не отличалась от семейных общин других народов. Во главе общины находился старейшина, а мужчины старшего поколения, с одинаковыми правами и заодно с ним, участвовали в решении дел общины.

б) Патриархальная семья агнатов. - Когда развитие производительных сил сделало возможным самостоятельное существование производственных групп меньших, чем консорциум, в Риме образовались так называемые патриархальные семьи агнатов (familia, familia pecuniaque, domus). Так, уже во времена Законов XII таблиц существовали тяжбы о разделе (actio familiae erciscun-dae, actio de communi dividundo). Тяжбой о разделе, если его не удавалось согласовать, каждый представитель старшего поколения мог добиваться раздела общинного имущества и, вместе с лицами, которые в консорциуме были связаны с ним, основать свою собственную семью. Такой гражданин получал статус главы семьи (pater familias), в то время как другие члены находились под его властью (лица alieni juris). Новые семьи, находились под patria potestas главы семьи и были замкнутыми хозяйственными объединениями. Целью этих объединений было совместное проживание и совместный труд, обеспечивающий получение самых необходимых средств для собственного существования и продолжения семьи. Названная цель подчеркивалась и терминами, обозначающими семью агнатов. Термины familia и familia pecuniaque охватывали и земли, и средства производства, и продукты производства, и всех людей, трудящихся в рамках семьи. Такое же значение имел и позднейший термин - domus - дом, домашнее хозяйство. В агнатической семье pater familia был лицом "qui in domo dominium habet" - лицом, которое имело власть в семье. Dominium главы семьи назывался также patria potestas. Patria potestas простиралась "et in res et in person as" 1) на собственную жену и на жен его женатых сыновей (manus) и являлась;

2) полной и пожизненной властью над собственными детьми и детьми других членов семьи (patria potestas в узком значении);

3) полной и пожизненной властью над рабами, работающими в рамках domus (dominica potestas);

4) властью над лицами, живущими в domus на основании mancipium, долгового рабства и т.д.;

5) полной  властью над землями, средствами  производства, продуктами труда  и другим имуществом в составе  домуса (dominium, proprietas, собственность). Содержание власти главы семьи отражало истинную сущность такой семьи, которая заключалась в совместном проживании и труде, качественно отличном от консорциума. Именно patria potestas была этим новым качеством - установлением, неизвестным прежним семейным общностям. Такая пожизненная и почти неограниченная власть pater familias, управителя и собственника средств производства, целые поколения свободных лиц alieni juris удерживала в положении, почти одинаковом с положением рабов.

в) Когнатическая семья. - Установление латифундий привело к делению патрицианской семьи на familia rustica - семью производителей - и familia urbana - семью потребителей. В этом факте коренятся начала создания семьи когнатов. Когнатическая семья возникала постепенно и расширялась вместе с хозяйственным и персональным улучшением положения лиц alieni juris (peculium, peculium castrense, peculium quasicast-rense, bona adventicia и т.д.), с преобладанием брака без manus и с новым правопорядком наследования. Когнатическая семья, независимо от факта совместного проживания и труда, была союзом кровных родственников, происходящих от общего предка. В трудах римских юристов когнатическая семья делилась на два вида: семью в узком и семью в широком смысле. Когнатическая семья в узком смысле была союзом кровных родственников, живущих в одном домашнем хозяйстве: plures personas, quae sunt subunius potestate aut natura aut jure subjectae. В эту семью, как правило, входили pater familias с женой, детьми и присоединенными лицами. В этой семье власть pater familias над лицами alieni juris больше не была ни неограниченной, ни пожизненной. Она сводилась к праву "ad modicam castigationem" (благоразумного наказания) и к праву pater familias требовать от них почитания, а когда необходимо - и издержек. Он же - pater familias, с другой стороны, должен был воспитывать и содержать детей и других членов семьи. Когнатическая семья в широком смысле не была особым видом союза. Это была общность родственников, которые "ab ejusdem ultimi genitoris sanguine proficiscuntur" происходили от общего предка и между которыми, только благодаря этому факту, условно могли устанавливаться какие-то права и обязанности, главным образом, связанные с проблемами издержек и наследования.

Информация о работе Правовые отношения родителей и детей. Узаконение и усыновление