Правоохранительная деятельность в России на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:48, контрольная работа

Краткое описание

Государство и его органы в различной степени регулируют различные стороны жизни общества. В первую очередь, это относится к экономике, внутренней и внешней политике, а также к культурной жизни, науке (хотя в данных областях влияние государства в настоящее время ощущается чуть меньше), к социальному обеспечению, здравоохранению, образованию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3
1. Общая характеристика правоохранительной деятельности………………………………………………………………..…… 5
2. Основные направления правоохранительной деятельности, органы и организации, ее осуществляющие……………………………………………. 10
Заключение…………………………………………………………….… 19
Список использованных источников……………………………..…… 21

Вложенные файлы: 1 файл

государственная служба в правоохранительных органах.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение…………………………………………………………………… 3

1. Общая характеристика  правоохранительной деятельности………………………………………………………………..…… 5

2. Основные направления правоохранительной  деятельности, органы и организации,  ее осуществляющие……………………………………………. 10

Заключение…………………………………………………………….… 19

Список использованных источников……………………………..…… 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Государство и его органы в различной степени  регулируют различные стороны жизни  общества. В первую очередь, это относится  к экономике, внутренней и внешней политике, а также к культурной жизни, науке (хотя в данных областях влияние государства в настоящее время ощущается чуть меньше), к социальному обеспечению, здравоохранению, образованию. 

Одной из самых  важных задач государства и государственных органов (и это подчеркивает действующая Конституция РФ) является защита прав и свобод человека, обеспечение правопорядка и законности, охрана интересов организаций и предприятий, борьба с различными правонарушениями и преступностью. В той или иной мере данными проблемами занимаются все государственные, муниципальные органы, многие общественные организации. Однако существуют такие органы, которые призваны заниматься исключительно деятельностью в сфере охраны права. Эти, в основном только государственные органы, и называются правоохранительными. Они создаются и существуют для того, чтобы реализовывать основную задачу государства - охрану и защиту прав человека, законных интересов организаций и общества в целом.

Правоохранительные  органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят:

1) либо в  восстановлении нарушенного права,  например в области гражданских  правоотношений;

2) либо в  наказании правонарушителя, когда  восстановить нарушенное право  невозможно (при совершении некоторых  преступлений, например при убийстве);

3) либо в  восстановлении нарушенного права  и наказании одновременно, когда  возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания.

Решая эти  задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных  организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общая характеристика  правоохранительной деятельности

Российская Федерация, как это закреплено в Конституции  РФ,  - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст. 1). Фундаментальная роль права, зафиксированная Конституцией РФ, выражается в том, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч. 2 ст. 17), а государство признает, соблюдает и защищает их носителя – человека как высшую ценность (ст. 2).

Основополагающие конституционные  положения являются правовой базой  формирования принципа законности, т.е. обязательного выполнения предписаний  Конституции РФ и действующего законодательства всеми органами государства, общественными организациями и гражданами. Принцип законности находит свое воплощение в отношениях и связях, определяющих правопорядок в государстве.

Современное понимание  правопорядка включает, в частности, такие компоненты, как верховенство Конституции, законов и соответствие им всех других нормативных правовых актов; соблюдение норм права всеми участниками общественных отношений (должностными лицами и гражданами); равная и реальная ответственность перед обществом и государством всех, кто нарушил закон, чьи-либо субъективные права или не исполнил субъективные обязанности; применение права и государственного принуждения уполномоченными органами и должностными лицами в целях предупреждения, пресечения и устранения нарушений.

Законность и правопорядок являются необходимыми условиями многосторонней деятельности государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, а также  соблюдения прав и свобод граждан. Отсюда следует, что реальное обеспечение мер по соблюдению законности и укреплению правопорядка как важнейшего фактора успешной практической работы в той или иной степени присуще всем участникам общественных отношений.

Президент России как  глава государства является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, в рамках действующего законодательства обеспечивает суверенитет страны, ее независимость и государственную целостность, согласовывает функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ст. 80 Конституции РФ).

Вопросами законности и  правопорядка, наряду с другими проблемами, занимается Федеральное Собрание РФ, которое принимает законы, в том числе и о правоохранительных органах. Совет Федерации назначает судей высших судов страны и Генерального прокурора (п. «ж» и «з» ч. 1 ст. 102). Государственная Дума назначает на должность Уполномоченного по правам человека, объявляет амнистию (п. «д» и «е» ч. 1 ст. 103).

Правительство РФ, наряду с выполнением основной функции -руководством политической, экономической и культурной жизнью государства, осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан и охране общественного порядка, борьбе с преступностью (п. «е» ч. 1 ст. 114).

Министерства, государственные  комитеты, службы и другие органы отраслевого  управления, наряду с выполнением своих основных функций, занимаются и вопросами обеспечения законности и правопорядка, прежде всего в порученной им сфере деятельности, включая и координацию работы с другими ведомствами. Так, например, п. 2 и 6 Положения о Министерстве экономического развития и торговли РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ № 488 от 26 октября 2000 г. в редакции от 15 марта 2002 г.1, обязывают Министерство при осуществлении хозяйственной и управленческой функций руководствоваться Конституцией РФ, обеспечивать исполнение федеральных законов, указов Президента России и постановлений Правительства РФ. Министерство вправе издавать нормативные правовые акты в соответствии с действующими правовыми нормами, в том числе и совместно с другими федеральными органами исполнительной власти.

Органы государственной  власти субъектов РФ на своей территории осуществляют полномочия, связанные  с обеспечением законности, правопорядка и общественной безопасности (п. «б»  ч. 1 ст. 72 Конституции РФ).

К предметам ведения местного самоуправления, в числе других, в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции от 4 августа 2000 г.2 отнесены охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальной милиции, муниципальной пожарной службы и ряд других функций.

Особо отметим участие  граждан и их общественных объединений  в обеспечении законности и правопорядка. Согласно Конституции РФ, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45). Обращаясь в суд за защитой субъективных трудовых, жилищных, имущественных, семейных и других прав, добиваясь устранения допущенных нарушений закона, гражданин тем самым по существу участвует в выполнении функции охраны права в целом. Характерно, что закон (ст. 14 Гражданского кодекса РФ) допускает самозащиту гражданских прав способом, который должен быть соразмерным нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения. Важное значение в обеспечении участия граждан в борьбе с правонарушениями имеет их право обратиться с заявлением в суд в соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» в редакции от 14 декабря 1995 г.3.

Изложенное выше применимо  и к деятельности многочисленных общественных объединений граждан, которые в соответствии с Федеральным  законом от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» в редакции от 19 мая 1998 г.4 создаются на добровольной основе для защиты общих интересов и достижения общих целей. Меры, принимаемые для защиты интересов членов объединений, включая и обращения в суд, способствуют укреплению законности и правопорядка.

Таким образом, как явствует из изложенного, все упомянутые выше органы и организации выполняют функции по охране правопорядка в той мере, которая требуется для решения стоящих перед ними иных задач в сферах экономического, социального, культурного строительства, вопросов науки, образования, обороны, внешних сношений и т.д.

Для того чтобы из названных  органов выделить те, основная деятельность которых заключается именно в  обеспечении правопорядка и законности, т.е. относящихся к правоохранительным органам, следует определить существенные признаки, имманентно присущие их деятельности.

Прежде всего, для правоохранительной деятельности характерным является применение мер юридической ответственности. Так, в случае совершения уголовного преступления применяются меры наказания, установленные Уголовным кодексом РФ; за проступки, не влекущие уголовное наказание,  – меры административного взыскания согласно КоАП РФ; при причинении имущественного или иного ущерба, невыполнении договорных обязательств – соответствующие санкции, установленные гражданским законодательством, и т.д.

Применение мер юридической  ответственности может осуществляться только на основе закона или иного  нормативного правового акта, принятого  в его исполнение компетентными  органами. Соответствующий законодательный  акт устанавливает круг органов, имеющих право применять меры юридической ответственности, определять ее пределы и перечень обстоятельств, которые должны учитываться при вынесении решения.

Правоохранительная деятельность реализуется не произвольно, по усмотрению правоприменителя, а в рамках точно определенных процедур, относящихся к досудебным и судебным стадиям расследования преступлений, рассмотрению имущественных, трудовых, жилищных, семейных конфликтов, разрешению дел об административных правонарушениях. Такой подход обеспечивает объективность применения соответствующих мер юридической ответственности и обеспечивает права лиц, в отношении которых они применяются.

Существенный признак правоохранительной деятельности заключается в том, что она реализуется органом, специально на то уполномоченным государством. Это в равной степени относится как к государственным органам, другим публичным структурам государства, так и к негосударственным организациям. Тем самым обеспечивается необходимая правовая регламентация правоохранительной деятельности соответствующих правоприменителей, их ответственность и контроль со стороны государства.

Таким образом, правоохранительная деятельность – это деятельность государственных и общественных организаций, которая осуществляется с целью охраны права специально на то уполномоченными органами и общественными формированиями, путем применения мер юридической ответственности, в соответствии с законом и с соблюдением установленных процедур.

Из приведенного определения следуют  два общих положения.

Во-первых, в связи с многообразием задач и особенностями статуса правоприменителя правоохранительная деятельность может осуществляться как государственными структурами (органы юстиции, внутренних дел и т.д.), так и негосударственными организациями (адвокатура, частные охранные организации); в рамках как сугубо централизованных подсистем (прокуратура, Госнаркоконтроль), так и действующих автономно (суд, органы охраны порядка местного самоуправления); не только гласно, но и с использованием негласных методов работы (оперативно-розыскная деятельность).

Во-вторых, при многообразии организационных  форм и методов работы во всех случаях  и для всех органов и организаций, осуществляющих правоохрану, незыблемым остается неукоснительное соблюдение конституционных принципов правоохраны. К числу основных относятся:

принцип законности, в силу которого Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации, а органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, граждане и их общественные объединения обязаны соблюдать конституционные нормы и законы (ст. 15 Конституции РФ);

приоритет прав и свобод человека и гражданина включает обязанность государства обеспечивать соблюдение политических, экономических, социальных прав человека как высшей ценности государства (ст. 2 и гл. II Конституции РФ);

равенство граждан и  юридических лиц перед законом. В отношении граждан этот принцип обеспечивается независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям (ст. 19 Конституции РФ). В отношении юридических лиц речь идет о государственных гарантиях единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг, финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности, признания и защиты равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ст. 8 Конституции РФ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные  направления правоохранительной  деятельности, органы и организации,  ее осуществляющие

Информация о работе Правоохранительная деятельность в России на современном этапе