Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 20:42, реферат
В данной семестровой работе рассматривается содержание всей учебной дисциплины «правоведение». В работе излагаются обобщенные систематизированные знания о функционировании и развитии государственных и правовых явлений, институтов и их научные представления. Не стоит забыть, что право является важной частью в жизни человека. Право появляется не на пустом месте и не вдруг, а возникает объективно на определенном этапе развития человеческого общества. В своем развитии право проходит длительный путь.
Введение...............................................................................................3
Право в системе общественных отношений………………………..5
Отрасли российского права……………………………………………..6
Конституционное право…………………………………………………9
Гражданское право……………………………………………………....11
Семейное право…………………………………………………………...12
Трудовое право……………………………………………………………14
Административное право…………………………………………......16
Уголовное право………………………………...………………............19
Экологическое право…………………………………………...............20
Правовое регулирование экономической деятельности…….......21
Заключение………………………………………………........................24
Список литературы…………………………………………………….25
Предмет семейного права - это общественные отношения, возникающие из брака, кровного родства, принятия детей на воспитание в семью.
В статье 2 Семейного Кодекса РФ дана конкретизация отношений, регулируемых семейным правом. В ней предусмотрено, что семейное законодательство:
устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным.
регулирует
личные неимущественные и
определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.
Семье присущи специфические функции. Основным функциям семьи относят следующие:
- репродуктивная (продолжение рода);
- воспитательная;
- хозяйственно-экономическая;
- рекреативная (взаимная моральная и материальная поддержка);
- коммуникативная.
Метод семейно-правового регулирования - совокупность приемов и способов, при помощи которых нормы семейного права воздействуют на общественные отношения, входящие в предмет правового регулирования. Особенности метода семейно-правового регулирования.
К характерным особенностям метода семейно-правового регулирования относятся:
1.юридическое равенство участников семейных правоотношений, которое проявляется в отсутствии их властного подчинения друг другу;
2.автономия
воли участников семейных
3.индивидуальное ситуационное регулирование предоставляет возможность правоприменительным органам принимать решения с учетом конкретных жизненных обстоятельств;
4.усиление диспозитивного начала в семейно- правовом регулировании обусловлено социально-экономическими изменениями в российском обществе.
Трудовое право
Трудовое право в социалистических государствах, отрасль права, регулирующая трудовые отношения рабочих и служащих, а также отношения, тесно связанные с трудовыми: по социальному страхованию, осуществлению надзора за охраной труда; рассмотрению трудовых споров; права профсоюзов по защите трудовых прав работающих, и др.
Основные принципы трудового права установлены Конституцией РФ. К их числу относится право на труд, реализуемое путем заключения трудового договора или контракта. В соответствии с Конституцией граждане РФ имеют право на труд, т. е. на получение гарантированной работы, выбор профессии, места и рода деятельности, образования в соответствии со способностями и пр.
Метод трудового права - это совокупность приемов и способов позволяющих регулировать трудовые и непосредственно связанных с ними отношения.
Метод
трудового права представляет
собой специфический комплекс
следующих шести способов
1-й способ. Сочетание централизованного и локального регулирования общественных отношений в сфере труда. Этот признак отражает суть государственно-правового управления общественным трудом.
2-й способ. Особенностью
метода трудового права
3-й способ. Равноправие
сторон трудовых отношений с
подчинением их в процессе
труда правилам внутреннего
4-й способ
метода трудового права
5-й способ. Договорный характер труда.
6-й способ. Особенности защиты трудовых прав работников.
Функции трудового права определяются задачами, стоящими перед трудовым законодательством. Эти задачи изложены в ст. 1 ТК РФ. Обратившись к содержанию указанной статьи, нельзя не заметить, что поставленные задачи в большей степени носят декларативный характер.
Предметом трудового права являются трудовые отношения, возникающие при применении работником своей способности к труду в процессе трудовой деятельности, а также другие общественные отношения, связанные с трудовыми. К ним относятся:
отношения
между работником и
организационно-управленческие
отношения профсоюзного органа, отношения
по перераспределению рабочей
отношения по поводу занятости и трудоустройства;
отношения, связанные с возмещением материального ущерба;
процессуальные отношения, возникающие при разрешении трудовых споров.
Административное право
Административное право – это одно из
важнейших отраслей права. При помощи
административного права государство
регулирует систему общественных отношений
возникающих в процессе организации и
функционирования исполнительной власти,
т.е. в сфере государственного управления,
местного самоуправления, в области реализации
уполномоченными органами и должностными
лицами управленческих функций.
В предмет административного
права входят следующие группы отношений:
управленческие отношения, отношения
возникающие в связи с обеспечением правовой
защиты прав и свобод граждан, управленческие
отношения внутриорганизационного характера,
возникающие в процессе функционирования
субъектов представит., судебной власти
и прокуратуры, отношения которые возникают
при осуществлении общественными организациями
делегированными им государством специальных
государственно-властных полномочий.
Для всех указанных отношения характерным
является то, что они возникают в области
государственного управления и местного
самоуправления.
Метод – совокупность
приемов и способов.
Выделяют следующие методы:
1.императивный (метод властных предписаний)
2.диспозитивный (взаимодействие сторон)
3.метод дозволения (разрешенный вариант
поведения)
4. метод запрета.
Все указанные методы правового регулирования
характерны для административного права.
Суть методов административного регулирования
управленческих отношений может быть
сведена к следующему:
1.императивный Установление определенного
порядка действий, предписание к действию
соответствующих условий, надлежащим
образом оформленные в административно-правовой
норме.
(метод предписаний) несоблюдение такого
порядка не влечет за собой юридических
последствий, на достижение которых ориентирует
норма. Новый Кодекс об административных
правонарушениях устанавливает, что административные
взыскания могут быть наложены не позднее
2 месяцев. Превышение срока не позволяет
применить к лицу меры административной
ответственности.
2.диспозитивный (согласования) Он проявляется
в административном праве при заключении
административных договоров и при перераспределении
или делегировании полномочий одних органов
управления другим.
3. метод дозволения - это предоставление
выбора одного из вариантов должного поведения
или так называемое управление по усмотрению
– это жесткий вариант дозволения, дающий
возможность проявления самостоятельности
должностными лицами при решении определенных
задач, но они не вправе уклониться от
такого выбора.
Например: при решении вопроса о привлечении
лица к административной ответственности
к нему могут быть применены различные
административные взыскания либо он может
быть освобожден от ответственности.
4. метод дозволения выражается также в
предоставлении возможности действовать
по своему усмотрению, т.е. совершать или
не совершать предусмотренные административно-правовой
нормой действия. Это мягкий вариант дозволения.
Например, гражданин сам решает, нужно
ли обжаловать действия должностного
лица, которые он рассматривает как противоправные.
5. метод запрета – запрещение определенных
действий под угрозой применения соответствующих
административно-правовых санкций. Например,
запрещено направление жалоб граждан
тем должностным лицам, действия которые
обжалуются. Нарушение этого запрета влечет
привлечение должностного лица к дисциплинарной
ответственности. Во всех вариантах регулирующего
воздействия административное право проявляет
себя властно независимо от конкретной
формы выражения властности.
Уголовное право
Уголовное право — это отрасль права, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера, устанавливающая основания привлечения к уголовной ответственности, либо освобождения от уголовной ответственности и наказания.
Задачи уголовного
права: выполнять охранительную
и регулятивную функции, а через
них и уголовно–правовые функци
Предмет регулирования правовой отрасли — это совокупность общественных отношений, которые регулируются данной отраслью. Обычно считается, что предметом регулирования в уголовном праве являются следующие виды общественных отношений:
1 Охранительные правоотношения
2 Регулятивные правоотношения.
Методы в уголовном праве - это то, как, при помощи каких приемов, способов и средств оно решает стоящие перед ним задачи, связанные с регулированием и охраной общественных отношений (отрасль права и отрасль законодательства), их исследованием (наука) и изучением (учебная дисциплина).
Функции уголовного права:
- Охранительная функция
- Регулятивная функция
- Восстановительная функция.
Экологичексое право
Экологическое право — комплексная отрасль права, нормы которой регулируют отношения людей, организаций в целях рационального использования природных ресурсов, защиты окружающей среды.
Принципы экологического права;
1. человек как центр внимания, основа всех прилагаемых усилий,
сохранение окружающей среды именно для человека.
2. необходимость
учета интересов не только
для нынешнего поколения людей,
3. охрана окружающей
среды является частью
При реализации данных принципов, анализируя концепцию устойчивого развития, можно выделить три фактора;
1) экологический фактор;
2) экономический фактор;
3) социальный фактор.
Источники экологического права - нормативные правовые акты, содержащие нормы по регулированию общественных экологических правоотношений.
Предмет экологического права — общественные отношения в области охраны, оздоровления и улучшения окружающей природной среды, предупреждения и устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности.
Основной предмет информационного права составляют информационные отношения – общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся при обращении информации в информационной сфере в результате осуществления информационных процессов.
Правовое регулирование
По своей сути право — это регулятор общественных отношений. Его предназначение состоит в том, чтобы упорядочить жизнь общества, обеспечить его нормальное функционирование и развитие. Однако не все общественные отношения, не все сферы жизни общества в одинаковой степени являются предметом правового регулирования. Следует помнить о том, что до права и вместе с ним существовали и существуют обычаи и традиции, мораль, религия, которые также выступают как важнейшие регуляторы общественных отношений. И только вместе они могут обеспечить нормальное развитие общества. Причем в различных сферах жизни общества роль каждого из этих социальных регуляторов не одинакова.
Есть такие сферы жизни общества, в регулировании которых праву принадлежит отнюдь не главенствующая роль. А есть и такие отношения, которые вообще не подлежат правовому регулированию (это прежде всего глубоко личностные, интимные, отношения: любви, дружбы и т. д.).
Что касается экономики, то она относится к тем сферам, в которых роль права традиционно существенна. Экономические отношения всегда — разумеется, с того момента, как появилось право — были предметом правового регулирования. Естественно, это регулирование имело свою специфику в различные исторические эпохи и в условиях различных экономических систем. Имеет свои особенности и правовое регулирование экономических отношений в условиях рыночной экономики.
На первый взгляд может показаться, что рыночная экономика в правовой регламентации вообще не нуждается — ведь одним из краеугольных камней этой экономической системы является свобода экономической деятельности. Однако думать так было бы большой ошибкой. Сама жизнь, практика показывают несостоятельность такого взгляда на рыночную экономику.
Во-первых, правовое регулирование рыночной экономики необходимо в целях защиты интересов общества и государства. Опыт практически всех стран с рыночной экономикой свидетельствует, что «абсолютная экономическая свобода» всегда связана со злоупотреблениями — появлением на рынке некачественных товаров, работ и услуг, иногда представляющих опасность для жизни и здоровья потребителей, возникновением мошеннических предпринимательских структур, «безвозвратно» привлекающих сбережения граждан и многими другими «издержками».