Право и закон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 16:00, курсовая работа

Краткое описание

Стремление понять право и закон имеет определенное основание: в этом случае рамки права строго формализуются, правом признается лишь то, что возведено в закон; вне закона права нет и быть не может. Особо отметим: если под правом понимать только нормы права, то вывод о тождестве права и закона неизбежен, поскольку вне источников права юридические нормы не существуют. Однако право нельзя сводить к нормам. Кроме норм оно включает в себя социально-правовые притязания (естественное право) и субъективные права. В этой триаде назначение норм состоит в том, чтобы социально-правовые притязания трансформировать в субъективные права — «юридическую кладовую» всевозможных духовных и материальных благ.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Классификация основных прав и свобод, предусмотренных
международными актами, конституцией РФ и законами РФ. 5
1.1 Экономические, социальные и культурные права и свободы. 7
Глава 2. Понятие и признаки права. 9
Глава 3. Источники российского права. Нормы права и нормативные правовые акты; их действие. 11
3.1 Нормы права и нормативные правовые акты; их действие. 12
Глава 4. Закон в узком и широком смысла слова. 14
4.1 Система разделения властей. 15
4.2 Источники права и законодательная власть. Понятие закона. 16
4.2.1 Закон как высшей нормативный акт государственной власти. 16
4.2.2 «Обыкновенные законы» и право законодательной инициативы. 17
4.2.3 Действия закона во времени и пространстве. 18
4.2.4 Систематизация законодательства. 18
Глава 5. Осуществление норма законов и толкования закона и их функции. 20
5.1 Толкования закона и их функции. 21
Глава 6. Защита права и закона, в правосудие. 23
Заключение. 24
Список использованной литературы. 26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Право и Закон.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

  Выяснение всех признаков права позволяет говорить о его ценности. И ценность это состоит в его способности служить таким регулятором общественных отношений, который способен удовлетворять социальные интересы людей наиболее эффективным образом. При соответствующих социально – политических условиях эти интересы могут состоять в утверждение свободы, мира, согласия людей, справедливого разрешения конфликтных ситуаций.

 

Глава 3. Источники российского права.

Нормы права и нормативные правовые акты; их действие.

 

  Для понимания процессов правообразования, а также для понимания того, откуда брать право при решении юридических дел, необходимо обратиться к источникам права. Об источниках права говорят, прежде всего, как о факторах, определяющих появление и действие права. Таковыми выступают правотворческая деятельность государства, воля господствующего класса (всего народа) и, в конечном счете – материальные условия жизни общества.

  Однако есть и более узкий смысл понятия «источник права»: то, чем практика руководствуется в решении  юридических дел. В российском государстве это основном нормативные акты. Договор как источник права еще относительно небольшое распространение обычай почти не имеет места, а прецедент российской правовой системой пока отвергается.

  В современных условиях наиболее распространенными источниками позитивного права являются закон и подзаконный нормативный акт.

3.1 Нормы права и нормативные правовые акты; их действие.

  Нормативный правовой акт – это акт, содержащий правовые нормы. Именно этим он отличается от индивидуальных правовых актов. Например, в таком судебном акте, как приговор или решение суда по гражданскому делу, никаких общих норм не содержится. Нет их и в приказе руководителя о приеме на работу. Нет в постановлении о наложении штрафа на конкретного гражданина или указе Президента о награждении гражданина орденом. Хотя все названные акты являются правовыми. Таким образом, для отграничения нормативного акта от ненормативного следует обратиться к тому, как представляется правовая норма, какова, в частности, ее структура.

   Норма права – особая разновидность социальных норм наряду с нормами морали, нормами каких – то отдельных (негосударственных) социальных общностей. От других норм ее отличают, во – первых, все общий характер, своего рода обезличенность, распространение на всех участников общественных отношений независимо от воли и желания.

   Во - вторых, правовая норма в отличие, например, от  морали призвана регулировать внешнее поведение людей, обращена к их воли и сознанию в расчете на определенный поступок.

   В - третьих, правовая норма отличается от других субъектов своего подтверждения в качестве таковой. Окончательно норма признается правовой только государством. До того она может существовать, может обосновываться учеными, ею могут руководствоваться сами участники общественных отношений, но пока полномочные органы государства не признали ее, не поставили под свою защиту, данную норму трудно рассматривать в качестве правовой. Это еще один отличительный признак нормы – обеспеченность ее государственной поддержкой, государственной защитой, силой государственного принуждения.

  Норма права – признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права и обязанности участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения.

  Норма права – критерий правомерности поведения. Отсюда приобретают значения такие качества правовой нормы, как ее формальная определенность, конкретность, позволяющие практику решить юридическое дело.

  По своей структуре каждая норма включает в себя три элемента (части): диспозицию, гипотезу и санкцию.

   Диспозиция указывает на суть и содержания самого правила поведения, на те права и обязанности, на страже которых стоит государство.

Гипотеза содержит перечень условий, при которых норма действует.

Санкция называет поощрительные или карательные меры (позитивные или негативные последствия), наступающие в случае соблюдения или, напротив, нарушения правила, обозначенного в диспозиции нормы. Иногда в статье закона формируется только часть нормы, а другие ее части следует обнаруживать в других статьях или ином нормативном акте.

  Ценность права в первую очередь инструментальная. С его помощью в общественные отношения вносится стабильность, согласованность, организованность. Уже один этот факт может свидетельствовать о служении права цивилизованному развитию общества.

  Право утверждает свободу людей. При этом ценностное качество состоит в способности правовых норм задавать параметры этой свободы для самых разных жизненных ситуаций.

  Право является одним из самых цивилизованных средств социального контроля за поведением людей в обществе.

  Утверждением принципов справедливости право формирует гуманистические ценности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

____________________________

1 Балашов А.И. Рудаков. Г.П.  Проведение: Учебник для вузов – 2 –е изд. – СПб.: Питер, 2006 г. Стр. 49

2. Проведение: Учебник для неюридических вузов/Под. ред. О.Е. Кутафина. – М. Юристъ, 2001 г. Стр. 75

3. Исаев И.А. История государства и права России в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М.: Юристъ, 2001 г. Стр. 63

 

Глава 4. Закон в узком и широком смысла слова.

 

   Законодатели не изобретают законы, а формулируют их. Именно в формуле закона норма права приобретает свою определенность, точность, завершенность.

   Термин «закон» имеет  два смысловых значения в русском  юридическом языке. Закон в  широком смысле слова – это  любой акт государственной власти, содержащий нормы права, это нормативный акт. В узком, или собственном, смысле слова закон – это высший нормативный акт государственной власти.

  Если норма права складывается стихийно и не имеет автора, то закон является результатом разумной, целенаправленной деятельности законодателя. В противоположность стихийно складывавшим нормам естественного права нормы, сформулированные в законах, получили название позитивного права. В древности естественное право, не имевшего автора, воспринималось как данное то богов, а закон воспринимался как право, созданное человеком. И надо сказать, что эти две правды постоянно сталкиваются в работе законодателя, потому что он руководствуется двумя началами: своим правосознанием и своей политической волей. Закон есть симбиоз права и политики. В нем сочетаются право и справедливость, с одной стороны, и политическая сила и целесообразность – с другой. Если взглянуть на современные законодательные органы – парламенты. То легко обнаруживается, в них постоянно меняется соотношение политических сил. Интересы, которые представляет парламентское большинство, и будут, прежде всего, защищены в законе, хотя нередко за счет попрания права.

4.1 Система разделения властей.

  Только демократическая система власти обеспечивает более или менее устойчивое равновесие между правом и политикой в каждом законе, потому

____________________________

1 Балашов А.И. Рудаков. Г.П.  Проведение: Учебник для вузов – 2 –е изд. – СПб.: Питер, 2006 г.  Стр. 28

что ее механизмы выявляют интересы права и волю всех слоев общества и не допускают узурпации власти узкими кликами. Этому, прежде всего, служит разделение властей. Суть этого принципа состоит в том, что государственная власть разделяется на три автономные ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

   Законодательная власть вырабатывает и издает законы, исполнительная их исполняет и применяет, судебная охраняет и закон от чьих бы то ни было посягательств, в том числе со стороны законодательной и исполнительной власти. И так как ни одна не обладает монополией на закон и постоянно имеется противовес в лице других властей, то подмена закона произволом становится затруднительной.

  Особое место занимает в системе разделения властей России Президент Российской Федерации. Он является главой государства, гарантом конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, обеспечивает согласованную работу всех государственных органов.

  Президентская власть выступает как «сдержка» и «противовес» законодательной власти (может наложить вето на любой закон» и исполнительной власти может отменить постановление правительства). Но главное в функции президента – согласование деятельности всех органов и проведении основных направлений политики государства.

4.2 Источники права и законодательная власть. Понятие закона.

   «Источники права» - этим юридическим термином обозначается вся совокупность нормативных актов во всем их разнообразии. По своей юридической силе эти акты выстроены по иерархической лестнице сверху вниз. В настоящее время в России высшую юридическую силу имеют общепризнанные принципы и нормы международного права и ратифицированные, то есть утвержденные парламентом, международные договоры. Если таким договором установлены иные правила, чем российским законом, то действует норма договора. Признание более высокой силы за международными нормами в сравнении с внутренними российскими законами не означает принижения или ущемления российского суверенитета, потому что эти нормы составляют часть права Российской Федерации и приняты ею добровольно.

4.2.1 Закон как высшей нормативный акт государственной власти.

   Среди актов, действующих только внутри страны, высшим нормативным актом государственной власти является закон. Он принимается органом государственной власти, осуществляющим законодательные функции. В демократических государствах таким органом является парламент. Среди законов в большинстве государств, и в России в том числе, выделяется основной закон, или Конституция. Она обладает высшей юридической силой: ни один закон не может противоречить конституции. Но сама конституция имеет прямые действие: суд или иные органы при решении тех или иных вопросов могут прямо ссылаться на статью конституции. И все же полную силу конституция может действовать тогда, приняты все законы, регулирующие порядок и процедуру исполнения тех или иных статей конституции, в которых имеется ссылка на такой закон. Но те статьи, где нет ссылки на дополняющий статью закон, действуют прямо и непосредственно, и никакой закон не может установить ограничений и изъятий из правила, установленного статьей. Например, в конституции РФ установлено, что каждый вправе самостоятельно определять и указывать свою национальность. Никаких ограничений и изъятий из этого правила статья не допускает, и их не может быть.

  Вместе с тем конституция должна быть открыта для дополнений и изменений, отражающих новые явления в государственной и гражданской жизни общества. Не исключено появление новых прав и новых конституционных запретов, связанных например, с развитием генной инженерии, вторгающейся в святая святых природы человека.

____________________________

1 Конституция Российской  Федерации – М.: «Юристъ», 2003 год

  В разных странах стабильность конституций различна. Во Франции за 200 лет было принято 18 конституций, в США – только одна. Это не значит, что это конституция обладает особой стабильностью.

 

4.2.2 «Обыкновенные законы» и право законодательной инициативы.

   Вслед за основным законом в иерархии нормативных актов идут обыкновенные законы. Они принимаются высшим законодательным органом простым большинством голосов. При принятии того или иного закона установлен строгий регламент разработки, обсуждения, принятия и введения действие закона. Этот регламент называется законодательным процессом. Его отправной точкой является законодательная инициатива, то есть предложение парламенту проекта закона. Право законодательной инициативы принадлежит по российской конституции депутатам парламентам, комиссиям и совместным комитетам палат парламента, Президенту РФ, Конституционному суду, Верховному суду, ряду других высших органов.

   Право законодательной инициативы означает, что, если проект закона представлен лицом или органом, обладающим этим правом, парламент обязан рассмотреть этот законопроект.

  Согласно российской конституции, законы принимает Государственная дума простым большинством голосов. Затем закон передается в Совет федерации. Однако обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат не все законы, принятые государственной думой, лишь некоторые (о бюджете, налогах др.). Остальные законы считается принятыми, если в течение 14 дней со дня поступления они не были рассмотрены Советом Федерации.

  После принятия закона он направляется в течение пяти дней президенту, который в течение двух недель подписывает закон и публикует его. Все законы должны быть опубликованы. Неопубликованные законы применению не подлежат. Теперь власть имеет право требовать, что никто не ссылался на не знания законов.

4.2.3 Действия закона во времени и пространстве.

   Законы действуют во времени и пространстве. Во времени они действуют только в настоящем и в будущем с момента вступления в силу. Закон не распространяется на события, происшедшие до этого момента, в прошлом. Это положение выражается формулой «закон обратной силы не имеет». Из этого правила есть два исключения. Первое: обратная сила придается уголовному закону, смягчающему наказание за то или иное преступление или вовсе отменяющему его. Второе: если об этом сказано в самом законе. Примером обратной силы закона является отмена статьи УК, каравшей за «антисоветскую пропаганду и агитацию»: после отмены статьи были прекращены все уголовные дела по этой статье, заведенные до ее отмены.

Информация о работе Право и закон