Предпринимательское дело

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 00:36, реферат

Краткое описание

Предпринимательство - это специфическая система хозяйствования, главным субъектом которой является сам предприниматель, как носитель особых прав и обязанностей. Субъект предпринимательства в процессе своей деятельности стремится к максимально рациональному соединению материальных и человеческих ресурсов (интеллектуальных, трудовых и пр.), организует процесс производства, планирует и координирует его с учетом предпринимательского риска, ответственности и ожидаемой прибыли.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по граж.праву.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

Значение института  государственной регистрации для  предпринимателя трудно переоценить. Так, например, единый реестр юридических лиц, позволяет заинтересованному лицу получить достоверные сведения о прошедших государственную регистрацию юридических лицах. Таким образом, обеспечивается возможность получения дополнительной информационной поддержки организаций при выборе ими контрагентов для заключения договоров в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

Институт государственной  регистрации также способствует устойчивости экономического оборота, поскольку подлежат обязательной регистрации  все изменения в учредительных документах, в том числе и сведения о руководителях юридических лиц.

Государственная регистрация организаций, имеющих  право ведения предпринимательской  деятельности, осуществляется федеральным  органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган). Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 г. № 319 установлено, что Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим начиная с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц, а с 1 января 2004 г. и индивидуальных предпринимателей (согласно Закону "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц".

Действующим законодательством  Российской Федерации определен так называемый нормативно-явочный порядок образования юридических лиц, когда регистрирующий орган только проверяет соответствие представленных заявителем учредительных документов и действий учредителей нормам права, но не наделен полномочиями рассматривать вопросы о целесообразности или полезности вновь создаваемого юридического лица. Порядок образования юридического лица и требования, которым должны удовлетворять действия учредителей, как и требования к учредительным документам, установлены законодательством об отдельных видах юридических лиц, их организационно-правовых формах.

Внесенные изменения  Федеральным законом от 23.12.03 № 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные  акты Российской Федерации в части  совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" направлены на упрощение процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В законе реализуется принцип "одного окна", что подразумевает однократное обращение юридического лица и индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган. Функции такого органа будут выполнять подразделения Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, которые затем будут передавать необходимую информацию в другие организации.

Согласно ст.1. Федерального закона "О государственной  регистрации юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей " государственная регистрация  юридических лиц - это "акт уполномоченного  федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах".

Названный закон  и ст.51 ГК РФ исходят из необходимости  государственной регистрации как  коммерческих, так и некоммерческих юридических лиц.

Глава III ФЗ "О  государственной регистрации юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон) посвящена порядку  государственной регистрации.

Данная глава  определяет сроки и место государственной регистрации, порядок представления документов при государственной регистрации, особенности регистрации отдельных видов юридических лиц, решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом. Данным Законом предусматривается единый порядок регистрации юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и сферы предпринимательства. Тем же законом регулируются отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией при образовании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также при внесении изменений в их учредительные документы и при введении единого государственного реестра.

Целями государственной  регистрации субъектов предпринимательской  деятельности при этом являются:

. Осуществление  государственного контроля хозяйственной деятельности юридических лиц (в том числе борьба с незаконным предпринимательством и налогообложением);

. Получение  сведений статистического учета  для реализации мер регулирования  экономики;

. Предоставление  информации о зарегистрированных  юридических лицах всем участникам гражданского оборота.

В соответствии со ст.51 ГК юридическое лицо подлежит государственной регистрации в  органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических  лиц. Федеральным законом "О государственной  регистрации юридических лиц" установлено, что государственная регистрация юридических лиц осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации". Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319 определено, что таким уполномоченным федеральным органом исполнительной власти является Министерство РФ по налогам и сборам.

С момента введения ФЗ "О государственной регистрации  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридического лица как субъекта предпринимательской деятельности является первоначальным этапом при его создании, а также важнейшим условием его существования, вступившим в законную силу с 1 июля 2002 г. Таким образом, предпринимательская деятельность без государственной регистрации становится незаконный, и административная ответственность предусматривается и наступает по ст.51 Гражданского кодекса РФ, и ст.14.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Отказ в государственной  регистрации возможен только в следующих  случаях:

- непредставления перечисленных выше документов для государственной регистрации;

- представления документов в ненадлежащую налоговую инспекцию.

Данный перечень оснований для отказа является исчерпывающим. Поэтому если налоговый орган отказывает в регистрации по каким-то иным основаниям, действия регистрирующего органа могут быть обжалованы в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд (ст.27, 28, 29 Арбитражного процессуального кодекса РФ) в соответствии с правилами о подведомственности дел этим системам судебной власти. В случае признания отказа в государственной регистрации незаконным суд своим решением обязывает соответствующий государственный орган совершить такую регистрацию (ст.174 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Государственная регистрация осуществляется посредством  внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации  и ликвидации юридических лиц, а  также иных сведений о юридических лицах в соответствии с законом.

Моментом государственной  регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр. В качестве документа, подтверждающего факт регистрации, нотариусу для совершения сделки должно быть предъявлено свидетельство о государственной регистрации юридического лица (подлинник). При необходимости нотариус вправе потребовать от заинтересованных в сделке лиц выписку из государственного реестра, содержащую ту или иную информацию.

Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности, т.е. реализует свою правоспособность, через свои органы. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.

Предпринимательская деятельность в РФ, осуществляемая без регистрации в соответствующих государственных органах, считается незаконной. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

Осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, если такая лицензия обязательна, влечет за собой наказание: влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Государственная регистрация юридических лиц - акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах.

Норма п.1 ст.8 ФЗ "О государственной регистрации  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" устанавливает  общий пятидневный срок для совершения регистрационных действий. Государственная  регистрация вновь создаваемых  юридических лиц производится в течение пяти дней (п.3 ст.13 Закона), юридических лиц, образованных в результате реорганизации, осуществляется также в пятидневный срок (п.4 ст.15 Закона). К этому же сроку отсылает и ст.18 Закона, предусматривающая порядок регистрации изменений, вносимых в учредительные документы и в сведения о юридическом лице, содержащиеся в государственном реестре. Внесение в реестр записи о ликвидации юридического лица также производится в пятидневный срок (п.5 ст.22 Закона). Соответственно в пределах пятидневного срока регистрирующий орган при наличии предусмотренных законом оснований должен принять решение об отказе в государственной регистрации (п.3 ст.23 Закона).

Особо следует  отметить, что рассматриваемый срок исчисляется не календарными, а рабочими днями, т.е. течение срока приостанавливается на выходные и праздничные дни. Срок для проведения государственной регистрации исчисляется с момента представления документов в регистрирующий орган. При этом первым днем срока считается день, следующий за днем представления документов в регистрирующий орган. Под словом "документы" в данном контексте следует понимать документы, необходимые для государственной регистрации, с учетом общих требований к порядку их представления и оформления, установленных ст.9 Закона, и специальных требований для отдельных регистрационных действий. Такие специальные требования, установленные ст.12, 14, 17, 21 Закона о регистрации, касаются, в том числе состава документов, представляемых при регистрации. Таким образом, в случае представления в регистрирующий орган документов, не соответствующих требованиям закона об их оформлении и составе (представлены не все документы), начинается течение срока не для проведения регистрации, а для принятия решения об отказе в регистрации.

Сведения, направляемые в государственные органы, обычно содержат указания о наименовании созданного (изменившего наименование) юридического лица, о количественном составе учредителей (участников) юридического лица (Ф.И.О., паспортные данные, сведения о регистрации по месту пребывания), о местонахождении юридического лица.

Государственная регистрация юридических лиц  по причинам данной регистрации можно  разбить на следующие группы:

-при создании юридического лица;

-создаваемых путем реорганизации;

-регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесение изменений в сведения о юридическом лице;

-в связи с ликвидацией.

Единый государственный  реестр индивидуальных предпринимателей содержит следующие сведения:

-фамилия, имя и отчество; пол; дата и место рождения индивидуального предпринимателя;

-гражданство;

-место жительства в Российской Федерации;

-данные паспорта гражданина РФ (в случае если индивидуальный предприниматель является гражданином Российской Федерации) либо вид и данные документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства (в случае если индивидуальный предприниматель является соответственно иностранным гражданином или лицом без гражданства);

-вид, данные и срок действия документа, подтверждающего право индивидуального предпринимателя временно или постоянно проживать в РФ (в случае если индивидуальный предприниматель является иностранным гражданином или лицом без гражданства);

-дата государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об указанной государственной регистрации;

-дата и способ прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

-сведения о лицензиях, полученных индивидуальным предпринимателем.

Как видно из приведенного перечня, в реестр включено достаточно сведений о предпринимателе, которые могут быть использованы в противоправных целях: государственный реестр является федеральным информационным ресурсом, а содержащиеся в нем сведения и документы являются открытыми и общедоступными. Любое лицо, внеся установленную плату и направив запрос, в течение 5 дней может получить сведения в виде выписки из реестра, копий документов, содержащихся в реестре, а также справки о соответствии/несоответствии изложенных в запросе сведений сведениям, содержащимся в реестре. Поэтому с целью исключения возможных нарушений прав граждан абз.2 п.1 ст.6 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что сведения о паспортных и других персональных данных физических лиц могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, которые установлены Правительством РФ. Однако эта норма не применяется при предоставлении сведений о месте жительства индивидуальных предпринимателей. Такое исключение сделано с целью недопущения ущемления прав кредитора со стороны недобросовестного должника-предпринимателя, который мог скрывать свое место жительства, что делало бы невозможным предъявление кредитором иска в суд (в соответствии со ст.35 АПК РФ иск предъявляется в суд по месту нахождения или месту жительства ответчика).

Информация о работе Предпринимательское дело