Прекращение и приобретение прав собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 11:29, контрольная работа

Краткое описание

Основания возникновения и прекращения права собственности достаточно детально регламентированы Гражданским кодексом Республики Беларусь. Таким образом, на основе проведенного анализа мы можем сделать вывод о том, что собственность как юридическая категория представляет собой отношения владения, пользования и распоряжения объектом собственности, отражающие вышеуказанные общественные отношения в нормах права. И именно во взаимосвязи сторон отношения собственности приобретают свою специфику и качественную определенность.

Вложенные файлы: 1 файл

контр по гражд праву.docx

— 48.10 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Унитарное предприятие

        Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия [8,ст.2].

     Унитарное предприятие является юридическим лицом и обладает всеми признаками юридического лица:

     1. Организационное единство. Унитарное предприятие имеет единую организационную структуру, то есть внутреннее устройство, которое определяет структурные подразделения юридического лица и их подчиненность единому руководящему органу [5,с.62].Например, руководящим органом предприятия является - руководство предприятия, а структурными подразделениями будут отделы, цеха производственные единицы предприятия.

     2. Имущественная обособленность. Имущество унитарного предприятия в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь, уставом предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. Имущество унитарного предприятия составляет его основные фонды и оборотные средства и другие ценности, стоимость которых отражается в балансе предприятия[5,ст.62]. Например, унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения может владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, предоставленным ему собственником для осуществления хозяйственной деятельности в пределах, установленных действующим законодательством.

    3. Имущественная ответственность. В соответствии с действующим законодательством юридическое лицо, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, на которое по закону может быть обращено взыскание [5, ст.62].К примеру, согласно ГК РБ, унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом[2,ст.115].

   4. Выступление в гражданском обороте и суде от своего имени. Самостоятельность унитарного предприятия, как юридического лица в гражданском обороте означает его право заключать без доверенности сделки, самому отвечать по долгам. При возникновении споров унитарное предприятие само выступает в качестве истца или ответчика в суде, хозяйственном, третейском суде и другом суде.

   5. Наличие самостоятельного баланса. Баланс - это финансовый план юридического лица, выражающий в денежной форме доходы, поступления, расходы и отчисления денежных средств, взаимоотношения с государственным бюджетом, кредитные отношения (получение и погашение ссуд, уплаты процентов) [3,ст.152]. Баланс отражает результаты финансовой и хозяйственной деятельности юридического лица. Наличие самостоятельного баланса является подтверждением имущественной обособленности юридического лица.

   Унитарное предприятие может быть образованно в форме:

  1. Государственных (республиканских и коммунальных) унитарных предприятий, обладающих правом оперативного управления или хозяйственного ведения на имущества[8,ст.2].

     Имущество  республиканского унитарного предприятия  находится в собственности Республики  Беларусь и принадлежит такому  предприятию на праве хозяйственного  ведения или оперативного управления.

     Имущество  коммунального унитарного предприятия  находится в собственности соответствующей  административно-территориальной единицы. Например, если предприятие находится на территории Гродненской области и относится к ведению какой-то административно-территориальной единицы, то и предприятие, и имущество этого предприятия является собственностью этой административно-территориальной единицы. Но это не всегда означает, что если предприятие находится на территории какой-то административно-территориальной единицы, то имущество его составляет собственность этой единицы. К примеру, УП "Завод полупроводниковых приборов" находится на территории Минской области, но имущество его не относится к собственности этой административно-территориальной единицы, так как данной предприятие является республиканским унитарным предприятием.

     Государственные  или коммунальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного  ведения, являются самостоятельным  хозяйствующим субъектом, обладают  правами юридического лица, имеют  закрепленное за ними имущество, производят и реализуют продукцию, оказывают услуги и выполняют  другие работы, не запрещенные  законодательством. Главной задачей  деятельности этих предприятий  является получение прибыли.

     2. Частные унитарные предприятия, обладающие правом хозяйственного ведения на имущество. Имущество частного унитарного предприятия - в собственности физического лица. Это может быть совместная собственность супругов или членов крестьянского (фермерского) хозяйства либо юридического лица, образованного на основе частной собственности. Унитарное предприятие, учреждающее дочернее предприятие, пользуется в отношениях с дочерним предприятием теми же правами, которыми пользуется собственник в отношениях с унитарным предприятием, учредившим дочернее предприятие. Долевая собственность на имущество унитарного предприятия не допускается [4,ст.78].

      Унитарное  предприятие, основанное на праве  хозяйственного ведения, владеет, пользуется  и распоряжается закрепленным  за ним имуществом в пределах, определяемых законодательством. Собственник  имущества осуществляет контроль  за использованием по назначению  и сохранностью принадлежащего  предприятию имущества, имеет право  на получение части прибыли  от использования этого имущества. Унитарное предприятие не вправе  продавать принадлежащее ему  на праве хозяйственного ведения  недвижимое имущество, сдавать в  аренду, в залог, вносить в качестве  вклада в уставный фонд, вновь  создаваемых юридических лиц, иным  образом распоряжаться имуществом без согласия собственника. В  ГК РБ, движимым имуществом предприятие распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законодательством или собственником. Казенное предприятие вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника. Собственник вправе изъять у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по назначения. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником. Собственник имущества унитарного предприятия основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, предусмотренных законодательством [8,ст.13].

     Согласно ГК  РБ, по обязательства казенного предприятия при недостаточности его имущества Республика Беларусь несет субсидиарную ответственность.

      Унитарное  предприятие не возникает само  по себе. Для его создания необходима  инициатива и воля его учредителей. Унитарные предприятия являются  особой разновидностью коммерческих  организаций. Специфика данных субъектов  хозяйствования гражданских правоотношений  заключается в том, что их имущество  находится соответственно в государственной (коммунальной) собственности или  в собственности лица и принадлежит  только предприятию на праве  хозяйственного ведения или оперативного  управления. Такая особенность определяет  присущий только унитарным предприятиям  способ образования - распорядительный  порядок образования. Распорядительный порядок характеризуется тем, что юридическое лицо возникает (создается) на основе распоряжения собственника имущества или уполномоченного им органа. Для распорядительного способа образования юридического лица характерны следующие стадии:

    1. Обоснование необходимости образования нового юридического лица и издание нормативного правового акта компетентным органом государства. Например, компетентные органы государства приходят к решению, что на территории Республики Беларусь создание какого-то конкретного предприятия будет способствовать оздоровлению экономики. На основании решения издается нормативный акт, регламентирующий образование данного предприятия.

    2. Организационная работа. На этой стадии происходит выделение средств, открытие счетов для финансирования работ, подборка кадров, изготовление проектно-сметной документации. Руководитель будущего унитарного предприятия назначается собственником имущества либо уполномоченным собственником органом и ему подотчетен.

    3. Подготовка и утверждение устава, разработка учредительных документов, в которых должны быть отражены специфика и характер деятельности юридического лица.

     Согласно ГК РБ, юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора.

    Учредительные документы унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый учредителем унитарного предприятия. Согласно ГК РБ, устав казенного предприятия утверждается Правительством Республики Беларусь. В фирменном наименовании казенного предприятия должно быть указано, что предприятие является казенным[2,ст.117].

    Устав разрабатывается и утверждается его учредителями. Подготовка устава унитарного предприятия осуществляется в соответствии с Типовым или Примерным уставом об унитарном предприятии. В уставе унитарного предприятия должны быть указаны наименование предприятия, подчиненность предприятия, внутренняя структура, система органов и их компетенция, место нахождения. Так же в уставе унитарного предприятия обязательно должны быть сведения о предмете и целях деятельности предприятия, о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования. Размер уставного фонда унитарного предприятия определяется его учредителям, но он не может быть менее суммы, определенной законодательством об унитарных предприятиях[8,ст.10]. Минимальный размер уставного фонда унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, установлен в размере 800 евро, а для казенных - 400 евро, крестьянских (фермерских) хозяйств - 150 евро. Минимальные размеры уставных фондов организаций определяются в белорусских рублях исходя из установленного Национальным банком официального курса белорусского рубля к евро на первое число месяца, в котором учредительные документы представляются в регистрирующие органы.

      В случае создания унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, и казенных предприятий для осуществления преимущественно производственной деятельности, этот размер минимального уставного фонда уменьшается в два раза. При этом до государственной регистрации унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, уставный фонд предприятия должен быть полностью оплачен собственником имущества предприятия. Исключение, государственные унитарные предприятия, сроки, формирования уставных фондов которых устанавливаются Правительством Республики Беларусь.

Уставный фонд унитарного предприятия является гарантией для кредиторов в выполнении предприятием своих обязательств. Поэтому в случае принятия учредителем унитарного предприятия решения об уменьшении уставного фонда унитарное предприятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов. В таких случаях кредитор предприятия вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это предприятие, и возмещения убытков.

     Унитарное предприятие может быть реорганизовано и ликвидировано в порядке установленном законодательством [8, с.15].

    Реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) - это преобразование юридического лица без прекращения его деятельности в соответствии с действующим законодательством. При реорганизации юридического лица должно соблюдаться правопреемства. Реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена:

    1. Путем разделения (выделения) предприятия с тем, чтобы имущество предприятий, образованных в результате реорганизации, не находилось в собственности двух или более лиц. В случае разделения юридического лица к вновь созданным в результате этого разделения юридического лица переходят по разделительному балансу в соответствующих частях имущественные права и обязанности реорганизованного юридического лица. Иными словами, разделяемое юридическое лицо прекращает свое существование и на его месте возникает два новых юридических лица [5, с.65]. При выделении из юридического лица одного или нескольких лиц к каждому из них переходят по разделительному балансу в соответствующих частях имущественные права и обязанности реорганизованного юридического лица. Законодательством предусмотрено, что реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена по решению уполномоченных государственных органов, в том числе при этом четко определены случаи порядка осуществления реорганизации юридического лица по решению суда. Например, в ГК РБ сказано, если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган юридического лица или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществляет реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица[2,ст.115]. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридического лица. Утверждение судом указанных документов является основанием для регистрации вновь возникающих юридических лиц.

     2. Путем преобразования в хозяйственное товарищество или общество в порядке, установленном законодательством и соглашением сторон. При преобразовании одного юридического лица в другое к вновь возникшему юридическому лицу переходят все имущественные права и обязанности прежнего юридического лица в соответствии с передаточным актом. В данном случае происходит изменение организационно-правовой формы юридического лица.

    Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать данные о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт и разделительный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица, и предоставляются вместе с учредительными документами для регистрации вновь возникших юридических лиц . Реорганизация унитарного предприятия в форме преобразования может осуществляться только с согласия уполномоченных государственных органов.

Информация о работе Прекращение и приобретение прав собственности