Признаки правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 15:35, реферат

Краткое описание

Исходной идеей гражданского общества является преобразование коллективности (организованной по законам природы совместной жизни людей в обществе), и развитие человека, вышедшего из мира всеобщей вражды, необузданной свободы, в гражданина этого общества. В самом понятии гражданского общества заложено постоянное изменение, совершенствование и переход от менее развитого состояния человека, общества и власти к более развитому и цивилизованному. Условием такого развития является равновесие, равное развитие, взаимное равенство прав, свобод и обязанностей всех трех главных составляющих гражданского общества — человека, общества и государства

Вложенные файлы: 1 файл

Исходной идеей гражданского общества является преобразова.docx

— 171.91 Кб (Скачать файл)

 Содружество – организованное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенных степенью однородности, например, таких как: экономика, право, язык, культура, религия.   

 Сообщество – межгосударственное образование, основанное на межгосударственном договоре, которое направлено на усиление интернациональных связей государств-членов.   

 Союз – разновидность государственных соединений, в большей степени направленный на политические, экономические или государственные цели, объединенный единым органом власти.  

 Автономия – это внутреннее самоуправление районов государства, отличающихся географическими, национальными, бытовыми особенностями (Крым на Украине, Корсика во Франции, Азовские острова в Португалии). 

 

4. Государственный  (политический) режим

Понятие политического режима    

 Категория «политический режим»  появилась в научном обороте  в 60-е гг. прошлого века.    

 Сущность государственной власти  во многом выражается в средствах  и способах властвования, в характере  ее воплощения в жизнь. Все составные части политической системы: политические партии, общественные организации, трудовые коллективы (а также и «внесистемные» объекты: церковь, массовые движения и т.п.) — испытывают значительное влияние государства, его сущности, характера функций, форм и методов деятельности и т.д. Суть всего этого сосредоточена в понятии "государственный режим".     

 Для характеристики формы государства имеет важное значение политический режим как в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства), так и в широком своем понимании (уровень гарантированности) демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни).

Виды политического режима    

 Видов политических режимов  существует много, поскольку на  ту или иную разновидность  политического режима оказывает  влияние множество факторов: сущность  и форма государства, характер  законодательства, фактические полномочия  государственных органов и юридические  формы их деятельности, соотношение  общественно-политических сил, уровень  и стандарты жизни и состояние экономики, формы классовой борьбы или классового сотрудничества.

    

 Существенное влияние на вид политического режима оказывают исторические традиции страны, а в более широком смысле — своего рода общественно-политическая «атмосфера», складывающаяся подчас вопреки пожеланиям господствующего в государстве слоя или вразрез с директивными прогнозами.    

 На вид политического режима  может оказать воздействие и  международная обстановка. На разных исторических этапах формируются различные политические режимы, они неодинаковы в конкретных государствах одного и того же времени.    

 Так, периоду рабовладения  присущи деспотические, теократически-монархические, аристократические, олигархические режимы, режим рабовладельческой демократии. Во времена феодализма характерными были режимы абсолютистский, режим своеобразной «феодальной демократии», клерикально-феодальный, милитаристско-полицейский или режим «просвещенного абсолютизма». При капитализме существуют либеральный, буржуазно-демократический или конституционный, бонапартистский, военно-полицейский, фашистский, а также «фашизмоподобный», например корпоративный или расистско-националистический, а также диктаторски-монополистический и марионеточный, в некоторых исламских странах — клерикально-фундаменталистский.     

 Опыт социализма свидетельствует  о возможности проявления народно-демократических,  общенародных политических режимов, либеральных, но одновременно и авторитарных, тоталитарных режимов, режима рабоче-крестьянской диктатуры.    

 Известная преемственность  и наличие некоторых неизменных  в принципе содержательных характеристик  позволяют свести все многообразие  политических режимов к двум  большим разновидностям:демократическому и антидемократическому политическим режимам.    

 Демократический  режим предполагает достаточно широкий круг реально обеспеченных прав и свобод человека и гражданина, защищенность личности от произвола и беззакония, осуществление деятельности государства только на основе и в рамках закона и т.д.    

 Демократия, т.е. народовластие,  составляет сердцевину любых демократических политических режимов. Термином «демократия» обозначается форма государства в том случае, если законодательная власть в нем представлена коллегиальным органом, выбранным народом, если осуществляются закрепленные законодательством широкие социально-экономические и политические права граждан независимо от их пола, расы, национальности, имущественного состояния, образовательного уровня и вероисповедания. Демократия была хорошо известна в Античном мире (Древняя Греция и Древний Рим).  Классическим образом античной демократии считаются Афины.  В европейском Средневековье также неоднократно возникали демократические города-государства (например, Новгород, Венеция, Женева).    

 Демократический политический  режим может предусматривать прямое участие населения в решении государственных вопросов (прямая, или непосредственная, демократия) или участие в принятии политических решений с помощью выборных представительных органов (парламентская, или представительная, демократия). Демократический политический режим означает гарантированность провозглашенных прав и свобод, прочную законность и правопорядок, существование различных форм собственности и плюрализм мнений. Демократический политический режим невозможен без многопартийности, без достаточно высокого социально-экономического уровня жизни широких масс населения, без эффективного контроля над преступностью, особенно ее наиболее опасными организованными формами. Практика демократического развития государственности различных исторических эпох дает самые различные примеры демократических режимов.    

 Либеральный  режим - это переходный режим от недемократического режима к демократическому.    

 Для либерального режима  характерно отсутствие стабильных политических структур, слабость социально-экономических программ, невысокая активность граждан в общественно-политической жизни, отсутствие гласности. Насильственные методы решения той или иной проблемы не используются.     

 Антидемократический  режим отвергает демократические принципы и основывается на подавлении личности, установлении диктатуры одного класса, группы, партии; огосударствлении общественных организаций; милитаризации общества и т.д.    

 Антидемократические политические режимы также отличаются разнообразием, однако их содержательная сторона во многом едина, она противоположна вышеперечисленным чертам режима демократии, а именно: господство одной политической партии или движения; одной, «официальной» идеологии; одной формы собственности; сведение к минимуму или ликвидация каких бы то ни было политических прав и свобод; резкое расслоение населения по сословным, кастовым конфессиональным и другим признакам; низкий экономический уровень основных слоев народа; акцент на карательные меры и принуждение, агрессивность во внешней политике. Антидемократические режимы подразделяются на:авторитарные, тоталитарные и военные.    

 Авторитарный режим - это власть одного человека или группы людей.    

 Авторитарный режим – политический  режим, сохраняющий монополию  на власть и контроль за политической жизнью государства, но не претендующий на тоталитарный контроль над обществом.     

 При авторитарном режиме  существенно ограничены демократические  свободы граждан, запрещены оппозиционные партии и движения, оппозиционная пресса, запрещены профсоюзы и т.п.    

 Авторитарный режим носит  переходной характер между тоталитарным и демократическим.  Общество, освободившееся от тотального контроля государства, не всегда готово воспользоваться властью, так как в них еще отсутствуют необходимые предпосылки для демократии: политическая культура масс, уважение к закону.  Попытка перескочить авторитарный режим приводит к монархии и, как следствие, к новой диктатуре.     

 Тоталитарный режим - крайняя форма авторитаризма.     

 При тоталитарном режиме  существует одна партия, одна  государственная идеология, осуществляется  монопольный контроль над всеми сферами жизни общества, над личностью. Государству подчинена общественная и частная жизнь, отсутствуют гласность, плюрализм, устанавливается жесткий идеологический пресс над людьми, отсутствует принцип разделения властей и т.д.    

 Тоталитарный режим может  сохранять видимость демократии.  Хотя тоталитарный режим претендует на установление всеобщего равенства и ориентирован на создание социально однородного общества, на самом же деле он порождает глубокое неравенство между бюрократическим аппаратом и населением.    

 Тоталитарный режим можно  подразделить на:  

 ♦ фашистский;  

 ♦ полуфашистский;  

 ♦ военно-диктаторский.    

 Они различаются степенью  применения насильственных методов и средств осуществления власти, контроля за общественной жизнью населения.     

Военный режим – политический режим, при котором во главе государства стоит военная группировка (хунта), получившая свою власть в результате государственного переворота.    

 Признаки военного режима  выражаются в следующем:

            • Переход власти в результате военного переворота к хунте;
            • Отмена конституции и замена ее активами военных властей;
            • Роспуск политических партий, парламента, местных органов власти и замена их военными;
            • Ограничение действия политических прав и свобод человека;

 

     Создание  при хунте консульских органов  их технократов.    

 Государственный режим в  значительной мере индивидуализирует  форму государства. Он выступает  важной составной частью политического  режима, который охватывает не  только государство, но и другие  элементы политической системы  общества.    

 Кроме того, между различными  элементами формы государства  существует определенная взаимосвязь.     

 Например, республиканская форма  правления часто "тяготеет" к федеративному государственному устройству и демократическому политическому режиму. Республиканские формы правления хорошо вписываются в условия либерально-демократического политического режима, а при наличии двух- или многонационального состава населения могут определять федеративное государственное устройство.   

 Монархическим формам правления  в определенных случаях свойственны  унитарные централизованные формы  государственного устройства и  недемократические политические  режимы. Монархическая форма правления феодального государства периода абсолютизма тяготеет к унитарной, централизованной форме государственного устройства и автократическому политическому режиму.  

 

 
 





Информация о работе Признаки правового государства