Принципы (стандарты) правового государства (на примере России)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 09:47, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной курсовой работы заключается в анализе государства в современных социальных и социально-политических процессах. Эти вопросы высоко актуальны в современных условиях, т.к. мы живем в стране, которая по Конституции является правовым государством. С практической точки зрения изучение явления правового государства может показать путь, формы, методы, которые целесообразно использовать в сложившейся ситуации при создании правового государства в России.
Объектом исследования в курсовой работе, являются основные идеи зарождения и развития правового государства, взаимодействие государства и общества, их неразрывная связь на пути формирования государственности, так же выделение важнейших принципов (стандартов) правового государства, их функционирования на примере Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3



Глава I. Правовое государство…………………………………………………...5


Основные идеи зарождения и развития правового государства.………..5


Понятие и принципы правового государства ………………....................8



Глава II. Правовое государство на примере России…………………………...14


2.1. Идеология правового государства в России ……………………………...14



Глава III. Проблематика правовой государственности в Российской федерации и пути ее решения…………………………………………………..19


3.1. Проблемы правовой государственности в России………………………..19


3.2. Пути решения проблем правовой государственности……………………21




Заключение…………………………………………………………………….…25


Список использованной литературы………

Вложенные файлы: 1 файл

Принципы (стандарты) правового государства (на примере России).doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

НОУ ВПО «МОСКОВСКАЯ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

_________________________________________________________

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

Курсовая работа

на тему:

Принципы (стандарты) правового государства (на примере России)

 

 

Дисциплина: Теория Государства и права

Форма обучения: очная

Специальность: «Юриспруденция»

Студент 4 курса 701 группы

Херуф Зиновьев Дмитрий Витальевич

Научный руководитель:

д.ю.н., Прокопович Галина Алексеевна

 

 

 

 

Работа защищена

 

Оценка______________________

 

Подпись научного руководителя

____________________________

«_____» _____________ 20____г.

 

Оглавление

 

 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

 

 

 

Глава I. Правовое государство…………………………………………………...5

 

 

    1. Основные идеи зарождения и развития правового государства.………..5

 

 

    1. Понятие и принципы правового государства ………………....................8

 

 

 

Глава II. Правовое государство на примере России…………………………...14

 

 

2.1. Идеология правового государства в России ……………………………...14

 

 

 

Глава III. Проблематика правовой государственности в Российской                        федерации и пути ее решения…………………………………………………..19

 

 

3.1. Проблемы правовой государственности  в России………………………..19

 

 

3.2. Пути решения проблем правовой  государственности……………………21

 

 

 

 

Заключение…………………………………………………………………….…25

 

 

Список использованной литературы………………………………………..….27

 

Введение

 

 

Актуальность данной курсовой работы заключается в анализе государства в современных социальных и социально-политических процессах. Эти вопросы высоко актуальны в современных условиях, т.к. мы живем в стране, которая по Конституции является правовым государством. С практической точки зрения изучение явления правового государства может показать путь, формы, методы, которые целесообразно использовать в сложившейся ситуации при создании правового государства в России.

Объектом исследования в курсовой работе, являются основные идеи зарождения и развития правового государства, взаимодействие государства и общества, их неразрывная связь на пути формирования государственности, так же выделение важнейших принципов (стандартов) правового государства, их функционирования на примере Российской Федерации.

В курсовой работе будет сделан акцент на то, что государство и право не только зависят друг от друга, но в то же время и сохраняют определенную самостоятельность. И что это не означает, что такая взаимосвязь и взаимозависимость относится лишь к определенному типу государства и не имеет общего фундаментального характера. Независимо от типа, формы или просто преходящих обстоятельств по отношению к государству и обществу, право всегда выступает, прежде всего, как регулятор. Оно регулирует в обществе экономические, политические и иные отношения. В этом заключается одна из его функций и назначений. Устанавливая конкретные право и обязанности сторон (граждан, должностных лиц), право вносит определенный порядок в общество и государство, создает юридические предпосылки для его активности и эффективности. Но плачевным является и тот факт, что на практике общество знакомо с ролью и функциями права лишь понаслышке, по этому стоит отметить, что право по отношению к любому обществу, к различным сторонам его жизни, а так же к государствам, выполняет разнообразные роли.

Вся специфика феномена правовое государство в общецивилизационном смысле и в процессе формирования правовой государственности в России выступит предметом моего рассмотрения, что, несомненно, обуславливает актуальность курсовой работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Правовое государство

 

1.1. Основные идеи зарождения и развития правового государства

 

Истоки идеи о правовом государстве следует искать в тех временах, когда человеческая цивилизация находилась в колыбели. Уже тогда человек пытался уяснить и усовершенствовать формы общения с себе подобными, понять суть собственной и чужой свободы и несвободы, добра и зла, справедливости и несправедливости, порядка и хаоса. Постепенно осознавалась необходимость ограничения своей свободы, формировались социальные стереотипы и общие для данного общества (рода, племени) правила поведения (обычаи, традиции), обеспеченные авторитетом и укладом самой жизни. В процессе общения и реализации, естественных прав человека на жизнь, свободу, собственность выкристаллизовывались нормы естественного права. Оно служило основным и непосредственным регулятором отношений между индивидом и обществом и до определенного момента удачно гармонизировало их. 1

С возникновением государства, этого уникального во всех отношениях продукта человеческой деятельности, ситуация изменилась. Оно попыталось сделать естественное право своей собственностью и узурпировать саму возможность «творить» правовые нормы.

Государство стало посредником между индивидом и обществом и, используя гуманистические начала права, сделало его основным инструментом достижения своих целей. Человечество вынуждено было снова искать оптимальные формы соотношения уже между личностью, государством и гражданским обществом, пути разумного сочетания и удовлетворения их потребностей и интересов, привлекая для этого право. Предпосылками учения о правовом государстве можно считать идеи о незыблемости и верховенстве закона, о его божественном и справедливом содержании, о необходимости соответствия закона праву.2

Первый пример истинного уважения к праву как явлению непреходящему, возвышающемуся над суетностью жизни, дает нам античная история: мудрый Сократ принял смерть, не пожелав уйти от карающей десницы суда. О значении правовых законов для нормального развития государства и ограничения произвола правителей писал Платон: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги». Аналогичных взглядов придерживался и Аристотель, подчеркивая, что «там, где отсутствует власть закона, там нет места и какой-либо форме государственного строя».3

Европейские ученые Нового времени приняли эстафету у античных мыслителей. К. Ясперс, определяя правовое государство как государство, в котором действует свобода, основанная на законах, писал, что классический тип политических свобод, достойных подражания, сложился в Англии более 700 лет назад. И действительно, этому можно найти подтверждение. В частности, уже в Нортхэмптонском статуте 1328 г. говорилось, что никакое королевское распоряжение не может повлиять на ход правосудия. К тому времени, когда Дж. Локк написал свой знаменитый памфлет о правительстве, в Англии уже сложился такой тип политической системы, где реальным было уважение к суду, и действовала определенная система сдержек и противовесов во властных отношениях.4

Дальнейшее развитие идеи о разделении властей, об обеспечении прав и свобод граждан получили в работах Ш. Монтескье. «Если,— писал он,— власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получит возможность стать угнетателем».

Философское обоснование учения о правовом государстве в его системном виде связывают с именами Канта и Гегеля. Кант определял государство как объединение множества людей, подчиненных правовым законам. Его категоричный императив разума требовал поступать так, чтобы свободное проявление собственного произвола было совместимо со свободой каждого и сообразовывалось с всеобщим законом. Для Гегеля государство было то же самое, что и право («наличное бытие свободной воли»), но только наиболее развитое (вся система права), включающее в себя все абстрактные права личности и общества. Поэтому система права, т. е. государство в его диалектическом понимании, есть царство реализованной свободы. 5

Словосочетание «правовое государство» впервые встречается в работах немецких ученых К. Велькера (1813 г.) и И.Х.Фрайхера фон Аретина (1824 г.). Но первый юридический анализ данного термина и введение его в научный оборот сделаны их соотечественником Робертом фон Молем (1832 г.). Он рассматривал правовое государство как категорию непрерывно развивающегося учения о государстве и ставил его пятым по счету после патриархального, патримониального, теократического и деспотического государства. Можно сказать, что с этого времени идея о правовом государстве более чем на столетие заняла умы германских ученых и политиков. В литературе выделяют три этапа развития немецкой идеи правового государства. До революции 1848 г. она формировалась как теоретическое и конституционно-политическое основание его создания. В 1848 г. в проекте Паулкирхенской конституции была сделана попытка соединить идеи о правовом государстве и демократии. С 1871 г. шла детальная разработка принципа разделения властей, понятий закона и судебной защиты. Веймарская конституция 1919 г. интегрировала правогосударственные и представительно-парламентские элементы. Ныне действующий Основной закон объявляет ФРГ социально-правовым государством. Следует отметить, что в немецкой литературе высказано мнение (оно является преобладающим, но его нельзя назвать бесспорным) о том, что первое правовое государство в Германии было построено в 1880 г. 6

К концу XX столетия в ряде развитых стран сложились такие типы правовых и политических систем, принципы построения которых во многом соответствуют идеям правовой государственности. В конституциях и иных законодательных актах ФРГ, США, Франции, России, Англии, Австрии, Греции, Болгарии и других стран содержатся положения, прямо или косвенно фиксирующие, что данное государственное образование является правовым. В планетарном масштабе распространению и реализации этой идеи активно способствует ООН через свои организационные структуры и международно-правовые акты.

 

1.2. Понятие и принципы правового государства

 

 Правовое государство, многомерное развивающееся явление. С течением времени оно приобретало все новые признаки, наполнялось новым содержанием. Непреходящей оставалась лишь идея о связанности правового государства с правом. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости.

Из теории государства и права мы знаем, что правовое государство представляет собой организацию политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений. 7

Общественным сознанием правовое государство воспринимается как такой тип государства, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. Но такое представление, хотя и верное по сути, недостаточно для адекватного понимания феномена правового государства, представляющего собой сложную, многофакторную систему.

 Так же изучая правое государство, не стоит забывать о термине  «современное правовое государство», к которому можно отнести демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). 8

Исходя из такой обширной многомерности подходов к определению структуре правового государства, нельзя обойтись без основных принципов, полностью характеризующих правовое государство как таковое.

Формирование принципов правового государства, обусловлено объективными и субъективными факторами: уровнем развития культуры, науки, образования и других элементов, составляющих совокупный интеллект данной общественной системы; нравственно-духовным потенциалом общества, который выражается в признании большинством населения справедливым, а значит, и правовым существующего государственного устройства; наличием или отсутствием стабильного механизма реализации правовых начал в деятельности государственных органов; степенью освоения конкретным человеком права как собственной свободы, осознанной и в необходимых пределах им самим ограниченной. 9

С учетом исторических данных, общественной и государственной практики и с позиции современного научного знания можно выделить такие принципы правового государства:

1. Принцип приоритета. В литературе при характеристике правового государства очень часто употребляется термин «господство права», происхождение которого, очевидно, связано с английским «rull of low» -- «правление права» или «господство права». На мой взгляд, русский перевод данного термина не адекватен вкладываемому в него содержанию и точнее было бы говорить о приоритетности права. Это поможет избежать, с одной стороны, трактовки права как средства подавления и насилия, а с другой - фетишизации права как самодовлеющего и самоуправляющегося явления. 10

Информация о работе Принципы (стандарты) правового государства (на примере России)