Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 09:47, курсовая работа
Актуальность данной курсовой работы заключается в анализе государства в современных социальных и социально-политических процессах. Эти вопросы высоко актуальны в современных условиях, т.к. мы живем в стране, которая по Конституции является правовым государством. С практической точки зрения изучение явления правового государства может показать путь, формы, методы, которые целесообразно использовать в сложившейся ситуации при создании правового государства в России.
Объектом исследования в курсовой работе, являются основные идеи зарождения и развития правового государства, взаимодействие государства и общества, их неразрывная связь на пути формирования государственности, так же выделение важнейших принципов (стандартов) правового государства, их функционирования на примере Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Правовое государство…………………………………………………...5
Основные идеи зарождения и развития правового государства.………..5
Понятие и принципы правового государства ………………....................8
Глава II. Правовое государство на примере России…………………………...14
2.1. Идеология правового государства в России ……………………………...14
Глава III. Проблематика правовой государственности в Российской федерации и пути ее решения…………………………………………………..19
3.1. Проблемы правовой государственности в России………………………..19
3.2. Пути решения проблем правовой государственности……………………21
Заключение…………………………………………………………………….…25
Список использованной литературы………
Совершенно очевидно, структура власти переходного периода к рыночной экономике несовершенна. Впервые в своей истории государственная власть в России имеет столь низкий авторитет, а уважение к ней и ее представителям – немаловажный фактор в преодолении затянувшегося общественного кризиса. 25
Сегодня много говорят и пишут о том, что специфические черты развития российской государственности не позволяют ей быстро и просто войти в современную цивилизацию, ибо в России всегда существовал примат государства над личностью. Русский человек, якобы всегда был менее европейца склонен сопротивляться государственной власти, предпочитая бежать подальше. Излишняя централизация и, как следствие, «строгость» власти привели к натурализации насильственных способов управления политической и экономической жизнью. Следствием авторитарных способов управления и их пропаганды и стали пассивность, неспособность подавляющего числа людей к предпринимательству. 26
Понятно, ответы на постоянно будоражащие россиян вопросы сложны и неоднозначны. Сегодня можно много спорить о традиционной неповоротливости властей, о проведении реформ недемократическими методами, о ложном понимании социальной справедливости, уравниловке и еще об очень многом. Но ясно и другое: только совместными усилиями, спрятав неудовлетворенные политические и другие амбиции и достигнув минимального уровня социального согласия, мы сможем выбраться из той пропасти, куда попали.
Сложившиеся экономические и социальные условия в нашей стране, рост цен и инфляции, усиление бюрократизма и коррупции в управленческом аппарате в значительной мере затрудняют и замедляют этот процесс.
В сфере теории государства и права произошла довольно значительная смена политических и идеологических ориентиров, однако в практической жизни, касающейся равенства прав и свобод человека, принципа разделения властей, политического плюрализма и др., за последние годы не произошло каких-либо существенных изменений. 27
Успешное решение формирования правового государства невозможно без создания реальных условий для данного процесса. К таким условиям относятся: достижение высокого уровня политического и правового сознания людей; создание единого, внутренне не противоречивого законодательства; ограничение вмешательства в сферу экономики; разработка продуманной национальной политики и эффективных средств ее реализации.
3.2. Пути решения проблем правовой государственности
Для преодоления вышеуказанных мной проблем, следует выделить несколько путей их решения. На мой взгляд, эти пути решения проблем правовой государственности, имеют продуктивный характер, так как их проведение в отношении гражданского общества и всех людей нашего государства в целом, отразиться положительным «правовым климатом» в обстановке российского государства в целом.
Для достижения статуса правого государства в нашей стране, государственной власти следует предпринять следующие шаги:
1) Достижение высокого уровня политического и правового сознания людей. 28
Предпосылками создания правового государства в нашей стране являются:
2) Создание единого, внутренне не противоречивого законодательства. 29
В настоящее время многие законы еще не приведены в соответствие с Конституцией. Время от времени возникает конкуренция федеральных законов и местных законодательных актов. Все это отрицательно сказывается на состоянии законности, экономики, приводит к межнациональным конфликтам, имущественным и территориальным спорам.
Кроме того, в настоящее время закон, будучи формально основным, главенствующим юридическим актом, на деле фактически растворяется в многочисленных подзаконных, а точнее - ведомственных нормативных актах. Разумеется, возникающие общественные отношения настолько сложны и многогранны, что для их регулирования недостаточно одного, пусть даже самого авторитетного закона. Они требуют системы взаимосвязанных, детализирующих закон актов. Существование их неизбежно и обусловлено самой природой и характером регулируемых ими общественных отношений. Необходимо только, чтобы подзаконные акты не доминировали в общей системе нормативно-правовых актов и не искажали сути и содержания самих законов.
3) Ограничение вмешательства государства в сферу экономики. 30
Развитие частного предпринимательства в России не должно сковываться государством. Прямое вмешательство государства в экономику посягает на экономическую свободу, служит тормозом ее развития, а значит, и создания социальных условий для формирования правового государства. Однако у нас еще сильны традиции государственного регулирования экономикой, до сих пор производятся дотационные вложения в нерентабельные предприятия, сдерживается процедура банкротства. Опасные призывы к возврату жесткого государственного контроля над экономикой возродились с новой силой после кризиса 17 августа 1998 г., который явился как раз следствием половинчатости экономических реформ. Для успешного формирования правового государства воздействие на экономику должно сводится только к налоговому и кредитно-финансовому регулированию, к юридическому обеспечению неприкосновен¬ности частной собственности.
4) Разработка продуманной национальной политики и эффективных средств ее реализации. 31
В условиях федеративного устройства государство призвано обеспечить сохранение исторически сложившегося единства народов, территориальной целостности страны. С межнациональными отношениями связаны вопросы суверенитета, способа организации и деятельности федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов федерации, обеспечения прав и свобод национальных сообществ. Однако сегодня в России в сфере межнациональных отношений существует много негативных явлений. Крайние формы национализма и сепаратизма, стремление безответственных националистических сил толкнуть свои народы на путь самоизоляции и выхода из состава федерации порождают почву для межнациональных конфликтов и их разрушительных последствий, Примером может служить Чечня, где националистический режим, манипулируя лозунгами "независимости", "самоопределения" обрек свой народ на страдания. Далеко не продуманной и не правовой была в данном случае и политика федеральных государственных органов, которая привела к бесславной и кровопролитной войне. Подобная ситуация немыслима в правовом государстве.
Поэтому особое значение в России приобретает правовое воздействие государства на межнациональные отношения путем сбалансированного распределения полномочий между федеральными и национальными органами власти, выработки действенных согласительных процедур. Государство должно разработать и осуществить комплекс мер по выравниванию уровня развития народов, обеспечить их фактическое равенство. 32
Заключение
Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что, во-первых правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права, ограниченно правом и исключает произвол и беззаконие. Государство применяет силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей. Во-вторых, основными признаками правового государства являются: верховенство права, юридическая защищенность всех общественных субъектов от произвольных решений кого бы то ни было; принцип разделения властей (самостоятельное и независимое функционирование трех ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной); приоритет прав и свобод граждан и единство их прав и обязанностей; социальная и юридическая защищенность личности; контроль общества за властью, наиболее действенным способом, которого являются регулярные, свободные, демократические выборы народом органов государственной власти всех уровне.
И в заключении нужно отметить, что на современном этапе развития в России правового государства, возникает масса препятствии, замедляющих этот процесс, так же как, и на пути формирования гражданского общества, без которого правовое государство не может существовать. Всё это в полной мере позволяет утверждать, что Россия придерживается тех демократических взглядов и идеи правового государства, существующих в западных странах (это подтверждают закреплённые в Конституции Российской Федерации признаки правового государства), но реализовать их на практике достаточно сложно. Однако же стремиться к этому необходимо. Всем гражданам, следует понимать, чтобы построить в России правовое государство, нам самим необходимо прикладывать к этому свои усилия, а не полагаться только на действия государственной власти и при этом сохранять оптимистичный взгляд в будущее.
А в целом я считаю, что на данный момент нет альтернативы правовому государству, если мы принимаем общечеловеческую систему ценностей западной цивилизации. Государство занимает в политической системе центральное место, обусловленное его природой и назначением как особого инструмента, с помощью которого осуществляется политическая власть экономически господствующей элиты. Сохранение и упрочнение политической власти возможно лишь тогда, когда государство интегрирует интересы всех слоев населения. Стремясь обеспечить объединение общественных сил, их сотрудничество, гражданское согласие, оно взаимодействует с другими субъектами политической системы как ее основа, придавая обществу устойчивость и способность к развитию.
Список использованной литературы
2) Прудников М.Н., История государства и права зарубежных стран: учебник для вузов , 2006 г., 366 стр.;
3) Никофорова Н.А., История государства и права зарубежных стран, издательство: Окей-книга , 2007г.;
4) Крашенниникова Н.А., Жидков О.А. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов: В 2-х т., М. : Норма, 2007;
5) Батыр К.И., История государства и права зарубежных стран : учеб. для вузов, М. : Проспект, 2006. - 496 с.;
6) Н.И. Матузов, А.В. Малько «Теория государства и права: Учебник» Юристъ, 2006.;
7) Власова Г.Б., Власов В.И. Теория государства и права. Ростов н/Д. Изд. «Сигма». - 2005 г.;
8) Основы российского права: Учебное пособие/ Под ред. Е.Н. Гордиенко. Ростов - на - Дону, «Феникс», 2005 г.
9) Кравченко А.И. Политология: учеб. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007
10) Кулапов В.Л. Теория государства и права: учебник – М: Норма, 2007 г.;
11) Теория государства и права: учебник / под ред. В.Я. Кикотя – М: Форум: Инфра – М, 2007 г.;
12) Теория государства и права: учебник для вузов / под ред. О.В. Мартышина – М: Норма, 2007 г.;
13) Червонюк В.И. Теория государства и права: учебник – М: Инфа – М, 2007 г.;
14) Карташов В.Н. Теория правовой системы общества, Ярославль 2006 г.
15) Ричард Саква Изменения в политике России // Developments in Russian politics , 2005;
16) Зубанова С.Г. Теория государства и права, 2007 г;
17) В.К. Бабаев Теория государства и права – М.: Юристъ. – 2007. – 637 с;
18) Абрамов, А.И. Функции правосознания и их роль в реализации функций права – 2006. - № 5. – 57 с.;
19) Вопленко, Н.Н. Правосознание и правовая культура: Учебное пособие – ВолГУ. – 2006. – 52 с.;
20) Хайек, Ф.А. Право, законодательство и свобода: Современное понимание либеральных принципов справедливости и политики – М.: ИРИСЭН. – 2006. – 644 с;
21) Мелехин А.В.Теория государства и права - М.: Маркет ДС, 2007;
22) Ясин Е. Г. Приживётся ли демократия в России. — М.: Новое издательство, 2005. — 384 с.;
23) К.Б. Хачинский История государства и права, 2006 г;
24) Мальцев Г.В. История государства и права, 2008 г;
1 Никофорова Н.А., История государства и права зарубежных стран, издательство: Окей-книга , 2007г.
2 Никофорова Н.А., История государства и права зарубежных стран, издательство: Окей-книга , 2007г.
3 Батыр К.И., История государства и права зарубежных стран : учеб. для вузов, М. : Проспект, 2006. - 496 с.;
4 Прудников М.Н., История государства и права зарубежных стран: учебник для вузов , 2006 г., 366 стр.;
5 Никофорова Н.А., История государства и права зарубежных стран, издательство: Окей-книга , 2007г.;
6 Прудников М.Н., История государства и права зарубежных стран: учебник для вузов , 2006 г., 366 стр.;
7 Н.И. Матузов, А.В. Малько «Теория государства и права: Учебник» Юристъ, 2006.;
8 Основы российского права: Учебное пособие/ Под ред. Е.Н. Гордиенко, 2005 г.
9 Кравченко А.И. Политология: учеб. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007 г.;
10 Теория государства и права: учебник / под ред. В.Я. Кикотя – М: Форум: Инфра – М, 2007 г.
11 Теория государства и права: учебник для вузов / под ред. О.В. Мартышина – М: Норма, 2007 г.
12 Кулапов В.Л. Теория государства и права: учебник – М: Норма, 2007 г.;
13 Червонюк В.И. Теория государства и права: учебник – М: Инфа – М, 2007 г.
14 Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета. – 1993. - № 237;
15 Ричард Саква Изменения в политике России // Developments in Russian politics , 2005.
16 Абрамов, А.И. Функции правосознания и их роль в реализации функций права – 2006. - № 5. – 57 с.;
17 Вопленко, Н.Н. Правосознание и правовая культура: Учебное пособие – ВолГУ. – 2006. – 52 с;
Информация о работе Принципы (стандарты) правового государства (на примере России)