Причины коррупции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 23:29, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть экономическую теорию коррупции. Для достижения поставленной цели необходимо: рассмотреть проблемы моделирования коррупции как социально-экономического и политического явления, представить обзор существующих направлений и подходов к моделированию коррупции, изложить подходы к исследованию основных категорий и понятий, связанных с коррупцией, классифицировать модели коррупции, рассмотреть стратегии предотвращения коррупции в управлении государственными ресурсами.
Второй целью является, разработать задачи борьбы с коррупцией, для каждого вида подобрать свой анализ и свою стратегию, я считаю, что основным фактором, для реализации коррупции являются законы, а именно их двойная трактовка, которая не даёт точного ответа к решению поставленного вопроса, а следовательно, даёт чиновникам возможность, за склонение закона в стороны заинтересованного лица брать взятки.

Содержание

Введение………………………………………………………………….....3
1.Коррупция…………………………………………………………………4
1.1 Термин коррупция……………………………………………….....4
1.2 Сущность коррупции……………………………………………....5
2. Исторические корни коррупции………………………………..……..8
2.1 История древнего мира…………………………………………...8
2.2 Формирование коррупции на Руси……………………………...10
3. Классификация коррупции……………………………………………12
3.1. Административная коррупция………………………………….12
3.2 Деловая коррупция……………………………………………….13
3.3 Политическая коррупция………………………………………...14
4. Причины коррупции…………………………………………………. 17
4.1 Причины коррупции и её формирование………………………17
Заключение…………………………………………………………….….26
Список используемой литературы………………………………………28

Вложенные файлы: 1 файл

Еремин.docx

— 56.45 Кб (Скачать файл)

3.2 Деловая коррупция 
Деловая коррупция возникает при взаимодействии бизнеса и власти. Деловая коррупция - плата предпринимателями денежных средств или материальных ценностей государственным или муниципальным служащим по делам своей Фирмы. Например, в случае хозяйственного спора стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу. 
Результаты различных научных исследований свидетельствуют, что в мире нет государства, где вера в чиновника была бы абсолютной.  
Проведенные в конце 90-х годов социологические исследования и опросы о распространенности коррупции в разных странах и среди различных категорий сотрудников дают весьма показательные печальные результаты.  
В частности, в возможность того, что ваш непосредственный начальник хотя бы раз в жизни брал взятку, в Италии верили 100% опрошенных, во Франции - 75, в Нидерландах - 70, в Германии - 68, в США - 56, в Японии - 43, в Норвегии - 30%. 
В Германии, согласно официальной полицейской статистике, в середине 90-х годов прошлого столетия в получении взяток было уличено около 2 тыс. государственных чиновников. 
"Пленение государства" как разновидность коррупции в мировой практике рассматривается как деятельность отдельных лиц, групп или фирм как в государственном, так и в частном секторе с целью воздействия на формирование законов, законодательных актов и других инструментов государственной политики.  
Тем самым обеспечиваются определенные преимущества в процессе перераспределения государственной собственности и финансовых ресурсов в свою пользу. 
Среди основных видов деятельности, подпадающих под это определение, можно выделить следующие: 
-    формирование структуры органов исполнительной и законодательной власти; 
-    выпуск необходимых нормативно-правовых актов; 
-    неправомерное распоряжение средствами Центрального банка; 
-    незаконные взносы в партийные кассы со стороны частных лиц; 
-    "продажа" частным предпринимателям парламентских голосов и др. 
В истории современной России сильное влияние на исполнительную и законодательную власть в середине 90-х годов прошлого столетия оказывали избранные, или, как их называли, "назначенные олигархи". Сложившуюся ситуацию в тот период в России можно назвать фактическим пленением государства. Поскольку среди олигархов большинство имели отношение к банковской сфере, в народе эта ситуация получила название "семибанкирщина". 9

3.3 Политическая коррупция. 
Особой разновидностью коррупции на международной арене является политическая коррупция. Политические аспекты феномена коррупции весьма многогранны и противоречивы.  
В послевоенный период эту форму коррупции активно используют США для продвижения своего имперского влияния во многих странах мира. Следует подчеркнуть, что глобализация неотделима от империй.  
Нельзя понять природу глобализации, если не осознавать, что США - американская империя - это то, что лежит в основе современного этапа глобализации и является движущей силой этого процесса. 
Под империей мы понимаем государства, которые занимаются экспортом институтов, идей, культуры, стиля жизни своего основного народа за пределы своих границ для обеспечения собственных национальных интересов. Эти институты и культура могут насильственно насаждаться за пределами страны, а могут перениматься в добровольном порядке.  
За долгие годы в Америке создан достаточно эффективный механизм продвижения своих национальных интересов, в том числе используя коррупционные механизмы, для отбора и подготовки национальных кадров, которые затем продвигаются во властные структуры, в том числе и на самые высокие должности.  
Для достижения своих политических целей США активно используют международные, региональные, неправительственные организации, государственные и частные фонды.  
Среди таких организаций следует выделить: 
-    Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ); 
-    Национальный демократический и международный республиканский институт (Фридом хаус); 
-    Ассоциацию бывших членов конгресса США (USAFMC); 
-    Национальный фонд в поддержку демократии; 
-    Институт устойчивых сообществ (Institute for sustainable communities); 
-    Корпорацию "Вызовы тысячелетию" (Millenium challenge corporation);

-    фонды "Евразия", "Понтис", "Вестминстер", фонд Форда, фонд Сороса и др. 
На финансовой и юридической поддержке и подготовке соответствующих кадров специализируются неправительственные организации. Ассоциация американских юристов (American bar association) и Законодательная инициатива для стран Центральной и Восточной Европы (Central and Eastern Europe Law Initiative CEELI).  
Подкуп, отбор и подготовка соответствующих кадров осуществляются непосредственно при поддержке спецслужб США.  
В конце прошлого столетия коррупционные механизмы американцы активно использовали в Сербии, Польше, Черногории, Грузии, Казахстане, Киргизии, на Украине. Классический пример в этом плане. После прихода к власти в Грузии М. Саакашвили грузинским государственным чиновникам фактически легально платили зарплату из фонда американского миллиардера Джорджа Сороса.  
Примерно такая же ситуация существовала на Украине, особенно в период так называемой оранжевой революции.10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Причины коррупции

4.1 Причины коррупции и их  формирование

Коррупция, ее характер, масштабы и особенности развития – это  не только следствие нерешенных государственно-политических, социальных и экономических проблем  страны, ее корни уходят глубоко  в историю России. Но коррупция, как  показывает мировой опыт, всегда растет в условиях трансформации общественных отношений. Это относится и к  нынешнему переходу России от тоталитарного  государства к демократическому и правовому, переходу от централизованной экономики к рыночной, от закрытого, подавленного государством общества к открытому, демократическому. Противоречия этого перехода обусловили возникновение взаимосвязанного комплекса причин стремительного роста и масштабного распространения коррупции.

Главными причинами широкого распространения коррупции в  России сегодня являются слабость и  неэффективность государства, неразвитость гражданского общества, сырьевая направленность и теневой характер экономики, так  сказать, взяткоемкость законодательства, моральная и духовная деградация российского общества. Остановимся на главных причинах коррупции.11

Сила государства состоит  не в его способности доминировать во всех общественных сферах. Сила государства  – в его способности обеспечивать неукоснительное соблюдение законов, в его ответственном служении народу. Слабое государство нарушает законы, не исполняя свои конституционные  обязанности по соблюдению и защите прав и свобод человека. Нарушая, например, экономические права и свободы  – право частной собственности, право на свободу предпринимательской  деятельности, на равенство прав в  конкуренции – слабое государство тем самым, с одной стороны, порождает коррупцию, так как административные барьеры предприниматели преодолевают взятками. А с другой – слабое государство препятствует становлению и развитию малого и среднего бизнеса, который является основой среднего класса, главной движущей силы гражданского общества. Отсутствие в стране развитого и активного малого и среднего бизнеса, в свою очередь, препятствует подъему экономики, снижению уровня бедности, росту благосостояния россиян.

Следствием слабости государства  является замедление процесса модернизации страны. Потому что слабое государство  не может пресечь произвол чиновников, которые, защищая свои источники  получения статусной ренты, всячески препятствуют осуществлению необходимых  стране преобразований.

Так, в регионах по-прежнему не выполняются законы, что во многом обесценило проведенную федеральной  властью работу по приведению регионального  законодательства в соответствие с  Конституцией Российской Федерации  и федеральным законодательством. Реформа государственной службы фактически свелась к законодательному закреплению «табели о рангах». Государственная служба по-прежнему остается закрытой, непрозрачной для  общества, а, следовательно, неподконтрольной гражданам. Административная реформа  по существу не привела к разграничению  правоустанавливающих и правоприменительных  функций, к реальному сокращению объема избыточных государственных  функций, которые являются благоприятной  средой для коррупции.

Судебная реформа, в рамках которой были приняты новые законы и улучшено финансирование судов, так  и не привела к главному – доступному, скорому и объективному правосудию. Более того, общество увидело, что  гораздо откровеннее стал попираться сам смысл правосудия. Вместо равенства всех перед законом и судом превалирует административный ресурс. Значительная часть судебных решений определяется не конкуренцией обвинения и защиты, а конкуренцией взяток. И как показывает практика, граждане, потерявшие надежду добиться справедливости в суде, ищут другие, далеко не правовые, методы решения своих проблем. И зачастую убеждаются, что незаконным, теневым путем они имеют больше шансов добиться по существу справедливого решения. Все это подрывает доверие к власти, препятствует формированию правового государства и сильного гражданского общества, закрепляет в общественном сознании старые стереотипы: «где суд, там и неправда», «судьям то полезно, что в карман полезло». Поэтому без успешного проведения судебной реформы вообще невозможна модернизация страны.

До сих пор не началась реформа правоохранительной системы. Органы охраны правопорядка по-прежнему работают неэффективно. Оставаясь неподконтрольными  обществу, они не способны защитить безопасность граждан.

Практически нет серьезных  продвижений в реформах систем образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения  и жилищно-коммунального хозяйства. Между тем, сфера социальных услуг  по-прежнему закрыта, непрозрачна и  неэффективна, а потому коррумпирована и несправедлива.

По данным экспертов, уже  сейчас пробуксовка работы госаппарата  сокращает темпы роста ВВП  на 1,5–2 процента в год. В ближайшие  пять лет из-за этого рост может  резко замедлиться или прекратиться. Причина, по которой модернизация экономики  оказалась заблокированной, заключается  в том, что от перераспределения  природной ренты дивиденды правительственных чиновников несравнимо выше, чем от попыток вести преобразовательную, ответственную экономическую политику.

Безответственная, некомпетентная коррумпированная бюрократия не заинтересована в реальной модернизации экономики. Ориентируясь на экстенсивные факторы  роста бюджетных доходов –  высокие мировые цены на нефть, увеличение доли отчислений из регионов в пользу федерального центра, сохраняющийся  значительный налоговый пресс, –  неэффективная, коррумпированная исполнительная власть до сих пор не реализовала  имевшиеся благоприятные возможности  для структурных реформ экономики, создания и внедрения новых технологий и развития наукоемких производств. В результате Россия не в состоянии  составить конкуренцию развитым странам мира.

Процесс искоренения причин коррупции заключается в строительстве  современного демократического, правового  государства, эффективной рыночной экономики, формирования сильного гражданского общества, создании условий для развития свободной, созидательной, активной и  ответственной личности.

Данный процесс должен начаться с исполнения законов. Беззаконие власти – это неисполнение государственной  властью своих обязанностей. Беззаконие лишает главный субъект рыночных отношений – малый и средний  бизнес – возможности свободного и эффективного развития. Беззаконие лишает личность – главную движущую силу гражданского общества – возможности  развивать свои способности, права  и свободы. Соблюдение же законов  позволяет развивать созидательный  потенциал человека, открывает возможности  для широкого развития малого и среднего бизнеса, позволяет работать конкуренции, внедрять инновации и наукоемкие технологии. В итоге соблюдение законов  создаст благоприятные условия  для роста экономики, ликвидации бедности, формирования сильного среднего класса, эффективного государства, конкурентоспособной страны. Чтобы государственная власть добросовестно исполняла законы, общество должно ее постоянно контролировать. Важнейшим условием такого контроля является информационная прозрачность органов власти. Главным направлением антикоррупционной деятельности государства и общества является установление информационной прозрачности в функционировании исполнительной, законодательной, судебной власти, правоохранительных органов и органов местного самоуправления.

Важно подчеркнуть, что в  современном мире движущей силой  социального прогресса является движение информации. В связи с  этим любая система контролируется такой подсистемой, которая обладает большим информационным потенциалом  и потребляет при этом наименьшее количество энергии.

Информационный обмен  в современном обществе способствует формированию новой среды обитания, новых социальных и моральных  ценностей, нового образа жизни и  новых принципов управления. Информационно  закрытые системы сегодня неконкурентоспособны. Поэтому информационная прозрачность – движущая сила общества и власти. Она не только влияет на изменение  правил поведения власти, повышая  ее ответственность и эффективность  работы на благо общества, но и способствует качественному изменению самого общества.

В тех странах, где люди имеют полноценную информацию о  деятельности власти, нет коррупции, а государство соблюдает законы, то есть права и свободы человека, работает ответственно и эффективно на общее благо. С другой стороны, именно закрытость, утаивание правды, монополия на информацию есть основное оружие бюрократии, с помощью которого она пытается навязать обществу свою волю, оставаясь при этом без контроля. Следствием является ее безответственность, беззаконие, коррумпированность, некомпетентность и недееспособность в служении людям.

Вот почему такие успешные страны, как Финляндия, Дания, Исландия, Новая Зеландия, где, по данным «Трансперенси Интернешнл», практически нет коррупции, занимают первые места по уровню свободы прессы в рейтингах международной организации журналистов «Репортеры без границ». Информационная прозрачность, таким образом, модернизирует страну, создает условия для роста ее конкурентоспособности, укрепления государства, гражданского общества, а в конечном итоге, искоренения коррупции.

Задача гражданского общества состоит в том, чтобы ускорить этот процесс. В связи с этим Общественный антикоррупционный комитет разработал законопроект «О гарантиях предоставления информации о деятельности и решениях государственных органов и органов местного самоуправления». Цель законопроекта – установить правовые процедуры общественного контроля над деятельностью органов госвласти и органов местного самоуправления посредством обеспечения открытости, информационной прозрачности их деятельности. Действие закона должно распространяться на исполнительную, законодательную, судебную власти, другие государственные органы, а также органы местного самоуправления и их должностных лиц в целях усиления их подотчетности гражданскому обществу.

В стране не должно быть ни для  кого монополии на информацию. Информация только тогда обретает общественную пользу, когда она открыта для  всех, сокрытие правды наносит обществу вред. Доступ к информации органов государственной власти нельзя делать платным. Наконец, информация должна быть полной, исчерпывающей и постоянно обновляемой.

Законопроект закрепляет гарантии реализации права на информацию, определяет порядок ограничения  доступа к информации, устанавливает  порядок возмещения расходов, связанных  с предоставлением информации. Определяет способы получения официальной  информации. В частности, путем опубликования  информации на сайтах государственного органа, органа местного самоуправления в сети Интернет, опубликования в  средствах массовой информации, обеспечения  непосредственного доступа к  документам и материалам, а также  к заседаниям соответствующих органов, предоставления документов и материалов на основании запроса.

Информация о работе Причины коррупции