Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 19:46, дипломная работа
По-прежнему актуальной остается задача, связанная с обеспечением доступности жилья для людей с различным уровнем доходов. Так как жилье является одной из базовых ценностей, обеспечивающих гражданам ощущение экономической стабильности и безопасности, стимулирующих к эффективному и производительному труду и в значительной степени формирующих отношение граждан к государству, поскольку именно государство является гарантом реализации конституционного права граждан на жилище. На правительственном уровне принят приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»[5]. Однако ситуация с доступностью для граждан приобретения, а тем более получения жилища с каждым годом не улучшается, а ухудшается.
Введение. 3
Глава 1. Общая правовая характеристика ипотечного кредитования. 6
1.1 История развития ипотечного кредитования и его современное состояние 6
1.2 Правовое регулирование ипотечных отношений в Российской Федерации 12
1.3 Проблемы развития ипотечного кредитования в России и в зарубежных странах: сравнительно-правовой анализ. 24
Глава 2. Юридическая природа гражданско-правового договора ипотечного кредитования. 33
2.1 Понятие и особенности заключения и оформления договора ипотечного кредитования 33
2.2 Правовой статус субъектов ипотечного кредитования. 49
2.3 Особенности гражданско-правовой ответственности участников ипотечных отношений 55
Заключение. 69
Список использованной литературы.. 75
Государство постепенно приходит к осознанию того, что необходимо вкладывать деньги в стройиндустрию. При выполнении этих условий можно будет говорить о снижении стоимости жилья и о выполнении программы «Доступное жилье» в количественных показателях. Итак, спустя год с момента вступления в силу Федерального закона № 214 «Об участии в долевом строительстве»[42], призванного защитить строительный рынок от недобросовестных и непрофессиональных компаний, законодатели признали, что в итоге новый закон серьезно сократил частные инвестиции и практически свел на нет банковское кредитование.
Но есть и противники социальной ипотеки. Так, по мнению М.П. Логинова, подобные схемы, позволяя решить краткосрочные социальные задачи обеспечения жильем части населения, постоянно требуют дополнительных бюджетных средств и не позволяют включить механизм рефинансирования с использованием средств финансового рынка и рынка частных инвестиций. Е.Л. Смирнова считает, что система ипотечного кредитования должна носить рыночный, а не дотационный характер и существуют сомнения, что бюджет страны сможет в течение многих лет выдержать нагрузку такого субсидирования[43].
Двухуровневая или американская модель ипотечного кредитования является классической ипотечной схемой, широко распространенной в США. Ее особенностью является разделение банков-кредиторов и источника средств (эмитентов ипотечных ценных бумаг). Концепции американской модели отдано предпочтение на федеральном уровне. Для реализации и развития программы было создано «Агентство по жилищному ипотечному кредитованию» (АИЖК), а в федеральном бюджете заложены гарантии по ценным бумагам, выпускаемых Агентством.
В США сформировалась так называемая двухуровневая система ипотечного кредитования, где кредитор и эмитент ипотечных ценных бумаг разделены. В первую очередь это обусловлено поддержанием ликвидности коммерческих банков, участвующих в долгосрочном ипотечном кредитовании.
В Соединенных Штатах Америки еще во времена Ф.Рузвельта начала складываться разветвленная система ипотечного кредитования жилищного строительства и приобретения жилья в собственность. В настоящее время система финансирования жилья в США - это сложный рынок, на котором действует огромное число учреждений, включая ипотечные банки, сберегательные и кредитные ассоциации, коммерческие и сберегательные банки, страховые компании, пенсионные фонды и т.п.
Факторами успеха оказались мероприятия по формированию вторичного ипотечного рынка - это решило главную проблему жилищного финансирования. Для этого в разные годы были созданы Федеральная национальная ипотечная ассоциация (Fannie Мае), Корпорация жилищного кредитования (Freddie Mac) и Правительственная национальная ипотечная ассоциация (Ginnie Мае).
Американским правительством в 1938 году была учреждена Федеральная Национальная Ипотечная Ассоциация, главной целью была покупка и продажа закладных[44].
Затем была проведена реструктуризация Федеральной Национальной Ипотечной Ассоциации: в результате она была разделена на два отдельных предприятия, одно из которых сохранило название Fannie Mae. Эти организации наделены полномочиями покупать ипотечные кредиты на жилье и выпускать ценные бумаги под государственную гарантию или государственное страхование.
США напрямую или через Мировой банк в странах Восточной Европы потратила десятки миллионов долларов в рамках программ помощи по созданию систем ипотечного кредитования и финансирования по американскому образцу, но в итоге эти страны (за исключением России) приняли законы, основанные на германском (европейском континентальном) праве.
Но в то же время в последние годы в континентальных европейских странах, например в той же Германии, всё чаще начинают обращаться к американской двухуровневой системе ипотечного кредитования.
В 1934 году была создана Федеральная
жилищная администрация в соответствии
с Национальным актом о жилье,
основными направлениями
Еще одной формой государственной поддержки является адресная финансовая помощь гражданам при приобретении жилья. Государство использует прямые формы помощи - денежные дотации при погашении процентов, например, погашение части кредита при рождении ребёнка, и непрямые - в зависимости от имущественного состояния, состава его семьи и т.п., например, налоговые вычеты.
В связи с финансовым кризисом объемы ипотечного кредитования в России по итогам 2008г. снизились. Самым провальным оказался 4 квартал, в котором ипотека упала в четыре раза по сравнению с тем же кварталом 2007г[45].
Причинами возникновения
кризиса на рынке ипотеки в
США стали падение цен на недвижимость;
общее повышение ставок по ипотечным
кредитам, следующее за повышением
ставок рефинансирования Федеральной
резервной системой (ФРС) США; ослабление
требований и стандартов по выдаваемым
ипотечным кредитам; падение доходов
населения США: в результате заемщики,
не располагавшие стабильными
В России подавляющее большинство кредитов на приобретение жилья выдается по фиксированной ставке, кредиты с «плавающей» ставкой[47], привязанной к рынку, практически не пользуются спросом. Поэтому для «старых» заемщиков условия погашения кредитов не ухудшились.
Обобщив развитие ипотечного кредитования в зарубежных странах, следует отметить, что именно оно стало фактором экономического развития в США и в Германии.
Однако опыт других стран
в чистом виде перенести в российские
условия невозможно. Тем более
что американская система ипотечного
кредитования показала свое несовершенство.
При использовании зарубежного
опыта необходим его
Глава 2. Юридическая природа гражданско-правового договора ипотечного кредитования
2.1 Понятие и особенности
заключения и оформления
После того, как Правительством РФ была одобрена Концепция развития ипотечного жилищного кредитования в России[48], возрос интерес к ипотечному кредитованию. Актуальной стала проблема правильности заключения, оформления и государственной регистрации договора об ипотеке.
Пункт 1 ст. 1 Федерального закона
от 16 июля 1998г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге
недвижимости)» содержит понятие
договора ипотеки, в соответствии с
которым одна сторона – залогодержатель,
являющийся кредитором по обязательству,
обеспеченному ипотекой, имеет право
получить удовлетворение своих денежных
требований к должнику по этому обязательству
из стоимости заложенного
Договор ипотеки, как и
любой другой гражданско-правовой договор[50],
является не только особым юридическим
фактом, устанавливающим юридическую
связь между субъектами, но и средством
правового регулирования
В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Необходимо отметить достаточно обширный перечень условий договора об ипотеке (залоге недвижимости), которые признаются существенными. В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона об ипотеке к разряду существенных условий отнесены предмет договора и его оценка, существо, размер и срок исполнения основного обязательства, обеспеченного ипотекой.
Предметом договора ипотеки является недвижимое имущество. Определение понятия «недвижимость» раскрыто в ст. 130 ГК РФ.
Таким образом, предметом
договора ипотеки может быть только
индивидуально определенная вещь. Поэтому
строения, являющиеся предметом договора,
должны по своим характеристикам, в
частности, по функциональному назначению,
точно совпадать с данными, которые
они имеют в качестве объекта
государственной регистрации
В договоре ипотеки необходимо описать предмет ипотеки. В частности, указывается вид недвижимого имущества, закладываемого по договору об ипотеке (жилой дом, квартира и т.д.). При описании недвижимого имущества указывается наименование предмета ипотеки, которое содержится в свидетельстве о государственной регистрации объекта недвижимого имущества и документе технического учета или кадастровом плане; площадь объекта недвижимости; адрес, по которому расположен объект недвижимости; условный или кадастровый номер объекта недвижимости.
Закон об ипотеке (абз. 3 п. 2 ст. 9) также предусматривает, что если предметом ипотеки является принадлежащее залогодателю право аренды, арендованное имущество должно быть определено в договоре об ипотеке так же, как если бы оно само являлось предметом ипотеки, и должен быть указан срок аренды.
Необходимо отметить, что к ипотечным правоотношениям применим предварительный договор, который не подлежит обязательной государственной регистрации исходя из требований ст.164 ГК РФ. Предметом предварительного договора является обязательство сторон по поводу заключения будущего договора, а не обязательства по поводу недвижимого имущества[54].
В договоре об ипотеке также
должны быть указаны право (собственность,
аренда и др.), на основании которого
имущество, являющееся предметом ипотеки,
принадлежит залогодателю, и наименование
органа, осуществляющего
Согласно Закону об ипотеке,
предметом договора ипотеки могут
быть вещи и имущественные права,
которые будут приобретены
Следовательно, очень важно грамотно и объективно проводить оценку предмета договора. Нормативно-правовую базу, регламентирующую оценочную деятельность, составляет ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ»[55].
В правоприменительной практике
нередко возникают споры, связанные
с несогласием залогодержателя
по стоимости заложенного
В соответствии с п. 3 ст. 9 Закона об ипотеке оценка предмета ипотеки определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации по соглашению залогодателя с залогодержателем и указывается в договоре об ипотеке в денежном выражении.
Принцип оценки предмета залога по соглашению сторон представляется целесообразным, так как лишь соглашением сторон возможно достичь максимальной сбалансированности интересов контрагентов в данном правоотношении[56].
Наличие нескольких оценок предмета ипотеки в договоре не является основанием для признания такого договора незаключенным. Это толкование содержится в п. 19 информационного письма Президиума ВАС РФ от 28 января 2005г. № 90 «если возможно установить, какая из оценок представляет собой ту, о которой договорились стороны, как о существенном условии договора об ипотеке»[57], ипотечный договор считается заключенным.
Информация о работе Проблемы правового регулирования ипотечного кредитования