Проблемы предмета и метода гражданско- правового регулирования в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2015 в 06:02, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в настоящее время происходит известное расширение сферы действия гражданского права. Так, к нему теперь относится ряд отношений землепользования и природопользования, изменивших свою экономическую и юридическую природу в связи с признанием права частной собственности на некоторые земельные участки и другие природные объекты. Гражданско-правовые начала все больше проникают в сферу семейных отношений. Взаимоотношения индивидуального управляющего с нанявшей его компанией (например, акционерным обществом) строятся по нормам акционерного (гражданского), а не трудового законодательства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ ОТРАСЛИ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
1.1 Понятие гражданского права
1.2 Предмет гражданского права
1.3 Методы гражданского права
2 Проблемы предмета и метода гражданско- правового регулирования в Казахстане
3 Гражданское право в системе отраслей права
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Предмет ГП РК.docx

— 58.80 Кб (Скачать файл)

1) императивный (метод властного приказа), направленный на обеспечение предписанного государством строго обязательного поведения субъекта;

2) автономный, оставляющий субъектам значительный простор для свободного волеизъявления;

3) поощрительный, стимулирующий желательное для государства и общества правомерное и социально активное поведение;

4) рекомендательный, предлагающий адресату самостоятельно определить желательный для государства вариант поведения с учетом местных условий и реальных возможностей. Сообразно этому и классифицируются юридические нормы, каждая разновидность которых, в свою очередь, составляет нормативную основу соответствующего метода, предопределяет его своеобразие, является существенным элементом его характеристики.

Императивные нормы - категорические, строго обязательные, не допускающие отступлений и иной трактовки предписания. Императивными являются подавляющее большинство норм права, относящихся к различным его отраслям, в том числе все исходные юридические нормы.

Диспозитивные нормы предписывают вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность в пределах предоставленных законом средств урегулировать отношения по своему усмотрению.

Суть такой более широкой правовой автономии, которой наделяются участники правовых отношений, регулируемых диспозитивной нормой, заключается в том, что сторонам предоставляется возможность самим договориться о своих взаимных правах и соответствующих им обязанностях, и лишь на случай, если они не сделают этого, предписывается определенный обязательный вариант поведения.

Диспозитивные нормы свойственны многим отраслям права, однако в наибольшей мере они присущи гражданскому праву, так как специфический метод правового регулирования данной отрасли базируется на равенстве и автономном положении субъектов.

Полагаем, что следует согласиться с авторами, высказывающимися за преодоление сложившегося в правовой теории и практике стереотипа, будто диспозитивные нормы права присущи в основном гражданскому праву и некоторым другим отраслям частного права. Как отмечает И.С. Лапшин, сфера действия диспозитивных юридических норм касается большинства отраслей действующего как частного, так и публичного российского права [3]. 

Вместе с тем, на наш взгляд, предлагаемое им определение диспозитивной нормы страдает известной односторонностью. По мнению Лапшина И.С., диспозитивная норма – это юридическая установленная государством мера возможного правомерного поведения субъектов права при вариантном использовании прав и свобод, а также применении предписаний правовых норм применительно к конкретным жизненным случаям [3]. Между тем диспозитивная норма предоставляет сторонам свободу усмотрения в выборе по взаимному согласию определенного варианта не только использования прав, но и исполнения соответствующих обязанностей.

В диспозитивных нормах Красавчиков О.А. [4] и Лапшин И.С. видят «основанную на нормах юридическую свободу (возможность) осуществлять субъективные права (приобретать, реализовывать или распоряжаться ими) по своему усмотрению в границах закона» [3].

В целом диспозитивность в праве означает наличие у его субъектов (участников правоотношения) известной степени свободы волеизъявления относительно своих прав и обязанностей в пределах, предусмотренных соответствующими нормами права.

Автономия субъектов права состоит в осуществлении субъектами свободы волеизъявления, при этом она является различной в каждой отрасли права. Как пишет об этом Лапшин И.С., диспозитивность в гражданском праве не тождественна диспозитивности в праве конституционном, как не тождественна она диспозитивности в уголовно-процессуальном праве [3, c. 17].

Наиболее существенным в характеристике диспозитивных норм является то, что они представляют собой разновидность правовых норм, специально предназначенных для выражения и реализации диспозитивности в праве; норм, основное назначение которых - урегулирование общественных отношений путем оптимального наделения участников (сторон) правоотношения свободой волеизъявления относительно их взаимных субъективных прав и юридических обязанностей.

Поощрительные нормы - это предписания относительно предоставления мер поощрения за одобряемый государством и обществом, полезный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении своих юридических и общественных обязанностей либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования.

Соответственно поощрительная норма права характеризуется в специальной литературе как обеспечиваемое государством указание общего характера о возможном или должном предоставлении определенной меры поощрения за полезный для государства вариант поведения, состоящий в добросовестном выполнении юридических или общественных обязанностей либо в достижении установленных результатов, превосходящих обычные требования, в целях повышения социальной активности отдельных граждан и их коллективов в различных сферах жизни общества [5].

Поощрительные нормы права служат средством активного воздействия на общественные отношения с целью, во-первых, развития прогрессивных отношений, во-вторых, вытеснения, упразднения вредных, консервативных отношений. Не менее существенная особенность поощрительной нормы права состоит в том, что она не предписывает гражданам и организациям определенного положительного поведения, а устанавливает стимулы для такого поведения, тем самым не подчиняя, а направляя волю лица или коллектива на полезные действия в интересах общества и государства. Тем самым в поощрительной норме права как бы "закодирован" такой специфический способ воздействия, в результате осуществления которого субъект права, настраиваясь на положительную деятельность, рассчитывает на получение государственного одобрения [5, c. 40]. 

Итак, поощрительные нормы права стимулируют субъекты права на добросовестный, высокопроизводительный труд, на повышение социальной активности отдельных граждан и их объединений в различных сферах жизни общества. Поощрительные нормы права свойственны различным отраслям права Казахстана.

Поощрительные нормы права служат в качестве мотивов и стимулов, создающих условия для повышения производительности и улучшения качества работы трудящихся.

Рекомендательные нормы устанавливают варианты желательного, с точки зрения государства, урегулирования общественных отношений, для обеспечения реализации которых адресаты данных рекомендаций проводят мероприятия, соответствующие их компетенции, с учетом своих местных условий, возможностей и резервов [6].

Характеризуя рекомендательную норму, Кулапов В.Л. дал ее следующее определение: «Рекомендательная норма - это правило поведения, указывающее на желательное развитие относящихся к компетенции адресата общественных отношений, позволяющее ему учесть свои местные условия, возможности, резервы и поддерживаемое в своей реализации государственными мерами позитивного и негативного характера» [6, 59].

Определенное свойство рекомендательных норм позволяет эффективно применять их в различных сферах человеческой деятельности. В соответствии с этим критерием данный вид правовых норм можно разделить на рекомендательные нормы, регулирующие отношения в сферах сельского хозяйства, промышленности, строительства, культуры, образования, финансов и т.д.

Метод регулирования, присущий правовому институту, раскрывает специфику взаимосвязи и совместного воздействия на определенный вид или комплекс общественных отношений группы схожих между собой, «родственных» юридических норм, образующих данный институт.

Методы правового регулирования складывается из определенных элементов и имеют свою структуру. Полного единства мнений относительно состава отраслевого метода не достигнуто, но следует согласиться с исходными положениями, которым должны отвечать его элементы [7]:

1) каждый элемент выражает единое  содержание отраслевого метода;

2) элементы метода во многом  обусловлены характером регулируемых  отношений;          

3) эти элементы представляют  собой единую совокупность, органически  связаны между собой, взаимно  дополняют и раскрывают друг  друга;

4) данная совокупность является  неповторимой и выражает специфику  отрасли, особенности ее воздействия  на предмет регулирования и  отличия от других отраслей;

5) элементы метода регулирования  одной отрасли права являются  однопорядковыми по отношению к элементам метода другой;

6) отраслевой метод не только  обобщает специфические особенности  данной части объективного права, но и предопределяет общие  специфические черты элементов  ее механизма регулирования.

Отметим, что в последнее время поощрительному методу правового регулирования уделяется все большее внимание. И это вполне закономерно. На наш взгляд, актуальность такого обращения обусловлена многими причинами: во-первых, проведением экономических, политических и судебно-правовых реформ в Республике Казахстан, эффективность которых непосредственно связана с повышением социальной и правовой активности членов общества;  
во-вторых, недостаточной теоретической и практической разработкой поощрительного метода правового регулирования; в-третьих, потребностью в разработке и совершенствовании различных форм и мер государственных поощрений, стимулирующих правомерное поведение субъектов права.

Все изложенные выше аргументы определяют возрастающую потребность в дальнейшей углубленной теоретической разработке именно поощрительного метода правового регулирования.

Институт поощрения играет огромную роль в развитии процессов стимулирования деятельности субъектов права. По нашему мнению, в любой общественно полезной деятельности мерам поощрительного характера должно уделяться особое внимание.

 

 

 

 

 

2 Проблемы предмета и метода  гражданско- правового регулирования в Казахстане

Гражданское законодательство Республики Казахстан определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников. Ряд авторов полагают, что необходимо отграничить имущественные отношения от материальных, производственных и экономических. Необходимость такого разграничения обычно объясняется тем, что материальные, производственные и экономические отношения носят объективный характер и поэтому не могут регулироваться нормами права.

Более обоснованной представляется позиция тех авторов, которые считают, что понятия производственных, материальных, экономических и имущественных отношений с разных сторон отражают различные свойства одних и тех же общественных отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления  материальных благ.

Гражданский Кодекс Республики Казахстан устанавливает, что гражданское законодательство регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.

Для изложенных выше позиций характерна одна общая черта: в качестве предметного признака гражданского права в них используются свойства не самих общественных отношений, а их участников или имущества, по поводу которого возникают эти отношения. Между тем специфический признак (положение) участников имущественных отношений определяется характером этих отношений, а не наоборот. Поэтому положение, в котором оказываются участники общественных отношений, зависит от особенностей тех имущественных отношений, в которых они участвуют. Экономические же признаки имущества существуют не сами по себе, а предопределяются особенностями тех общественных отношений, которые складываются по поводу этого имущества. В силу этого предметный признак гражданского права правильнее искать в специфике самих имущественных отношений, а не в особенностях положения, занимаемого их участниками, пли имущества, по поводу которого эти отношения возникают. В качестве такого специфического признака может быть использован стоимостный характер имущественных отношений, входящих в предмет гражданского права.

Некоторые авторы включают в предмет гражданского права организационные отношения. Однако организационная деятельность в условиях товарного производства всегда связана с определенными материальными и трудовыми затратами, которые неизбежно получают стоимостную оценку. В силу этою так называемые организационные отношения составляют одну из разновидностей имущественных отношений и охватываются общим понятием «имущественно-стоимостные отношения».

Имущественный характер носят и отношения, складывающиеся между участниками хозяйственных обществ и товариществ в процессе организации деятельности последних Их относительный характер и имущественная направленность позволили законодателю отнести их к числу обязательственных отношении.

По-разному в литературе объясняется и включение в предмет гражданского права личных неимущественных отношении. Одни авторы полагают, что личные неимущественные отношения регулируются гражданским правом в силу их связанности с имущественными  отношениями.  Другие ученые полагают, что личные неимущественные отношения, будучи нетипичными для гражданского права, оказались втянутыми в сферу гражданско-правового регулирования, так как для них стало возможным использовать уже сложившийся  метод гражданско-правового регулирования.

Обобщающим признаком, позволяющим   объединить   имущественно-стоимостные   и   личные неимущественные отношения в предмете одной отрасли, является их взаимооценочный характер, который и предопределяет применение к ним единого метода правового регулирования — метода юридического равенства сторон. В литературе обоснована позиция, в соответствии с которой личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными, лишь защищаются и охраняются, но не регулируются гражданским правом. Эта позиция нашла отражение и в действующем гражданском законодательстве. Такое законодательное решение во многом обусловлено недостаточной научном разработкой механизма правового регулирования личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными. Однако это обстоятельство не может служить достаточным основанием для изъятия из предмета гражданского права личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными, если они обладают предметным признаком гражданского права.

Информация о работе Проблемы предмета и метода гражданско- правового регулирования в Казахстане