Проблемы становления и развития местного самоуправления в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 15:44, реферат

Краткое описание

Понятие «местное самоуправление» отражает комплексное и многообразное явление. Существуют следующие подходы к его определению.
- Местное самоуправление можно рассматривать в качестве основополагающего принципа осуществления власти в обществе и государстве, который, наряду с принципом разделения властей, определяет систему управления демократического правового государства. Европейская Хартия местного самоуправления, принятая Советом Европы 15 октября 1985 года, в статье 2 устанавливает, что принцип местного самоуправления должен быть признан в законодательстве страны . Конституции многих стран признают и гарантируют местное самоуправление, закрепляют его в качестве одной из демократических основ системы управления государства.

Содержание

1. Понятие местного самоуправления, принципы, функции, система, модели местного самоуправления……………………….………………..…3
2. Местное самоуправление в Казахстане по Закону от 15 февраля 1991 г. «О местном самоуправлении и местных Советах народных депутатов КазССР», особенности и специфика…………………………….…………..5
3. Специфика закрепления местного самоуправления в Конституции 1993 и 1995 г…………………………………………………………………………9
4. Проект Закона РК «О местном самоуправлении в РК» ( 2006 г.), органы местного самоуправления, их система, взаимоотношения с местными органами государственного управления в РК, финансовая основа их деятельности…………………………………………………………………10
5. Проблемы и перспективы развития местного самоуправления в РК..…13
Список литературы……………………………………………………...……18

Вложенные файлы: 1 файл

СРС3.docx

— 41.28 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки

Республики Казахстан

Казахский Национальный Университет имени Аль-Фараби

Юридический факультет

 

 

 

 

 

 Реферат

 

 

 

 

Тема: " Проблемы становления и развития местного самоуправления в РК "

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила :

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алматы 2013

Содержание

1. Понятие местного самоуправления, принципы, функции, система, модели местного самоуправления……………………….………………..…3

2. Местное самоуправление в Казахстане  по Закону от 15 февраля 1991 г.  «О местном самоуправлении и  местных Советах народных депутатов  КазССР», особенности и специфика…………………………….…………..5

3. Специфика закрепления местного  самоуправления  в Конституции 1993 и 1995 г…………………………………………………………………………9

4. Проект Закона РК «О местном  самоуправлении в РК» ( 2006 г.), органы  местного самоуправления, их система,  взаимоотношения с местными органами  государственного управления в  РК, финансовая основа их деятельности…………………………………………………………………10

5. Проблемы и перспективы развития местного самоуправления в РК..…13

Список литературы……………………………………………………...……18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие местного самоуправления, принципы, функции, система, модели местного самоуправления

 

Понятие «местное самоуправление»  отражает комплексное и многообразное  явление. Существуют следующие подходы  к его определению. 
    - Местное самоуправление можно рассматривать в качестве основополагающего принципа осуществления власти в обществе и государстве, который, наряду с принципом разделения властей, определяет систему управления демократического правового государства. Европейская Хартия местного самоуправления, принятая Советом Европы 15 октября 1985 года, в статье 2 устанавливает, что принцип местного самоуправления должен быть признан в законодательстве страны . Конституции многих стран признают и гарантируют местное самоуправление, закрепляют его в качестве одной из демократических основ системы управления государства. 
    - Местное самоуправление – это право граждан, местного сообщества (населения данной территории) на самостоятельное ведение местных дел. Признавая это право, государство признает самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий, берет на себя обязанность создавать необходимые условия для их осуществления. Данное право, принадлежащее населению городских и сельских поселений и реализуемое им непосредственно, а также через органы местного самоуправления, обеспечивается судебной защитой, иными гарантиями, закрепленными Конституцией государства и иными законодательными актами [20]. 
    - Местное самоуправление можно охарактеризовать и как форму, способ организации и осуществления населением власти на местах, которое обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов местной жизни с учетом исторических и иных местных традиций. Данная форма реализации власти на местах означает также, что граждане и формируемые ими органы местного самоуправления берут на себя ответственность за управление местными делами. Именно в этом суть местного самоуправления . 
    - Местное самоуправление - это форма народовластия, обеспечивающая населению возможность самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения . 
    Таким образом, местное самоуправление - это система общественных отношений, обеспечивающих реализацию права граждан по самостоятельному (под свою ответственность) решению вопросов местного значения, управлению муниципальной собственностью, исходя из интересов всех субъектов, действующих и проживающих на данной территории

Основные принципы организации  и деятельности местного самоуправления в Республике Казахстан

1. Основные принципы развития  местного самоуправления в Республике  Казахстан

В целях определения организационной, правовой и экономической основы местного самоуправления настоящей  Концепцией необходимо определить основные принципы организации и деятельности местного самоуправления в Республике Казахстан, которыми должны стать:

1) самостоятельное решение населением  вопросов местного значения;

2) законность, равенство прав и  учет законных интересов всех  жителей населенного пункта;

3) гласность и учет мнения  граждан при решении вопросов, непосредственно затрагивающих  интересы населения соответствующих  административно-территориальных единиц;

4) соблюдение общегосударственных  интересов при решении местных  задач;

5) участие в решении вопросов  государственного значения;

6) принцип субсидиарности, основанный  на том, что вмешательство вышестоящего  органа управления в действия  нижестоящего допускается лишь  в той мере, в какой последний  допустил действия, противоречащие  Конституции, законам и актам  Главы государства и Правительства,  проявил свою неспособность к  эффективному управлению, и при  наличии определенных условий,  при которых такое вмешательство  может считаться законным и  целесообразным;

7) комплексность, этапность развития  системы местного самоуправления;

8) поддержка местного самоуправления  со стороны государства;

9) открытость деятельности органов  местного самоуправления, их подконтрольность  и подотчетность населению.

 Подходы по развитию местного  самоуправления модели местного самоуправления

В настоящее время в научно-теоретическом  плане общепризнаны классификации  моделей организации местной  власти, в основе которой лежат  базовые отношения между органами местного самоуправления и органами центральной власти.

В соответствии с данным подходом можно выделить четыре базовые модели местного самоуправления: англосаксонскую, континентальную, смешанную и так  называемую советскую. Англосаксонская  модель получила распространение преимущественно  в странах с одноименной правовой системой: Великобритании, США, Канаде, Индии, Австралии, Новой Зеландии и  др. Основными чертами этой модели являются формальная автономия и  самостоятельность местного самоуправления, отсутствие на местах уполномоченных центрального правительства, опекающих  органы местного самоуправления.

Заметно отличается от англосаксонской  модели континентальная модель организации  власти на местах, которая получила распространение не только в странах  континентальной Европы (Франция, Италия, Испания, Бельгия), но и в большинстве  стран Латинской Америки, Ближнего Востока. Отличительные признаки этой модели следующие: сочетание местного самоуправления и государственного управления на местах, выборности и  назначаемости, определенная иерархия системы местного самоуправления, подчиненность  нижестоящих звеньев вышестоящим, наличие на местном уровне специального представителя центральной власти, полномочного осуществлять государственный  контроль за деятельностью органов  местного самоуправления.

Наряду с рассмотренными моделями существуют варианты организации власти на местах, в той или иной степени  вобравшие в себя черты каждой из них и обладающие собственными специфическими признаками. Эти модели получили название смешанных. К таким  моделям можно отнести местное  самоуправление в Германии, Австрии, Японии, в некоторых постсоциалистических и развивающихся странах.

Характерным признаком смешанной  модели можно считать сочетание  достаточно автономного местного самоуправления на низовом территориальном уровне с государственным управлением  на более высоком. Принципиальное отличие  от рассмотренных выше моделей имеет  так называемая советская модель организации власти на местах. Эта  модель была еще недавно достаточно распространена. Сейчас она имеет  место лишь в немногих странах, все  еще сохранивших социалистическую ориентацию (Китай, Куба, КНДР), а также  в некоторых государствах - правопреемниках  бывших республик Советского Союза (Беларусь, Узбекистан). Основными признаками данной модели являются: единовластие представительных органов снизу  доверху, жесткая централизация  системы представительных и исполнительных органов, иерархическая соподчиненность  всех ее звеньев, отсутствие муниципальной  собственности, местных бюджетов.

 

2.Местное самоуправление в Казахстане  по Закону от 15 февраля 1991 г.  «О местном самоуправлении и  местных Советах народных депутатов  КазССР», особенности и специфика.

 

   В Казахстане 15 февраля 1991 года был принят Закон «О местном самоуправлении и местных Советах народных депутатов». 
    Институт местного самоуправления является демократичным, т.к. вовлекает граждан в управление делами общества.  
    Принципы местного самоуправления получили свое правовое закрепление в Европейской Хартии о местном самоуправлении, которая служит правовым фундаментом  для муниципального законодательства стран ? членов Совета Европы. Конституции государств, основываясь на положениях Европейской Хартии о местном самоуправлении, закрепляют общие принципы местного самоуправления, присущие всей системе местного самоуправления  в соответствующих странах. В рамках данных принципов осуществляется регулирование особенностей организации местного самоуправления в приграничных территориях, закрытых административно-территориальных образованиях, правовое регулирование местного самоуправления в субъектах федераций или регионах с учетом исторических и иных местных традиций.  
    Реализация принципов местного самоуправления обеспечивается не только их правовым закреплением в законодательстве, уставах муниципальных образований, но и системой соответствующих данным принципам организационных форм и методов муниципальной работы. 
    Принципы местного самоуправления - это основополагающие начала и идеи, лежащие в основе организации и функционирования местного самоуправления. Среди них можно выделить следующие : 
а)  самостоятельность населения в принятии решений всех вопросов местного значения. Самостоятельное решение населением вопросов местного значения осуществляется путем местного референдума, муниципальных выборов, других форм прямого волеизъявления, а так же через выборные и другие органы местного самоуправления. Реализация данного принципа лежит в основе обеспечения финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы. 
б)  организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и  государством. Данный принцип призван, прежде всего, обеспечить возможность муниципальным образованиям, не нарушая более общих законодательных положений, самим определять свои внутренние административные структуры с тем, чтобы они отвечали местным потребностям и обеспечивали эффективное управление. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. На основе данного принципа строятся взаимоотношения органов и должностных лиц местного самоуправления с государственными органами и государственными должностными лицами. Законодательно закрепляется следующие положения: 
1) образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается; 
2) осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается; 
3) должностные лица местного самоуправления не относятся к категории государственных служащих; 
4) решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда. 
    Вместе с тем муниципальное законодательство не только должно обеспечить защиту местного самоуправления от незаконного вмешательства государственных органов в деятельность органов местного самоуправления, но и устанавливать основы их тесного взаимодействия. Органы местного самоуправления вступают во взаимодействие с органами государственной власти, реализуя отдельные государственные полномочия, которыми они могут наделяться законом, а так же осуществляя решения, принятые органами государственной власти, оказывая в соответствии с законом содействие государственным органам в выполнении их задач и функций на местном уровне. Государственные органы обеспечивают соблюдение законности в деятельности местного самоуправления. 
в)   многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления. Для развитых демократических государств характерно многообразие форм организации и осуществления местного самоуправления, что обуславливается рядом причин [68]. Во-первых, на организацию местного самоуправления в государстве оказывает влияние административно-территориальное (федеративное либо унитарное) устройство государства. Соответственно ему будет распределяться порядок установления общих принципов организации местного самоуправления, а также более детальная регламентация организации местного самоуправления. Во-вторых, современные государства часто представляют собой  многонациональные общества, многие регионы которых отличаются самобытностью, особенностью исторических и иных местных традиций. Все это не может не накладывать отпечаток на формы организации и осуществления местного самоуправления. Особенности организации местного самоуправления в различных странах и в различных муниципальных образованиях обусловлены также разнообразием основных и специальных типов поселений. Наконец, многообразие форм организации и осуществления местного самоуправления связано с возможностью самого населения избирать ту или иную организационную модель местного самоуправления. Как правило, законодательно предусматривается право муниципального образования самостоятельно разрабатывать и принимать свой устав, в котором закрепляются конкретные формы организации местного самоуправления: структура и порядок формирования органов местного самоуправления; формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения; наименования и полномочия выборных и других органов местного самоуправления. Также в нормативных актах должны найти отражение вопросы организации местного самоуправления, обусловленные проживанием на территории муниципального образования национальных групп и общностей, коренных народов, с учетом исторических и иных местных традиций, и другие вопросы организации местного самоуправления. 
г) соразмерность полномочий местного самоуправления имеющимся в их распоряжении материально-финансовым ресурсам. Органы местного самоуправления должны обеспечивать удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется государством путем закрепления отчислений от общегосударственных и иных налогов в доходы местных бюджетов. Важной гарантией реализации данного принципа являются конституционные положения о финансировании осуществления отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться законом органы местного самоуправления и о компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. 
д) ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед местным сообществом. Население решает вопросы местного значения непосредственно или через органы местного самоуправления. Причем наличие у муниципальных образований выборных органов обычно представляется необходимым. Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. Данный принцип ответственности призван обеспечить: 
1) эффективность осуществления местных задач, отнесенных к ведению муниципальных образований; 
2) учет и защиту интересов населения муниципальных образований в деятельности органов местного самоуправления; 
3) тесную связь населения с органами и должностными лицами местного самоуправления. 
    Решение вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенных уставом муниципального образования к его ведению, зависит, прежде всего, от того, насколько эффективно организована работа органов местного самоуправления, насколько инициативны и предприимчивы они в своей деятельности. Поэтому, в случае неудовлетворительного решения вопросов местной жизни, претензии населения муниципального образования должны быть обращены к органам и должностным лицам местного самоуправления, а так же к себе, ибо население самостоятельно как формирует муниципальные органы, так и непосредственно решает вопросы местного значения в соответствии с Законом.

3. Специфика закрепления местного самоуправления  в Конституции 1993 и 1995 г

В нашей стране составляющими становления  института местного государственного управления и самоуправления стали  Декларация о государственном суверенитете и Конституционный закон «О государственной  независимости Республики Казахстан», учреждение поста главы местной  администрации (позже – акима), принятие Конституции 1993 г., распад системы Советов  народных депутатов, прекращение деятельности Верховного Совета тринадцатого созыва, принятие новой, действующей в настоящее  время Конституции Республики Казахстан. В итоге - утверждение совершенно иных принципов организации государственной  власти в центре и на местах.  Если абстрагироваться от  деталей, период с сентября 1995 года по настоящее время можно обобщенно охарактеризовать как создание социально-экономических, управленческих предпосылок и наработка научного потенциала для внедрения местного самоуправления.

В Конституции РК 1993 г. о местном  самоуправлении вообще не говорилось. В ч. 2 ст. 90 закреплялось: «Решение вопросов местного значения осуществляется местными представительными и исполнительными  органами». В Законе РК от 10 декабря 1993 г. «О местных представительных и  исполнительных органах РК» понятие  «местное самоуправление» даже не упоминалось. Закреплялась лишь возможность (ст. 53–54 Закона) для рассмотрения наиболее важных вопросов, затрагивающих интересы населения соответствующей территории, проводить собрание представителей граждан поселка, аула (села), аульного (сельского) округа, достигших 18-летнего возраста, и регламентировалась компетенция собрания.  
Конституция Республики Казахстан 1995 г. содержит, в отличие от Конституции 1993 г., ст. 89, посвященную местному самоуправлению. Впервые в Конституции представлены нормы о местном самоуправлении. Гарантируется его самостоятельность в пределах его полномочий. Тем самым заложены предпосылки для становления и развития системы местного управления и самоуправления, государственного управления с элементами децентрализации на местах и политическим контролем со стороны местного населения в лице своих представительных органов. Конституция закрепляет, что в РК признается местное самоуправление, обеспечивающее самостоятельное решение населением вопросов местного значения (ч. 2 ст. 89). Для уточнения этого понятия Толковый словарь Конституции РК разъясняет, что «местное самоуправление – признанный Конституцией 1995 г. (ст. 89) демократический институт самостоятельного решения населением вопросов местного значения».  
В первоначальной редакции Конституции 1995 г. закреплялась концепция, согласно которой местное самоуправление было отделено от местного государственного управления. Местное государственное управление было представлено маслихатами (местными представительными органами), акимами и акиматами (местными исполнительными органами). 
Местное самоуправление могло осуществляться населением непосредственно путем выборов, а также через выборные и другие органы местного самоуправления. Такое соотношение между местным государственным управлением и самоуправлением просуществовало до 2007 г.

4. Проект Закона РК «О местном самоуправлении в РК» ( 2006 г.), органы местного самоуправления, их система, взаимоотношения с местными органами государственного управления в РК, финансовая основа их деятельности.

 Основные понятия,  используемые в настоящем Законе      

 В настоящем Законе используются  следующие понятия:     

1) аким - представитель Президента  и Правительства Республики Казахстан,  возглавляющий местный исполнительный  орган (в случае его создания) и обеспечивающий проведение  государственной политики на  соответствующей территории, согласованное  функционирование всех территориальных  подразделений центральных государственных  органов Республики Казахстан,  руководство исполнительными органами, финансируемыми из соответствующего  бюджета, наделенный полномочиями  государственного управления в  соответствии с законодательством  Республики Казахстан, ответственный  за состояние социально-экономического  развития соответствующей территории;      

2) аппарат акима - государственное  учреждение, обеспечивающее деятельность  местного исполнительного органа (в случае его создания) и акима;      

3) аппарат маслихата - государственное  учреждение, обеспечивающее деятельность  соответствующего маслихата, его  органов и депутатов;     

4) исполнительный орган, финансируемый  из местного бюджета - государственное  учреждение, уполномоченное акиматом  на осуществление отдельных функций  местного государственного управления  и финансируемое из соответствующих  местных бюджетов;     

5) председатель сессии маслихата  - должностное лицо маслихата,  избираемое из числа его депутатов,  осуществляющее организационно-распорядительные  функции на сессии маслихата;     

6) местное государственное управление - деятельность, осуществляемая местными  представительными и исполнительными  органами в целях проведения  государственной политики на  соответствующей территории, ее развития в пределах компетенции, определенной настоящим Законом и другими законодательными актами, а также являющимися ответственными за состояние дел на соответствующей территорий;      

7) местный исполнительный орган  (акимат) - коллегиальный исполнительный  орган, возглавляемый акимом области  (города республиканского значения, столицы), района (города областного  значения), осуществляющий в пределах  своей компетенции местное государственное  управление на соответствующей  территории;     

Информация о работе Проблемы становления и развития местного самоуправления в РК