Проблемы становления и развития местного самоуправления в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 15:44, реферат

Краткое описание

Понятие «местное самоуправление» отражает комплексное и многообразное явление. Существуют следующие подходы к его определению.
- Местное самоуправление можно рассматривать в качестве основополагающего принципа осуществления власти в обществе и государстве, который, наряду с принципом разделения властей, определяет систему управления демократического правового государства. Европейская Хартия местного самоуправления, принятая Советом Европы 15 октября 1985 года, в статье 2 устанавливает, что принцип местного самоуправления должен быть признан в законодательстве страны . Конституции многих стран признают и гарантируют местное самоуправление, закрепляют его в качестве одной из демократических основ системы управления государства.

Содержание

1. Понятие местного самоуправления, принципы, функции, система, модели местного самоуправления……………………….………………..…3
2. Местное самоуправление в Казахстане по Закону от 15 февраля 1991 г. «О местном самоуправлении и местных Советах народных депутатов КазССР», особенности и специфика…………………………….…………..5
3. Специфика закрепления местного самоуправления в Конституции 1993 и 1995 г…………………………………………………………………………9
4. Проект Закона РК «О местном самоуправлении в РК» ( 2006 г.), органы местного самоуправления, их система, взаимоотношения с местными органами государственного управления в РК, финансовая основа их деятельности…………………………………………………………………10
5. Проблемы и перспективы развития местного самоуправления в РК..…13
Список литературы……………………………………………………...……18

Вложенные файлы: 1 файл

СРС3.docx

— 41.28 Кб (Скачать файл)

8) местный представительный орган  (маслихат) - выборный орган, избираемый  населением области (города республиканского  значения, столицы) или района (города  областного значения), выражающий  волю населения и в соответствии  с законодательством Республики  Казахстан определяющий меры, необходимые  для ее реализации, и контролирующий  их осуществление;     

9) сессия маслихата - основная  форма деятельности маслихата;     

10) схема управления административно-территориальной  единицей - система исполнительных  органов, расположенных на соответствующей  территории, финансируемых из бюджета  соответствующей административно-территориальной  единицы;     

11) территориальное подразделение  центрального государственного  органа - структурное подразделение  центрального исполнительного органа, осуществляющее в пределах соответствующей  административно-территориальной единицы  функции центрального исполнительного  органа. 
      Сноска. В статью 1 внесены изменения - Законом РК от 11 мая 2004 г. N 552 (порядок введения в действие см. статью 2).      

       Законодательство о местном государственном 
                управлении 
       1. Законодательство о местном государственном управлении основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 
      2. Настоящий Закон применяется на территории города Алматы и столицы в части, не противоречащей законодательству Республики Казахстан об особом статусе города Алматы и статусе столицы. 

              Экономическая и финансовая основа 
                деятельности местного государственного 
                управления 
       Экономическую и финансовую основу деятельности местного государственного управления составляют: 
      1) местный бюджет; 
      2) имущество, закрепленное за коммунальными юридическими лицами; 
      3) иное имущество, находящееся в коммунальной собственности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.    

Основные требования и  ограничения, 
     устанавливаемые для маслихатов и акиматов 
       1. Маслихаты и акиматы в своей деятельности обязаны: 
      1) не допускать принятия решений, не соответствующих общегосударственной внешней и внутренней, финансовой и инвестиционной политике; 
      2) соблюдать интересы Республики Казахстан в обеспечении национальной безопасности; 
      3) придерживаться общегосударственных стандартов, устанавливаемых в общественно значимых сферах деятельности; 
      4) обеспечивать соблюдение прав и законных интересов граждан.     

2. Маслихатам и акиматам запрещается  принимать решения, препятствующие  формированию единого рынка труда,  капитала, финансов, свободному обмену  товарами и услугами в пределах  Республики Казахстан.     

3. Планы развития территорий, принимаемые  маслихатами и акиматами, должны  соответствовать стратегическим  планам развития Республики Казахстан.  

 Местный бюджет 
      1. Областные (городов республиканского значения, столицы) бюджеты, бюджеты районов (городов областного значения) формируются за счет установленных для них источников налоговых и иных поступлений.     

2. Порядок разработки, утверждения  и исполнения местных бюджетов  устанавливается законодательством  Республики Казахстан. 

  Соотношение настоящего Закона с иными 
                 законодательными актами и порядок реализации 
                 его положений 
  
       1. Положения настоящего Закона являются основой для принятия иных нормативных правовых актов, регламентирующих отдельные направления и механизмы обеспечения местного государственного управления в Республике Казахстан.     

2. Законодательство Республики  Казахстан, действующее на момент  вступления в силу настоящего  Закона, применяется в части, не  противоречащей ему, и в течение  года со дня вступления его  в силу должно быть приведено  в соответствие с настоящим  Законом.

 

 

5.Проблемы и перспективы развития системы местного самоуправления в Казахстане  

 

Местное самоуправление призвано стать  полноценным и сильным звеном в системе управления страной. Основой  местного самоуправления в стране стали  маслихаты, как местные представительные органы, избираемые местным населением для решения местных задач. Это  должно было способствовать развитию инициативы граждан, их коллективной ответственности  за состояние дел на территории проживания. Проблемы местного значения должны решаться местными органами власти, как они  справляются со своими задачами - решать самим жителям.

В последнее время в отечественной  периодике активно внедряется термин «аутсорсинг», смысл которого заключается  в передаче организацией некоторых  сервисных функций другой компании, специализирующейся в данной области. Делается это исходя из основополагающего  принципа аутсорсинга: «оставляю себе только то, что могу делать лучше  других, передаю внешнему исполнителю  то, что он делает лучше других».

По такому же пути, видимо, будет  развиваться и система местного самоуправления Казахстана. Ведь государство  это такая же корпорация, с теми же управленческими процессами, только намного масштабнее.

В мае 2007 года начата реализация конституционной  реформы, которая стала своего рода аутсорсингом, только целой страны. Государство сознательно наделило органы местного самоуправления правом автономно решать проблемы на своем  уровне и, тем самым, ограничило сферы  своего воздействия на регионы.

Говоря о местном самоуправлении, нельзя не отметить, что это такой  низовой уровень административной системы, где население непосредственно  «включено» в управление территорией  своего проживания. Жители нескольких дворов добровольно объединяются для  решения своих бытовых проблем  жилищно-коммунального характера  сообща. В качестве примера можно  назвать такие актуальные вопросы  местного самоуправления как: газификация  района, обеспечение бесперебойной  подачи тепла и света в дома, налаживание водоснабжения или  обустройство прилегающей территории.

Теперь проблемы местного значения должны будут решаться местными органами власти, которые лучше всех справятся  с этим. Почему? Да потому, что в  деятельности институтов местного самоуправления будут принимать участие сами жители этих дворовых участков и кондоминиумов. Тем самым, высокая эффективность  самоуправления обуславливается прямой заинтересованностью жителей, так  как касается места их собственного проживания.

Другими словами, население как  бы самоорганизовывается для того, чтобы более эффективно и оперативно разрешать проблемы местного значения. Система местного самоуправления воспроизводит  важные управленческие процессы, только «в миниатюре» и с большим участием самого населения. Следует четко  обозначить, что именно органы самоуправления ввиду «прямого контакта» с населением, способны более эффективно решать вопросы, возникающие на местном уровне. Следовательно, местное самоуправление – является одним из ключевых компонентов подлинного народовластия как такового. Исходя из этого, можно утверждать – местное  самоуправление всегда было в приоритете государственной политики нашей  страны.

Президент Н.Назарбаев в своем  выступлении на совместном заседании  палат Парламента предложил фундаментальные  изменения в раздел Основного  Закона, касающийся определения правового  статуса местного самоуправления. Следует  отметить, что достаточно продолжительное  время вопрос о внедрении в  Казахстане системы местного самоуправления никак не сдвигался «с мертвой  точки».

Вместе с тем говорить о том, что этой проблеме не уделялось внимание со стороны государства также  неверно. Ведь оглашению Президентом  политического курса на построение собственной модели местного самоуправления предшествовала многолетняя и кропотливая  работа. Просто власть на некоторое  время взяла «тайм-аут», поскольку  при принятии окончательного политического  решения необходимо было раз и  навсегда определиться с моделью  реализации самоуправления в стране.

Как организовать власть на местах, да так, чтобы учитывалась местная  специфика, насколько эффективно будет  работать та или иная модель самоуправления в условиях неразвитости  гражданского общества, каковы социально-политические последствия внедрения самоуправления – все эти вопросы требовали конкретного ответа. В итоге в ходе поиска оптимального механизма реализации местного самоуправления был наработан определенный опыт.

Первым делом была осуществлена реформа жилищно-коммунального хозяйства. Она подразумевала перевод на бездотационную основу сферы содержания и эксплуатации жилищного фонда. Потом не раз предпринимались  попытки принятия нормативно-правовых актов, которые предусматривали  четкое разграничение органов местного государственного управления от местного самоуправления. Несмотря на отсутствие профильного законодательства, еще  в Конституции 1995 года была заложена норма, которая создала значительные предпосылки формирования местного самоуправления. Так, статья 89 Основного  Закона страны гласит: «В Республике Казахстан  признается местное самоуправление, обеспечивающее самостоятельное решение  населением вопросов местного значения».

Если же говорить о специфических  особенностях казахстанской модели местного самоуправления, то следует  отметить, что они направлены на повышение эффективности власти на местах и поддержании стабильности и согласия в стране.

Прежде всего, основой местного самоуправления в стране станут маслихаты, как местные представительные органы, избираемые местным населением для  решения местных задач. Это означает фактическое объединение местного государственного управления и самоуправления. Что это может дать?

В нашем случае, гармоничное сочетание  государственных полномочий и общественных функций позволит реально повысить эффективность самоуправления. С  одной стороны, самоуправление не имело  четкой единой структуры, серьезных  и стабильных источников финансирования. С другой стороны, маслихаты в  большинстве случаев не могли  эффективно решать задачи своего региона  без поддержки акима. Теперь же, эти  вопросы автоматически снимаются  с повестки дня. Думается, что подобное объединение позволит устранить  те недостатки, которые имелись когда  маслихаты и самоуправление функционировали  по отдельности.

Не менее важным является то, что  поправки в Основной Закон страны позволяют акимам населенных пунктов  легитимно решать проблемы местного самоуправления наряду с осуществлением государственных полномочий. Следует  отметить, что сельские акимы в  силу отсутствия структур самоуправления фактически исполняли их обязанности, поэтому данные нововведения направлены на законодательное закрепление  сложившихся отношений.

Вместе с тем, развитие местного самоуправления на основе маслихатов было продиктовано необходимостью эволюционного  государственного и политического  развития страны. Переход от системы  централизованного государственного управления к модели с сильным  самоуправлением не может быть реализован напрямую без «промежуточного» этапа. И таким компромиссным механизмом реализации местного самоуправления является маслихат. Предполагается, что эта  модель самоуправления в транзитный период оправдана и позволит оптимально учесть интересы центра и местных  сообществ.

Предполагается, что постепенно мы придем к более либеральным механизмам реализации местного самоуправления. Но это будет зависеть от степени  развитости социально-экономической  инфраструктуры регионов и готовности населения самостоятельно осваивать  и поддерживать нормальное функционирование территории. Пока же, совершенно справедливо  утверждение о том, что нужно  формировать местное самоуправление, которое соответствует интересам  государства и потребностям общества. Судя по всему, на данном этапе реализуется  «переходная» модель, которая направлена на сохранение общественной стабильности и преодоление межрегиональной диспропорции развития.

К тому же, следует понимать, что  политическая реформа отнюдь не исключает  другие формы самоуправления и самоорганизации  граждан. После поправок в Конституцию  Республики Казахстан 2 пункт статьи 98 изложен в следующей редакции: «Местное самоуправление осуществляется населением непосредственно, а также  через маслихаты и другие органы местного самоуправления в местных  сообществах, охватывающих территории, на которых компактно проживают  группы населения.

Органам местного самоуправления в  соответствии с законом может  делегироваться осуществление государственных  функций».

Как видим, данная конституционная  норма вполне допускает альтернативные формы самоуправления.

При этом, рассматривая внедрение  местного самоуправления исключительно  с точки зрения повышения эффективности  жилищно-коммунальных проблем, мы забываем о немаловажной политической составляющей данного вопроса. Между тем конституционные  реформы способны создать значимый политический эффект на местах.

Во-первых, согласно политической реформе назначение акима возможно с согласия маслихатов по представлению Президента страны. Теперь, когда маслихаты станут основой органов местного самоуправления, следует ожидать определенной политизации их деятельности. Политическая «нагрузка» на самоуправление будет усиливаться за счет существенного перераспределения властных полномочий и ответственности на местном уровне. Прежде всего, речь идет о значительном возрастании политической роли маслихатов. Представляется, что повышение роли местных представительных органов и предоставление им дополнительных полномочий является одним из важнейших шагов по формированию реального самоуправления.

Информация о работе Проблемы становления и развития местного самоуправления в РК