Публичные договоры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 13:01, реферат

Краткое описание

Еще в самом раннем возрасте, когда родители отдают нас в детский сад, или няне мы становимся потребителями образовательных услуг. Чем старше мы становимся, тем больше наши потребности в знаниях, мы учимся в школе, получаем среднее образование, затем получаем профессию, потом повышаем квалификацию, сертифицируемся, стажируемся… Все это время мы имеем дело с рынком образовательных услуг, который, в свою очередь, тесно связан с рынком труда, и со всей экономикой в целом.

Содержание

Введение………………………………….………………………………….……2

1. Общая характеристика рынка образовательных услуг……………………....4

1.1Рынок образования: структура и механизмы функционирования..................................................................................................4

1.2 Роль образования в жизни общества и в развитии экономики................................................................................................................6
2. Развитие образования в России: проблемы и перспективы…....……………………………………………………………….....7
2.1 Финансовые аспекты рынка образовательных услуг……..................................................................................................................7

2.2 Преимущества и возможности развития рынка образовательных услуг........................................................................................................................13

Заключение……………………………………………………………………….14

Список литературы……………………………………………………………………….16

Вложенные файлы: 1 файл

славва.docx

— 33.88 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ 
 
Введение………………………………….………………………………….……2 
 
1. Общая характеристика рынка образовательных услуг……………………....4 
 
1.1Рынок образования: структура и механизмы функционирования..................................................................................................4 
 
1.2 Роль образования в жизни общества и в развитии экономики................................................................................................................6 

2. Развитие образования в России: проблемы и перспективы…....……………………………………………………………….....7 
2.1 Финансовые аспекты рынка образовательных услуг……..................................................................................................................7 
 
2.2 Преимущества и возможности развития рынка образовательных услуг........................................................................................................................13 
 
Заключение……………………………………………………………………….14 
 
Список литературы……………………………………………………………………….16 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

Еще в самом раннем возрасте, когда родители отдают нас в детский сад, или няне мы становимся потребителями образовательных услуг. Чем старше мы становимся, тем больше наши потребности в знаниях, мы учимся в школе, получаем среднее образование, затем получаем профессию, потом повышаем квалификацию, сертифицируемся, стажируемся… Все это время мы имеем дело с рынком образовательных услуг, который, в свою очередь, тесно связан с рынком труда, и со всей экономикой в целом. 
Основой рынка является высшее и профессиональное образование, по сравнению с ним, доля рыночных структур (направленных на получение дохода) в сфере начального и среднего образования незначительна. 
Образование само по себе является стратегически важным ресурсом любого государства, поэтому развитие науки и образования в стране является объектом многих исследований на протяжении многих лет. 
Одной из основных проблем российского образования является плохая востребованность выпускников вузов, как на международном, так и на российском рынке. Это можно отнести к пережиткам советской системы, где была система государственного распределения выпускников, дававшая практически стопроцентную гарантию трудоустройства по специальности. В условиях административно-командной экономики наше образование функционировало как нельзя лучше. Научный потенциал страны был огромен, система образования была одной из лучших в мире, а наши специалисты ценились «на вес золота». После развала СССР страна встала на путь демократии и рыночной экономики, но дело в том, что в условиях рыночной экономики наша система оказалась неэффективна: подготавливалось множество высококлассных специалистов, которые в итоге работали либо не по своей специальности, либо оказались нетрудоустроенными.  
Появилась еще одна проблема: адаптация образования к условиям современной экономики и выход в международное образовательное пространство. Степень изученности данной проблемы с каждым годом возрастает, возникает огромное количество идей для реформирования российского образования.  
Информационная  база здесь довольно динамичная. Как таковых «учебников» здесь нет и быть не может. Основу составляют журнальные и газетные статьи, а также материалы многочисленных конференций. Это объясняется тем, что данный вид источников позволяет донести информацию быстрее и понятнее т.к. не требуется слишком много времени для написания статей по отдельным вопросам. А информация такого рода, издаваемая в книгах, может устареть еще до того, как книга будет издана. 
Целью данной работы является анализ механизмов функционирования рынка образовательных услуг в России. 
Объектом исследования стали принципы функционирования системы образования и пути решения текущих проблем.  Для России сейчас необходимо перенять опыт США и других стран в области функционирования рынка образования в условиях рыночной экономики, разработать и внедрить новую концепцию образования для того, чтобы, сохранив лучшие традиции советского образования, стать конкурентоспособной на мировом рынке образовательных услуг. 
 

 

 

 

 

 

Глава 1 
Общая характеристика рынка образовательных услуг

1.1 Рынок образования: структура и механизмы функционирования 
 
Рынок образования: структура и механизмы функционирования 
Процесс обучения длится на протяжении всей жизни человека: от рождения до самой смерти. Всю свою жизнь человек чему-то учится, получает какие-то навыки. Продолжительность образовательного процесса для каждого человека своя; она определяется как личными потребностями, так и обществом. Обучаясь всю жизнь, человек получает образование лишь в определенные ее периоды. 
Образование — процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. В процессе образования происходит передача от поколения к поколению знания, усвоение результатов общественно-исторического познания, отражённого в науках о природе, обществе, в технике и искусстве, а также овладение трудовыми навыками и умениями. Основным путем получения образования остается обучение в различных учебных заведениях. 
Образовательная услуга —  
комплекс целенаправленно создаваемых предлагаемых возможностей для приобретения знаний и умений с целью удовлетворения образовательных потребностей. На рынке ОУ является основным товаром. 
Рынок — совокупность экономических отношений и связей между продавцами и покупателями по поводу движения товаров и денег, отражающее экономические интересы субъектов и обеспечивающих обмен. Совокупность экономических отношений и связей физических и юридических лиц в процессе производства и получения образования (образовательных услуг) образует рынок образовательных услуг. 
Различают общее и специальное (профессиональное) образование. Общее образование даёт знания, умения и навыки, необходимые каждому человеку независимо от его будущей специальности, профессии. Специальное — необходимые работнику определённой профессии и квалификации. 
В уровень общего образования входит дошкольная подготовка, школьное образование, а также общее (незаконченное) высшее образование (в основном по фундаментальным дисциплинам). К специальному относятся, высшее профессиональное образование, профессиональная переподготовка, повышение квалификации, а также дополнительные образовательные услуги в любых областях. 
Дошкольное и среднее образование в большинстве стран находится в ведении органов государства и в основном финансируется за счет средств государственного бюджета. Частный сектор в области среднего и дошкольного образования в России развит слабо и все равно так или иначе зависит от государства. Поэтому можно сделать вывод о том, что среднее и дошкольное образование занимают пренебрежимо малую долю рынка, по сравнению с профессиональным образованием. В связи с этим изучение рынка образовательных услуг удобно проводить на примере высшего и профессионального образования. 
Рынок образования тесно связан практически со всеми рынками посредством рынка труда. Уровень образования (квалификация) является одним из определяющих факторов качества рабочей силы. Чем выше уровень образования работника, тем больше навыков он имеет, следовательно повышается качество и/или количество производимых им т/у, соответственно увеличивается доход предприятия, а значит и зарплата тоже будет увеличиваться, что способствует повышению уровня жизни, и в долгосрочной перспективе увеличению темпов экономического роста страны. 

 

 

1.2 Роль образования в жизни общества и в развитии экономики 
Рынок образования играет решающую роль в современной экономике. Уровень образования (квалификация) является одним из определяющих факторов качества рабочей силы. Чем выше уровень образования работника, тем больше навыков он имеет, следовательно, повышается качество и количество производимых им товаров, услуг. Как следствие – увеличивается доход предприятия, зарплата тоже будет увеличиваться, что способствует повышению уровня жизни. И в долгосрочной перспективе – увеличению темпов экономического роста страны. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Глава 2 
Развитие образования в России: проблемы и перспективы 
2.1 Финансовые аспекты рынка образовательных услуг 
 
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Государство обеспечивает это право путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для его получения.  
По мере формирования рыночных отношений в экономике Российской Федерации в системе российского образования наблюдается тенденция к ослаблению централизованного управления со стороны государственных органов власти и расширению самостоятельности со стороны образовательных учреждений. Эта тенденция находит отражение в изменениях нормативной правовой базы в сфере образования. Ниже на рис.1 представлены некоторые из них. 
1996 год 
Федеральным законом от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» образовательным учреждениям высшего профессионального образования было разрешено осуществление платного обучения в пределах государственных образовательных стандартов и программ граждан, принимаемых на обучение сверх установленных контрольных цифр приема  
2004 год 
Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ...» отменены социально-значимые нормы, действие которых в течение нескольких лет приостанавливалось из-за отсутствия средств на их реализацию: выплаты на питание, проезд, коэффициенты к стипендиям и др. 
Этим же ФЗ признана утратившей силу статья 40 Закона Российской Федерации “Об образовании” от 10.07.1992 № 3266-1

2006-2009 гг. 
принят Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» и утвержден ряд постановлений Правительства Российской Федерации, необходимых для реализации данного закона 
Изменения в нормативной правовой базе в сфере образования 
Очередным шагом на пути к децентрализации российского образования стало принятие Федерального закона Российской Федерации от 08 мая 2010 года № 83-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений”, который был опубликован в “Российской газете” от 12 мая 2010 года. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 01 января 2011 года, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.  
Как сказано в пояснительной записке к проекту закона, он направлен на повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг, при условии сохранения (либо снижения темпов роста) расходов бюджетов на их предоставление, путем создания условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения ими внебюджетных источников финансового обеспечения, а также создание условий и стимулов для федеральных органов исполнительной власти для оптимизации подведомственной сети. 
Внесение изменений и дополнений в действующее законодательство в соответствии с данным федеральным законом непосредственным образом касается учреждений сферы образования, а также вопросов, связанных с их финансированием. Рассмотрим, как изменится механизм финансового обеспечения деятельности государственных образовательных учреждений (ГОУ), на примере образовательных учреждений высшего профессионального образования (ВПО).  
С момента вступления в силу Федерального закона Российской Федерации от 08 мая 2010 года № 83-ФЗ финансовое обеспечение деятельности вузов будет осуществляться в соответствии с государственным заданием по выполнению работ и оказанию услуг, относящихся к их основным видам деятельности. Для образовательных учреждений такими услугами являются образовательные услуги. 
Переход ГОУ ВПО на финансовое обеспечение деятельности по оказанию образовательных услуг позволит уйти от основных недостатков сметного порядка финансирования расходов вуза, которые заключаются в ограничении прав учебных заведений при составлении и исполнении сметы доходов и расходов (рис.2). 
В настоящее время расходы на содержание вузов, сгруппированные по кодам экономической классификации, имеют строгое целевое назначение. Однако такое распределение бюджетных ассигнований в уже утвержденной смете зачастую не отвечает текущим потребностям вуза. Чтобы нивелировать этот недостаток, ГОУ ВПО дано право по корректировке расходов по статям и подстатьям экономической классификации. В случае необходимости вуз вносит обоснованные предложения главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого находится, по формированию и изменению бюджетной росписи.  
Внесение поправок в бюджетную смету доходов и расходов требует соблюдения определенной процедуры по ее корректировке. Эта процедура, в свою очередь, также не лишена некоторых недостатков: 
право на корректировку бюджетных ассигнований по статьям у вуза иногда появляется лишь в IV квартале текущего года и только на оставшуюся часть лимита, что вызывает явные затруднения в осуществлении отдельных видов деятельности; 
На протяжении последних нескольких лет для образовательных учреждений высшего профессионального образования устанавливался запрет на передвижку по таким статьям и подстатьям экономической классификации, как “Прочие выплаты” (подстатья 212), “Пособия по социальной помощи населению” (подстатья 262), “Прочие расходы” (статья 290); 
изменения в смету может вносить только главный распорядитель бюджетных средств, утвердивший первоначальную смету. 
Таким образом, в рамках сметного финансирования налицо высокая степень централизации при принятии решений относительно объемов и направлений использования бюджетных средств, выделяемых вузам, практически отсутствует корреляция между результатами обучения студентов и объемами бюджетного финансирования. 
Основные недостатки действующего порядка финансирования образовательных учреждений высшего профессионального образования 
После вступления в силу Федерального закона от 08 мая 2010 года № 83-ФЗ, если порядком предоставления средств не установлено иное, ГОУ ВПО будут самостоятельно определять направления и порядок использования своих средств, в том числе долю средств, направляемую на оплату труда и материальное стимулирование работников. Подобный порядок должен стать стимулом к сокращению издержек и экономии бюджетных средств. 
Одним из основных направлений решения задачи по совершенствованию финансово-экономических механизмов в сфере образования, сформулированной в Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы, является внедрение новых моделей финансирования образовательных организаций всех уровней образования, в том числе и образовательных учреждений высшего профессионального образования. 
Сегодня аналогичную задачу, но уже не как стратегическую, а как тактическую, ставит перед собой Министерство образования и науки Российской Федерации (таблица 1). Ее успешное решение, в совокупности с решением других трех поставленных задач, позволит достичь конечной цели – обеспечения доступности качественного образования для всех слоев населения как основы социальной мобильности и снижения социально-экономической дифференциации в обществе. 
Система целей Министерства образования и науки Российской Федерации (выдержка) 

Цель Минобрнауки России 
Тактические задачи Минобрнауки России, 
решение которых обеспечивает достижение цели 
Обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения как основы социальной мобильности и снижения социально-экономической дифференциации в обществе 
1. Разработка и содействие реализации моделей системы образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, способствующих достижению равенства доступа населения к качественным образовательным услугам.

2. Повышение статуса педагогических кадров. 
3. Создание общероссийской системы оценки качества образования, направленной на адекватную и гласную оценку результатов работы образовательных учреждений. 
4. Совершенствование финансово-экономических механизмов в сфере образования. 
Ключевым моментом реформирования сферы образования является установление нормативов финансового обеспечения деятельности государственных образовательных учреждений, в том числе и ГОУ ВПО, на оказание образовательной услуги.  
Говоря об образовании как об экономической субстанции, мы можем представить высшее учебное заведение как своего рода предприятие, а образовательный процесс — как производственный процесс, который длится определенное время и завершается выпуском уникальной социально-экономической продукции — специалистов для разных сфер общественной жизни. Тогда о студенте можно говорить как о продукции, находящейся в стадии производства, а о выпускнике — как о конечном продукте. Таким образом, результат функционирования образовательной системы — это человек, получивший образование определенного уровня и качества в соответствии с утвержденными федеральными государственными образовательными стандартами и программами. Как и любое производство, “образовательно-производственный” процесс предполагает использование рабочей силы, технических средств, материалов, энергии, различных услуг, то есть денежных затрат. И, как следствие, произведенный продукт обладает стоимостью. Для государственных образовательных учреждений норматив финансирования, по своему экономическому содержанию, является ценой той образовательной услуги, которую государство платит за получение гражданами “бесплатного” образования. Соответственно, при переходе от финансирования учреждения по смете к финансированию образовательной услуги необходима калькуляция стоимости этой услуг.  
Величина расчетного базового подушевого норматива является гарантированной минимальной стоимостью бюджетной образовательной услуги, которая, с учетом контрольных цифр приема обучающихся на очередной учебный год, подлежит обязательному применению при формировании федерального бюджета. От обоснованности нормативов, определяющих финансовое положение реформируемых образовательных учреждений, во многом зависит не только судьба этих учреждений, но и успех проводимых реформ в целом. 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Преимущества и возможности развития рынка образовательных услуг 
Старт реформирования рынка образования был положен еще в 1992 году, когда наша страна перешла к рыночной экономике. Российский рынок образования обладает огромным потенциалом (как кадровым так и научным). С развитием экономики в стране развивается и рынок образования, т.к. образовательные услуги как товар приобретают все большую ценность. Переход к новой концепции образования требует постепенного и комплексного реформирования всей системы, причем не только образования. С каждым годом российский рынок становится все более открытым, расширяется сотрудничество с другими государствами, как в количественном, так и в качественном отношении. Ориентация образования на потребности рынка в комплексе с ослаблением государственного регулирования расширит круг возможностей всех участников рынка образовательных услуг, будет способствовать повышению конкуренции на рынке, а значит и мотивации участников. Что в свою очередь окажет влияние на развитие самого образования и экономики страны в целом. 
 
Наш рынок развивается. Он будет развиваться и дальше при условии активного и четко спланированного реформирования. Качественные изменения в экономике не оставят в стороне и рынок образования как один из стратегически важных, и наоборот – развитие образования будет способствовать развитию экономики за счет разработки и внедрения качественно новых идей развития.  

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
В настоящее время Россия взяла курс на интеграцию в международное сообщество. Не останется в стороне и рынок образовательных услуг. Активно идут процессы реформирования рынка. Сложность заключается в том, что рынок ОУ тесно связан со всеми сферами жизни общества. Любые нововведения на рынке образования так или иначе требуют определенных изменений в обществе, в частности на рынке труда и в социальной политике государства. Невозможно, и не нужно делать образование платным, не проведя соответствующих изменений в обществе. Наше образование никогда не сможет быть таким, как, например, в США. Это объясняется очень просто: их образование ориентировано на потребности их общества. Значит нужно в нашем обществе создать такие потребности. А потребности базируются на возможностях. Возможности США определяются их долей в мировом хозяйстве (а это 30-45% по разным оценкам). Принимая во внимание, что существует еще более 100 стран, а ресурсы на планете ограничены, Россия физически не сможет выйти на такой уровень (если, конечно, мы не научимся делать «все из ничего»). Поэтому модели США и других стран Россия использует не как идеал, к которому нужно слепо стремиться, а как источники опыта для проведения реформ на местном уровне.  
 
Основная проблема рынка образования в России заключается в том, что рынок не дает экономике того, что может, потенциал образования и науки используется далеко не полностью. В Советское время образование и наука финансировались государством, и вся экономика получала колоссальную отдачу от этого. Сейчас государство имеет другую роль в экономической системе страны, поэтому необходимо перейти к иной концепции финансирования. А это уже повлечет за собой глубокие изменения в жизни общества, вплоть до отношения людей к высшему образованию и способам его финансирования. Это довольно длительный процесс, затрагивающий человека и экономику страны в целом. Первые шаги в этом направлении уже делаются. Увеличивается количество грантов и фондов, все больше банков предоставляют долгосрочные кредиты на образование, все больше предприятий финансируют целевую подготовку специалистов и т.д. Создаются программы, направленные как на решение отдельных проблем, так и на формирование новых концепций образования, что способствует развитию рынка. С начала 2006 года ведущими вузами страны начата программа по введению модели инновационного университета, разработанной в 2005 году специалистами ассоциации инженерного образования России, при участии ректоров и профессоров ведущих европейских и американских вузов и других специалистов разных стран. Суть концепции инновационного университета заключена в семи принципах, каждый из которых имеет ряд оценочных критериев и представляет собой отдельное направление деятельности вуза. Эта модель лучше других иллюстрирует применение положительного опыта других стран (в основном США) в области организации рынка образовательных услуг в сочетании с сохранением многовековых традиций российского образования. 
 
Проблема рынка образовательных услуг — не только проблема экономики, и не только проблемы рынка. Это еще и социально-политическая проблема. И вообще, все, что связано с образованием, так или иначе воздействует на будущее как отдельных людей, так и страны и мирового сообщества в целом. Поэтому проблемы изучаются и решаются на всех уровнях: начиная от школьников и студентов, заканчивая государством. 

Информация о работе Публичные договоры