Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 00:29, курсовая работа
Предмет гражданско-правового регулирования, как известно, складывается из двух неравновеликих по объему частей: из отношений имущественных и неимущественных.
Как и у любых отношений, у этих отношений есть участники, то есть субъекты.
Субъект же есть лицо, организация или иное образование, за которым законом признается способность быть носителем субъективных прав и обязанностей. Если иметь в виду лиц (не юридических), то это люди, по общепринятой терминологии в литературе и законодательстве, обычно именуются физическими лицами (граждане, при монархических формах правления – подданные, иностранные граждане и лица без гражданства). Именно они, на мой взгляд, занимают центральное место среди субъектов гражданского права, да и вообще гражданских правоотношений (как впрочем, и любых других). Ибо без них гражданские правоотношения бессмысленны, беспредметны, а скорее всего невозможны.
Данная курсовая работа посвящена, как раз, гражданам как субъектам гражданского права.
Введение......................................................................................................................................... 4
1. Различие категорий (терминов): ”человек”, ”личность” ,”гражданин”, ”физическое лицо”............................................................................................ 6
2. Признаки, индивидуализирующие граждан (физических лиц)…………..8
3. Понятие правосубъектности....................................................................................... 10
4. Понятие правоспособности граждан (физических лиц)…………………..11
4.1. Содержание правоспособности........................................................................................... 12
4.2. Равенство, не отчуждаемость, невозможность ограничения правоспособности……….13
5. Понятие дееспособности граждан (физических лиц)...................................... 16
5.1. Разновидности дееспособности........................................................................................... 18
5.1.1. Полная дееспособность и ее приобретение. Эмансипация........................................ 18
5.1.2. Частичная дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 6 до 14 лет (малолетних) 20
5.1.3. Неполная (частичная) дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет 21
5.2. Ограничение дееспособности и признание гражданина недееспособным……………..22
5.2.1. Ограничение неполной (частичной) дееспособности.................................................... 23
5.2.2.Ограничение полной дееспособности........................................................................... 23
5.2.3. Признание гражданина недееспособным..................................................................... 24
6. Правоспособность и дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства..........................................................................................................................26
7. Признание гражданина безвестно отсутствующим и умершим................ 28
7.1.Признание гражданина безвестно отсутствующим............................................................. 28
7.2. Признание гражданина умершим......................................................................................... 29
8. Опека, попечительство. Патронаж........................................................................... 31
8.1. Органы опеки и попечительства.......................................................................................... 32
8.2. Лица, назначаемые опекунами и попечителями, их права и обязанности……………...33
Заключение................................................................................................................................. 37
Практическое задание.......................................................................................................... 39
Список литературы................................................................................................................ 40
Однако сам по себе факт душевной болезни или слабоумие хотя бы и очевидны для окружающих или даже подтвержденный справкой из лечебного учреждения, еще не дает оснований считать гражданина недееспособным. Он может быть признан недееспособным только судом, причем с заявлением в суд согласно ст. 258 ГПК могут обратиться члены семьи гражданина, прокурор, орган опеки и попечительства. Для рассмотрения такого дела требуется заключение о состояния психики гражданина, выдаваемое на основании судебно-психиатрической экспертизы по требованию суда; обязательным является участие прокурора и представителя органа опеки и попечительства.
Гражданин считается недееспособным лишь после внесения судом соответствующего решения. При этом на основании решения суда над ним устанавливается опека.
Если состояние психического здоровья гражданина признанного недееспособным, улучшилась, он по решению суда может быть признан дееспособным. Основанием для такого решения должно быть соответствующее заключение судебно-психиатрической экспертизы.
Особенность ст. 29 ГК РФ в том, что ее применение влечет за собой по сути дела гражданскую смерть. Некоторые считают, что лицо, утратившее свою дееспособность в полном объеме, перестает существовать со всеми своими правами и обязанностями.
Я с этим не согласна, так как у человека всегда есть, и будет существовать право на жизнь, телесную неприкосновенность и т.п.
Острота проблемы, вызванной полной утратой дееспособности, усугубляется и тем обстоятельством, что количество психически больных постоянно растет.
В докладе Уполномоченного по правам человека “О соблюдении прав граждан, страдающих психическими расстройствами”55 говорится, что за последнее десятилетие число инвалидов вследствие психических расстройств возросло более чем на треть и составляет около семисот тысяч человек. В их числе и те, кто не может разумно руководить своими действиями.
Поэтому, Уполномоченный по правам человека в РФ подчеркивает необходимость укрепления правовых предпосылок защиты граждан, утративших свою дееспособность в установленном законом порядке, путем внесения в гражданское законодательство “положений о временной и специальной, в том числе процессуальной дееспособности”.56
Мне думается, что Олег Орестович
Миронов имеет в виду, изменение
ст. 29 ГК РФ, где предстоит указать,
что при утрате физическим лицо так
называемой общей дееспособности следует
сохранить его специальную
6. Правоспособность и дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства
Федеральный закон “О введении в действие ч. 3 Гражданского кодекса РФ”57 от 1 ноября 2001 г. статьей 2, признает утратившим силу раздел VIII “Правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства”. Применение гражданских законов иностранных государств и международных договоров” Гражданского кодекса РСФСР, также вводит в действие ч. 3 ГК РФ с 1 марта 2002 года.
Отныне эти положения будут регулироваться разделом VI “Международное частное право” ч. 3 ГК РФ (гл. 66-68, ст. 1186-1224).
Иностранными гражданами в РФ признаются лица, не являющиеся гражданами России и имеющие доказательства своей принадлежности гражданству иного государства.
Лицами без гражданства (апатридами) признаются лица, которые проживают на нашей территории, не являясь российскими гражданами и не имея доказательств своей принадлежности к гражданству иностранного государства. Безгражданство может быть абсолютным и относительным.
Абсолютное безгражданство – безгражданство с момента рождения.
Относительной безгражданство – безгражданство наступившее в результате утраты гражданства.
В законе о гражданстве устанавливается, что ребенок лиц без гражданства, родившийся на территории России является гражданином России.
Я убеждена, что при определении
правового положения
Личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище (п. 6 ст. 1195 ГК РФ).
При наличии у лица нескольких иностранных гражданств, личным законом будет считаться право страны, в которой это лиц имеет место жительства (п. 4 ст. 1195 ГК РФ).
Если лицо наряду с российским гражданством имеет иностранное гражданство, его личным законом является российское право (п. 2 ст. 195 ГК РФ).
И, наконец, если иностранный
гражданин имеет место
Ст. ст. 1196,1197 ГК РФ указывают на то, что гражданская право - и дее - способность физического лица определяются его личным законом. При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами.
Встречаются мнения, что положение лица в иностранном государстве в принципе определяется объемом его правоспособности и дееспособности58, что, как мне кажется, нельзя не признать правильным. Встречаются и суждения следующего характера: “Осуществление соответствующих прав физическими лицами – иностранцами обеспечивается адекватной процессуальной правоспособностью, – то есть способность быть стороной в процессе, направленным на судебную защиту нарушенных или оспариваемых прав”.59
К вопросу о правовом положении иностранцев в России, их способности (возможности) быть субъектами процесса направленного на судебную защиту своих прав, хотелось бы привести прецедент из судебной практики: Свен Якобсон предъявил иск к совхозу “Подвисловский” о возмещении вреда, связанного с повреждением здоровья. Однако, определением народного судьи Ряжского района Народного суда Рязанской области, в приеме заявления Якобсона было отказано (т.к. Якобсон гражданин Германии, с которой у России нет договора об оказании правовой помощи по гражданским и другим делам).
Данное определение судьи было опротестовано заместителем Председателя ВС РФ и, протест был удовлетворен, по следующим основаниям. В соответствии со ст. 433 ГПК иностранные граждане имеют равные процессуальные права с гражданами России и они в праве обращаться в суды РФ за защитой своих прав и интересов. То обстоятельство, что Якобсон является гражданином Германии, с которой у РФ нет договора о правовой помощи, в данном случае значение не имеет. В связи, с чем отказ Якобсону в принятии искового заявления не основан на законе60 .
Но, несмотря на то, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правоспособностью наравне с гражданами РФ, то есть им предоставляется национальный режим, они не могут пользоваться большей по объему правоспособностью, чем российские граждане. Больше того, правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства уже правоспособности граждан РФ. Они не имеют прав и обязанностей, которые неразрывно связаны с гражданством РФ. Они не пользуются избирательными правами и, следовательно, не избираются в органы государственной власти, они не участвуют во всенародном голосовании (референдуме), не могут назначаться на отдельные должности.
Пользуясь правами и свободами иностранные граждане и лица без гражданства не выполняют определенных обязанностей, возлагаемых на граждан РФ (например, не несут обязанности воинской службы).
Гражданское законодательство,
устанавливая для иностранных граждан
или без гражданства равную правоспособность
с российскими гражданами, предусматривает
ограничения гражданский
На ряду с этим ч. 3 ГК РФ
устанавливает право
Надо отметить то, что ч. 3 ГК РФ определяет лишь право, подлежащее применению к определенным отношениям, возникающих из имущественных и личных неимущественных отношений, на основе личного закона физического лица, то есть право какой страны следует применить.
В заключении лишь отмечу, что иностранные граждане и лица без гражданства обязаны соблюдать законы, уважать Конституцию РФ, традиции и обычаи народов России.
7. Признание гражданина
безвестно отсутствующим и
Регулирование гражданских отношений предполагает участие гражданина в правоотношениях. Возможны, однако, ситуации, когда длительное время никаких сведений о гражданине в месте его постоянного жительства нет. Предпринимаемые попытки его разыскать также оказываются безрезультатными. Возникает ситуация, когда имеется неопределенность в субъекте гражданских правоотношений. С одной стороны, он достаточно конкретно обозначен, с другой, его невозможно обнаружить. Чтобы избежать подобной неопределенности, во всех отношениях нежелательной, законом предусмотрены специальные правила, которые в совокупности образуют институт безвестного отсутствия, с возможностью последующего признания гражданина умершим. С помощью норм, входящих в эти институты, заинтересованные лица могут обратиться в соответствующие государственные органы и добиться устранения неопределенности в правовых отношениях, участником которых значится соответствующее лицо, либо, во всяком случае, свести к минимуму отрицательные последствия такой неопределенности.61
7.1.Признание гражданина безвестно отсутствующим
“Ушел из дома не вернулся…”
Такими словами начинаются обычно объявления
о розыске пропавших людей.62 Помимо горя утраты,
пропажа человека влечет и проблемы юридического
характера - как быть с имуществом пропавшего
лица, каким образом содержать его иждивенцев
и т. д.
В науке гражданского права сложились разные точки зрения; согласно одной из них основу института безвестного отсутствия составляет презумпция смерти гражданина, по другой- презумпция жизни.63 Это относится к вопросу об основаниях признания безвестно отсутствующим. Что же касается самого института безвестного отсутствия и его определения, то мнения опять-таки разделились. Одни считают, что нормы института безвестного отсутствия регулируют последствия возникающие в связи с длительной неизвестностью место пребывания лиц, состоящих в определенных правовых отношениях с гражданами и организациями, а также порядок признания таких лиц безвестно отсутствующими.64 Имеется мнение, что безвестное отсутствие - есть юридическое состояние.65
Мне представляется, что суд действительно лишь констатирует факт отсутствия лица, как субъекта правоотношения, не исходя из предположений ни о жизни, ни о смерти гражданина.
Итак, согласно абз. 1 ст. 42 ГК гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц (супруг, кредитор и т.п.) признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года вместе его жительства нет сведений о месте его пребывания. Обращение в суд именуется в данном случае не иском, а заявлением, и дело рассматривается в порядке особого производства (ст. 245 ГПК).
Годичный срок начинает исчисляться с момента получения об отсутствующем гражданине последних сведений. Если этот день невозможно определить точно, то срок исчисляется с первого числа месяца следующего за тем, в котором были получены последние сведения, а при невозможности установить месяц – с первого января следующего года.
Обобщая можно придти к
выводу, что для признания гражданина
безвестно отсутствующим
1. отсутствие лица в месте его пребывания;
2. неизвестность места пребывания этого лица;
3. невозможность устранения такой неизвестности;
4. длительность отсутствия, т. е. истечения сроков отсутствия (не менее одного года);
5. действительное, а не умышленное (непреднамеренное) отсутствие лица.
Юридические последствия признания гражданина безвестно отсутствующим состоят в следующем:
Во-первых, имущество, принадлежащее такому гражданину, если необходимо постоянное управление им, передается в доверительное управление. В соответствии с решением суда о передаче имущества в доверительное управление орган опеки и попечительства назначает управляющего и заключает с ним договор о доверительном управлении. Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по иным обязательствам безвестно отсутствующего. Законом допускается назначение управляющего имуществом безвестно отсутствующего гражданина и до истечения года со дня получения сведений о месте его пребывания (п. 2 ст. 43 ГК). Управляющего в таком случае назначает орган опеки и попечительства своим решением, без обращения в суд. Управляющий выделяет средства гражданам, которых безвестно отсутствующий по закону обязан содержать (несовершеннолетние дети, нетрудоспособные родители и др.), а также погашает его задолженность по другим обязательствам.
Информация о работе Различие категорий терминов: человек, личность, гражданин, физическое лицо