Суммируя все выше сказанное, можно отметить,
что к внешним факторам, благоприятствующим
распространению политического экстремизма
и непосредственно терроризма, можно отнести,
прежде всего, расположение стран центральноазиатского
региона вблизи от горячих точек: Афганистан,
Синьзцянь-Уйгурский автономный округ,
Тибет, Северный Кавказ, Кашмир, откуда
может исходить опасность распространения
политического и религиозного терроризма.
Во-вторых, существование межгосударственныех
противоречий внутри региона, которые
могут повлиять на рост политического
экстремизма. В-третьих, заинтересованность
некоторых государств в дестабилизации
внутриполитической ситуации в регионе
для ослабления местных правительств
и установления своего идеологического
влияния.
Наркотрафик
Отказ Туркмении от охраны своих границ сделал ситуацию в поясе соприкосновения туркменской территории с Афганистаном полностью
непредсказуемой. Контрабандные грузы,
провозимые и прежде с афганской территории
в страны Центральной Азии, теперь могли
доставляться через туркменские земли
в Россию и далее в страны ЕС совершенно
беспрепятственно, так как границы между
Туркменией и ее соседями по СНГ были
тоже неохраняемыми. Политика Ашхабада
усугубила и без того тяжелую ситуацию
в регионе в связи с гражданской войной
в Таджикистане.
Еще с конца 1970 гг. для
многих афганских антиправительственных
групп вывоз опийного мака превратился
в способ добывания денег на покупку оружия.
Полоса расселения пуштунских племен
вдоль афгано- пакистанской границы превратилась
в гигантскую лабораторию по переработке
опийного мака в героин. Поток наркотиков
устремился на север через афгано-советскую,
а затем – афгано-таджикскую границу.
В 1992–1996 гг. основная доля наркотиков
поступала в Центральную Азию через участок
этой границы в Горно-Бадахшанской автономной
области (ГБАО). Далее наркотики везли
по высокогорной дороге Хорог- Ош-Андижан
на территорию узбекской части Ферганской
долины. Главные города по маршруту наркорафика
и становились основными очагами антиправительственных
выступлений.
С 1995 г. доставка наркотиков
была организована и через таджикско-киргизскую
границу. К старым маршрутам добавились
новые:
- Алтын-Мазарский, начинающийся в районе Рушанского хребта на афгано- таджикской границе в западной части ГБАО и идущий через ущелья Памира и Заалайского хребта до Чон-Алайской долины Ошской области;
- Карамыкский, включающий многочисленные горные тропы, используемые для переходов из Джиргатальского и других районов Таджикистана в Баткенский и Кадамжайский районы Ошской области;
- Ленинабадский, охватывающий шоссейные дороги и примыкающие территории от Худжанда через Ляйлякский район Ошской области и прилегающие районы Таджикистана и Узбекистана до города Ош.
Шаткая стабильность, которой
удалось добиться в регионе
после окончания гражданской
войны в Таджикистане и отражения
нападения террористов на земли Ферганы,
существовала на фоне сохраняющейся
слабости правительств. Контроль узбекского
руководства территорий был значительно
сильнее, чем В Киргизстане и Таджикистане.
На рубеже 2000-х годов
борьба за овладение Ферганской
долиной имела для лидеров наркоторговли
особое значение. После фактической оккупации
Косово силами НАТО в 1999 г. был прерван
переброс афганского героина в страны
ЕС по «южному маршруту», через Балканы.
В такой ситуации наркодельцы и зависевшие
от них командиры ИДУ были заинтересованы
в расширении потока транспортировки
наркотиков по «северному маршруту» –
через Таджикистан, Узбекистан, Киргизию,
Казахстан и Россию. Таджикских и узбекских
боевиков использовали для прокладывания
и охраны «героиновых троп».
Наркотрафик сдерживало
присутствие в Таджикистане российских
вооруженных сил (201-я мотострелковая
дивизия Вооруженных сил РФ
численностью около 25 тыс. человек).
Российские войска охраняли
таджикско-афганскую границу до
конца 2005 г., после чего ее охрана была
полностью передана таджикским военным.
Проблема наркотрафика сохраняется
в Центральной Азии и по
сей день. Пережив многочисленные
гражданские войны и конфликты,
правительства были слабы
чтобы контролировать ситуацию а
возможно даже и не хотели. Наркотрафик
увеличивался из ЮВА и Афганистана на
север в сторону России и стран ЕС.
Часть доходов от наркотрафика шла на
финансирование экстремистов. Торговля
наркотиками была основным источником
для ваххабистов Ферганской долины.
Маршруты проходили через недемилитированные
участки границы в Фергане. Контроль
за транспортировкой осуществляли местные
кланы, имеющие отношение к политическим
группам и криминальным объединениям.
После оккупации Косово «южный маршрут»
через Балканы был прерван силами НАТО
в 1999 г. Результатом данных действий
последовало расширение потока наркотрафика
через страны Центральной Азии. Наркотрафик
сдерживало присутствие в Таджикистане
российских вооруженных сил вплоть
до 2005 г., когда они охраняли границы. С
тех пор границы охраняются только
таджиками и поток наркотиков увеличился.
Литература:
- Князев А.А. История афганской войны 1990-ых гг. и превращение Афганистана в источник угроз для Центральной Азии
- Общественный фонд А. А. Князева. http://www.knyazev.org/stories.shtml
- International crisis group. Доклад по центральной Азии от 30 января 2002 : «Исламское движение Узбекистана и Хизб-ут-Тахрир: воздействие афганской компании»
- Богатуров А.Д. Международные отношения в Центральной Азии