В свою очередь И. С. Викторов,
ссылаясь на ст. 1, 21 и 26 Закона
о прокуратуре, сформировал предмет
названной деятельности прокуроров
как «соблюдение Конституции
Российской Федерации, исполнение
требований Кодекса Российской
Федерации об административных
правонарушениях, иных федеральных
законов и принимаемых в соответствии
с КоАП РФ законов субъектов
Российской Федерации об административных
правонарушениях всеми государственными
органами и должностными лицами,
уполномоченными рассматривать
дела об административных правонарушениях».
Свою точку зрения на этот
счет высказывает К. Ю. Винокуров,
который понимает под рассматриваемым
предметом « соблюдение прав,
свобод и законных интересов
граждан, должностных и юридических
лиц, вовлеченных в сферу производства
по делу об административном
правонарушении».
Необходимо отметить взаимосвязь
задач органов прокуратуры при
осуществлении надзора за законностью
решений, принимаемых органами
административной юрисдикции, с
предметом их деятельности. Исходя
из изложенного выше, к специальным
задачам прокурорского надзора
следует отнести проверку в
органах административной юрисдикции
следующих аспектов их деятельности:
– законности и обоснованности
привлечения к административной
ответственности физических, должностных
и юридических лиц;
– законности применения мер
обеспечения производства по
делам об административных правонарушениях;
– своевременности и полноты
принятия мер по привлечению
к административной ответственности
физических, должностных и юридических
лиц;
– законности вынесения решений
при рассмотрении дел об административных
правонарушениях, а также решений,
принимаемых в порядке пересмотра
таких решений;
– своевременности обращения
к исполнению вынесенных постановлений
по делам об административных
правонарушениях, в том числе
постановки вопроса перед службами
судебных приставов о принудительном
исполнении вынесенных по делу
постановлений;
– исполнения норм административного
законодательства о вынесении
в соответствующие организации
или должностным лицам представлений
об устранении причин и условий,
способствовавших совершению административного
правонарушения, и надлежащего контроля
за безусловным и точным исполнением
таких представлений;
– принятия в случае выявления
фактов нарушений законов со
стороны органов административной
юрисдикции адекватных и исчерпывающих
мер прокурорского реагирования,
направленных на:
– пересмотр незаконных решений;
– недопущение в последующем
подобных нарушений закона;
– привлечение к дисциплинарной
и, возможно, иной (например, уголовной)
ответственности виновных должностных
лиц;
– возможное возмещение причиненного
физическому, должностному или
юридическому лицу вреда, в
том числе морального (в случаях
унижения человеческого достоинства,
подрыва деловой репутации, уничтожения
или повреждения имущества (с
учетом допускаемых ст. 45 ГПК и
ст. 52 АПК РФ пределов прокурорского
вмешательства).
В связи с отмеченными необходимо
обратить внимание на одну
из наиболее важных функций
государства – охраны правопорядка,
представляющей собой основную
его деятельность, направленную
на обеспечение точного, полного
и неукоснительного соблюдения
правовых норм всеми участниками
общественных отношений.
Следует подчеркнуть двусторонний
характер функции охраны правопорядка,
проявляющийся в том, что она
относится к внутренним функциям,
т.е. направлена на решение
внутренних задач государства
и показывает степень активности
воздействия государства на данное
общество, однако такая функция,
как поддержка мирового правопорядка,
относится к его внешним функциям,
при осуществлении которых «активизируются
задачи поддержания мирового
порядка».
Государство выполняет свои функции
в присущих ему формах, использует
в своей деятельности различные
методы. В общей теории права
выделяют ряд правовых форм
осуществления функций государства:
правотворческую, правоисполнительную,
правоохранительную, правосудие и
контроль. Реализация же государственной
власти выражается в государственном
управлении.
Следует подчеркнуть важнейшую
роль юрисдикционных и правоохранительных
органов в деле обеспечения
законности, однако их значение
тем не менее, нельзя преувеличивать,
так как эффективность их работы
во многом определяется объективными
условиями. Только всесторонняя
целенаправленная работа общества
и государства по совершенствованию
объективных условий, неуклонное
формирование и совершенствование
законодательства, эффективное его
применение позволит обеспечить
стабильную законность и устойчивый
правопорядок. Именно он и является
основой нормальной жизни общества
и отдельного человека в частности.
Особая роль в этом принадлежит
стабилизации экономических отношений,
росту материального благосостояния
людей, их нравственному и правовому
воспитанию. Они, в свою очередь, представляют
фундамент для укрепления законности
и правопорядка.
Укреплению правопорядка в стране
должно способствовать эффективное
административное законодательство,
направленное на совершенствование
работы правоохранительных органов,
в том числе и прокуратуры.
Именно административное законодательство
способно поддержать правопорядок,
возложенный на государственную
власть и осуществляемый в
первую очередь государственными
органами.
Нынешняя прокуратура, оставаясь
органом высшего государственного
надзора, имеет во многом другие
приоритеты, основанные на принципах
правовой государственности, среди
которых важное место занимает
защита прав и свобод человека
и гражданина.
Необходимо также признать справедливыми
мнения Ю. И. Скуратова и
А. А. Чурилова о том, что
в таких условиях нужна прокуратура
с разветвленными функциями, сильными
надзорными полномочиями, позволяющими
ей играть роль «компенсатора»
в системе государственной власти.
Правовое положение прокуратуры
дает ей возможность эффективно
воздействовать на каждую из
ветвей власти, обеспечивать их
взаимодействие и поддерживать
систему «сдержек и противовесов»,
основанную на принципе разделения
властей. Прокурорский надзор
способен реально поддерживать
необходимый с точки зрения
закона баланс между полномочиями
государственных органов и должностных
лиц и объемом прав и свобод
граждан, не допуская при этом
злоупотребления правом и иного
рода произвола, а также способствуя
эффективности функционирования
государственного управления в
рамках законодательных установлений.
Роль прокуратуры в обеспечении
правопорядка в Российской Федерации
в значительной степени определяется
тем, что деятельность прокуратуры
охватывает все жизненно необходимые
сферы существования общества.
В настоящее время, являясь
наиболее доступным органом, прокуратура
становится все более привлекательной
для обращения в нее граждан,
считающих, что нарушены их
права и свободы.
Правовая государственность в
настоящее время продолжает формироваться
и уточняться. И вопросы о месте
и функциях прокуратуры в государстве
занимают в юридической науке
важное место. Однако определение
ее функции и задач – лишь
первый шаг в решении проблемы
правопорядка. Второй же, главный
и особенно актуальный, - воплощение
положений о прокуратуре в
жизнь, так как одними законодательными
решениями не может быть достигнуть.
Заключение
Прокуратура является органом
государства, специально предназначенным
для осуществления правоохраны
совместно с другими органами.
Прокуратура осуществляет правоохрану
путем надзора, уголовного преследования
и иных видов правоохраны. Прокуратура
Российской Федерации - единая федеральная
централизованная система органов,
осуществляющих от имени Российской
Федерации надзор за соблюдением
Конституции Российской Федерации
и исполнением законов, действующих
на территории Российской Федерации.
В Федеральном законе о
прокуратуре отмечено, что приоритеты
деятельности прокуратуры направлены,
прежде всего, на защиту прав и свобод
человека и гражданина. Вместе с
тем органы прокуратуры отстаивают
интересы общества и государства, которое
призвано служить человеку и обществу,
не противопоставляя их правам гражданина
Современная российская прокуратура
не идеальна. Ей трудно, но она, как может,
старается противостоять беззаконию.
Укрепление российской прокуратуры
и совершенствование ее деятельности
возможны на основе конкретных и реализуемых
принципов (идей), отражающих решимость
государства обеспечивать законность
в стране и не допускающих каких-либо
отступлений от них в чьих бы то
ни было интересах.
Список использованной
литературы
1. Бессарабов В.Г. Прокуратура
Российской Федерации и состояние законности
в стране //"Журнал российского права".-
2010. - N 9.
2. Бобырев В.В. Прокуратура как
одна из несущих опор нашего государства
// Советская Сибирь. - 2010. - №7.
3. Поляков М.П., Федулов А.В. Правоохранительные
органы Российской Федерации. Краткий
курс лекций. 4-е изд. - М.: 2009. — 164с.
4. Смоленский М.Б. Правоведение
– М.: Академцентр, 2009.
5. Хропанюк В.Н. Теория государства
и права. – М.: Проспект, 2009.