Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 20:34, контрольная работа
У каждого народа из века в век складывались традиции в области воспитания детей, семейных отношений, взаимоотношений мужчины и женщины, отношения разных поколений в семье, обустройства быта и т.д.
В российском обществе такие отношения претерпевали значительные изменения на протяжении веков. Сначала сказался переход от язычества к православному христианству, затем длительное влияние со стороны тюркских народов.
Введение.
2
Роль мужа и положение женщины в семье.
3
Отношения между родителями и детьми.
6
Домашняя жизнь русской семьи.
9
Список использованной литературы.
Министерство образования и науки РФ ФБГОУ ВПО
«Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»
Кафедра истории России
РУССКИЙ СЕМЕЙНЫЙ УКЛАД ПО ДОМОСТРОЮ
Контрольная работа студентки 1 курса 142 группы
факультета ППиСО направление «психолого-педагогическое образование»
Аристовой Ларисы Юрьевны
Саратов, 2014
Содержание
Введение. |
2 |
Роль мужа и положение женщины в семье. |
3 |
Отношения между родителями и детьми. |
6 |
Домашняя жизнь русской семьи. |
9 |
Список использованной литературы. |
17 |
Введение
У каждого народа из века в век складывались традиции в области воспитания детей, семейных отношений, взаимоотношений мужчины и женщины, отношения разных поколений в семье, обустройства быта и т.д.
В российском обществе такие отношения претерпевали значительные изменения на протяжении веков. Сначала сказался переход от язычества к православному христианству, затем длительное влияние со стороны тюркских народов.
Еще в Киевской Руси радетели нравственных устоев пытались создать письменные руководства по житейским устоям, которым могли бы следовать все сословия русского общества. Например, в XI-XII веках на Руси были распространены «Златоуст» и Изборник Святослава, которые содержали поучения морально-нравственного характера, дающие советы о праведном жизненном настрое.
Особый интерес в этом отношении приобретает источник XVI века - «Домострой». Данный литературный памятник приписывают протопопу Сильвестру. Исследователи предполагают, что сам литературный источник возник несколько ранее, в XV веке в Новгородской республике, а протопоп Сильвестр, как лицо, приближенное к молодому царю Ивану Грозному, переписал назидательный труд для своего подопечного. Считается, что «Домострой» формировался как свод житейских правил достаточно долго, и лишь спустя время был записан полностью, он содержит правила, советы и наставления русским людям по семейным вопросам (взаимоотношения разных поколений в семье, отношения мужа и жены, воспитание подрастающего поколения), по хозяйственным делам (содержание дома, прием гостей, заготовки), по религиозным вопросам (почитание Божьих заповедей, воспитание в страхе Божием). На основании источника можно воссоздать внутренний уклад русской семьи XVI-XVII веков, т.е. до преобразований Петра I.
Роль мужа и положение женщины в семье
На протяжении нескольким столетий на Руси сохранялись патриархальные отношения, при которых главой семьи считался старший мужчина в роду. Следующей особенностью русских семей можно считать их многопоколенность, другими словами семья объединяла несколько поколений по прямой и боковым линиям. Такие семьи бытовали в сельской местности почти до XX века. Сказывался тяжелый сельскохозяйственный труд. Вести хозяйство при большом количестве рабочих рук было проще, поэтому семью отличали также общее владение имуществом. Несколько иначе формировались семьи посадского населения. У городского населения семьи были меньше и состояли обычно из двух поколений - родители и дети. Семьи служилых людей были, как правило, малочисленными, потому что сын, достигнув 15 лет, должен был «служить государеву службу и мог получить как свой отдельный поместный оклад, так и пожалованную вотчину». Это приводило к ранним бракам и выделению самостоятельных малых семей.
Четко соблюдались права мужчины в патриархальной семье. Права и обязанности мужа и хозяина четко прописаны «Домостроем» по разным направлениям от обустройства хозяйства, до взаимоотношений с домочадцами и слугами. Если же хозяин пренебрегает обязанностями, значит плохо, не по-божески выполняет заповеди отцов своих. Так, глава 39 «Домостроя» так и называется - «Аще муж сам не учит, имно суд от Бога примет аще сам творит и жену и домочадцев учит, милость от Бога примет». В этой главе раскрывается само понятие «учения»: «аще ли добрый муж о своем спасении радит и жену наказует тако же и домочадцов своих всякому страху Божию учит и законному християньскому жительству якю же есть писано и он вкупе со всеми в благоденьстве по Боже жизнь свою препроводит и милость Божию получит».
Большое внимания «Домострой» уделяет женщине и ее месту в семье.
На положении и статусе женщин на Руси сказалось влияние татаро-монгольского нашествия, так как женщины вплоть до петровских времен оказывались не только в положении подчиненном в семье, но и полностью бесправном. С самого детства девочка оказывалась под особым надзором со стороны семьи, чтобы не навредить поведением или неправедным поступком остальным домочадцам. В доме появились девичьи светелки, где девушки и женщины оказывались удаленными от остальных членов семьи; женщины должны были вести дом и следить в целом за хозяйством и слугами, но при этом не допускаясь за один стол с мужчинами.
В замужестве женщина также оставалась бесправной. Девицу никогда не спрашивали о желании выйти замуж, родители вели переговоры о сватовстве и невеста могла увидеть своего потенциального супруга лишь при венчании в церкви. Очень интересные заметки об обряде сватовства на Руси оставил один из путешественников С. Герберштейн в своих «Записках о Московии». В частности он так описывает обряд сватовства: «Зазорно и постыдно для молодого человека самому сватать девушку: дело отца предложить молодому человеку, чтобы он женился на его дочери. При этом у них в обычае говорить такие слова: «Так как у меня есть дочь, то я желал бы, чтобы ты был мне зятем». На это молодой человек говорит: «Если ты меня просишь в зятья, и тебе так угодно, то я пойду к моим родителям и доложу им об этом». Потом, если родители и родственники согласны, то они сходятся вместе и толкуют о том, что отец даст дочери в приданое. Потом порешив о приданом, назначают день свадьбы». При этом жениху, как и невесте, не дано увидеть нареченную до свадьбы. По тем же заметкам следует, что узнавать о нраве девушки жениху предложено от знакомых людей, которые дадут со стороны оценку внешности и воспитанию девицы. Далее муж полностью устанавливал права и обязанности жены: выход из дома в церковь или в гости, посещение родни, что можно, а что нельзя говорить.
О бесправии женщины на Руси С. Герберштейн продолжает в своих «Записках»: «Положение женщины самое жалкое. Ибо они ни одну женщину не считают честною, если она не живет заключившись дома, и если ее не стерегут так, что она никогда не показывается в публику. Они почитают, говорю я, мало целомудренною ту женщину, которую видят чужие и посторонние. Заключенные дома, женщины занимаются только пряжей... Весьма редко пускают их в церковь и еще реже в общество друзей, разве только они очень стары и уже нет места никакому подозрению».
За мужем «Домострой» оставлял право «поучать» жену житейским правилам и требовать беспрекословного повиновения. Как отмечал В. Иваницкий, «нерадивую жену муж сначала должен «всяким рассуждением учити». Если словесное «наказание» не даёт результатов, то мужу «достоит» свою жену «ползовати страхом наедине», «по вине смотря». Тот же С. Герберштейн отмечает, что в понимании женщины, любящий муж должен бить ее, так он доказывает свою любовь. Хотя в целом говорить о любви в подобных браках не приходилось, так как будущие супруги не имели возможности познакомиться и узнать друг друга до брака, по правилам «Домостроя» любовь заменяло подчинение со стороны женщины и власть со стороны мужчины.
На основании этого, можно сделать вывод, что «Домострой» устанавливал взаимоотношения мужчин и женщин в семье, определял и права и обязанности, нормы поведения для мужа и жены в браке.
Отношения между родителями и детьми
Большое внимание в русских семьях уделялось воспитанию детей. По поведению и нравственности детей судили о семейных устоях и родителях. «Домострой» в обстоятельно дает наставления по воспитанию детей: «Как воспитать своих детей в поучениях разных и страхе божьем», «Как воспитать дочерей и с приданым замуж выдать», «Как детей учить и страхом спасать», «Как детям любить и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всем». Уже сами названия поясняют сущность наставлений, которым учил «Домострой».
Проживание в одной семье сразу нескольких поколений фактически выстраивало в семье строгую иерархию. От родителей к детям должно было передаваться требование воспитывать детей в благонравии и учить их житейским правилам: «А пошлеть Бог у кого дети сынове или дщери, ино имети попечение отцу и матери о чадех своих снабдити их и воспитати в добре наказании и учити страху Божию и вежству и всякому благочинию и по времени и детем смотря и по возрасту учити рукоделию матери дщери а отцу сынове кто чево достоин каков кому просуг Бог даст». Уже в первых наказах «Домостроя» различается воспитание сыновей и дочерей, становится ясно чей приоритет должен стоять на первом месте, т.е. сыновья должны научиться быть мужчинами, чтобы в дальнейшем построить собственный дом и завести семью, дочерям надлежало перенимать от матерей азы ведения домашнего хозяйства, которое пригодится при переходе в новую семью. При этом в «Домострое» разрешается применение наказаний и даже в некоторых случаях их рекомендует, особенно когда необходимо научить детей повиноваться воле старших в семье: «любити их и беречи и страхом спасати уча и наказуя и разсужая раны возлогати наказуи дети во юности покоит тя на старость твою, и хранити и блюсти о чистоте телесной и от всякаго греха отцем чад своих якоже зеницу ока и яко своя душа аще что дети согрешают отцовым и матерним небрежением им о тех гресех ответ дати в день Страшнаго Суда, а дети аще не брегомы будут в ненаказании отцов и матерей аще что согрешат или что сотворят и отцем и матерем з детми от Бога грех а от людей укор и посмех, а дому тщета а себе скорбь и убыток а от судей продажа и соромота аще у богобоязнивых родителей, и у разумных и благоразсудных чада воспитани в страсе Божии и в добре наказании и в благорассудном учении всякому разуму и вештву и промысл у...». Для семьи непослушание детей или любой неблаговидный поступок становился источником срама среди окружения, люди осуждали самих родителей за то, что те могут воспитать детей в истинных ценностях, поэтому применение физических наказаний приветствовалось.
Воспитывая детей в страхе и повиновении родители могли позже рассчитывать на получение уважения и почитания от детей, так как исполнили свой родительский долг: «Яко велико дело совершиши и посреди собора похвалишися при концы не постонеши на ню любя же сына своего учащай ему раны да последи о нем возвеселишися казни сына своего измлада и порадуешися о нем в мужестве и посреди злых похвалишися и зависть приимут враги твоя, воспитан детище с прещением и обрящеши о нем покои и благословение, не смейся к нему игры творя в мале бо ся ослабиши в велице поболиши скорбя и после же яко оскомины твориши души твоей, и не даж ему власти во юности но сокруши ему ребра донележе растеть а ожесъточав не повинет ти ся и будет ти досажение и болезнь души и тщета домови погибель имению и укоризна от сусед и посмех пред враги пред властию платежь и досада зла».
Особое внимание «Домострой» обращает на воспитание дочерей. Тут от родителей требуется и пригляд за нравственным обликом девушки, и подготовка ее к будущему замужеству и, следовательно, к ведению хозяйства, подготовка обязательного приданого: «А у кого дочь родится ино разссудны люди от всякаго приплода на дочерь откладывают на ее имя или животинку ростят с приплодом, а у полотен и у вусчин и у ширинок и у вубрусов, и рубашек, по вся годы ей в пришеннои сундук кладут, и платье, и саженье, и монисто и святость и суды оловяные и меденые, и деревянные прибавливати непомношку всегда а не вдруг себе не в досаду а всево будет полно, ино дочери растут, а страху Божию и вешътву учатся, а приданое с ними вдруг прибывает и как замужь зговорят ино все готово, а толко ранее хто о детех не смышляет да как замужь давать и в ту пору все покупать». Воспитание дочерей в строгости было обязательным требованием, так как являлось показателем нравственности и крепких устоев внутри семьи.
«Домострой» не оставил
без внимания и наставления
детям, от которых требовалось
по библейским заповедям
Таким образом, «Домострой» достаточно строго устанавливал взаимоотношения родителей и детей, предлагал разные способы решения воспитательных проблем - от собственного примера и законов Божьих до физического наказания. Главным был результат - умение вести себя в семье, обществе, передавать следующим поколениям традиционные нравственные ценности.
Домашняя жизнь русской семьи
Обязанности членов семьи
Обязанности каждого члена русской семьи «Домострой» расписывает с опорой на устоявшиеся обязанности.
На первое место выходят обязанности христианские - вера, благочестие, причащение, почитание Господа и царя, далее идут требования повиновения святым отцам, которые являлись духовниками для членов семьи. Так же считались не менее важными обязанностями и проявление милосердия или благотворительность, недаром одна из глав «Домостроя» так и называется «Как всякого посещать в страдании в монастырях, больницах и в темницах». Особо приветствовалось в русском обществе паломничество по святым местам, так как считалось духовной обязанностью мирян приобщиться к священным реликвиям. Соответственно с христианскими традициями русские люди в доме обязательно имели святые образа и без молитвы не представляли себе никаких начинаний. Только молитва служила поводом для новых дел, иначе делам не было благословения.
«Домострой» подробно раскрывает обязанности мужа, как хозяина. Некоторые главы посвящены закупкам и формированию запасов в доме, поддержанию порядка в хозяйстве, чтобы домочадцы (слуги и жена) не испытывали недостатка в самом необходимом при приготовлении застолья в доме, при этом уделяется большое внимание рачительности хозяина - умению выгодно купить и не потратить лишние деньги.
Хозяйка, по требованиям «Домостроя», сама должна была вставать раньше всех и отдавать распоряжения слугам, а затем следить за выполнением домашней работы. Как отмечала Н.Л. Пушкарева, «жена должна была знать всякое дело лучше тех, которые работали по её приказанию: и кушанье сварить, и кисель поставить, и бельё выстирать, и выполоскать, и высушить, и скатерти, и полавочники постлать, и таким своим уменьем внушала к себе уважение». Очень подробно обязанности жены, как хозяйки дома, разбирает глава «Домостроя» - «Как избная паря дня устроити хорошо и чисто». В данной главе рассматриваются обязанности по уборке дома, приготовлению пищи, поддержанию одежды и белья в порядке, присмотру за слугами и т.д., потому как «у добрых людей у порядливои жены всегды дом чист и устроен все по чину и упрятано где что пригож и при чищено и приметено всегды в устрой как в рай воити всего того и всякой порядни жена смотрила и учила слуг, и детей добром и лихом не имет слово ино ударить, и увидит муж что не порядливо у жены и у слуг или не потому о всем что в сеи памяти писано ино бы умел свою жену наказывати всяким разсужением и учити аще внимает и по тому все творити и любити и жаловати, аще жена по тому научению и наказанию не живет». По всем домашним делам жена обязана была советоваться с мужем, как хозяином дома, и учитывать его советы и пожелания.