Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 00:17, контрольная работа
Целью нашей работы является проанализировать институт семьи в римском праве римского права и определить его особенности.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
– рассмотреть понятия семьи и брака, условия заключения брака, обстоятельства, прекращающие брак, виды брака в римском праве, различия в семейных правоотношениях в зависимости от вида брака в римском праве;
– соотнести теоретические воззрения, изложенные в работах современных авторов с хрестоматийным материалом.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Правовые черты римской семьи 6
ГЛАВА 2. Особенности брака в римском праве 13
1. Брак в римском праве и его формы 13
2. Правовой режим имущества супругов 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Правовые черты римской семьи 6
ГЛАВА 2. Особенности брака в римском праве 13
1. Брак в римском праве и его формы 13
2. Правовой режим имущества супругов 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21
Тема данной контрольной работы – «Семейные правоотношения в римском праве». Актуальность данной тематики заключается в том, что и в наши дни семейное право европейских стран основывается именно на соображениях римского права и юридического родства.
В источниках римского частного
права понятие брака трактуется
как «союз мужчины и женщины,
объединение всей жизни, связь в
праве божественном и человеческом»
[Седаков, С. 61, 110]. Также существует и второе
определение: «Союз мужа и жены, основанный
на совместной жизни» [Седаков, 2010, С. 62,
110]. Оба определения подходят, скорее,
к древнеримскому браку cum manu, то есть «браку
с мужней властью», когда жена передавала
все свое имущество супругу, чем к новому,
когда с исчезновением manus жена сохраняла
свое имущество, отдельное
от мужа, и оставалась подвластной своего
отца и членом своей прежней семьи.
Сложность юридической конструкции римского брачного права заключается в том, что не каждая семья и не всякие родственного характера отношения мужчины и женщины признавались браком, порождающим правовые последствия. Данная сложность определяется неоднозначным правовым происхождением института брака. Недаром Гай Римский считал римский семейный строй в силу его нетипичности «исключительным достижением» римского народа. В римской семье первостепенную роль играло юридическое (аггатическое) родство, а кровная (когнатическая) связь отодвигалась на второй план.
Целью нашей работы является проанализировать институт семьи в римском праве римского права и определить его особенности.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
– рассмотреть понятия семьи и брака, условия заключения брака, обстоятельства, прекращающие брак, виды брака в римском праве, различия в семейных правоотношениях в зависимости от вида брака в римском праве;
– соотнести теоретические
воззрения, изложенные в работах
современных авторов с
Исходя из поставленных задач, для написания данной работы мы использовали методы анализа, синтеза, деконструкции и аксиоматический метод.
Контрольная работа состоит из введения, двух основных глав с параграфами, заключения и списка литературы, состоящего из четырнадцати источников. Объём работы (введение, главы и заключение) составил шестнадцать страниц.
ГЛАВА 1. Правовые черты римской семьи
Понятие римской семьи несколько отличается от современного и имеет ряд особенностей.
В римском праве термин
«семья» (familia) имел более
широкий смысл, чем в наши дни. Под ней
«в архаичные времена понимались рабы,
наличествующие в данном хозяйстве, позже
<…> и имущество, и рабочая сила,
и собственно члены семьи», – отмечает
О.И. Гордеев [Гордеев, 2011]. Согласно Советскому
философскому словарю, «даже европейская
патриархальная» семья «включала в себя
как родственников, потомков одного отца
с их женами и детьми, так и домашних рабов,
в том числе наложниц; поэтому Энгельс определял
ее как «промежуточную форму» между многоженством
и моногамией» (http://terme.ru, 2012) .
Семья образуется в результате
брака. Римский юрист и
О.А. Омельченко считает, что в данном общем
понимании отразилось подчинение регулирования
брачно-семейных связей правовым нормам
двоякого происхождения: как проявление
требований «человеческого права» брачный
союз подчиняется установлениям гражданского
права, а как проявление требований «божественного
права» брачный союз должен отвечать высшим
предписывающим требованиям морального
и религиозного характера, предпосланным
человеческому праву (Омельченко, 2012, http://www.gumer.info).
Римскую семью (familia) мог основать только римский гражданин как обладатель jus conubi.
В отличие от
семей в других древних государствах,
где правовое значение имело кровное (когнатическое)
родство, в римской семье юридически значимым
было агнатическое
родство, основанное на власти и подчинении.
На основании этого члены римской семьи
делились на подчиненных
(persona aliena juris) и главу семьи
(paterfamilias), осуществлявшего
власть над ними. Основное отличие правового
положения paterfamilias – независимость от
чьей-либо власти в семейном порядке (persona sui lurjs).
Домовладыка обладал полной
властью над всеми членами семьи (женой,
детьми, внуками, правнуками, женами сыновей
и т. д.), включающую право жизни и смерти,
отказа от новорожденного, продажи в рабство,
телесных наказаний, выдачи по ноксальному
иску, расторжения брака женатых сыновей,
изгнания из дома. Без его согласия никто
не мог ни войти в семью, ни выйти из нее.
Только признание отцом новорожденного
своим ребенком превращало в члена семьи.
Он полностью управлял имуществом семьи
и распоряжался им по своему усмотрению.
Ничто не освобождало подчинённых от повиновения
домовладыке: ни возраст, ни занятие должности
магистрата. Оно прекращалось лишь со
смертью или по воле paterfamilias. С его смертью
сыновья освобождались от patria potestas своего
отца и сами становились домовладыками,
жены сыновей переходили под власть своих
мужей, внуки – под власть своих отцов,
над вдовой (persona sui juris) учреждалась опека
сыновей.
По семейному положению римские граждане делились также на лиц своего права (persona sui juris) и лиц чужого права (persona alieni juris).
К лицам своего права относились
домовладыки, а к лицам чужого права –
остальные члены семьи, так называемые подвластные.
Для полной гражданской правоспособности
было необходимо, чтобы лицо занимало
в семье независимое, самостоятельное
положение, которое имели только домовладыки.
Их сыновья вне зависимости от возраста,
семейного и общественного положения
при жизни отца или деда всегда были подвластными
с ограниченной гражданской правоспособностью.
Они не могли первоначально быть собственниками
имущества. Если они приобретали какое-то
имущество, то оно становилось собственностью
домовладыки. Он был единственным носителем
прав в семье.
Сами римляне считали исключительным положение paterfamilias. «Едва ли еще есть какие-нибудь люди, которые имели бы над детьми своими такую же власть, как мы», – утверждал юрист того времени Гай Римский.
Работы английского профессора Дж. Крука и других современных исследователей говорят о том, что со временем общественное мнение и обычаи ограничили возможный произвол домовладыки: так, пожизненная власть над взрослыми сыновьями в общественной жизни перестала играть какую-то роль. Вопреки утвердившемуся мнению женатые сыновья, имевшие высокие должности, в действительности обладали собственными средствами, жили отдельно и получали годовое содержание. Согласно Цицерону, Секст Росций имел в собственном распоряжении три поместья, а Целий жил в отдельном доме на Палатине. Лишение сыновей наследства при отсутствии серьезных причин называлось furor (безумие). Ограничения patria potestas начали распространяться давно: Ромул запретил лишать жизни новорожденных, затем отцам стало нельзя продавать детей в рабство, а их убийство стало считаться преступлением. Магистраты и суды восстанавливали в правах наследников, которые были несправедливо лишены наследства. В связи с этим был издан ряд законов, ограничивающих произвол при отчуждении имущества. Таким образом, власть домовладыки, хотя и сохранялась на протяжении римской истории, была значительно изменена.
Социальные процессы, которые
следовали за развитием экономических
отношений, последовательно ограничивали
patria potestas и одновременно расширяли личных
и имущественных прав подвластных. Всё
это привело
в конечном итоге к вытеснению агнатического
родства когнатическим. Инициатива этих
изменений принадлежала претору и была
продолжена императорским законодательством.
Окончательно принцип когнатического
родства был утвержден Новеллами Юстиниана.
В когнатическом родстве различаются линии и степени. Линия является прямой восходящей, если речь идет о лицах, которые происходят один от другого, от потомка к предку (внук, сын, отец), и прямой нисходящей, если речь идет о происхождении от предка к потомку (отец, сын, внук). Боковая линия объединяет лиц, имеющих общего предка (брат и сестра, дядя и племянник).
Степень родства в прямой и боковой линиях определяется числом рождений между двумя родственниками, на которое они отстоят одно от другого. Мать и сын имеют первую степень родства, так как оно возникло в результате рождения сына. Родные брат и сестра – это родственники второй степени, а дядя и племянник – третьей. Боковое родство будет полнородным при общности отца и матери и неполнородным: единокровным (при наличии общего отца) или единоутробным (общая мать).
От родства важно отличать свойство, показывающее отношения родственников одного супруга к родственникам другого. Они не состоят между собой в свойстве, степень которого соответствует степени родства между супругом и тем из его родственников, относительно которого и определяется степень свойства, связывающего его с другим супругом. На основании этого получается, что сестра жены состоит во второй степени свойства с ее мужем. Отношения свойства прекращаются только с расторжением брака.
Patria potestas появлялась при рождении детей в римском браке. Законными считались дети, зачатые в браке. Ими были дети, родившиеся не ранее 182 дней после свадьбы и не позднее 300 дней после смерти мужа.
Власть отца над внебрачными детьми могла быть установлена и путем узаконения (legitimatio), которое появилось в период империи и применялось сначала только в отношении детей, рожденных в конкубинате. Со временем возникло всего три способа узаконения:
Над чужими детьми patria potestas устанавливалась путём усыновления. Оно осуществлялось в двух формах: arrogatio – при усыновлении persona sui juris и adoptio – при усыновлении persona alieni juris. В соответствии с утверждением, что усыновление подражает природе, между усыновителем и усыновляемым необходима не менее чем восемнадцатилетняя разница в возрасте.
Первоначально arrogatio осуществлялось
в куриатных комициях в форме закона в
присутствии усыновителя и усыновляемого,
поскольку они оба должны были обладать
правом участвовать в них. На основании
этого женщины не могли усыновлять, они
и несовершеннолетние не могли усыновляться.
С падением роли народных собраний усыновление
происходило
в частном порядке, о чем было объявлено
публично. С середины II в. право усыновления
перешло к императору, тогда же стало возможным
arrogatio несовершеннолетних и женщин. Это
положение было зафиксированно в Кодификации
Юстиниана и, кроме того, согласно происшедшему
расширению имущественных прав детей
paterfamilias, устанавливало для усыновителя
лишь право пользования имуществом усыновленного.
Усыновление persona aliena juris происходило
с использованием нормы об эманципации,
которая содержалась в Законах XII таблиц,
посредством мнимой троекратной продажи
сына. «Покупателем» выступало третье
лицо, обозначенное заранее. После совершения
мнимого акта продажи в третий раз в соответствии
с XII таблицами сын освобождался от patria
potestas. Но третий акт преднамеренно не завершался:
сразу после его совершения «покупатель»
возвращал сына отцу, тем самым власть
последнего не утрачивалась. Затем отец
вместе с сыном и усыновителем являлся
перед претором как мнимый ответчик по
виндикационному иску усыновителя и признавал
иск,
а претор констатировал смену paterfamilias,
то есть объявлял подвластного состоящим
под patria potestas усыновителя. Adoptio дочери
или внука совершалось однократной маниципацией.
В Кодификации Юстиниана данная процедура
была заменена простым заявлением перед
судом, кроме того, теперь patria potestas кровного
отца не прекращалась. Устанавливались
только наследственные права усыновленного
после усыновителя.
Опека и попечительство в римском праве – это правовой институт, который служил для восполнения отсутствующей или ограниченной дееспособности лица посредством соответствующих действий других специально назначенных лиц, способных к сознательным волевым актам (опекуны или попечители).
На сегодняшний день существуют различия между опекой и попечительством. Опека назначается над недееспособными лицами, а попечительство – над ограниченно дееспособными. В римском праве критерием применения этих средств был возрастной признак: опека (tutela) устанавливалась над несовершеннолетними детьми и приравненными к ним женщинами, попечительство (cura) – над юношами 14–25 лет, душевнобольными и расточителями. Опекуны и попечители также различались по характеру их функциональных обязанностей: опекун (если подопечному было до 7 лет) сам совершал необходимые действия, направленные на сделку; в других случаях опекун выражал свою волю в определенной форме в момент заключения договора подопечным; попечитель мог дать неформальное согласие на сделку до и после её совершения. Следовательно, эти функции не были адекватны фактическим волевым возможностям женщин и душевнобольных.
Опека над женщинами
рано утратила свое практическое значение:
к концу республики женщины самостоятельно
стали участвовать в деловых отношениях
и лишь некоторые акты цивильного права
(участие в легисакционном процессе, отчуждение
res mancipi) требовали согласия опекуна. Но
эти ограничения к началу классического
периода воспринимались как излишние.
Гай считал, что они «не имеют под собой
основания» [Гай. Институции I. 190. Библиотека
Гумер. Режим доступа: http://www.gumer.info/
Pravo/Article/inst_gai.php]. В первой половине I в.
был отмечен основным видом опеки над
женщинами была опека ближайших агнатов,
а затем практически не применявшаяся
опека по завещанию мужа или отца.