Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 14:14, курсовая работа
Актуальность выбранной темы заключается в том, что нормативно-правовой акт является одним из основных источни¬ков права современного государства. В нем выражается большинство правовых, норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Нормативные акты как форма (источники) права начина¬ют издаваться с установлением централизованного государст¬ва, усиления его роли.
Введение 4
1. Внешние формы права 6
1.1. Понятие формы права 6
1.2. Источники права и их видовое многообразие 7
2. Нормативный правовой акт как источник права 15
2.1. Понятие и признаки нормативно-правовых актов 15
2.2. Классификация нормативно-правовых актов 18
3. Нормативно-правовые акты Российского права 24
3.1. Виды нормативно-правовых актов в Российской Федерации 24
3.2. Действие нормативно-правовых актов в Российской Федерации 29
4. Систематизация нормативно-правовых актов 33
Заключение 39
Список использованной литературы 42
Министерство экономического развития РФ
Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Всероссийская академия внешней торговли
Дальневосточный филиал
Кафедра публичного права
Специальность
030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр»)
КУРСОВАЯ РАБОТА
по учебной дисциплине Теория государства и права
Тема: Система нормативно-правовых актов Российской Федерации
Выполнена студентом
Шерстюком Иваном Игоревичем
Форма обучения: очная/заочная
1 курс Группа БЮР-11У
Научный руководитель:_________________
Дата сдачи на рецензирование: «____»_______________20___ г.
Допуск к защите: «____»_______________20___ г. ____________________
Работа защищена с оценкой: ____________
«____»_______________20___г.
г. Петропавловск-Камчатский
20___ г.
Содержание
Введение 4
1. Внешние формы права 6
1.1. Понятие формы права 6
1.2. Источники права и их видовое многообразие 7
2. Нормативный правовой акт как источник права 15
2.1. Понятие и признаки нормативно-правовых актов 15
2.2. Классификация нормативно-правовых актов 18
3. Нормативно-правовые акты Российского права 24
3.1. Виды нормативно-правовых актов в Российской Федерации 24
3.2. Действие нормативно-правовых актов в Российской Федерации 29
4. Систематизация нормативно-правовых актов 33
Заключение 39
Список использованной литературы 42
С появлением первых государств у правящей верхушки возникла необходимость управлять проживающими в них людьми. Нужно было разработать систему определённых правил, с помощью которых можно было бы держать их в определенных рамках. Изначально, использовали известные в то время обычаи и традиции, которые передавались из поколения в поколение. Со временем изменялось общество, развивались города, совершенствовались и появлялись новые правоотношения. Их необходимо было регулировать, в том числе и с помощью определенных мер запретов и наказания. Данные правила, меры и запреты развились в целую систему, известную в наше время как системы нормативно-правовых актов.
Актуальность.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых, норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Нормативные акты как форма (источники) права начинают издаваться с установлением централизованного государства, усиления его роли.
В основу курсовой работы были положены как научные публикации, отображающие теоретическую значимость, так действующие нормативные правовые акты, указывающие на степень практической значимости темы.
Теоретическая значимость.
Прежде всего, при изучении данной темы основное внимание было направлено на анализ работ следующих авторов: Хропанюк В.Н., Бабаев В. К., Венгеров А. Б., Малько А.В., Кудрявцева В.Н.
При написании курсовой работы мной в качестве научного фундамента были взяты работы Венгерова А. Б., Бабаева В. К.. Малеина Н.С., в которых подробно рассматриваются общие вопросы нормативно-правовых актов. Труды этих авторов составили методологическую основу курсовой работы. Наиболее перспективным автору представляется комплексный подход к исследуемой теме.
Практическая значимость.
Знание системы нормативно-правовых актов Российской Федерации имеет большое значение в практической деятельности юристов. Оно позволяет ориентироваться в огромном количестве законов и в зависимости от ситуации применять нужный нормативно-правовой акт.
Таким образом, данная тема является весьма актуальной для изучения.
Объектом данной работы является система нормативно-правовых актов, а также их применение.
Предметом же является – понятие, основные признаки и виды нормативно-правовых актов.
Цель работы заключается в том, чтобы показать развернутую картину о системе нормативно-правовых актов, её составляющих и их особенностях.
Реализация данной цели подразумевает выполнение ряда задач:
Методология. В настоящей работе применены различные методы научного познания, наиболее популярными из которых оказались анализ, синтез и дедукция.
Структура работы.
Курсовая работа состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
К праву категория "форма" применяется в двух основных значения: а) правовой формы; б) формы самого права.
Правовая форма – это вся правовая реальность1. В этом случае речь идет о правовых явлениях, опосредующих экономические, политические, бытовые и иные фактические отношения, конкретные виды деятельности. Понятие правовой (юридической) формы применимо, когда раскрывается связь права (или любого правового явления) с иными социальными образованиями, процессами, состояниями и отношениями.
Форма права — это форма именно права как отдельного, самобытного явления и соотносится она только с содержанием права. Ее назначение — упорядочение содержания права, придание ему свойств государственно-властного характера.
Выделяют внешнюю и внутреннюю формы права.
Внутренняя форма права — это его структура и связи. К ней относят систему права, горизонтальную и вертикальную структуры соподчиненности всех ее элементов.
В отечественном правоведении нет единого мнения относительно того, что следует понимать под внешней формой права. Во многом это определяется тем, что тот или иной автор считает содержанием права. Некоторые авторы полагают, что содержание права составляет государственная воля, а форма права — это юридические нормы.
Раскрыть внешнюю форму права,
это значит выяснить, какими способами
данная экономически и политически
властвующая группа «возводит в
закон» свою волю и соответственно
какие формы выражения
Под источником права в юридическом смысле понимаются формы выражения, объективизации нормативной государственной воли. Это и есть внешняя форма права в истинном значении термина. Форма права показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную правовую норму и в каком виде (реальном образе) эта норма, принявшая объективный характер, доводится до сознания членов общества. Следовательно, внешнюю форму права можно определить как способ выражения, существования и преобразования (изменения или отмены) правовых норм, действующих в определенном государстве.2
Под формами (источниками) права понимаются способы закрепления и выражения правовых норм. «Источники права» — специальный правовой термин, который употребляется для обозначения внешних форм выражения юридических норм.
Различаются следующие основные формы (источники) права: правовой обычай, юридический прецедент (судебная практика), нормативно-правовой акт.
Правовым обычаем называется санкционированное государством правило поведения, которое ранее сложилось в результате длительного повторения людьми определенных действий, благодаря чему закрепилось как устойчивая норма3. Государство санкционирует только такие обычаи, которые отвечают его интересам. Санкционированные обычаи приобретают характер общеобязательных правил поведения. Примером древних правовых обычаев являются такие источники рабовладельческого права, как Законы XII таблиц (Древний Рим V в. до н. э.), Законы Драконта (Афины VII в. до н. э.) и другие.
Отношение юридической науки к правовому обычаю неоднозначно. Одни отводят ведущую роль обычаю среди других источников права, считая, что законодательные и судебные органы в своей правотворческой и правоприменительной деятельности руководствуются взглядами и обычаями, сложившимися в данном обществе. В соответствии с этой концепцией обычай играет в праве примерно такую же роль, какую марксистская теория отводит материальным условиям производства как основе, над которой возникает право. Преувеличение роли обычая как источника права характерно для социологической и особенно для исторической школы права, которые видят в праве продукт народного сознания.
Юридический позитивизм, наоборот, считает обычай устаревшим источником права, не имеющим существенного практического значения в современной жизни. Главным и преобладающим источником права представители юридического позитивизма считают закон, который своим регулированием должен охватывать все основные сферы жизни общества. И это правильно с той точки зрения, что в большинстве современных стран основным регулятором общественных отношений является право, нормы которого создаются государством. Даже в Англии, где традиции во многих случаях имеют общеобязательное, значение, обычаи в настоящее время действуют лишь в ограниченной сфере общественных отношений. Они распространяются только на торговое право и некоторые институты уголовного права (например, участие присяжных в определенных юридических делах).4
Вообще под обычаем понимается правило поведения, сложившееся на основе постоянного и единообразного повторения данных фактических отношений. Обычаи — требования, подкрепленные длительной традицией. Правовым обычай становится после того, как получает официальное одобрение государства.
Правовой обычай — обычай, применение
которого обеспечивается санкцией государства.
Его следует отличать от обычая,
представляющего собой
Обычай по природе своей носит консервативный характер. Он закрепляет то, что сложилось в результате длительной общественной практики. Нередко обычай отражает обывательские предрассудки, расовую и религиозную нетерпимость, исторически сложившееся неравноправие полов. Такие обычаи в целях социальной безопасности, общепринятой морали и личного благополучия граждан государство вполне оправданно запрещает. Согласно древним обычаям труп человека тревожить нельзя ни под каким видом. Известны случаи, когда препятствуют проведению судебно-медицинских экспертиз тел убитых сородичей.5
Государство к различным обычаям относится по-разному: одни запрещает, другие одобряет и развивает. Правовой обычай может действовать и с «молчаливого» согласия законодателя. Длительное существование правовых обычаев можно ожидать лишь в некоторых сферах правового регулирования, например при регулировании внешней торговли. Отечественное законодательство допускает и признает использование в юридической практике обычаев. Государство санкционирует путем отсылки лишь те обычаи, которые не противоречат, согласуются с его политикой, с нравственными основами сложившегося образа жизни. Обычаи, противоречащие государственной властвующей политике, общечеловеческой морали, как правило, запрещаются законом. Например, в ранее действовавшем УК России были статьи, запрещающие такие «пережитки родового быта и феодально-байского отношения к женщине», как калым за невесту, похищение ее, многоженство. Роль обычая в различных отраслях права неодинакова. В конституционном праве сфера его действия ограничена, а в гражданском, семейном, торговом, земельном — значительна. Велика роль обычая как одного из источников формирования конституционных норм о правовых символах, о праздничных днях. Согласно мировой парламентской практике первое заседание парламента (или его палаты) нового созыва открывает старейший по возрасту депутат. Ныне эта норма права, возникшая на основе обычая уважения старших, зафиксирована применительно к работе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (ч. 3 ст. 99 Конституции РФ).
Правовой обычай — правила поведения, к которым дана отсылка в законе. Когда содержание обычной нормы получило прямое текстуальное закрепление в законе или ином нормативном акте, вряд ли верно считать юридическим источником обычай. Источником права в таких случаях становится нормативный акт, воспроизведший в своих статьях требования обычая.
Информация о работе Система нормативно-правовых актов Российской Федерации